Научная статья на тему 'Современные средства контроля в компетентностном формате'

Современные средства контроля в компетентностном формате Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ФОРМАТ / ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / CONTROLS / COMPETENCE FORMAT / INNOVATIVE LEARNING MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дяйкин А. Д.

В статье рассматриваются современные средства контроля в компетентностном формате, выявляются ключевые особенности инновационных моделей обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дяйкин А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MEANS OF CONTROL IN COMPETENCY FORMAT

The paper deals with the modern means of control in the competency format, identifies the key features of innovative learning models

Текст научной работы на тему «Современные средства контроля в компетентностном формате»

УДК 371 (075)

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ФОРМАТЕ

А.Д. Дяйкин

В статье рассматриваются современные средства контроля в компетентностном формате, выявляются ключевые особенности инновационных моделей обучения

Ключевые слова: средства контроля, компетентностный формат, инновационные модели обучения

Инновационные тенденции, характерные для профессионального образования как в России, так и за рубежом, направлены и на изменения контрольно-оценочной системы, выдвигая повышенные требования к ее эффективности. Введение компетентностного подхода как в нашей стране, так и в зарубежных странах, требует выработки критериев или индикаторов оценки знаний обучающихся. Рассмотрим какие методы, формы обучения и оценки используются в нашей стране и сравним их со странами Европейского союза. Интеграция российского образования в мировое образовательное пространство предусматривает введение компетентностного подхода и как следствие введение инновационных методов, включающих проблемное обучение, проективное обучение, контекстное обучение, а так же инновационные формы обучения и контроля:

деловые и ролевые игры, тренинги, проектную работу, 8^у-са8е, предусматривающие

актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов. В обучении используются различные технологии обучения в зависимости от целей образования. Если цель образования ориентирована на усвоение основных алгоритмов деятельности, то

предлагаются следующие формы контроля: конспектирование и реферирование учебного материала, выступление с докладом в дискуссии, участие в дидактических играх. Если цель образования направлена на формирование опыта поисковой деятельности, т используются

различные формы обучения: проблемное,

игровое, проектирование, учебные ситуации. Попытаемся дать сравнительную характеристику традиционной и инновационной технологий о бучения (Таблица 1):

________________________________Таблица 1

Основные хар актер истики Традиционная модель обучения Инновационная модель обучения

Целевой акцент Результат обучения (усвоение установленного программой объема информации) Процесс обучения (научить учиться)

Роль преподавателя Ведущая (источник знаний) Консультативная (менеджер, режиссер)

Формы предъявления знаний В «готовом виде», по образцу, с преобладанием вербальных методов и текстовых форм Активные формы (игровые, проблемные, инициирование самостоятельной работы, поиска и пр.)

Использование знаний Преимущественно в типовых заданиях Акцент на прикладное использование знаний в реальных условиях

Преобладающая форма учебной деятельности Фронтальная (лекции) и индивидуальная (подготовка к семинарам и контрольным) Широкое использование коллективных и групповых форм учебной работы

Дяйкин Антон Дмитриевич - ВИВТ, аспирант,

НИУ «Высшая школа экономики», ст. преподаватель, e-mail: adyaikin@hse.ru

В представленных инновационных моделях обучения дается их сравинетельная характеристика (Таблица 2):

Таблица 2

Инновационные модели обучения Ключевые особенности Развиваемая характеристика традиционной модели обучения

Контекстное обучение Интеграция различных видов деятельности студентов: учебной, научной практической. Создание условий, максимально приближенных к реальным. Увеличение доли практической работы студента (с акцентом на прикладную)

Имитационное обучение Использование игровых и имитационных форм обучения Увеличение доли активных методов обучения (имитация и имитационные игры)

Контекстное обучение ассоциируется с его ключевыми особенностями с использованием различных форм обучения, например 8^у-са8е, ситуации и методы проектов.

При использовании 8^у-са8е студенты участвуют непосредственно в дискуссиях по проблемах или в случаях обучения. Метод конкретных ситуаций предполагает

самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами; совместное обсуждение ситуаций в аудитории под руководством преподавателя. В процессе реализации ситуации

за основу берется история, а чаще всего фрагмент жизненной реальной ситуации, информация о которой получена обучающимся непосредственно в ходе исследовательского проекта. Второй вариант использования ситуаций ориентирован на вторичные источники информации, имеющей в специальных журналах, вестниках и буклетах и третий вариант -описание вымышленной ситуации.

На (рис. 1) представлены этапы

познавательной деятельности обучающихся в условиях проблемной ситуации.

Рис. 1

На (рис. 2) представлен цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения

проблемы.

Рис. 2

Цель метода проектов - развитие самообразовательной активности у студентов. Проект определяется как организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности является новое знание. Проект направлен: на приобретения

обучающимися знаний самостоятельно, на установление контактов, знакомств с разными культурами, точками зрения на одну проблему. Метод проектов требует: исследовательского

поиска для решения интегрированного знания, самостоятельной, парной или групповой работы обучающихся, выделения этапов работы с проектом.

Этапы проектирования учебной деятельности на основе проекта включают: определение проблемы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки» и «круглого стола»), выдвижение гипотезы, обсуждение способов конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, подведение итогов).

В Европейском Союзе проводится различие между тремя типами обучения. Формальное обучение, как правило, предоставляется учебными заведениями или обучающими организациями, оно структурировано с точки зрения целей и продолжительности обучения и завершается выдачей свидетельства об образовании.[1]

Неформализованное обучение

представляет собой обучение, осуществляемое в течение повседневной жизнедеятельности человека, связанной с его работой, жизнью в семье или проведением досуга. Оно не структурировано с точки зрения целей, продолжительности обучения и помощи в обучении, и по его завершении не выдается свидетельство об обучении. Неформализованное обучение может быть целенаправленным, однако в большинстве случаев оно не является таковым. Неформальное обучение - это обучение, которое человек получает вне рамок учебного заведения и по завершении которого также не выдается свидетельство об обучении. Тем не менее, оно структурировано в плане целей обучения, продолжительности обучения и помощи в обучении. Неформальное обучение является целенаправленным с точки зрения обучающегося.

Концепция обучения в течение всей жизни важна для реформ, реализуемых во всех странах с переходной экономикой} Эти страны должны увеличивать инвестиции в человеческий капитал и совершенствование уровня умений своих граждан. Только таким образом они смогут справиться с такими фундаментальными изменениями в мировой экономике, как глобализация рынков, быстрый темп

технологического развития и мировая конкуренция.

Отдельным блоком среди многочисленных направлений реализации стратегии обучения в течение всей жизни является выработка критериев/индикаторов оценки выполнения поставленных задач. Работа в этом направлении уже начата. Разработан ряд индикаторов, которые в настоящее время используются для оценки реализации «Основных направлений развития занятости».

Индикаторы или показатели - что средства, при помощи которых можно получить представление о текущем состоянии системы образования и информировать об этом образовательное сообщество в масштабе всей страны.

Система индикаторов должна функционировать как «контрольный фильтр», облегчающий выявление имеющихся проблем и позволяющий оценивать их масштаб и возможные последствия. Детальная же диагностика и поиск возможных решений могут быть сделаны в ходе дополнительного анализа и глубоких исследований. Индикаторы играют одну из основных ролей в мониторинге и оценивании эффективности функционирования

образовательной системы. [2,3]

Для мониторинга и оценки мероприятий по развитию обучения в течение всей жизни, и в особенности его качества, европейское сообщество разработало І5 индикаторов, распределив их по четырем основным областям:

І) индикаторы знаний, умений, навыков и компетенции:

индикатор грамотности и умения считать: процент учащихся первой ступени

начального образования или более низкой, прошедших тест на умение читать и считать (PISA, TIMSS);

новые умения для обучающегося общества: определение ключевых компетенции по восьми областям знаний;

-базовые компетенции в области математики, науки и технологий;

процент учащихся, чьи результаты теста научной грамотности PISA ниже 4GG баллов;

-доля лиц, имеющих дипломы о высшем образовании в области науки и технологии (на ^G чел. в возрасте от 2G до 29 лет);

-умения в области информационных и коммуникационных технологий: оценка

подготовленности по ІЕА (составляющие элементы PISA в 2GG6 г.);

владение иностранными языками: ис-

следования в этом направлении проведены в трех европейских странах и успешно продолжаются;

-умение учиться: применяется сложный индекс на основе стратегии развития обучения -процент учащихся в доле 25% наименее подготовленного населения, согласно

определению общего показателя успешности ОЭСР, базирующегося на разработках PISA;

активная гражданская позиция, социокультурные умения и навыки: использование работ IEA для определения траектории подготовки молодежи к роли граждан в демократическом обществе по трем основным областям:

а) демократия, институты

демократии и гражданственности;

б) национальное и региональное самосознание, международные отношения;

в) социальное единство и различие;

2) индикаторы доступа и участия в обучении:

- доступ к обучению в течение всей жизни;

-участие в обучении в течение всей жизни: участие в программах образования и обучения лиц в возрасте от 25 до 64 лет и выпускников системы образования в возрасте 1824 лет;

-индикаторы финансирования обучения в течение всей жизни: инвестирование в обучение в течение всей жизни: общественные расходы на образование в процентном отношении к ВВП;

- преподаватели и обучение: процент преподавателей, прошедших подготовку за предшествующие четыре недели;

-информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в обучении: доля до-

мохозяйств, имеющих выход в Интернет;

-системные и стратегические индикаторы: стратегии развития обучения в течение всей жизни: индикаторы разработаны на основе

национальных планов развития обучения в течение всей жизни стран ЕС.

В контексте единой Европы в настоящее время стоит задача совместного решения поставленных проблем и реализации для этих целей как транснациональных, так и, прежде всего, национальных и региональных программ. В рамках разрабатываемой стратегии именно региональные и местные проекты и программы представляют собой

особую ценность, поскольку позволяют уточнить механизмы реального воплощен в жизнь этой многомерной концепции и буемые для этого ресурсы.

Литература

1. Orr D., Gwosc С., Netz N. Social and Economic Conditions of Student Life in Europe. Synopsis of Indicators // Eurostudent IV. 2008-2011. HIS, Federal Ministry of Ed. <fc Res of Germany, EC, WBV, 2012.

2. Комарова, Э.П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 2527.

3. Комарова, Э.П. Эмоциональный контекст

общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник

Воронежского государственного технического

университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.

Воронежский институт высоких технологий

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва) MODERN MEANS OF CONTROL IN COMPETENCY FORMAT

A.D. Dyaykin

The paper deals with the modern means of control in the competency format, identifies the key features of innovative learning models

Key words: controls, competence format, innovative learning models

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.