Научная статья на тему '"soft skills": в поиске универсальных трактовок "гибких" навыков современных работников'

"soft skills": в поиске универсальных трактовок "гибких" навыков современных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1915
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНЫЕ КОМАНДЫ / РЫНОК ТРУДА / SOFT SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горьковая Ольга Павловна, Козловский Николай Викторович, Матыкина Виктория Сергеевна, Петров Александр Викторович

Рассматривается роль «гибких» (или «мягких») поведенческих навыков «soft skills» в профессиональной деятельности человека. Анализируются разные подходы к определению «soft skills», анализируются существующие классификации поведенческих навыков. Излагаются результаты эмпирического социологического исследования, проведенного на одном из производственных предприятий Санкт-Петербурга. На основе исследования авторами выявлено 17 основных поведенческих навыков, от которых зависит эффективность организации и производительность труда проектной команды на современном предприятии. Представлена характеристика выявленных навыков и их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горьковая Ольга Павловна, Козловский Николай Викторович, Матыкина Виктория Сергеевна, Петров Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"soft skills": в поиске универсальных трактовок "гибких" навыков современных работников»

ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗБИТИЯ

УДК 316 ББК 60.5

О.П. Горьковая, Н.В. Козловский, В.С. Матыкпна, А.В. Петров

«SofT skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников

Рассматривается роль «гибких» (или «мягких») поведенческих навыков - «soft skills» - в профессиональной деятельности человека. Анализируются разные подходы к определению «soft skills», анализируются существующие классификации поведенческих навыков. Излагаются результаты эмпирического социологического исследования, проведенного на одном из производственных предприятий Санкт-Петербурга. На основе исследования авторами выявлено 17 основных поведенческих навыков, от которых зависит эффективность организации и производительность труда проектной команды на современном предприятии. Представлена характеристика выявленных навыков и их классификация.

Ключевые слова:

индустриальная социология, компетенции, проектная деятельность, проектные команды, рынок труда, soft skills.

Горьковая О.П., Козловский Н.В., Матыкина В.С., Петров А.В. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков

современных работников // Общество. Среда. Развитие. - 2019, № 4. - С. 20-25.

© Горьковая Ольга Павловна - учащаяся, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: petroval4@yandex.ru

© Козловский Николай Викторович - учащийся, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: petroval4@yandex.ru

© Матыкина Виктория Сергеевна - учащаяся, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: petroval4@yandex.ru

© Петров Александр Викторович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; исполнительный директор, Российско-китайский Центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии СПбГУ, Санкт-Петербург; e-mail: petroval4@yandex.ru

Существенные изменения в глобальной производственной системе последних десятилетий привели к существенному росту интереса и бизнеса, и исследователей к созданию возможностей для максимально эффективного управления имеющимися у современных организаций трудовыми ресурсами - человеческим капиталом компаний. А это невозможно без анализа особенностей формирования внутриорга-низационных коммуникаций, что определяются во многом специфическими поведенческими навыками персонала компаний, которые наряду с традиционными профессиональными навыками позволяют проявлять большую гибкость в выстраивании производственных отношений и собственной карьеры. Для обозначения набора необходимых гибких поведенческих навыков с недавних пор исследователи стали использовать словосочетание «soft

skills», которое стало устойчивой категорией в современных социологических исследованиях социально-трудовых отношений и зачастую используется уже без перевода (став частью профессионального сленга специалистов по управлению персоналом и трудовыми отношениями). В профессиональной деятельности специфические «soft skills» помогают сотруднику быстрее интегрироваться в рынок труда и становиться успешным в своей области [5].

Важность «мягких» навыков также подчеркивается и в сфере образования, особенно в связи с необходимостью изучения проблем востребованности современных выпускников вузов на рынке труда [3]. Необходимость популяризации и развития исследований «soft skills» осознается представителями рынка труда на высшем уровне. Так, европейским сообществом уже предпринят ряд серьезных мер в области

стратегий развития поведенческих навыков и прогнозирования востребованных компетенций. Примерами таких мер являются Стратегия развития компетенций в Европейском союзе («OECD Skills Strategy» [21]) и прогноз востребованных компетенций в европейских странах («Skills for Europe's future: anticipating occupational skill needs» [20]).

В России также осознают важность «soft skills» в профессиональной деятельности. Например, ежегодно инновационным центром «Сколково» выпускается Атлас новых профессий [1], где подробно описаны основные тенденции развития рынка труда, а также навыки трудящихся, которые могут быть востребованы и необходимы для трудоустройства и успешной работы в современных фирмах и организациях. Исследовательскую работу в сфере поведенческих навыков ведет и Минобрнауки России. Так, по заказу министерства в 2011-2013 гг. был реализован крупный проект «Исследование долгосрочного спроса на кадры, обладающие компетенциями в сфере технологических инноваций» [8]. Бизнес-среда тоже не отстает. Крупнейшая российская компания интернет-рекрутинга «Head Hunter» в 2018-2019 гг. провела свой анализ рынка труда и обнаружила ряд трендов, которые ярко свидетельствуют о необходимости развития гибких поведенческих навыков среди граждан нашей страны [9]. Это подтверждает актуальность дальнейших исследований возможностей формирования «soft skills» у современных работников.

Однако следует отметить, что у исследователей пока не сложилось единого мнения по поводу четкого определения подобных «гибких навыков» (см., напр., [4; 6; 7; 10; 14; 15; 17-19]). При анализе уже существующих дефиниций «soft skills» можно выделить несколько важных универсальных составляющих. Во-первых, поведенческие навыки имеют надпрофессиональный характер, они не привязаны к отдельной специальности, социальной группе и т. д., они являются ресурсом каждого человека. Во-вторых, гибкие поведенческие навыки в большинстве случаев проявляются в процессе коммуникации, при этом в общении «мягкие» навыки играют двойную роль: с одной стороны, они учат слушать оппонента, с другой - с их помощью человек представляет себя в коллективе, занимает лидирующие позиции. Наконец, развитие гибких поведенческих навыков происходит благодаря профессиональному и повседневному опыту, причем эти навыки

играют важную роль как в обычной общественной жизни, так и при выстраивании карьеры в конкретной компании.

Сказанное подтверждается данными эмпирического социологического исследования, направленного на выявление универсальных «soft skills», от которых зависит эффективность и производительность труда работников. Исследование было проведено коллективом авторов на одном из производственных предприятий Санкт-Петербурга в марте-июне 2019 г. Объектом исследования стала команда сотрудников завода, выполняющая различные крупные производственные проекты. Генеральная совокупность составляла 53 человека (участники данной команды). В выборочную совокупность вошли 23 сотрудника, составляющие «ядро» команды. Основным методом данного эмпирического исследования было глубинное интервью. Интервью проводились один на один с каждым участником команды (который вошел в выборочную совокупность), чтобы исключить влияние на мнение респондента мнений других людей. В процессе интервью респонденту предлагалось выделить ключевые навыки, которыми обладает он сам, а затем выделить навыки остальных участников команды. Таким образом, исключалась вероятность приписывания респондентом себе тех навыков, которыми он на самом деле не обладает.

В данном исследовании под «soft skills» понимался комплекс неспециализированных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, но которые не связаны с конкретной профессиональной деятельностью. Всего в ходе исследования было выявлено 17 «гибких навыков», которые влияют на эффективность и производительность труда работников (см. рис. 1).

Навык «Умение работать в команде» подразумевает осознание того, что общее дело важнее личных интересов, а также подразумевает умение слышать, понимать коллег и выражать готовность помочь им. Этот навык является основным для исследуемой команды; респонденты назвали его в ходе интервью 146 раз. В процессе исследования удалось установить, что этот навык состоит из следующих умений:

1. Уметь слышать и понимать других.

2. Знать личностные особенности участников команды.

3. Уметь избегать конфликтных ситуаций и согласовывать свои действия с действиями других участников команды.

«Стрессоустойчивость» - навык, содержащий в себе умение держать эмоции под контролем, не сдаваться и не поддаваться панике, разделять рабочие и личные отношения и при этом сохранять высокую работоспособность, целеустремленность и мотивацию в любой ситуации (в том числе в стрессовой среде). Данный навык является вторым по значимости; респонденты назвали его в рамках интервью 103 раза.

«инициативность» - исходящее только от самого человека желание помочь, что-то сделать лучше, которое выделяет его среди остальных и за которое он несет личную ответственность. Данный навык является третьим по значимости; респонденты назвали его 85 раз. Характеризуется проявлением инициативы в том случае, если есть уверенность, что данные действия принесут пользу, а не вред, а также выражается в готовности помочь общему делу.

«Самоорганизация» - самостоятельный процесс постановки задачи, разработки путей их реализации и мобилизация себя ради осуществления намеченного плана. Данный навык также является третьим по значимости, как и инициативность; респонденты назвали его 85 раз. Исследование показало, что навык «Самоорганизация» включает в себя следующие умения:

1. Грамотно формулировать задачи и составлять план действий по их выполнению.

2. Умело использовать необходимые знания и навыки для выполнения поставленных задач.

3. Эффективно распределять личные ресурсы (деньги, время, энергию).

«Работа в режиме неопределенности и в условиях быстрой смены задач» - умение в условиях быстрой смены задач спокойно идти к намеченной цели и при этом быть готовым, что ситуация потребует новых решений и дополнительных ресурсов. Входит в топ-5 навыков для эффективной работы команды, согласно мнению респондентов (указывался 81 раз). Для освоения данного навыка, по мнению респондентов, необходимо:

1. Обладать стрессоустойчивостью и целеустремленностью.

2. Уметь быстро переключаться с выполнения одной задачи на другую.

3. Быть способным быстро самоорганизовываться в условиях многозадачности.

4. Быть готовым жертвовать личными ресурсами.

«Переговорные компетенции» - умение найти подход к собеседнику и направить разговор в конструктивное русло, стремиться, чтобы каждая сторона была довольна результатом общения, однако в критических ситуациях проявить характер и быть жестким в своей позиции. Респонденты назвали его в рамках интервью 79 раз. Характеризуется умением грамотно формулировать мысли, слышать позицию собеседника, быть тактичным в любой ситуации и находить компромисс. В данный навык включается также умение разрешать конфликты.

«Обучаемость» - навык, характеризующийся желанием и готовностью обучаться новому самостоятельно, умением слушать,

Рис. 1. Основные навыки исследуемой команды.

быстро воспринимать новый материал, восполнять пробелы в знаниях и применять полученную информацию в работе и в принятии решений. В рамках интервью респонденты указывали данный навык 62 раза. По мнению респондентов, данный навык включает в себя:

1. Умение применять различные знания и навыки в работе и в принятии решений.

2. Умение обучаться необходимому самостоятельно.

3. Умение слушать, быстро воспринимать новый материал и восполнять пробелы в знаниях.

4. Желание и готовность обучаться новому.

5. Способность воспринимать ошибки и учиться на них.

«креативность» - это способность нестандартно, творчески мыслить, находить свои оригинальные пути решения производственных и коммуникационных задач, которая часто присуща молодым и творческим людям и которая необходима при высокой степени неопределенности, новизны и сложности работы. Эта способность была названа респондентами 61 раз в ходе интервью.

«тайм-менеджмент» - планирование рабочего и личного времени с приорите-зацией задач и разделением их на более мелкие и простые действия. Респонденты указали на наличие данного навыка 51 раз в ходе интервью. Респонденты указали, что для освоения данного навыка необходимо:

1. Уметь правильно распределять время при выполнении ряда задач.

2. Уметь разделять большую задачу на более мелкие.

3. Обладать пунктуальностью.

4. Уметь расставлять приоритеты.

5. Распределять задачи по степени важности.

«умение управлять проектами и процессами» - навык видения общей картины проекта, всех его этапов, их исполнителей и взаимодействия между ними; умение просчитывать все эффекты и корректировать как работу внутри команды, так и технологические процессы в соответствии с ними. Респонденты отметили важность данного навыка 49 раз в ходе интервью. Данный навык, по их мнению, включает в себя следующее:

1. Уметь брать на себя ответственность в принятии конкретных решений и постоянно взаимодействовать с сотрудниками.

2. Иметь опыт работы в проектах.

3. Уметь просчитывать эффекты и последствия и перестраивать систему проекта в соответствии с ними.

4. Понимать как каждого члена команды, так и сам технологический процесс.

«Постановка задач» - навык, позволяющий ставить оптимальные задачи с учетом оценки способностей и возможностей сотрудников с целью достижения высокой производительности. Респонденты выделили данный навык 46 раз в ходе интервью. Данный навык, по убеждению респондентов, включает в себя:

1. Умение правильно оценить способности и возможности при постановке задач.

2. Умение ставить оптимальные (выполнимые) задачи с учетом возможностей конкретного сотрудника.

3. Умение донести требования к выполнению задачи до сотрудника.

4. Наличие лидерских качеств.

5. Наиболее эффективное распределение задач между сотрудниками с целью достижения высокой производительности.

В ходе исследования было также выявлено, что большинство характеристик навыка «делегирование» и навыка «постановки задачи» совпали, но есть одно отличие, на которое указали респонденты: делегировать можно не только задачи, но и полномочия. Кроме того, исследование показало, что в отличие от «постановки задач» «делегирование» всегда происходит между руководителем и подчиненным в рамках формальной иерархии управления компании. Неформальный лидер группы не может делегировать задачи и полномочия.

«Межотраслевая коммуникация» -умение контактировать с собеседниками, работающими в различных областях, а также преодолевать профессиональное недопонимание с помощью использования разного рода источников информации. В данном случае обычно необходим хорошо развитый навык обучаемости. Респонденты отметили данный навык 42 раза.

«Развитие и мотивация других» - навык, позволяющий поддерживать высокую работоспособность в коллективе, способствовать целеустремленности сотрудников, а также включающий в себя осуществление моральной поддержки и помощи тем сотрудникам, которые находятся в затруднительном положении или на грани «выгорания». Респонденты указали наличие данного навыка у своих коллег 37 раз. Для развития данного навыка необходимо:

3

ю О

24 Таблица 1

классификация «soft skills» на основе результатов эмпирического социологического исследования

Навыки взаимодействия в коллективе личностные навыки Навыки планирования Навыки жизнестойкости

1. Умение работать в команде 2. Переговорные компетенции 3. Межотраслевая коммуникация 4. Развитие и мотивация других 5. Коммуникабельность 1. Инициативность 2. Обучаемость 3. Креативность 4. Критическое мышление 1. Самоорганизация 2. Тайм-менеджмент 3. Умение управлять проектами и процессами 4. Постановка задач 5. Делегирование 1. Стрессоустойчи-вость 2. Работа в режиме неопределенности 3. Восприятие критики

о

3

ю О

1. Уметь объединять людей.

2. Не допускать выгорания сотрудников.

3. Осуществлять моральную поддержку.

4. Уметь поддерживать высокую работоспособность в коллективе.

5. Уметь грамотно направлять работу в нужное русло.

«Восприятие критики и обратной связи» - умение слышать, анализировать и делать выводы, понимая и принимая неправоту своих действий, не прибегая к эмоциям. Респонденты указали на наличие данного навыка у своих коллег 32 раза.

«критическое мышление» - быстрое реагирование на проблему, умение здраво взвесить риски и все возможные варианты решений. Респонденты называли данный навык 28 раз в ходе интервью.

«коммуникабельность (взаимодействие с другими)» - это навык, способствующий успешному взаимодействию с окружающими людьми, при котором позиции обеих сторон разговора учитываются и считаются важными. Респонденты назвали данный навык в ходе интервью 28 раз. Для развития данного навыка необходимо:

1. Уметь устанавливать контакт с собеседником.

2. Уметь слушать и слышать собеседника.

3. Понимать позицию собеседника.

4. Быть способным подстраиваться под конкретную ситуацию, среду.

«делегирование» - четкое распределение обязанностей и полномочий между работниками. Респонденты указывали на наличие данного навыка у своих коллег 26 раз в ходе интервью. Данный навык включает в себя:

1. Грамотное и четкое распределение задач, обязанностей.

Список литературы:

[1] Атлас новых профессий. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://vk.com/doc137458116_516952445? hash=5f596564b7e6dba2a6&dl=24b2ed47b828ba0d00 (29.09.2019)

2. Доверие к человеку, которому ты передаешь часть своих полномочий.

3. Уверенность в том, что человек сумеет справиться с работой.

Исходя из представленных характеристик 17 «soft skills», сформулированных в ходе исследования, можно предложить следующую классификацию данных «гибких навыков»: навыки взаимодействия в коллективе, личностные навыки, навыки планирования, навыки жизнестойкости (см. табл. 1).

Данная классификация достаточно четко разделяет навыки на отдельные категории и позволяет выделять и развивать в проектных командах именно ту группу навыков, которая является проблемной. Стоит также отметить, что «входными» навыками, т. е. теми, которые должны быть у человека при вступлении в проектную команду, являются навыки жизнестойкости и личностные навыки. Их сложнее всего развить при помощи тренингов. Напротив, навыки взаимодействия в коллективе и навыки планирования легко приобретаются при обучении и позволяют развивать их уже в процессе работы в команде. В результате проведенного исследования удалось сформулировать универсальные, понятные и точные определения «soft skills». При этом следует особо подчеркнуть, что предложенная классификация «мягких» навыков, в отличие от других классификаций, не подразумевает приобретения работниками всех и каждого из навыков сразу и ориентирует менеджмент исследуемого предприятия на постепенное непрерывное обучение работников указанным группам навыков. За счет такого комплексного обучения сразу нескольким «soft skills», входящим в одну группу, эффективность и уровень развития навыков может существенно повыситься.

[2] Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Концепт. - 2018, № 4. - С. 198-207.

[3] Булатова Г.А. Мониторинг и оценка трудоустройства выпускников вузов // Экономика Профессия Бизнес. - 2017, № 4. - С. 18-23.

[4] Гайдученко, Е. Марушев, А Эмоциональный интеллект. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://l-a-b-a.com/lecture/show/99 (29.09.2019)

[5] Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009. - 480 с.

[6] Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (29.09.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Том 9. - 2017, № 1. -C. 1-18. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (29.09. 2019)

[8] Исследование долгосрочного спроса на кадры, обладающие компетенциями в сфере технологических инноваций. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://prognoz2030.hse.ru/4pr (29.09. 2019)

[9] Исследования рынка труда. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://spb.hh.ru/article/research (29.09. 2019)

[10] Ключарев Г.А. »Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. - 2015, № 11. - С. 49-56.

[11] Матыкина В.С., Горьковая О.П. Новые требования на рынке труда: ожидания и возможности // Цифровая экономика и рынок труда будущего. Материалы всероссийской научной конференции. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. - С. 13-17.

[12] Милевски И. Личностное развитие успешного человека. Принципы soft skills - гибких навыков человека. - Интернет-ресурс. Режим доступа: ecouniver.com (29.09.2019)

[13] Россия 2025: от кадров к талантам. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://worldskills.ru/assets/ docs/media/Skills_Outline_web_tcm27-175469.pdf (29.09.2019)

[14] Сигова С.В., Серебряков А.Г., Лукша П. О. Формирование перечня востребованных компетенций: первый опыт России // Непрерывное обучение: XXI век. - 2013, вып. 1. - С. 1-11.

[15] Сосницкая О. SOFT SKILLS: мягкие навыки твердого характера. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://be-st.ru/ru/blog/13 (29.09.2019)

[16] Татаурщикова Д. Soft skills. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://4brain.ru/blog/soft-skills/ (29.09. 2019)

[17] Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/softskills.shtml (29.09.2019)

[18] Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key "soft skills" that foster youth workforce success: toward a consensus across fields // Child Trends Publication. - 2015. - 56 р.

[19] Oxford English Dictionary / 2nd edition. - Clarendon Press, 1989. - 624 c.

[20] Skills for Europe's future: anticipating occupational skill needs // Cedefop panorama series. - Luxembourg, 2009.

[21] Towards an OECD Skills Strategy. The OECD Skills Strategy. - Paris, 2011.

3

\o О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.