Научная статья на тему 'Реализация корректирующего контроля в методической подготовке учителя английского языка при компетентностном подходе'

Реализация корректирующего контроля в методической подготовке учителя английского языка при компетентностном подходе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОРРЕКТИРУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ТЕКУЩИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ / ENGLISH LANGUAGE TEACHERS / COMPETENCE APPROACH / METHODOLOGICAL COMPETENCE / CORRECTIVE ASSESSMENT / EVALUATION MEANS / CURRENT AND PROGRESS ASSESSMENT / REGULARITIES AND PRINCIPLES / METHODOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотова Н. В.

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы реализации системы корректирующего контроля в методической подготовке учителя английского языка при компетентностной модели обучения. Особое внимание уделяется теоретическим основам проектирования оценочных средств корректирующего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of corrective assessment in PROFESSIONAL METHODOLOGICAL TRAINING FOR ENGLISH LAnguage TeacherS within competence approach

The article deals with the theoretical and methodological foundations of the corrective assessment in professional methodological training for English language teachers in the context of competence approach. Much attention is paid to theoretical aspects of assessment means design.

Текст научной работы на тему «Реализация корректирующего контроля в методической подготовке учителя английского языка при компетентностном подходе»

УДК-378.146

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ

Н.В. Изотова

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы реализации системы корректирующего контроля в методической подготовке учителя английского языка при компетентностной модели обучения. Особое внимание уделяется теоретическим основам проектирования оценочных средств корректирующего контроля.

Ключевые слова: методическая подготовка, учитель английского языка, компетентностный подход, методическая компетенция, корректирующий контроль, оценочные средства, текущий и промежуточный контроль, закономерности и принципы.

Методологической основой реализации современного высшего профессионального образования признается компетентностный подход. На сегодняшний день он определяется учеными как наиболее актуальный и востребованный способ построения новой парадигмы образования. К основным преимуществам использования компетентностного подхода относят:

- приоритет формирования у студентов умений применять полученные знания в практической деятельности, в различных профессиональных и жизненных ситуациях [9];

- достижение результатов образования, выраженных на языке компетенций, как основы для академического и профессионального признания и мобильности, а также сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций;

- усиление социального диалога высшей школы с работодателем, углубление их сотрудничества и повышение качества образования в целом [2].

Следовательно, основным результатом профессиональной подготовки будущего учителя английского языка признается комплекс целенаправленно сформированных компетенций.

Являясь непосредственным результатом образования, компетенция вносит в образовательный процесс следующие особенности:

- постановка образовательных целей осуществляется в контексте развития у студента способности самостоятельно решать проблемы в сфере педагогической деятельности;

- отбор содержания профессиональной подготовки в образовательном процессе опирается на целостное представление о совокупности учебно-профессиональных задач;

- образовательный процесс организуется как создание условий для формирования у будущих учителей английского языка опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем профессиональной педагогической деятельности;

- результатом профессиональной подготовки будущего учителя английского языка на практике выступает совокупность компетенций, законодательно закрепленная в основных требованиях к результатам подготовки бакалавров и магистров в Федеральном государственном образовательном стандарте по соответствующему направлению и профилю подготовки.

- оценка достигнутых результатов предполагает оценку уровня сформированности компетенций студентов, закрепленных в требованиях стандарта и ООП.

Одной из главных составляющих частей общей профессиональной подготовки современного учителя иностранного языка выступает методическая подготовка [8]. Под методической подготовкой мы понимаем овладение будущими специалистами комплексом компетенций, ориентированных на организацию и реализацию иноязычного образования на разных ступенях обучения. Цель и результат такой работы - формирование базовых, ключевых и специальных компетенций, которые позволят будущему учителю английского языка успешно интегрироваться в динамически меняющуюся образовательную среду иноязычного образования, успешно решая профессиональные задачи разного уровня сложности.

Таким образом, компетентностный подход открывает новые возможности для модернизации методической подготовки будущего учителя английского языка, что требует:

- разработки научно-теоретических основ компетентностного подхода, а также уточнения и конкретизации целей и концептуальных принципов профессиональной подготовки будущего учителя;

-обновления содержания обучения, которое должно затронуть технологическую сторону учебного процесса, т.е. разработку и внедрение специфических методов, приемов, средств,

способов учебной деятельности студентов;

- изменений, касающихся описания и обобщения эффективного педагогического опыта по обучению английскому языку и разработки конкретных рекомендаций по его использованию;

- разработки объективных средств диагностирования результатов обучения [8, с. 57].

Очевидно, что реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании

влияет не только на структуру и результаты профессиональной подготовки будущего учителя, но и обоснованно изменяет все компоненты учебного процесса в высшей школе, в том числе и контроль. Контрольно-оценочная деятельность становится чутким «инструментом настройки» всего процесса профессиональной подготовки учителя английского языка в высшей школе.

В соответствии с функциональным критерием принято выделять два основных вида контроля: констатирующий и корректирующий. В ходе корректирующего контроля максимально реализуются обучающая, развивающая и воспитательная функции, а в ходе констатирующего - контролирующая [5,7].

Большинство проводимых сегодня исследований по проблемам контроля и оценивания в высшем профессиональном образовании вполне оправданно ориентированы на констатирующий контроль: социальная и управляющая функции данного вида контроля имеют большое значение не только для преподавателя и студента, но и для руководства учебного заведения. Вместе с тем, результативность констатирующего контроля невозможна без педагогически и методически грамотно организованного корректирующего контроля в рамках освоения отдельно взятой дисциплины учебного плана. Именно корректирующий контроль является залогом успешного итогового оценивания и, реализуя многообразие функций в учебном процессе, гарантирует повышение качества обучения в вузе в целом [5].

Вместе с тем, специфика реализации корректирующего контроля в методической подготовке будущих учителей английского языка применительно к компетентностной модели обучения изучена на данный момент недостаточно.

Корректирующий контроль представляет собой целенаправленное информационно-констатирующее, диагностико-обучающее и рефлексивное взаимодействие субъектов учебного процесса, в ходе которого наиболее полно реализуются обучающая, воспитывающая и развивающая функции контроля при условии формирования устойчивых навыков самоанализа и самоконтроля учебной деятельности [5]. В основе корректирующего контроля - установление с помощью контрольных процедур соответствия полученных результатов обучения требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и внесение необходимых изменений в образовательный процесс.

Следовательно, именно корректирующий контроль наиболее близок по своей сущности к новаторским тенденциям в профессиональной подготовке учителя иностранного языка, поскольку:

- основной целью корректирующего контроля является повышение качества обучения в вузе;

- в основе контрольных процедур лежит субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента,

- в качестве приоритетных функций при реализации контроля выступают обучающая, воспитывающая и развивающая функции;

- контролирующая процедура предполагает корректирующую активность преподавателя, направленную не только на установление соответствия результатов обучения требованиям стандарта и программы, но и на преобразование опыта педагогической деятельности и/или внесение изменений в образовательный процесс;

- в процессе контроля осуществляется самоорганизация учебно-познавательной активности студентов, а также становление качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности учителя английского языка.

Анализ исследований по проблемам реализации контрольно-оценочной деятельности в рамках компетентностного подхода показал, что практически все компоненты системы педагогического контроля в профессиональном образовании подверглись изменениям [1,3,4,10]. Корректирующий контроль как вид педагогического контроля не является исключением.

Рассмотрим изменения в функциональных компонентах системы корректирующего контроля при компетентностной модели обучения, реализуемой в методической подготовке будущего учителя английского языка.

Проектировочный компонент системы предполагает определение целей и места корректирующего контроля в системе методической подготовки учителя, выбор оптимальных методов, способов и приемов контроля, а также проектирование или подбор средств

корректирующего контроля. В рамках компетентностного подхода предполагаются следующие изменения:

-корректирующий контроль выступает как средство управления методической подготовкой будущего учителя, осуществляется на основе анализа и коррекции результатов обучения, при реализации в единстве обучающей, воспитательной и развивающей функций контроля;

-успешность корректирующего контроля определяется единством его диагностико-обучающей, информационно-констатирующей и рефлексивной составляющих;

-операции и средства контроля разрабатываются с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО, основной образовательной программы по соответствующему направлению и профилю подготовки и учебной программы по дисциплине методической направленности.

Конструктивный компонент обуславливает отбор содержания контролируемой информации. В компетентностной модели обучения при планировании и организации корректирующего контроля преподаватель акцентирует внимание на результаты, описанные в формате компетенций.

Результатом методической подготовки выступает методическая компетенция будущего учителя иностранного языка. Под методической компетенцией учителя английского языка мы понимаем интегративное свойство личности учителя английского языка, определяющее его способность осуществлять и организовывать иноязычное образование, направленное на решение комплекса поставленных задач на основе современных знаний и технологий. В состав методической компетенции входят общекультурные и профессиональные компетенции студента, описанные в ФГОС ВПО как результат профессиональной подготовки учителя.

Компонентная структура методической компетенции (оптимальная с точки зрения проектирования средств контроля) включает в себя:

- знание (форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека) [6, с.38]; данный компонент представлен как методическим знанием (декларативное и процедурное знание), так и языковым знанием (знание системы языка, который составляет содержание учебного предмета «Английский язык») [8];

- умение (промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач) [6, с.38]: в данном случае имеются в виду конкретно-практические стратегии организации учебно-познавательной деятельности учащихся (проектирование, адаптация, организация, мотивация, исследование, контроль) и специальные стратегии (учебно-тренировочные, стратегии в чтении, аудировании, в говорении и письме) [8];

- владение подразумевает способность применения знаний, умений и навыков, а также опыта профессиональной деятельности при решении сложных проектных и исследовательских задач [6, с.39] в иноязычном образовании, предполагающих активное использование интерпретирования, анализа и синтеза, рефлексии, саморегуляции, самооценки.

Коммуникативный компонент описывает взаимоотношения преподавателя и студента при осуществлении контрольных процедур. При компетентностном подходе предполагается активное участие самих обучаемых в определении объектов контроля и коррекции, что позволяет в большой степени учитывать индивидуальные особенности и вырабатывать индивидуальную стратегию профессиональной подготовки будущего учителя английского языка. Студенты приобретают навыки не только самоконтроля и взаимоконтроля, но также взаимо- и самокоррекции.

Организаторский компонент предполагает оптимальное взаимодействие всех участников учебного процесса в ходе контроля в соответствии с определенными принципами. Следует отметить, что корректирующий контроль в контексте современной контрольно-оценочной деятельности реализуется на основе принципов педагогического контроля в целом: научности и междисциплинарности, целостности, адекватности, преемственности в теории и практике контрольно-оценочной деятельности, открытости и прозрачности, этапности контроля уровней достигнутых результатов [10, с.66].

Гностический компонент предусматривает анализ результатов контроля, выделение объектов коррекции и определение стратегии в методической подготовке будущих учителей. При компетентностном подходе значительное внимание следует уделять самоанализу и самокоррекции, поскольку представление результатов обучения в формате компетенций требует обращения к новым технологиям развивающего образования, где центральное место занимает оценочная деятельность,

позволяющая самому обучающемуся увидеть индивидуально-личностное продвижение в формировании компетенций через самоорганизацию своей образовательной деятельности, направленной на развитие [3, с.155].

Компетентностная модель в методической подготовке учителя изменяет также и структурные компоненты системы корректирующего контроля: цели и задачи контроля, содержание контролируемой информации, средства контроля, контролируемого, контролирующего [5]. Наиболее целесообразно, на наш взгляд, значительное внимание уделить именно средствам контроля, как компоненту системы, в наибольшей степени подверженному изменениям.

В настоящее время в теории и практике профессионального педагогического образования гораздо более востребованным и общепринятым является термин «оценочное средство» или «средство оценивания» [1,3,4,10]. Под оценочными средствами Е.Н.Ефремова понимает методические и контрольные измерительные материалы, предназначенные для оценивания достижений и компетенций студентов на разных стадиях обучения, а также материалы аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС ВПО по завершении освоения ООП по определенному направлению или специальности [3, с.209-210].

Анализ данного определения позволяет выделить два основных вида оценочных средств, которые следует использовать в профессиональной подготовке будущего учителя английского языка:

• средства для итогового оценивания результатов обучения по завершению освоения ООП или учебной дисциплины,

• средства для текущего и промежуточного контроля и оценивания уровня сформированности компетенций.

Следуя обозначенной логике, мы считаем возможным сохранить подобную двухуровневую структуру средств контроля и оценивания для методической подготовки учителя в рамках любой дисциплины методической направленности и выделить:

- средства для оценивания и анализа достижений и степени сформированности методической компетенции на различных этапах обучения (оценочные средства для осуществления корректирующего контроля);

- средства для установления соответствия (или несоответствия) уровня методической подготовки учащихся требованиям соответствующего ФГОС ВПО по завершении освоения учебной дисциплины (оценочные средства для констатирующего контроля).

Анализ существующей в вузе практики контроля и оценивания позволяет говорить о наличии сложившихся к настоящему моменту закономерностей в проектировании оценочных средств. Кроме того, исследования, посвященные проблемам контроля и оценивания в компетентностной модели обучения [1,3,4,5,10], позволяют утверждать, что разработка оценочных средств корректирующего контроля в ходе осуществления методической подготовки учителя английского языка основывается на следующих принципах:

- принцип целостности - адекватное и максимально возможное отражение в разрабатываемых оценочных средствах компонентной структуры методической компетенции, а также ее состава указанного в программе в качестве результатов обучения;

- принцип планомерности - каждое оценочное средство рассматривается как часть фонда оценочных средств, проектируется на основе компетенций, представленных в учебной программе и входящих в состав методической компетенции, в соответствии с логикой и последовательностью освоения содержания методической дисциплины;

- принцип объективности - максимально возможное исключение субъективизма преподавателя (достигается при активном использовании тестовых методик, а также четко описанных шкал оценивания для каждого отдельного средства);

- надежность и валидность корректирующего контроля - получение в результате реализации контрольных процедур не случайных, а закономерных результатов;

- информативность корректирующего контроля - способность служить эффективным источником информации, ценным с точки зрения коррекции дальнейшей работы с обучаемыми по формированию методической компетенции;

- принцип бинарности - в проектировании средств корректирующего контроля, в выделении объектов контроля и непосредственно в процедуре оценивания должны участвовать не только преподаватели, но и сами студенты;

- принцип открытости и прозрачности - предполагает доступность данных о проводимых контрольно-оценочных мероприятиях, результатах их анализа и интерпретации для всех участников процесса обучения;

- компетентностно-дисциплинарный принцип моделирования контрольно-оценочных материалов предполагает контроль освоения дисциплины путем проверки сформированности знаний, умений, навыков с учетом будущей профессиональной деятельности учителя английского языка[10, с.66];

- принцип технологичности (этапности) - четкая организация процедур корректирующего контроля, диагностичность поставленных целей и задач, планирование ориентировочных, контрольных и исполнительских действий преподавателя и студента.

Указанное разнообразие принципов, на которых строится контрольно-оценочная деятельность преподавателя в ходе методической подготовки будущего учителя, свидетельствует о достаточной сложности такой деятельности. Кроме того, переосмысление результатов профессиональной подготовки и перевод их в компетентностный формат во многом изменил характер и содержание деятельности преподавателя при проектировании средств контроля и оценки. В полной мере это относится и к методической подготовке современного учителя английского языка.

Однако, при реализации именно корректирующего контроля, на наш взгляд, возникает ряд проблем и противоречий:

1) Несмотря на сложившиеся к настоящему моменту приоритеты в современной трактовке качества образования и формулировку требований к результатам методической подготовки в ФГОС ВПО в виде совокупности компетенций, знания и умения по-прежнему присутствуют в целях и задачах обучения, поскольку они являются результатами текущего учебного процесса и закладывают «знаниевый фундамент» для формирования компетенции [4, с.149] (в том числе и методической). Следовательно, методические и языковые знания также должны подвергаться контролю и оцениванию (и в первую очередь это касается именно корректирующего контроля).

2) При проектировании средств корректирующего контроля в компетентностном формате должны создаваться условия квазиреальной деятельности, требующей проявлений такого интегрального результата педагогического образования как методическая компетенция, что не всегда возможно в ходе текущего контроля, поскольку занимает значительное количество времени на занятии.

3) В силу более высокой плотности учебного информационного материала (постоянное расширение информационной основы дисциплин методической направленности) задачи оценочных средств корректирующего контроля значительно расширяются, а время, отводимое на контрольные процедуры, уменьшается. При этом важным становится не перенасытить учебный процесс процедурами контроля и оценки.

Таким образом, указанные противоречия свидетельствуют о необходимости соблюдения баланса в системе оценочных средств при разработке и реализации процедур корректирующего контроля в методической подготовке учителя английского языка при компетентностной модели обучения.

Безусловно, подробное описание проектирования сбалансированной системы оценочных средств для дисциплин методической направленности требует серьезных научных изысканий, и, вероятнее всего, станет предметом активного обсуждения в исследованиях ближайшего будущего. Вместе с тем, на данном этапе необходимо обозначить несколько основополагающих закономерностей для проектирования оценочных средств корректирующего контроля, обобщая уже существующий опыт методической подготовки будущего учителя и принимая во внимание необходимость решения всех вышеуказанных противоречий:

- оценочные средства корректирующего контроля должны функционально соответствовать дидактическим задачам, содержанию и избранным методам методической подготовки будущего учителя английского языка, потребностям и возможностям всех участников процесса обучения;

- применение оценочных средств корректирующего контроля должно носить комплексный характер, обеспечивая единство обучающей, воспитывающей и развивающей функций корректирующего контроля; при этом контролю и коррекции подлежат не только методические знания и умения, но и компетенции, представленные в качестве результатов обучения в ФГОС ВПО и входящие в состав методической компетенции;

- проектирование оценочных средств корректирующего контроля характеризуется отношением «цель методической подготовки - содержание методической дисциплины - результаты

методической подготовки»;

- с целью обеспечения объективности, надежности и валидности контроля следует сочетать количественные и качественные оценочные средства;

- информативность корректирующего контроля необходимо обеспечивать за счет использования в качестве объектов контроля представленных в учебной программе дескрипторов компетенций, описанных с учетом компонентного состава методической компетенции (под дескрипторами понимаются описательные элементы, задающие требования к уровню сформированности компетенции [2, с.207]);

- текущий корректирующий контроль (предполагает систематическую проверку методических и языковых знаний) призван заложить прочную знаниевую основу для формирования и развития методической компетенции, следовательно, именно с этой целью должны использоваться наиболее экономичные и эффективные средства контроля знаний, умений и навыков (тесты, опросы, собеседования);

- оценочные средства промежуточного корректирующего контроля (срезовая оценка уровня сформированности компетенций) должны быть ориентированы на получение информации о степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, входящих в состав методической компетенции; основу таких оценочных средств должны составлять компетентностно-ориентированные задания. К средствам промежуточного корректирующего контроля могут быть отнесены кейс-измерители, портфолио, компетентностные тесты, ситуационно-поведенческие тесты, анкеты и интервью [3,4].

Проведенный анализ изучаемой проблемы позволил сделать заключение о том, что на современном этапе корректирующий контроль в профессиональной подготовке будущего учителя английского языка сохраняет свою специфику, реализуя управление методической подготовкой студентов посредством внесения изменений в образовательный процесс на основе анализа получаемой в ходе контрольных процедур информации. В тоже время, компетентностный подход в обучении вносит изменения как в функциональную, так и в структурную систему корректирующего контроля, в большей степени затрагивая оценочные средства. Разработка сбалансированной системы оценочных средств для реализации корректирующего контроля в рамках методической подготовки будущего учителя английского языка определяется совокупностью целого ряда принципов и должна стать в ближайшее время объектом серьезных научных исследований.

The article deals with the theoretical and methodological foundations of the corrective assessment in professional methodological training for English language teachers in the context of competence approach. Much attention is paid to theoretical aspects of assessment means design.

The key words: methodological training, English language teachers, competence approach, methodological competence, corrective assessment, evaluation means, current and progress assessment, regularities and principles.

Список литературы

1. Артищева Е.А., Брызгалова С.И. Коррекция знаний в вузе как объект педагогических исследований // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 5. С. 719.

2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 54 с.

3. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Издательство «Национальное образование», 2012. 416 с.

4. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб и доп. Логос, 2012. 279 с.

5. Изотова Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения (на материале предметов гуманитарного цикла): дисс. ... канд. пед. наук. Брянск, 2004. 217 с.

6. Кон Е.Л., Фрейман В.И., Южаков А.А., Кон Е.М. Подход к формированию компонентной структуры компетенций // Высшее образование в России. №7. 2013. С. 37-41

7. Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы: дисс. ... докт. пед. наук. Майкоп, 1998. 431 с.

8. Никитина Е.Ю., Афанасьева Е.Ю., Федотова М.Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 54-65.

9. Супрунова Л.Л. Компетентностный подход к подготовке выпускника вуза:

преимущества и перспективы реализации [Электронный ресурс] URL: http:// www.pglu.ru/ lib/publications/ University_Reading/ 2008/I/uch_2008_I_00006.pdf (дата обращения 19.01.2014)

10. Фомин Н.В. Концептуальные основы проектирования новых систем контроля и оценивания результатов образования // Вестник Брянского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. №1. С.63-67.

Об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изотова Н.В. -кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.