Реализация концепции soft skills компетенций в деятельности студенческих советов Implementation of the concept of soft skills competencies in the activities of student councils
Катышевская Т.А.
Студентка 1 курса,
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,
Россия, г. Архангельск e-mail: t.katyshevskaya@mail.ru
Katyshevskaya T.
1rd year student,
Northern (Arctic) University named after M.V. Lomonosov,
Russia, Arkhangelsk e-mail: t.katyshevskaya@mail.ru
Аннотация.
Одним из механизмов формирования soft skills компетенций в учебных заведениях являются студенческие советы. Принимая активное участие в социально-значимой деятельности, студенты приобретают важные знания, умения и навыки, которые оказывают прямое влияние на становление личности как будущего специалиста, обладающего развитыми soft skills компетенциями. В статье рассматриваются soft skills компетенции, которые наиболее эффективно развиваются у активистов в студенческих советах.
Annotation.
Student councils are one of the mechanisms for the formation of soft skills in educational institutions. Taking an active part in socially significant activities, students acquire important knowledge, skills and abilities that directly affect the formation of the personality of a future specialist with developed soft skills. The article examines soft skills competencies that are most effectively formed among activists in student councils.
Ключевые слова: студенческие советы, soft skills компетенции, надпрофессиональные навыки.
Key words: student councils, soft skills, over-professional skills.
За последнее десятилетие спрос на «универсальных» специалистов значительно увеличился. В конкуренции выигрывает тот человек, который за время обучения овладел не только профессиональными компетенциями (hard-skills), но и приобрел дополнительные знания, навыки и умения, называемые soft-skills компетенциями. В отличие от hard skills soft skills компетенции не поддаются каким-то измерениям или тестированию, так как они, прежде всего, состоят из личных качеств, навыков и различных умений. Зачастую, людям, желающим добиться успехов в своей деятельности и обладающим значительными практическими и теоретическими знаниями в данной сфере, не хватает умения эффективно устанавливать связи с окружающими людьми и преподносить себя. Т.А. Яркова убеждена, что в настоящее время нужны особенные, креативные люди, способные преодолевать барьеры средних возможностей, эффективные и находчивые. Подобного мнения придерживается И. Милевский, который считает, что успех зависит на девяносто процентов от того, как человек развивает себя, какие навыки и умения приобретает.
Впервые понятие «soft skills» было употреблено в 1960-х годах в американской армии. Руководящий состав занимался разработкой особой системы подготовки военнослужащих. В процессе работы исследователи выяснили необходимость развития надпрофессиональных компетенций у военных, которые позволили бы им эффективно взаимодействовать с людьми и осуществлять свою деятельность. Все полученные результаты исследования были отражены в 1968 году в доктрине «Системы проектирования военной подготовки». Однако, широкое применение данное понятие получило лишь в девяностые годы.
В Гарвардском университете было проведено исследование, в ходе которого было выяснено, что успех в профессиональной сфере на 85% зависит от «мягких навыков» и лишь на 15% от «твердых». Исследователи из
Стэнфордского университета совместно с учеными университета Карнеги Меллон подтверждают исследование Гарварда по их данным высокие результаты и производительность состоят из 75% личностных качеств, умений и навыков, когда как 25% - знания, полученные при обучении.
Изучением «soft skills» занимали многие исследователи, которые по-разному трактовали данное понятие, поэтому единое традиционное общеупотребительное его определение отсутствует. Однако, при большом многообразии определений «мягких навыков» все они взаимосвязаны друг с другом.
Понятие «soft skills» в переводе с английского языка - «мягкие навыки», которые означают совокупность навыков, которые не относятся к профессиональным компетенциям, знаниям и умениям. Обращаясь к Оксфордскому словарю, определение данного понятия можно интерпретировать как комплекс личных качеств, которые помогают человеку устанавливать связи и активно взаимодействовать с окружающими.
В трудах отечественных исследователей можно найти обращение к теме «soft skills» компетенций. Так, О. Сосницкая убеждена, что «мягкие навыки» - это совокупность коммуникативных и управленческих навыков, в которые входят такие компоненты, как лидерские качество, умение взаимодействовать с другими людьми и выступать на публике, а также умение располагать к себе окружающих. По убеждению В. Шипилова, soft skills - ситуативное явление, которое проявляется в методах и способах устанавливать контакт между людьми. О. Абашкина считает, что «мягкие навыки» - это, прежде всего, качества личности, отсутствие которых будет препятствовать достижению желаемого результата. В. Давидова говорит о том, что данные навыки приобретаются в процессе обучения и личного опыта и в последующем применяются для достижения успехов в карьере. Психологический подход к трактованию «soft skills» предлагает И. Канардов, который убежден, что данное понятие подразумевает те навыки, которые способствуют установлению контакта и взаимодействия с людьми. А. Ивонина, О. Чуланова и Ю. Давлетшина связывают «мягкие навыки» с профессиональной деятельностью, считая, что в настоящее время работодатели обращают особое внимание на их наличие у специалиста. По мнению И. Милевски, soft skills - умение чувствовать человека, его желания, особенности, анализировать окружающую обстановку, а также преподносить себя другим.
В зарубежных исследованиях изучение понятия «soft skills», прежде всего, связано с его последующем применением в практической деятельности. Исследователи из Мюнхенского университета на протяжении длительного времени изучали сущность «мягких навыков», которые, по их мнению, заключаются во внутренней мотивации достичь желаемых результатов, эмоциях и поведении, взаимодействии с представителями разных возрастных групп. На основе выявленных результатов создаются курсы, на которых человек должен овладеть всеми «мягкими компетенциями».
Инициаторами создания психолого-педагогической модели реализации soft skills стали П. Сэловей, Дж. Майер и Д. Карузо. Они предлагают рассматривать данное понятие с позиции эмоциональных возможностей человека, которые заключаются в умении изучать и анализировать себя, свое внутреннее состояние и желания, а также понимать других. Все это, по мнению исследователей, приводит к формированию у личности таких качеств, как самоконтроль, самопознание, эмпатия и внимательность.
Несмотря на то, что определений данного понятия довольно много, можно выделить несколько генеральных линий:
- наличие soft skills компетенций помогает личности не только успешно реализоваться в своей жизни, но и в профессиональной деятельности;
- soft skills включают в себя, прежде всего, личностные качества человека, его знания, умения и навыки;
- soft skills компетенции не привязаны ни к какой конкретной профессии, их применение возможно в любой сфере деятельности.
Рассмотрим несколько моделей классификаций soft skills разных авторов. По мнению В. Шипилова, данные компетенции можно разделить на следующие группы:
- основные навыки общения, которые содействуют установлению контакта с людьми, помогают организовывать работу команды и взаимодействовать в ней, коммуникации, умению презентовать себя, организация и проведение публичных выступлений;
- организационные навыки, помогающие организовать себя, свою деятельность и рабочий процесс;
- мыслительные навыки, содержащие креативный, творческий, логический, проектный процессы;
- управленческие навыки, которые направлены на постановку задач и планов, установление контроля за деятельностью, организацию тьюторства и менторства, управление проектами и событиями.
Другой подход к классификации soft skills компетенций предлагает Ю.П. Поваренков, который убежден, что к интерпретации данного вопроса необходимо подходить с позиции задачного подхода. Исследователь предлагает разделять компетенции, исходя из трех основных задач, на следующие группы:
- компетенции, направленные на саму личность: контроль своего эмоционального состояния, стремление к саморазвитию, к приобретению новых знаний, умения и навыков;
- компетенции, способствующие установлению связей и взаимодействия с другими людьми;
- компетенции общего характера, содержащие различные мыслительные навыки, стремление преодолеть проблемы и сформулировать правильные решения.
Анализируя зарубежные источники, можно заметить, что, в большинстве из них, soft skills компетенции подразделяются в соответствии с их принадлежностью к той или иной социальной группе:
- навыки, полученные в процессе овладения основного образования (умение грамотно излагать свои мысли, осуществлять вычисления и т.д.);
- навыки, связанные с общением и взаимодействием с другими людьми;
- навыки, связанные с мыслительными процессами (анализирование, планирование и прогнозирование, стремление к саморазвитию и самообразованию и т.д.);
- личностные навыки (способность нести ответственность, находить пути и решения проблем, знание тайм-менеджмента, знание своих сильных и слабых сторон и т.д.);
- навыки, наличие которых связанно с профессиональной сферой человека (умение предлагать свои идеи, разрабатывать проекты, знание современных методов и технологий и т.д.);
- навыки, необходимые для функционирования в обществе (различные социальные права и обязанности, наличие гражданской позиции и т.д.).
Руководитель Всероссийского студенческого союза и программы «Soft skills наставник» О. Цапко отмечает, что сегодня быстроизменяющийся рынок труда предъявляет новые требования к специалистам. По его словам, работодатели заинтересованы в специалистах, обладающих развитыми soft skills компетенциями. «Однако, в учебных заведениях отсутствует системный механизм формирования и развития надпрофессиональных компетенций», - говорит О. Цапко.
В 2019 году Всероссийским студенческим союзом при поддержке Федерального агентства по делам молодежи была проведена всероссийская школа «Soft skills наставник», которая объединила на своей площадке более ста молодых лидеров из разных регионов страны. По результатам проведения данной программы было выяснено, что вузы заинтересованы в обучении своих специалистов и лидеров студенческого самоуправления. Руководитель программы отмечает, что уже сейчас идет формирование и обучение наставников, которые будут оказывать помощь молодым людям по приобретению и развитию soft skills компетенций.
Несмотря на то, что в вузах отсутствует системный механизм развития soft skills компетенций у обучающихся, большинство российских высших учебных заведений пытаются внедрять новые формы и методы работы со студентами. Среди новых технологий работы можно выделить, например, появление специальных курсов, проведение различных мероприятий, направленных на приобретение важных надпрофессиональных компетенций, внедрение проектной деятельности и форсайт-технологий и т.п. Однако, некоторые вузы и сегодня остаются ориентированными на формирование у студентов лишь hard skills компетенций.
Учебные заведения для эффективного развития «мягких навыков» у обучающихся привлекают к помощи дополнительный ресурс - студенческие советы, которые могут быть площадкой развития данных компетенций. Участие в студенческом самоуправлении способствует всестороннему развитию активистов, так как объединение инициативных молодых людей, желающих достичь общих целей и осуществляющих эффективную работу в команде, напрямую формируют soft skills компетенции у студентов.
Регулярно занимаясь социально-значимой деятельностью, активисты приобретают важные компетенции, от которых напрямую зависит их деятельность в настоящее время и будущий карьерный рост. Среди таких soft skills компетенций можно выделить следующие: умение быстро ориентироваться в быстроизменяющихся условиях и подстраиваться под их требования, взаимодействовать с окружающими, планировать и предугадывать будущее, осуществлять эффективную коммуникацию и работу в команде и другие.
Далее рассмотрим некоторые результаты исследования, которое проводилось на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. В качестве респондентов выступили 300 активистов студенческих советов семи высших и Совета студенческого самоуправления университета.
Для начала необходимо было узнать, какие формы развития soft skills компетенций наиболее привлекательны для студентов. Наиболее востребованными формами развития «гибких навыков» для активистов являются курсы и тренинги (73%) и дополнительное образование (37%), предполагающие личное присутствие, а также развитие компетенций через социально-значимую деятельность (45%). Стоит отметить, что респонденты не считают актуальным формат самостоятельного развития компетенций. Таким образом, можно сформулировать следующие выводы: во-первых, студенты в первую очередь заинтересованы в обучении, предполагающем личное участие, во-вторых, все студенты предпочитают обучаться у экспертов в данной сфере, а не заниматься развитием компетенций самостоятельно.
Так как активисты хорошо знакомы с осуществляемой деятельностью студенческих советов, важно было узнать, какие, по их мнению, soft skills компетенции в наибольшей степени развиваются в них. Студенты отметили, что у всех активистов регулярно развиваются коммуникативные компетенции, креативное мышление, а также умение работать в команде. Периодически деятельность в студенческих советах оказывает влияние на развитие лидерских компетенций, умение ставить цели и достигать их, проявлять инициативу и нести ответственность, а также тайм-менеджмент и гибкое мышление.
Далее более подробно рассмотрим отдельные надпрофессиональные компетенции. Так, по результатам исследования, 93% участников студенческих советов развит навык устанавливать контакт с малознакомыми людьми. Однако, 7% респондентов отмечают, что испытывают затруднения при общении с незнакомыми людьми.
Также, нами было выяснено, что навыком публичных выступлений на высоком уровне владеют 73% респондентов, в то время как остальные активисты отмечают, что данный навык им необходимо развивать. Кроме этого, навыком самопрезентации владеют 94% участников студсоветов, а 6% пытаются избегать данных выступлений.
Ранее говорилось о том, что активисты убеждены, что студенческие советы активно влияют на формирование лидерских качеств. В ходе исследования выяснилось, что навык тайм-менеджмента на высоком уровне развит у 76% респондентов, на среднем уровне тайм-менеджмент развит у 20% активистов, а остальные участники отметили, что данный навык у них развит на низком уровне. Навыком целеполагания и целеустремленности владеют 89% респондентов, а 11% убеждены, что данные навык у них развит недостаточно.
Если рассматривать навыки эффективного мышления, то можно отметить, что у активистов наиболее развито креативное и гибкое мышление в то время, как прагматичное мышление развито недостаточно хорошо.
Таким образом, для того, чтобы после завершения образования молодой человек смог добиться успеха в профессиональной сфере, необходимо развивать soft skills компетенции, которые, во многом, определяют становление специалиста как профессионала. Одним из ресурсов формирования «мягких навыков» являются студенческие советы, которые целенаправленно содействуют их развитию у личности. Однако, в ходе активной деятельности у студента компетенции могут развиваться и самостоятельно. Это связано с тем, что активист учится работать в команде, а также правильно распределять и планировать свое время, берет на себя ответственность, пробует участвовать в различной деятельность, использует различные типы мышления, развивает ораторское искусство и т.д.
Список используемой литературы:
1.Бацунов, С. Н., Дереча, И. И., Кунгурова, И. М., Слизкова, Е. В. Современные детерминанты развития soft skills [Текст] / С. Н. Бацунов, И. И. Дереча, И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4. - С. 198-207.
2.Денисов, А. Ф., Цыбова, В. С. «Мягкие» и «жесткие» качества лидера [Текст]/ А. Ф. Денисов, В. С. Цыбова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2018. - № 3. - С. 275-296.
3.Раицкая, Л. К., Тихонова, Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта [Текст]/ Л. К. Раицкая, Е. В. Тихонова // Вестник РУДН. - 2018. - № 3. - С. 350 -363.