Научная статья на тему 'Концептуальные основы проектирования новых систем контроля и оценивания результатов образования'

Концептуальные основы проектирования новых систем контроля и оценивания результатов образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФГОС ВПО / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ / LEARNING OUTCOMES / ASSESS MENT OF LEARNING OUTCOMES / EVALUATION SYSTEMS / COMPETENT APPROACH / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / METHODOLOGICAL APPROACH / REGULARITIES AND PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомин Н. В.

В статье рассматриваются теоретико-методологические основания проектирования новых систем контроля и оценивания результатов образования в контексте ФГОС ВПО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual foundations of design of new evaluation systems and assessment of learning outcomes

The article describes the theoretical and methodological foundations of design of new evaluation systems and assessment of learning outcomes in the context of Federal State Educational Standards of Higher Professional Education main

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы проектирования новых систем контроля и оценивания результатов образования»

УДК

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОВЫХ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Фомин

В статье рассматриваются теоретико-методологические основания проектирования новых систем контроля и оценивания результатов образования в контексте ФГОС ВПО.

Ключевые слова: результаты образования, контроль результатов образования, система оценивания, компетентностный подход, ФГОС ВПО, методологические подходы закономерности и принципы.

Российская система высшего профессионального образования переходит от традиционной, использовавшей знаниевую модель подготовки специалистов, к компетентностной, основанной на готовности выпускника вуза к творческому применению системно-интегративных компетенций, обеспечивающих успешность в профессиональной деятельности.

Компетентностная модель подготовки специалистов вносит существенные изменения в образовательный процесс, в том числе и в контрольно-оценочную деятельность. В частности, необходимы разработка и внедрение новых средств и методов контроля и оценивания учебных достижений студентов, так как традиционная система оценки знаний, умений и навыков студентов имеет существенные недостатки (отсутствие системности, субъективизм и др.), которые не позволяют ее использовать в условиях компетентностного образования.

Известно, что базовым для компетентностного подхода является понятие «результаты образования», т.е. формулировка того, что обучающийся должен будет знать, уметь делать и в состоянии демонстрировать в конце обучения. Главную роль здесь приобретает реализация классической триады: преподавание, обучение, оценивание, так как она обеспечивает необходимый уровень достижения результатов обучения, являющийся основной формирования компетенций выпускника.

Важно подчеркнуть, что в новых образовательных стандартах описывать результаты образования рекомендуется с помощью компетенций.

В контексте этих тенденций одной из важнейших составляющих образования становится контрольно-оценочная деятельность, охватывающая образовательные стандарты, процесс обучения, инструментарий, технологии и результаты педагогических измерений.

Ученые отмечают, что в ситуации новых требований к результатам подготовки специалистов особую актуальность приобретают следующие проблемы:

- определения единых подходов к формулированию требований к результатам образования в силу недостаточной разработанности их научного обоснования;

- неготовность вузов и государственных аттестационных комиссий оценивать результаты образования в компетентностном формате, поскольку существующее методическое обеспечение контрольно-оценочной деятельности не предназначено для оценки уровня сформированности дескрипторов компетенций;

- разработки нового методического обеспечения контрольно-оценочной деятельности, которую невозможно решить без соответствующего теоретического обоснования, объясняющего природу и закономерности оценивания результатов образования в компетентностном формате;

- изменения методологии оценивания результатов образования, влекущая за собой соответствующие изменения контрольно-оценочной деятельности в содержательном, процессном и организационных планах, порождает проблему реорганизации структур и модернизации технологий, а в целом - развитие систем контроля и оценивания результатов образования.

Очевидно, что эти проблемы могут быть решены при определении соответствующих концептуальных основ систем контроля и оценивания результатов образования.

Анализ тенденций формирования требований к результатам образования показывает, что в вузовском сообществе ведется активный поиск новых систем контрольно-оценочной деятельности, при этом акцент делается на диагностику уровня овладения компетенциями, развитие личностных качеств, освоение социально-профессиональных норм. Данный этап образовательного процесса представляется трудоемким как по времени, так и по усилиям преподавателей.

Проведенный нами анализ различных подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в вузе позволил обозначить ряд концептуальных идей, перспективных для проектирования и внедрения новых систем контроля и оценивания результатов образования в

контексте ФГОС ВПО:

1. Учет дидактической взаимосвязи между результатами образования и компетенциями, а также различий между понятиями «результаты образования» и «уровень сформированности компетенций»: компетенции всегда относятся к обучающимся, они приобретаются и проявляются только в процессе деятельности, результаты образования разрабатываются преподавателями и являются описанием того, как ожидает преподаватель, что обучающийся должен будет знать и (или) уметь и быть готовым продемонстрировать после окончания обучения по модулю (курсу) или по программе в целом; результаты обучения должны быть измеряемы.

2. Одна из тенденций развития систем контроля и оценивания результатов образования -разделение субъектов учения и оценивания. Традиционная для российских вузов практика, когда контролирует образовательные достижения студентов обучавший их преподаватель по подготовленным им же оценочным материалам, не дает достоверной информации о качестве подготовки студентов. В контексте ФГОС ВПО альтернативной моделью оценивания становится многоуровневая проверка: сначала она осуществляется преподавателем, ведущим курс, затем -внутривузовской структурой менеджмента качества образования и тестирования, а далее - внешним экспертом, представляющим другой университет и (или) профессиональное сообщество. Внешняя проверка является выборочной, но эксперт вправе затребовать и все работы студентов. Привлечение к оцениванию внешних экспертов, независимость аттестации (не только итоговой, но и промежуточной) повышает уровень ответственности вуза и каждого преподавателя за качество предоставляемых ими образовательных услуг, обеспечивает объективную информацию о результатах образования на разных этапах освоения образовательной программы, что соответствует требованиям Болонских документов и формирующейся в России системе независимой оценки качества высшего образования [1].

3. Процесс контрольно-оценочной деятельности на всех этапах обучения носит плановый, всесторонний, аналитический, стимулирующий и гибкий характер: четко сформулированы цели, задачи, этапы, содержание, методы, средства и направления контрольно-оценочных процедур; определены критерии оценивания результатов образования; итоги контрольно-оценочной деятельности анализируются и доводятся до сведения заинтересованных сторон.

4. Введение инноваций в контрольно-оценочные процедуры, предусматривающих оценку не только знаний, умений, навыков, но и оценку способностей студентов к творческой деятельности, умений решать сложные профессиональные задачи в условиях неопределенности, ограниченности ресурсов и персонального риска.

5. Единство и взаимодействие всех элементов контрольно-оценочной деятельности: применяемые средства и методы соответствуют цели, задачам и установленным критериям оценивания результатов образования; оценочные процедуры имеют многоступенчатый и интегрированный характер - оценка, самооценка, обсуждение результатов обучения и комплекс мер по устранению недостатков.

6. Обеспечение организационно-методических условий и материально-технических ресурсов для организации контрольно-оценочной деятельности: в ее систему должны быть включены современные средства и процедуры получения, накопления и анализа результатов образования, методы педагогической интерпретации и форматы предъявления окончательных результатов.

7. Достижения предполагаемых результатов образования зависят, в первую очередь, от мотивации и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса и только во вторую -определяется методикой и технологией.

Анализ научной литературы и опыта педагогической деятельности позволяют сделать вывод, что при проектировании и внедрении новых систем контроля и оценивания результатов образования целесообразно интегративное применение уже известных и оправдавших себя методологий (системный, гуманистический, личностно-ориентированный, компетентностно-деятельностный, квалиметрический) и современных образовательных стратегий.

Раскроем содержание методологических подходов.

1. Системный подход обеспечивает слаженную работу механизма по сбору, обработке, анализу и интерпретации полученной информации о фактических результатах обучения.

2. Гуманистический подход ориентирует на широкое использование гуманитарных технологий при осуществлении процедур контроля и оценивания результатов обучения.

3. Личностно-ориентированный подход подчеркивает идею студентоцентричности компетентностно-ориентированного образовательного процесса и подразумевает ответственность студента за качество освоения основной образовательной программы и результаты собственного

обучения.

4. Компетентностно-деятельностный подход позволяет сформулировать цели и результаты обучения, выявить методы оценивания фактических результатов обучения, определить базовые знания, умения и навыков в соответствии с требованиями образовательных стандартов, выявить критерии и показатели уровневой сформированности компетенций.

5. Квалиметрический подход ориентирует на создание и применение комплекса диагностических процедур, позволяющих наблюдать за учебной деятельностью студентов в течение определенного промежутка времени и, используя независимые методы, фиксировать количественные показатели качественных изменений степени обученности студента. Квалиметрический подход позволяет извлечь максимум объективной информации из количественных оценок контрольно-оценочной деятельности и объективно оценить уровень сформированности знаний, умений и навыков студентов.

По нашему мнению, важную роль в проектируемой системе контрольно-оценочный деятельности играют закономерности, так как их понимание позволяет рассматривать и систематизировать ее проблемы. Исходя из проведенного анализа литературных источников [2,3] и существующего опыта, можно сформулировать основные закономерности в новых системах контроля и оценивания результатов образования:

- процесс и результаты контрольно-оценочной деятельности обусловлены потребностью государства в объективном характере получаемой информации и индивидуальной заинтересованностью субъектов образования в демонстрации более качественных результатов образования;

- результативность контрольно-оценочной деятельности определяется единством и взаимодействием всех ее элементов, образующих систему и обеспечивающих ее целостность;

- продуктивность контрольно-оценочной деятельности зависит от интерактивного взаимодействия между субъектами контроля, величины, характера и обоснованности корректирующих и предупреждающих действий;

- эффективность контрольно-оценочной деятельности обусловлено возможностями вуза, условиями реализации образовательного процесса (субъект-субъектными отношениями участников образовательного процесса, методами, формами и инновационными технологиями организации контрольно-оценочной деятельности).

Изменение требований к результатам образования в контексте новых образовательных стандартов определяют принципы развития систем оценки результатов подготовки будущих специалистов. В результате анализа научных трудов [3,4] нами сформулированы принципы реализации новых систем контроля и оценивания результатов образования в вузе:

- принцип научности и междисциплинарности, ориентирующий на использование новых достижений в педагогике, психологии, информационных технологиях, передового организационного, методического и технологического опыта оценивания результатов образования;

- принцип целостности, включающий проверку показателей, комплексная характеристика которых дает полное представление о результатах образования, соответствующих целям и задачам основной образовательной программы ФГОС ВПО;

- принцип адекватности, предполагающий выбор оценочных процедур, адекватных целям и задачам контрольно-оценочной деятельности, а также возможностям и этическим нормам;

- принцип преемственности в теории и практике контрольно-оценочной деятельности, достигаемой за счет использования продуктивного опыта в оценке результатов образования, организации и проведении оценочных процедур, использовании информационных технологий для автоматизации процессов обработки информации;

- принцип открытости и прозрачности контрольно-оценочной деятельности, требующий доступности результатов образования, их анализа и интерпретации всем заинтересованным участникам образовательного процесса (включая родителей студентов), а также необходимость наличия экспертной оценки средств и технологий контроля;

- принципы этапности контроля уровней достигнутых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы;

- компетентностно-дисциплинарный принцип моделирования контрольно-оценочных материалов, предполагающий контроль освоения дисциплины (модуля) путем проверки сформированности знаний, умений и навыков с учетом будущей профессиональной деятельности.

Исследования ученых-педагогов Н.Г. Бурковой [5], О.А. Граничиной [2], О.Е. Пермякова [4], Ю.А. Шихова [6] дают возможность определить основные функции контрольно-оценочной

деятельности, которые определяют отношения и взаимодействия участников процесса контроля и оценки, а также отношения с внешней средой:

- управленческая функция позволяет принимать управленческие решения с учетом всей полученной педагогически значимой информации и своевременно устранять выявленные отклонения от намеченной цели;

- мотивационно-ценностная функция способствует осознанию личностной и общественной значимости результатов образования и мотивирует всех субъектов образовательного процесса к их достижению, создает условия для самоконтроля, самоаттестации и саморазвития обучающихся;

- информационно-аналитическая функция, предполагает глубокий и разносторонний анализ и оценку состояния результатов образования, доведение полученной информации до всех заинтересованных сторон, благодаря чему обеспечивается надежная обратная связь между всеми субъектами образовательного процесса;

- планово-прогностическая функция способствует выявлению тенденций развития систем контроля и оценки результатов образования и предполагает научно-обоснованную разработку планов и программ совершенствования контрольно-оценочной деятельности;

- диагностическая функция позволяет с помощью конкретных измерителей определить степень соответствия достигнутых результатов образования требованиям образовательных стандартов и программ;

- организационно-исполнительская функция ориентирует на разработку эффективных моделей контрольно-оценочной деятельности, которые соответствовали бы заявленным целям, и их дальнейшую реализацию через систему методов, форм, средств, а также педагогически целесообразных решений и действий;

- рефлексивная функция - обеспечивает повышение качества результатов обучения за счет того, что каждый участник образовательного процесса, оценив достигнутый им уровень, может сам определить дальнейшую траекторию своего движения к цели.

Проведенный анализ изучаемой проблемы позволил прийти к заключению, что на современном этапе контрольно-оценочная деятельность в вузе приобретает явно выраженные мотивационные, аналитические и прогностические функции, становясь источником новых знаний о педагогических явлениях и процессах, предоставляя информацию педагогической науке о лучших образовательных практиках, стимулируя ее развитие, инициируя изменения в управлении качеством образования в вузе, обеспечивая переход к инновационным моделям контрольно-оценочных процедур.

Суммируя изложенное, подчеркнем, что разработка новых систем контроля и оценивания результатов образования должна основываться на комплексе теоретико-методологических положений и подходов, позволяющих выявить эффективные механизмы оценки качества подготовки специалистов, а также технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений.

The article describes the theoretical and methodological foundations of design of new evaluation systems and assessment of learning outcomes in the context of Federal State Educational Standards of Higher Professional Education main.

The key words: learning outcomes, assess ment of learning outcomes, evaluation systems, competent approach, Federal State Educational Standards of Higher Professional Education, methodological approach, regularities and principles.

Список литературы

1. Факторович А.А. Методология ценностно-мотивационного управления качеством образования в вузе: автореф. дис. ...д. пед. н. - М., 2012 г.

2. Граничина О.А. Контроль качества образовательного процесса в контексте управления вузом: автореф. дис. .д. пед. н. - Санкт-Петербург, 2009 г.

3. Ефремова Н.Ф. Проблемы оценивания компетенций студентов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО. [Электронный ресурс] URL: http//www.fini.ru/1331/efremova.ppt.

4. Пермяков О.Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов: автореф. дис. .д. пед. н. Москва, 2009 г.

5. Буркова Н.Г. Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования: автореф. дис. .д. пед. н. Москва, 2008 г.

6. Шихов Ю.А. Проектирование и реализация комплексного квалиметрического

мониторинга подготовки обучающихся с системе «профильная школа - втуз»: автореф. дис. ...д. пед. н. Ижевск, 2008 г.

Об авторах

Фомин Н.В.- кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, agreement-bgu@yandex. ru

The conceptual foundations of design of new evaluation systems and assessment of learning outcomes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.