Научная статья на тему 'Реализация коррупционного экономического интереса в системе взаимоотношений власти и общества'

Реализация коррупционного экономического интереса в системе взаимоотношений власти и общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / ВЛАСТЬ / CORRUPTION / ECONOMIC INTEREST / AUTHORITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юхачев Сергей Петрович

Статья посвящена исследованию особенностей реализации коррупционного экономического интереса, с учетом специфики формирования и функционирования современной российской системы отношений власти и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of corruption economic interest in the system of interrelations of the authority and society

The article is devoted to studying of features of realization of corruption economic interest taking into account specificity of formation and functioning of the modern Russian system of relations of the authority and society.

Текст научной работы на тему «Реализация коррупционного экономического интереса в системе взаимоотношений власти и общества»

статья вызовет усмешку. Но критика сиюминутная и тенденции развития отношений собственности - категории неоднозначные. Ставить между ними знак равенства - все равно, что ставить знак равенства между нашей жизнью и судьбой, которую мы хотели бы нашим детям и внукам. Мир изменчив. Жизнь хозяйственная, экономические процессы и отношения сегодня очень сильно зависят от политической ситуации в России. В тенденциях развития отношений собственности могут быть отношения, изменения и даже повороты назад, но общий характер их трансформации ясен. Возврата к старому быть не может, как не может быть зеркального повторения опыта других стран. Россия преобразуется в постиндустриальное общество, и в основе этого лежит формирование новой системы отношений собственности.

1. Познер Р.А. Экономический анализ права: в 2 т. / пер. с англ. под ред. В.Л. Тамбовцева. СПб., 2004. Т. 1.

2. Эрхард Л. Благосостояние для всех: Репринтное воспроизведение / пер. с нем.; авт. пре-дисл. Б.Б. Багаряцкий, В.Г. Гребенников. М., 1991.

3. Шкредов В.П. Экономика и право: опыт экономико-юридического исследования общественного производства. М., 1990.

4. Bell D. Notes on Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. № 7. Р. 102.

5. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 429464.

6. Мизис Людовиг фон. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории / пер. с англ. А.В. Курлева. М., 2000. С. 641.

7. Экономика США / под ред. В.Б. Сутяна. СПб., 2003. С. 133.

8. Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. М., 2003. С. 51.

9. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / под ред. М. Делягина. М., 2000.

Поступила в редакцию 4.09.2008 г.

Dudina O.Y., Yuryev V.M. Evolution of property relations and new conditions of the economic system development. The economic world development is impossible without a permanent transformation process of property relations. Property always existed and got various forms. However property relations became especially significant in conditions of the post-Soviet Russia. The paper describes the evolution of property relations, and it also contains assumptions of their further transformation and development.

Key words: property, property relations, dynamic analysis, static analysis, transitory economy, private property, postindustrial economy, globalization.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРУПЦИОННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

С.П. Юхачев

Статья посвящена исследованию особенностей реализации коррупционного экономического интереса, с учетом специфики формирования и функционирования современной российской системы отношений власти и общества.

Ключевые слова: коррупция, экономический интерес, власть.

Современный этап развития российской экономики сопровождается активизацией борьбы с коррупцией как системным явлением, охватившим значительную часть как государственных, так и коммерческих структур. Коррупция существует в любых странах, независимо от их государственного и социально-экономического устройства, естественно, что степень ее распространенности и масштабы различны. Одной из наиболее об-

щих причин возникновения коррупции является наличие неустранимого противоречия между объективными законами экономики и их отражением в правовых нормах и законодательстве государства. Однако столь серьезный размах коррупционной активности в России обусловлен не только слабостью государственной власти и неупорядоченностью социально-политической и экономической жизни страны первых лет постсоветского

периода, но и всей историей развития российской бюрократической системы.

Зарождение в России государственного аппарата власти приходится на начало XVI в. и связано с учреждением системы приказов (судья, думный дьяк, дьяк, подьячий), к 80-м гг. XVII в. существовало уже 37 приказов, в которых служило около 2 тыс. подьячих.

В первой четверти XVIII в. положение аппарата бюрократии было оформлено законодательно. Высшие чиновники - президенты коллегий и губернаторы назначались царем и Сенатом, низшие чиновники - Сенатом. Генеральный регламент 1720 г. установил единообразие структуры и порядок деятельности коллегий и других правительственных учреждений. Табель о рангах 1722 г. ввел единую систему чинов, узаконил замещение постов в армии и государственном аппарате по личным заслугам, способностям и опыту. Весь бюрократический аппарат делился на табельный (классный - 14 классов) и внетабельный (канцеляристы, копиисты, подканцеляристы). С 1764 г. чиновники стали получать государственное денежное жалованье. К середине XVIII в. число чиновников составляло около 5 тыс. человек. К началу XX в. в России бюрократический аппарат превышал 500 тыс. человек (в т. ч. около 9 % - женщины) [1].

Особую специфику приобрели отношения государственной власти и общества в советский период. Фактически бюрократический аппарат, как центральный, так и на местах, формировался непосредственно И. Сталиным, и окончательно «сталинская» бюрократия сложилась к концу 1930-х гг. Важнейшей организацией в СССР была КПСС, насчитывавшая к концу 1990-х гг. почти 20 млн членов. Партийная бюрократия была элитой.

Отсутствие в СССР института частной собственности, возможности реализовать себя в предпринимательской деятельности в сочетании с особо привилегированным положением высокопоставленных чиновников (служебные квартира, дача, машина, высокая заработная плата) и потенциальной угрозой потери выгодной должности выступали своего рода «стимулом» к активизации коррупционной деятельности и всевозможным злоупотреблениям служебным положением. Практически полностью весь ХХ в. советская

политическая элита находилась в замкнутом пространстве «социалистического лагеря», и как следствие, при переходе к новым экономическим отношениям произошла резкая смена идеологических ориентиров без каких-либо существенных изменений в структуре политической элиты. Радикальная либеральная идеология оказалась удобной основой для конвертации власти в собственность. Интересы основной массы населения оказались вне сферы интересов новой политической элиты.

«Новые демократии», как показывает опыт посткоммунистических стран, страдают от коррумпированности элиты, погони за рентой. Расширение властного пространства групп с особыми интересами и ограничение свободы выбора индивида ведет к неэффективности действующих общественных институтов и «ухудшению качества предоставляемых общественных благ». Индивид, действуя рационально, т. е. сопоставляя издержки и выгоды, старается избегать потребления и оплаты таких благ, уклоняясь от налогов, приобретая некоторые общественные блага в частном порядке, осуществляя подкуп коррумпированных чиновников. В итоге, низкая эффективность действующих институтов ведет к появлению параллельных институтов и структур теневого сектора экономики.

В последние годы коррупционные процессы достигли небывалого размаха и стали восприниматься обществом как неотъемлемый элемент современной хозяйственной системы. Помимо негативного влияния на экономику массовое взяточничество подрывает доверие и уважение к государству. По результатам исследований фонда «ИНДЕМ», треть населения страны - те, которым приходилось давать взятки, - испытывают буквально «ненависть к нашей государственной системе, которая ставит людей в такие обстоятельства», еще 15 % - «ненависть ко всей коррумпированной власти» [2].

Особенности реализации коррупционных интересов в контексте вышеизложенных аспектов развития российской системы власти отражаются в том, что:

- идет процесс институционализации теневого сектора российской экономики и коррупции как одного из ее элементов, правила взаимоотношений криминальных структур,

бизнеса и власти приобретают устойчивый характер;

- коррупционные процессы и отдельные деяния становятся все более функционально необходимыми элементами предпринимательской деятельности, переходят на постоянный уровень, принимают форму нелегальной платы за обслуживание.

Фактически, на современном этапе коррупция - это не столько экономическое преступление, совершенное определенным должностным лицом, сколько сложная система социально-экономических отношений, осуществляющихся особым нелегальным образом.

Коррупция приобретает определенные системные свойства: всеобщность; связь с внешней средой, проявляющаяся в процессе взаимодействия с ней через тесное переплетение с официальной экономикой посредством легальных хозяйствующих структур, а также с институтами государства и общества; структурность, заключающаяся в наличии устойчивых вертикальных и горизонтальных связей и отношений, гарантирующих взаимную поддержку; способность к самоорганизации и непрерывному развитию.

Специфическими для России признаками коррупции как части теневой экономической деятельности являются:

- субъекты - работники государственных, общественных и коммерческих организаций, реализующие свои функции в сфере экономики и связанных с ней областях деятельности;

- преступления совершаются в связи с деятельностью субъектов по месту работы;

- деятельность субъектов связана с обслуживанием или участием в законных экономических процессах;

- нарушаются нормативные правила, изложенные в законах и иных нормативных актах и регулирующие функциональную деятельность субъектов;

- субъекты вместе с незаконной ведут законную деятельность в соответствии с функциональным назначением их организаций;

- незаконный характер преступной деятельности часто не связан с осуществлением иных преступлений общеуголовной направленности (предусмотренной УК);

- организованность проявляется в налаживании и поддержании устойчивого про-

цесса совершения незаконных деяний (осуществления криминальных финансово-

хозяйственных операций);

- незаконные операции представляют собой вид бизнеса (планомерно осуществляемой предпринимательской деятельности по получению доходов), а организационная структура и деятельность организованной преступной группы формируется по корпоративному принципу и т. п.

Те группы лиц и организаций, которые находятся ближе к верхушке власти в России, реализуют свои коррупционные экономические интересы, способствуя перераспределению российского государственного (национального) достояния, средств и имущества больших групп физических лиц, крупных коммерческих организаций и т. п., имея возможность осуществлять это перераспределение более латентным способом, а те, которые отстоят дальше, вынуждены открыто нарушать законы и нормативные акты. При этом, учитывая слабую законодательную базу и усложнение происходящих процессов с точки зрения их экономической и правовой сущности, выявить незаконный способ перераспределения очень трудно или вообще невозможно. В итоге коррупция оказывает серьезное дисбалансирующее воздействие на систему реализации экономических интересов в рамках хозяйственной системы страны.

В этих условиях правовая система может быть использована как для защиты, так и для захвата и перераспределения собственности, что и наблюдается при приватизации и деприватизации (обратное приватизации «огосударствление» наиболее важных предприятий или иных объектов собственности) государственного имущества. Причем даже проводимая в государственных интересах деприватизация также может осуществляться в интересах группировок или кланов, стоящих у власти, путем выкупа у них из частной собственности государством имущества по завышенной цене.

Существование и развитие коррупции как части теневой экономической системы, через которую проходят потоки производимых в стране ресурсов, резко деформирует происходящие в России экономические и неразрывно связанные с ними политические и социальные процессы. Составляющие эту систему отдельные личности и группы ре-

ально перераспределяют в своих интересах производимый страной национальный продукт, а потому получают в свое распоряжение огромные ресурсы и средства, которые и позволяют им укреплять свое положение в обществе, экономике и государстве.

В условиях развала и последовательного ослабления и разрушения многих российских государственных организаций и структур, которые ранее выполняли важные функции в системе обеспечения интересов страны, новые государственные и коммерческие структуры становятся основой основ - «незаменимыми столпами» российской экономики, а государство и нация - объектом, чьи важнейшие процессы обслуживают эти структуры, через которые реализуются важнейшие функции жизнедеятельности. А так как эти структуры работают только на себя, преобразуя финансовые и материальные потоки в свою пользу, пропуская их через теневую экономику как организованную преступную экономическую систему, то получается, что вся жизнедеятельность российской нации работает именно на них.

При этом одним из наиболее опасных моментов является то, что создание льготных условий для криминализированных организаций в рамках теневой экономики создает им возможность в ряде случаев получать сверхдоходы практически законно - только за счет использования льгот, огромных дешевых государственных ресурсов, гарантированного сбыта или поставки и т. п. То есть криминальный характер деятельности этих организаций скрывается и как бы исчезает благодаря коррупционной деятельности государственных чиновников.

Коррупционный механизм реализации экономических интересов как коррупционерами, так и корруптерами в рамках теневой экономики стал больше развиваться по пути, максимально затрудняющему контроль со стороны правоохранительных органов и спецслужб, в те экономические и правовые ниши, где доказать криминальность полученных доходов практически невозможно, т. к. сложно или очень трудно доказать криминальный характер принятых государственными учреждениями решений [3].

Одним из наиболее опасных проявлений криминальной деятельности теневой экономики является использование в криминаль-

ных целях основных элементов государственного регулирования экономики. Под влиянием дезорганизующего воздействия теневой экономики в 1990-е гг. российская экономика постепенно утрачивала способность к динамичному саморазвитию, а некриминальные предприятия, их конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках становились объектом экспансии со стороны криминальных структур.

В последние годы одним из проявлений криминальности важнейших процессов экономической жизнедеятельности стало активное использование ОПГ, состоящих из чиновников и предпринимателей, пиковых экономических кризисов в российской экономике. Таких ярко выраженных кризисов на общероссийском уровне было несколько, кроме того, ряд аналогичных пиковых кризисных явлений неоднократно происходил на уровне одного или нескольких российских регионов. Самым известным был августовский кризис 1998 г.

Современное взаимоотношение интересов российского государства и структур теневой экономики являются наглядной характеристикой того, что структуры теневой экономики активно используют государственное регулирование с помощью определенных политических групп, лоббирующих их интересы. В этих случаях государственное регулирование им выгодно. В то же время они жестоко конфликтуют с ним, когда в действиях государственных органов появляется угроза для получения ими прибыли.

Естественно, что без противодействия российских государственных институтов интегрирование структур теневой экономики в производство, торговлю, финансовую сферу было бы еще более интенсивным и широкомасштабным. Однако взаимоотношения государства и теневой экономики в системе государственного регулирования - лишь одна составляющая этих отношений, не раскрывающая все их взаимосвязи, которые носят очень сложный и противоречивый характер.

Во многом эти противоречия определяются старыми и новыми реалиями жизни рыночной экономики. В транснациональной рыночной среде даже для одной страны представлены различные, часто конкурирующие между собой группы, и государственная власть используется в их борьбе. Од-

нако дело не только в этом: в последние годы ряд широкомасштабных мероприятий российского руководства, создающих основу для регулирования экономических процессов, оказывается в противоречии с интересами структур теневой экономики. Современная ситуация, определяющая возможность сокращения криминальных процессов в экономике, задает необходимость эффективного функционирования правоохранительного механизма в сочетании с глубокими экономическими мерами, направленными не столько на устранение текущих коррупционных деяний, сколько на ликвидацию укоренившихся мотивов и экономических предпосылок ее осуществления.

Таким образом:

- развитие коррупционных процессов в экономике приводит к расширению криминальности в экономике страны и регионов;

- выход структур теневой экономики на международную аренду усиливает их, что дополнительно ускоряет процессы криминализации российской экономики;

- сложная система нелегальных и законных взаимосвязей между организациями теневой экономики крайне затрудняет определение коррупционного характера осуществляемых финансово-хозяйственных операций и персонификацию руководителей-кор-рупционеров;

- значительно увеличивается воздействие интенсивно развивающихся способов совершения коррупционных финансовохозяйственных операций в результате широкого использования незаконных способов

увеличения доходности и прибыльности различных отраслей экономики;

- существенно возрастает степень организованности экономической преступности, особенно через наиболее крупные олигархические ФПГ как значимые части теневой экономики, увеличивается негативное влияние этих корпоративных структур вследствие расширения неопределенности последствий для государства и общества реализуемых этими корпорациями управленческих решений с использованием криминальных методов;

- усиливается влияние процессов развития теневой экономики и активизации коррупционной деятельности на все элементы российского общества и государства.

1. Ерошкин Н.П. Чиновничество в России // БСЭ: в 30 т. М., 1978. Т. 29.

2. Кто должен бороться с коррупцией // Эксперт. 2004. № 3. С. 14.

3. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005.

Поступила в редакцию 3.09.2008 г.

Yukhachev S.P. Realization of corruption economic interest in the system of interrelations of the authority and society. The article is devoted to studying of features of realization of corruption economic interest taking into account specificity of formation and functioning of the modern Russian system of relations of the authority and society.

Key words: corruption, economic interest, authority.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.