Научная статья на тему 'Теневая экономика и политические элиты в России'

Теневая экономика и политические элиты в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
786
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / КОРРУПЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SHADOW ECONOMY / CORRUPTION / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Енгалычев Рустам Муратович

В статье рассмотрены особенности развития теневой экономики в современной России в свете влияния на социально-экономические процессы политических элит, уточнены коррупционные составляющие государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The shadow economy and political elite in Russia

The shadow economy and political elite in Russia. In the article the features of development of the shadow economy in modern Russia in the light of influence on social and economic processes of political elite are considered, corruption components of public service are specified.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика и политические элиты в России»

УДК 338.98

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ В РОССИИ

© P.M. Енгалычев

В статье рассмотрены особенности развития теневой экономики в современной России в свете влияния на социально-экономические процессы политических элит, уточнены коррупционные составляющие государственной службы.

Ключевые слова: теневая экономика, коррупция, экономическая политика.

Политические элиты как особые страты управления и государственно-регионального влияния выражают не только интересы социальных групп, но и отдельных своих представителей. Очевидно, что экономические интересы политических элит представляют собой конгломерат социально-идеологических и оценочно-личностных характеристик, в т. ч. возможностей влияния на развитие бизнеса, государственных заказов, получение кредитов и других финансово-хозяйственных и экономических преференций.

Вполне очевидно, что темпы роста экономики государства в значительной мере зависят от проводимой правительством экономической политики, которая является неотъемлемой частью политического курса руководства страны. При этом в качестве основных политических детерминант экономического роста можно отметить объем государственных расходов, стабильность политического режима, его демократичность, масштабы коррупции в государственном аппарате, уровень военных расходов, зависимость от международной помощи.

Значительное влияние на развитие экономики России в целом имеет влияние современных политических элит: федеральных и региональных. Сам термин «элита» происходит от французского слова elite - что означает лучший, отборный, избранный, «избранные люди». В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия - «правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги». В современном мире конечно существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обусловливают их неодинаковые способности к управлению и влияние на политические и общественные процессы, и это дает основания ставить вопрос о

политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств. Экономическая компонента определяется несколькими факторами:

- психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

- законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

- высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

- широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных и экономических привилегий, т. к. управленческий труд связан с распределением ценностей и ресурсов.

Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой, прежде всего фиктивной и криминальной, экономики ведет не к цивилизованному рынку и демократии, а к установлению корпоративнобюрократического кланового правления, которое может быть длительным и даже способным обеспечить определенную социальную стабильность. Проблемой России является явно криминальная, замешанная на теневой деятельности окраска складывающихся кланов [1].

Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе, формируют новую политическую и социально-экономическую реальность. Без анализа российской политической элиты невозможно выявить причины и последствия существующих в стране проблем, а также возможности и варианты их решения.

Большое значение для понимания структуры и функций федеральной и региональных политических элит, а также их роли и места в политико-административном и социальном управлении имеют характеристики, фиксирующие их взаимодействие с другими элитными группами, прежде всего, с бизнес-элитами.

Российский бизнес, как и в прошлые исторические периоды, подчиняясь бюрократическим структурам, опасается их, по преимуществу дистанцируясь от власти. Он, как правило, рассматривает власть не как партнера, а как товар-услугу или «крышу». Некоторая часть крупных и деятельных бизнесменов, предпринявших попытки «хождения во власть», создания общественно-политических движений, отражающих интересы предпринимательства, убеждается в том, что их влияние на политический процесс существенно лишь в том случае, когда совпадает с основными интересами административнополитической элиты. Попытка бизнес-элиты завоевать собственные устойчивые позиции в рамках административной элиты пока не завершена и всячески парируется властью, которая старается оставить бизнесменов на вторых позициях.

Политическая элита постсоветской России прошла несколько этапов своего развития. Это теснейшим образом связано с происходящими политическими и социальноэкономическими процессами. Существенное обновление состава политической элиты в начале XIX в. изменило в лучшую для общества сторону проводимую властями политику, сделало ее более социально направленной, учитывающей интересы максимального числа социальных групп и слоев населения, что еще раз подтвердило особое место, занимаемое политической элитой в структуре российского общества.

В соответствии с ее интересами определялись приоритеты развития государства, формировались государственные структуры, разрабатывались программы реформирования. К числу таких групп относились газовая, нефтяная и банковская экономические элиты. Они имели различные профессиональные и общественные организации, которые зачастую выполняли лоббистские функции и пытались оказать давление на политическую и экономическую ситуацию в стране различ-

ными путями, в т. ч. путем делегирования своих членов в структуры исполнительной, законодательной и судебной властей всех уровней. Лидеры элитных групп имели доступ к принятию окончательных решений и таким образом влияли, а зачастую и полностью контролировали отдельные сегменты политики и экономики России.

От того, по какой схеме происходило взаимодействие органов государственной власти с представителями экономических элит и от того, какие интересы отстаивали экономические элиты, во многом зависели деятельность исполнительных органов власти и направленность дальнейших экономических преобразований в России. В последнее время значительно возросла потребность в выяснении роли экономической элиты в решении вопросов, затрагивающих все слои общества. В этой связи необходимо, во-первых, изучение экономической базы, давшей возможность газовой, нефтяной и банковской элитам осуществлять давление на политическую власть, а во-вторых, определение степени и условий такого влияния.

В политической элите выделяется ряд новых секторов, таких как партийный, думский, топливно-энергетический, аграрный, промышленный, предпринимательский, административный, финансово-биржевой и другие, оказывающих определенное влияние на принятие политических решений и лоббирующих своих представителей в высшие эшелоны власти. При этом возникает тенденция к активному включению различных секторов и групп в политику, которые не ограничиваются специфическими для них сферами деятельности. Криминализация экономической жизни общества позволяет сделать вывод о ее связях с процессом приватизации собственности в интересах политических элитных групп. В последние годы сращивание элит политико-административной, экономической, мафиозной происходит благодаря криминализации определенной части политической и экономической элит.

Проведение радикальных рыночных реформ в постсоветской России строилось исходя из либерально-рыночной логики. Она предопределила произошедшие в исторически короткие сроки крупные сдвиги в структуре собственности с одновременным демонтажом централизованного планирования с

соответствующей системой административных ограничений. Все это, согласно либеральной идее, должно было существенно ослабить бюрократическое давление на экономику по всем направлениям, включая сдерживание ее коррупционного элемента.

За годы реформ, если что и произошло существенного в сфере управления в России, так это смена конкретных форм бюрократизма в экономике. В социалистическом хозяйстве его главными формами выступали такие, как плановый фетишизм, ведомственность и местничество, догматизм и волюнтаризм в принятии управленческих решений. В современной России бюрократизм проявляется в виде возникновения, во-первых, новой системы административных барьеров, которые пришли на смену плановым и административным ограничениям, и, во-вторых, стремительного наращивания коррупции на всех уровнях управления. Причем рост коррупции, происшедший в т. ч. благодаря созданной новой системы административных ограничений, достиг таких беспрецедентных масштабов, что этим создается не только реальная преграда в поддержании устойчивого экономического роста страны, но и возникает угроза для нормального существования самого общества [2].

Бюрократизация государства и расцвет теневых форм власти приводят к преобладанию обратного соотношения власти и собственности. Здесь власть рождает собственность, поскольку практически весь капитал общества находится в фактической собственности властей. Добавили силу теневой экономике и, следовательно, теневой власти следующие факторы постсоветского устройства России:

- ваучерная приватизация (безымянные, относительно дешевые бумаги, которые треть населения продала в первый же год);

- «прозрачность границ», не обустроенных ни таможенными постами, ни военной охраной;

- спад производства, инфляция, порождающие новые дефициты и возможность делать капитал, играя на разнице внутренних и внешних цен и курсах валют;

- разрушение прежних структур управления и невозможность быстрого становления новых из-за борьбы за власть внутри

центральной элиты и между центральной и региональными элитами;

- неприспособленность правовой базы к новым экономическим и социальным отношениям, в частности, долговременное отсутствие законов о государственной службе, о коррупции, об организованной преступности;

- резкое, почти одномоментное обнищание больших масс людей и соблазн легких больших денег.

Представители теневой экономики, роль которых значительно усилилась в результате вышеназванных причин, энергично пошли во власть. Это позволило им еще более укрепить свои экономические позиции. Сама природа этих деятелей вынуждает их отрицать либеральные ценности в политике, ведь их капиталы заработаны совершенно нелиберальными средствами: близостью к реальным политическим властителям различных уровней, коррупцией и т.п. Таким образом, для сохранения своих капиталов и своей власти им не нужно развитие реальной либеральной экономики в России и реального гражданского общества. Теневая экономика современной России - это, в определенном смысле, остаток этакратической системы, который, наряду с другими факторами, тормозит интеграцию российского общества в либеральную экономическую и политическую культуру. Это, однако, не означает, что представители теневого бизнеса откровенно артикулируют свои антилиберальные взгляды. Напротив, политическая риторика представителей этой социальной группы может быть вполне либеральной по форме. Но реальные действия представителей теневого бизнеса реставрируют патриархальную структуру взаимоотношений власти и экономики, основанную на конвертации власти в капитал, с одной стороны, и превращении капитала в теневые властные полномочия - с другой стороны [3].

Сегодня коррупция превратилась в своего рода теневой рынок прав собственности, на котором в качестве главного агента-распорядителя выступали чиновники. В результате сложилась тесная смычка коррупции, представляющей собой по сути дела «теневое государство» с теневыми отношениями в экономике. Государство из общественного института, призванного устанавливать и поддерживать в обществе и хозяйстве

закон и право, трансформировалось в «теневое государство», а бизнес получил дополнительные основания для ухода в тень. Бизнес, с одной стороны, это вынужден делать для того, чтобы избежать произвола коррумпированных чиновников, которые все в большей степени заинтересованы в лоббировании интересов теневого капитала, получая от него дополнительные доходы. С другой стороны, теневая экономика сама создает питательную среду для коррупции. Это означает, что масштабное распространение коррупции в РФ, возникшее в процессе форсированной приватизации государственных активов, одновременно стало следствием и причиной дальнейшего и повсеместного распространения теневой экономики. Понятно, что неле-гализованная вторая экономика охватывает скрываемые от контроля виды индивидуальной и кооперативной деятельности, т. е. либо запрещенные законом, либо не зарегистрированные в установленном порядке или отражаемые в учете не в полном объеме. Структурой теневой экономики являются: криминальная экономика, фиктивная экономика, неформальная экономика.

Теневая экономика сильнейшим образом дестабилизирует российское общество:

1) она вытесняет официальные механизмы налогообложения и, соответственно, снижает объемы собираемых налогов. Альтернативные, теневые механизмы налогообложения (содержание «крыш», выплаты чиновникам за выполнение ими своих прямых обязанностей и т. п.) нередко вытесняют официальное налогообложение;

2) теневая деятельность дезорганизует производственный процесс в официальной экономике, ухудшает положение существующих экономических организаций и препятствует созданию нормально работающих, «здоровых»;

3) связанная с криминальной деятельностью, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых может быть разрешена только с применением насилия. Социологические опросы свидетельствуют, что от 30 до 40 % руководителей предприятий лично сталкивались со случаями рэкета, вымогательства, попытками поставить предприятие под контроль преступных групп;

4) теневая экономика - важнейший фактор формирования деловой этики, более того, социальных норм общества. Они «размыты» из-за расширения и укрепления сферы «тени»; люди перестали различать, что в хозяйственной жизни допустимо, а что - нет, каковы критерии оценки того или иного экономического действия. Так, часть хозяйственных руководителей переводят безналичные деньги в наличные, заключая фиктивные контракты (т. н. обналичивание). Эта операция в принципе незаконна и наказуема, но на деле это случается крайне редко. Более того, в своей текущей деятельности к обналичиванию порой прибегают даже органы государственной власти и правоохранительные структуры. Иными словами, эта противозаконная операция фактически получила социальное одобрение, и ни участники, ни власти не осуждают ее. Хотя официально обналичивание не разрешено, произошла его своеобразная неформальная институционализация, и эту операцию широко практикуют;

5) институционализировано де-факто и множество других далеко не безобидных экономических феноменов, например, насильственное разрешение конфликтов между предпринимателями или незаконная приватизация бывшей государственной собственности и пр.

Теневая экономика и коррупция - сиамские социально-экономические близнецы. Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг.

Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика - финансовая основа кор-

рупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики.

Теневые экономические отношения присущи всем регионам России, но они развиты в различной степени и имеют свои региональные особенности. В силу этого комплексное исследование региональной дифференциации теневой экономики и разработка на этой основе программы мер, обеспечивающих детеневизацию региональной экономики, является не только фундаментальной проблемой экономической науки, но и остро стоящей практически значимой народнохозяйственной задачей.

Теневые экономические отношения воспринимаются в большинстве своем рядовыми россиянами как «привычная» часть повседневной жизни, но отношение к ним все же скорее неодобрительное. Зарубежные же бизнес-сообщества давно резко критикуют высокую степень криминализации российской экономики. Скажем, широкое развитие контрафакта («торгового пиратства») является одной из главных причин недопуска России в ВТО.

В сложном и противоречивом процессе становления новой системы хозяйствования действуют и другие факторы, влияющие на формирование коррупционной модели экономики. В экономической литературе указывается на негативную роль таких факторов, как избыточное государственное вмешательство в экономику, низкие заработки чиновников, отсутствие «прозрачности» в работе государственных органов и в целом недостаточная разработанность новых правил и норм, особенно в сфере имущественных отношений, деморализация общества, неэффективность антикоррупционных мер и т. д.

Для повышения эффективности использования демократических методов в борьбе с теневыми явлениями и коррупцией, которые, по оценкам экспертов, находятся в весьма неразвитом состоянии, необходимо осуществить целый комплекс социальных, экономических и политических преобразований в стране. В связи с этим необходимо активизировать социальные и политические процессы, направленные на дальнейшую демократизацию общественных отношений и консолидацию общества, имея в виду:

- совершенствование законодательства;

- формирование институтов гражданского общества;

- либерализацию экономики;

- повышение социальной ответственности бизнеса;

- консолидацию общества на основе национальной идеи;

- формирование новой политической элиты;

- развитие социального партнерства.

Это означает, что развитие демократических институтов и процедур в социальноэкономической сфере, внедрение самоуправ-ленческих и самодеятельных основ в хозяйствовании, развитие общественного контроля -все это должно оцениваться как важный и необходимый инструмент в активизации борьбы с бюрократическо-коррупционной коррозией в деятельности государства. Необходимо развитие институтов гражданского общества. Общество должно поставить деятельность государственных органов под свой непосредственный контроль, развивая принципы открытости и «прозрачности». Важно также формирование в самом обществе отношения нетерпимости к коррупции, неприемлемости ее не только в силу моральноправовых норм, но и как социальной болезни, способной разрушить само общество. Повсеместная активизация борьбы с коррупцией и повышение ее эффективности - это одно из важных условий сдерживания и постепенного вытеснения теневых процессов из экономики, что создает необходимые предпосылки для поддержания устойчивого экономического роста и успешного решения многих задач экономического и социального развития современной России.

1. Орлов А. Основные направления противодействия политической коррупции в России // Власть. 2008. № 10.

2. Головачев В. Особенности национальной теневой экономики // Экономика и жизнь. 2001. № 10.

3. Комлева Л.А. Либерализация и теневая экономика в России // Сорокинские чтения-2005. Будущее России: стратегии развития. 14-15 дек. 2005 г. М., 2005.

Поступила в редакцию 2.02.2009 г.

Engalychev R.M. The shadow economy and political elite in Russia. In the article the features of development of the shadow economy in modern Russia in the light of influence on social and economic processes of political elite

are considered, corruption components of public service are specified.

Key words: shadow economy, corruption, economic policy.

УДК 330+305

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ

© С.А. Зубенко

В статье исследованы социально-экономические системы как объект трансформационных преобразований. Выявлены основные факторы и тенденции трансформационных процессов социальноэкономических систем.

Ключевые слова: социально-экономические системы, трансформационные процессы, трансформационные факторы.

На разных этапах развития социальноэкономической системы необходимо понимать последовательности постепенного их изменения, ведущие к смене социально-экономических систем страны по причине стремления к формированию такой, которая бы наилучшим образом удовлетворяла как экономические, так и социальные потребности общества.

Исследование социально-экономической системы как объекта трансформационных преобразований позволяет сформировать с учетом современных требований к динамично изменяющейся внешней среды, базирующейся на динамике социально-экономических систем в период преобразований, методологию прогнозирования кризисных циклов в их развитии. На наш взгляд, для системы в целом характерно:

- наличие структурных элементов;

- целостное, взаимодополняющее и взаимовыгодное построение этих элементов;

- целенаправленность функционирования всей структуры.

Таким образом, мы считаем, что социально-экономическая система - это целенаправленная совокупность взаимосвязанных между собой социальных и экономических элементов системы, которые образуют достаточно устойчивую целостность, любое экономическое или социальное действие в которой всегда влечет за собой сопряженные с ними последствия.

Цели экономической составляющей при этом связаны с достижением высокой экономической эффективности развития системы, а средством достижения этих целей служат социальные факторы. Целью же социальной составляющей будут выступать, например, повышение благосостояния населения и улучшение качества жизни, выражающееся в возможности пользования различными социальными благами, а экономические процессы, в данном случае, являются средством увеличения указанных целей.

В настоящее время в большинстве специальных источников отсутствует четкая трактовка понятия «трансформация». В переводе с латинского «трансформация» означает преобразование, превращение, видоизменение. И.Р. Курнышева «трансформационный период» определяет как «период движения системы из одного качественного состояния в другое» [1].

Термин «экономическая трансформация» возник в связи с необходимостью оценки качественной характеристики коренных изменений экономических систем, носящих необратимый характер и образующих определенное состояние перехода в новое качество на пути к формированию будущей модели. Он имеет не всегда однозначное толкование, но чаще всего предполагает радикальные реформистские или революционные преобразования, которые сопровождают этот процесс. Последний следует рассматривать как

З0З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.