УДК 371 (075)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ
В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ФОРМАТЕ
А.Д. Дяйкин
В статье рассматриваются инновационные измерительные средства контроля в компетентностном формате. Выделяются основные компоненты инновационных измерительных средств контроля, определяются функции контроля, выявляются критерии оценивания различных форм контроля
Ключевые слова: инновационные измерительные средства, контроль, функции контроля, критерии оценивания
В связи с происходящим реформированием системы высшего образования и внедрением в процесс обучения государственных
образовательных стандартов третьего поколения актуализируется использование инновационных измерительных средств в компетентностном
формате.
Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую, методическую систему, которая осуществляется в аудиторной и внеаудиторной деятельности, носит совместный характер, объединяя преподавателей и студентов, и направлена на оценку результатов учебного
процесса. С помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между
реализуемыми и достигнутыми уровнями
образования, понять достоинства и недостатки новых форм обучения и контроля.
Проектирование оценочных средств —
достаточно сложная задача, её решение сегодня затрудняет ряд противоречий: между
необходимостью разработки содержания оцениваемых компетенций и отсутствием инновационных измерительных средств контроля в конкретном вузе; между необходимостью
объективной оценки уровня сформированности компетенции на разных этапах профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью классификации форм и методов педагогической диагностики, а также отсутствием системы соответствующих оценочных показателей; между наличием практики разработки и реализации процедур оценки компетенций при обучении восточным языкам и отсутствием теоретического и методологического обобщения существующего опыта [4].
Достаточно противоречива и сама формулировка «оценочные средства», сужающая задачу проектирования контрольного компонента образовательного процесса до уровня описания средств (задания, тесты и т.п.), минуя методы (способы), формы, содержание и процедуры оценки компетенций.
Дяйкин Антон Дмитриевич - ВИВТ, аспирант, ст. преподаватель НИУ «Высшая школа экономики», e-mail: [email protected]
При этом самой главной проблемой остается разрозненность, отсутствие единой концептуальной основы: проблема оценивания результатов
образования, выраженных в виде компетенций, как и задача формирования компетенций, не может быть успешно решена вне единой методологии, имеющей под собой мощную психологопедагогическую теорию и многолетнюю практику опытно-экспериментальной работы. [2]
К основным компонентам контрольно-измерительной деятельности относятся [5]:
• выделение разделов и тем, рассматриваемые в роли понятийных индикаторов;
• создание модели желаемых результатов контроля;
• операционализация понятий путем формирования эмпирических индикаторов (вопросов, заданий);
• проведение контрольных мероприятий;
• формирование оценочных суждений и принятия на их основе решения о продолжении контроля.
Среди выделенных компонентов структуры контроля наибольшую важность представляет выделение понятийных индикаторов,
определяющих содержание контроля. В повседневном учебном процессе реализуется контроль за усвоением знаний, направленный на выявление и оценку результатов приобретения новых знаний учащимися. Контроль носит
пооперационный характер (Н.Ф.Талызина).
Содержание контроля связано с трактовкой обученности, которую психологи рассматривают в контексте зависимости от обучаемости и совокупности свойств интеллекта (И. А.Зимняя). Выделяются так же уровни освоения содержания обучения и способы учебной деятельности. (М. Блинов и др.). Содержание контроля не только отражает не только результаты обучения, но и задает определенные приоритеты при обучении. [3]
Источниками формирования содержания образования является культура или социальный опыт. В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирования содержания образования выступают потребности общества в образованных людях, цели которых общество ставит перед образовательной системой.
Революционное изменение технологий на рубеже веков, опирающихся на интеллектуальные
ресурсы становится важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику нового века. В связи с внедрение компетентностного подхода были выявлены качества, определяющие структуру образования и включающие человеческие ресурсы, технологии обучения, материально-техническое обеспечение, нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение, стимулы и мотивы.
Первый этап зависит от факторов, связанных с профессорско-преподавательским составом:
профессиональная квалификация, психологопедагогическая подготовка, духовность и культура, мотивация и стимулы, уровень партнерства со студентами. Второй этап зависит от факторов, связанных с обучающимися.
По традиционной классификации видов контроля определяют входной контроль, текущий и итоговый.
Входной контроль используется в отборе учащихся при конкурсном зачислении в профильный класс. Текущий контроль - следит за ходом обучения. Итоговый контроль предназначен для оценки достижений.
Были определены основные функции педагогического контроля:
• контролирующая функция нуждается в развернутых пояснениях
• диагностическая функция открывает новые возможности в индивидуализации обучения
• обучающая функция позволяет реализовать
автоматизированные контрольно-обучающие
программы
• воспитывающая и мотивирующая функции проявляются в становлении таких качеств личности обучающихся, как интерес к знаниям, умение систематически работать, навыки самоконтроля, самооценки.
• развивающая функция укрепляет память и тренирует мышление, формирует умения и навыки применения знаний на практике
• информационная функция зависит от степени объективности данных контроля
• сравнительная функция проявляется при сопоставлении данных контроля по шкале
• прогностическая функция предназначена для выявления способностей к усвоению нового материала.
Были выявлены критерии проектирования инновационных измерительных средств контроля в компетентностном формате:
I группа - показатели оптимальности проекта. Качество проекта (программы) можно оценить и откорректировать по результатам дефектной ведомости, если используем такие критерии-требования, которые предъявляются к программам развития вообще.
II группа - показатели оптимальности процесса, происходящего на том или ином уровне управления качеством образования. Субъект
управления оценивает то, что он делает, с тем, что намечено в проекте, плане, модели и т. п. Отслеживается исполнение намеченного по времени, достаточность ресурсовЛ На этом этапе, наряду с управлением по целям, эффективным может оказаться управление по отклонениям, использование корректирующих воздействий, дабы принять меры во избежание повторения этих отклонений.
III группа - показатели оптимальности текущих
результатов. Если речь идет об образовательном учреждении, то очевидно: чтобы получить
определенный результат на уровне выпускника, нужно достичь соответствующих результатов на уровне каждого класса предыдущих ступеней образования. Таким образом, эта группа показателей может включать в себя текущую успеваемость оценку уровня воспитанности и развитости, креативности, состояния здоровья и т. п. на конкретной ступени образования, поощрения, наказания, награды и т. п. Именно на этом этапе особое значение приобретает работа, которую называют мониторингом результатов образования.
IV группа - показатели конечных результатов для каждого уровня управления. Если это уровень образовательного учреждения, то оцениваются все параметры выпускника в соответствии со спрогнозированными результатами в рамках выбранной парадигмы и образовательной практики.
V группа - показатели отдаленных результатов. Представим себе, что в результатах образования, определяющих его качество, ВУЗ наметил себе такой показатель - «готовность к продолжению образования». Определить эту готовность в условиях ВУЗа можно только на теоретическом уровне. На практике же эта готовность проявляется как-то или не проявится только через несколько лет после окончания выпускником вуза. То же относится и к таким параметрам результатов, как готовность к труду, защите Родины, разумному проведению досуга и др. [1]
Требования, предъявляемые к учебным достижениям в процессе контроля, неизбежно становятся ориентирами для педагога в его повседневной работе, особенно в тех случаях, когда контроль имеет внешний характер, а оценки используются для принятия административноуправленческих решений в образовании. Подобное влияние наблюдается сегодня в связи с развитием эксперимента по введению ЕГЭ. Оно может иметь директивные последствия для образования, привести к дисбалансу в правильных акцентах при обучении. Например, при постоянном применении некачественных тестов, включающих в основном задания для оценивания фактов и понятий, возможно усиление внимания учителей к изложению фактологического материала вместо выявления сути фактов и законов, развития творческой деятельности учащихся и обучения их применению теоретических знаний на практике.
В рамках научно-методической поддержки процесса проектирования документов основных
образовательных программ была разработана технология контроля и оценочных средств, в основу которой положили формы организации оцениваемой деятельности студента - учебной, учебнопрофессиональной, профессиональной - опрос, собеседование, коллоквиум, тестирование, анализ конкретной ситуации и др.
При формировании данной технологии были интегрированы определения многих отечественных и зарубежных авторов, использованы материалы ряда словарей и энциклопедий, учтены определения, применяемые в международных (европейских) образовательных проектах, сложившаяся практика отечественных вузов в разработке основных программных документов.
Были выделены инновационные формы контроля и предложена технология их оценки [5]:
Анализ конкретной ситуации (КС, кейс стадиз)
- изучение и принятие решений по ситуации,
которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах. Оценочные средства: кейс,
задания к кейсу, вопросы для обсуждения, критерии оценки.
Виды оцениваемой деятельности студента -анализ конкретной ситуации (кейз-стади); деловая игра; выступление на семинаре; выполнение упражнений (тренинг) в ходе практической, лабораторной, расчетно-графической и других видов работы; дискуссия; доклад; защита дипломной работы (ВКР); защита курсовой работы; защита отчета по практике; защита проекта; государственная итоговая аттестация (ГИА); имитационный тренинг; компьютерная симуляция; контрольная работа; написание аннотации; написание обзора.
Дискуссия - форма организации оцениваемой деятельности студента, заключающаяся в коллективном обсуждении вопросов, проблем или сопоставление информации, идей, предложений. Оценочные средства: вопросы для обсуждения, критерии оценки.
Доклад - публичное сообщение,
представляющее собою развернутое изложение какого-либо вопроса на определенную тему; содержит фактические материалы, обоснованные выводы. Оценочные средства: темы докладов, критерии оценки.
Защита курсовой работы. Курсовая работа -авторский научно- исследовательский проект студента, направленный на выработку исследовательских навыков, опыта работы с научными источниками и создание законченного самостоятельного исследования. Оценочные средства: темы курсовых работ, критерии оценки.
Защита отчета по практике. Отчет по практике
- аналитическая (практическая) работа, которая выполняется студентом и является совокупностью полученных результатов самостоятельного исследования теоретических и практических навыков в период прохождения учебно-ознакомительной, производственной или преддипломной практики на
предприятии. Оценочные средства: критерии
оценки уровня сформированное™ практического действия.
Защита проекта - защита разработанного студентами инженерного, конструкторского, технологического, социального, психологического, педагогического и других видов проектов, базирующейся на сочетании индивидуальной и совместной работы студентов. Оценочные средства: задания, критерии оценки.
Имитационный тренинг - демонстрация умений и навыков по работе с различными техническими средствами и устройствами. Оценочные средства: задания, упражнения, задачи, критерии оценки уровня сформированное™ практического действия.
Коллоквиум - групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, относительно
самостоятельного большого раздела; проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой студентам предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать. Оценочные средства: вопросы для обсуждения, критерии
оценки.
Разыгрывание ролей (инсценировка) - форма организации оцениваемой деятельности студента, заключающаяся в ролевого разыгрывании и анализе конкретной ситуации, в основе которой лежат проблемы взаимоотношений и поведения людей. Оценочные средства: кейс, задания к кейсу,
вопросы для обсуждения, критерии оценки.
Реферирование - форма организации оцениваемой деятельности студента,
заключающаяся в написании им реферата - краткого изложения в письменном виде содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Оценочные средства: темы рефератов, критерии оценки.
Собеседование - индивидуальная форма контроля в виде беседы преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. Оценочные средства: вопросы для обсуждения, критерии оценки.
Тестирование — метод организации оценивающей деятельности студента,
заключающийся в выполнении им закрытых (возможность выбора правильного ответа из предложенных вариантов ответов) и открытых (без выбора ответа) заданий возрастающей трудности. Оценочные средства: тесты, ключи (критерии
оценки).
При таком подходе оценка компетенций определяется и описывается не только самим оценочным средством (задания, вопросы для обсуждения, критерии), сколько формой
организации организуемой и оцениваемой деятельности студента (опрос, дискуссия, выполнение и защита проекта, написание
аннотации, контрольная работа, коллоквиум и многие другие), т.е. технологией организации контроля. Это позволяет охватить широкий диапазон оценочных средств, применяемых для диагностики уровня сформированности
компетенции или её компонента.
Литература
1. Гагаринская Г.П., Гарькин В.П., Живицкая Е.Н., Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В. Компетентностный подход: пути реализации. - Самара, - Изд-во: «Универс группа», 2008
2. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования:
Монография. - М.: Логос, 2011. - 288 с.
3. Комарова Э.П. Инновационное поле языкового образования в контексте компетентностного подхода // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы», - Воронеж, Изд-во: «Научная книга», 2013
4. Дяйкин А.Д. Некоторые тенденции в оценки
качества образования в вузе // Материалы XI Международной научно-практической конференции
«Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы», - Воронеж, Изд-во: «Научная книга», 2013
5. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения.- М.: Изд-во: «Акадения» - 2007
Воронежский институт высоких технологий, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва)
DESIGNING INNOVATIVE MEASUREMENT TOOLS TO MONITOR COMPETENCY
FORMAT
A.D. Dyaikin
The paper discusses innovative measurement tools to monitor competency format. The main components of the innovative tools of control, control functions, criteria for evaluating various forms of control are identified.
Key words: Innovative measuring tools, monitoring, control functions, the criteria of evaluation.