РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ИСТОРИЯ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ АВТОРОВ
А. М. Тарасова
(г. Челябинск, Россия)
Аннотация. Статья посвящена роли Kontfenma «история» в картине мира современного британского художественного дискурса. В центре внимания анализ картины мира Г. Свифта и К. С. Льюиса в произведениях «Водоземье» и «Хроники Нарнии».
Ключевые слова: языковая картина мира; фантазийная картина мира; концепт; концепт «история»; идиостиль автора.
IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT «HISTORY» IN THE WORKS OF
MODERN ENGLISH AUTHORS
A. Tarasova
(Chelyabinsk, Russia)
Abstract This article is about the role of concept «history» in the modern British discourse. The main body of the text is the analysis of the world view of G. Swift and C. S. Lewis in works «Waterland» and «The Chronicles of Narnia».
Key words: linguistic view of the world; fantasy view of the world; concept; concept «history»; idiostyle of the author
Центральным понятием отражения концепции существования человека, его внутреннего мира и специфики существования является картина мира. Картина мира-есть целостный образ мира, отпечаток всей деятельности человека. Выражаясь словами выдающегося английского учено-го-филолога и литературоведа К.С.Льюиса «от того, что ты за человек, и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь и услышишь.» [1, с. 70].
«Хроники Нарнии» написаны ученым-фило-логом, знатоком классической и средневековой литературы. К. С. Льюис выступает не просто как «создатель вторичных миров», но и как апологет (от греческого Аре^е- защищать). Фантастические истории предлагают оригинальное воплощение многих христианских истин.
Евангельская основа «Хроник Нарнии» очевидна. В них можно встретить и прямую полемику с атеизмом, чьи аргументы очень похоже излагает Колдунья одурманенным детям в Подземье («Серебряное кресло»). А можно найти весьма прозрачную притчу о покаянии (Аслан, сдирающий драконьи шкуры с Юстэса в «Повелителе зари»).
«Хроники Нарнии» состоят из семи сказочных повестей и соответствуют определению литературного произведения, содержащему историю по-
литических, общественных, семейных событий, изложенных в хронологическом порядке.
Переда нами история страны с момента её создания и до того момента ее жизни, когда расползлась «просто пустота, все звезды упали и ночь упала в Нарнию» [1, с. 663]. Начало истории характеризуются такими атрибутами как «свет», «дерево», ветки которого были усыпаны сверкающими серебристыми яблоками-«плодами жизни и вечной молодости», «пение звезд». Автор не жалеет красок для описания историй своих героев и истории Нарнии, ведь по его замыслу одно без другого невозможно и все абсолютно важно. Здесь живут свои предсказания. Жанр фантастической сказки придает этой истории оттенки чудесности и странности, хотя все в ней узнаваемо и на что-то похоже.
«Хроники Нарнии» написаны Клайвом Стей-плзом Льюисом после Второй Мировой войны. Он четко видел, как подрывались устои общества, разрушались основы отношений между людьми. В этом плане «Хроники Нарнии»-это история о «пути назад». О возврате к истинным ценностям.
Фантастические истории в формате сказок предлагают воплощение многих христианских истин. «Хроники Нарнии»-это, как отметил ли-
тературный критик М. Бейн,- «Божественный план вселенной, начиная от её создания и заканчивая апокалипсисом». Главный образ сказок-образ льва Аслана-невозможно не ассоциировать с образом Христа. В своем роде само произведение выступает в роли центральной основополагающей метафоры, которая предлагает заглянуть в мир христианских ценностей и «апеллирует к глубинам духовного устройства человека.» [5].
Отрывки, повествующие о самых важных событиях, происходящих в жизни героев и в самой истории Нарнии (сотворение и падение мира, духовное взросление) озвучивают композиционную метафору всего произведения: «The Lion opened his mouth, but no sound came from it; he was breathing out, along, warm breath; it seemed to sway all the beasts as the wind sways a line of trees. Far over head from beyond the veil of blue sky which hid them the stars sang again; a pure, cold\ difficult music. Then there came a swift flash like fire (but it burnt nobody) either from the sky or from the Lion itself and every drop of blood tingled in the children Is bodies, and the deepest, wildest voice they had ever heard was saying: «Narnia, Narnia, Narnia, awake. Love. Think. Speak. Be walking trees. Be talking beasts. Be divine waters.
«in
Мир Нарнии был создан песней Аслана. Первыми появились звезды и солнце, затем трава, деревья и много других дивных растений, затем по велению Льва в мир явились животные и другие существа. В этот момент создатель Нарнии произнес главную заповедь для всего живого:
«Нарния, Нарния, Нарния встань! Потоки, обретите душу! Деревья, ходите! Звери. Говорите! И все любите друг друга!» Л, с. 67].
Думая о сотнях грядущих лет, создатель Нарнии Аслан назначает первых правителей нового мира, считая, что короли и королевы должны уметь трудиться, быть честными и милостивыми к говорящим созданиям, не мучить их и уметь помешать делать это другим, если в страну придут враги, то быть первым в бою, и последним в отступлении, воспитать так же своих детей. Льюис верит сам и убеждает нас в том, что при таком мудром правлении история страны будет направлена в нужное русло на благо всех живущих в ней, и «тогда утро Нарнии продлится много веков.» [1, с. 77].
Конечно, в любом мире не обходится без зла. Силе добра и света в истории Нарнии противостоит зло Колдуньи, Белой Королевы. Она считает,
что те, кто добры-мягки и глупы им «не понять государственных интересов», то, что нельзя им, «можно мне, ибо я-великая владычица. На моих плечах судьба страны. Наш удел высок, и мы одиноки». Аслан предупреждает «детей Адама», попавших в Нарнию из нашей действительности:
«Скоро, очень скоро, раньше, чем вы состаритесь, в великих странах вашего мира будут править тираны, которым также безразличны радость, милость и правда, как злой королеве. Смотрите в оба! От вас и от подобных вам зависит, долго ли они пробудут и много ли натворят» /1, с. 91].
Примечательно, что слова эти сказаны детям-главным героям сказок, которым автор дает возможность прожить жизнь не один раз, и главной становится для каждого та история, которая изменит человека и подарит ему и всем окружающим радость.
История в «Хрониках Нарнии» универсальна, это история о зарождении, развитии, жизни и гибели целого мира. История страны и истории героев произведения взаимосвязаны, оказывают друг на друга жизненно-важное влияние. Все подчиняется высшей силе, которая направляет и позволяет героям оценить свои действия и поступки, выбрать единственно правильный и верный путь.
«Нарния, Нарния, Нарния встань! Потоки, обретите душу! Деревья, ходите! Звери. Говорите! И все любите друг друга!» /1, с. 67].
«Narnia, Narnia, Narnia, awake. Love. Think. Speak. Be walking trees. Betalkingbeasts. Bedivinewaters.» /7].
Для Льюиса история любого существа, народа или мира-это путь к Добру, Радости. Особенностью является необычное переплетение современной истории и сказочной фантазийной истории автора. Персонажи имеют возможность быть героями обеих историй, что делает наиболее ценным их духовный опыт.
Специфическое содержание романов Г. Свифта делает актуальным изучение способов его воплощения в конкретном художественном произведении. «Историзация» прозы 80-90-х годов отразилась на жанровой природе романа «об истории» «Водоземье», который является примером «исто-ризированной» психологической прозы.
Литературное творчество Г. Свифта актуализирует тему отношений человека с миром, трансформации жизненного пространства, включающе-
го и пересмотр ценностных, нравственных, национальных и культурных ориентиров. Он проводит четкие параллели между историческими изменениями и способностью человека анализировать эти изменения и изменяться самому.
В романе Свифта «правит» история. Ей подчиняются внутренние и внешние миры, частная жизнь человека и целый мир:
1) История как действительность в ее развитии, движении. {Законы истории-Laws of history, Все-общая история-General Hi story \ universal hi story \ world history).
2) История как совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. (Учитель истории-history teacher).
3) Историячего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. {Естественная история-Natural history. История театра-History of Theatre).
4) История чего. Ход развития, движения че-го-либо. {История Фенов-A History of the Fens. История нашей дружбы-The history of our friendship. История болезни-medical hi story \ patient history).
5) История прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. (События, вошедшие в историю-The events included in the story. История умалчивает об этом).
6) История как рассказ, повествование {Байки-story-telling. Талант рассказывать истории-Had a knack for telling stories).
7) История как происшествие, событие, преимущественно неприятное. {Попасть в историю. Вот так история! -Whatastory! Вечная история! - Oldstory!)
Роман наполнен историческими событиями, фактами, датами, именами. На фоне масштабных событий развертывается история малого места, Фенов.
С1908 по 1910 год, покуда в Боснии разгорался кризис, Италия алчно поглядывала в сторону Триполи, а британский народ, неудовлетворенный тем, что со степелей сходит каждый год всего по четыре дреноута... « [3, с. 237].
«.From 1908 to 1910, while a crisis flared in Bosnia, Italy turned covetous eyes on Tripoli, and the British people, impatient with only four Dreadnoughts a year... « [4, c. 201].
«Как жаль, что с 1914 по 1918 год Европа озабочена вовсе не происхождением собственного го-
могенного вида под названием угорь, а озабочена самой что ни на есть гетерогенной диспозицией национальных интересов и вооруженных сил. « [3, с. 238].
«Alas, that from 1914 to 1918 it is not the origins of its own homogeneous species of eel that concerns Europe but the heterogeneous disposition of its national interests and armed forces.» [4, c. 202].
Роман Г. Свифта как нельзя лучше иллюстрируют тенденцию современной английской прозы к «дегероизации» истории, ее переход в «частную собственность», что выражается в изменении статуса «приватной» истории, ином соотношении частной и общей истории. Персональная история человека выходит на передний план.
«Ученик Прайс прервал однажды ход Французской революции и, огласив обычный ученический протест, которого всякий учитель истории ждет с урока на урок (какова цель, польза, смысл ит.д. Истории), заявил, просто и прямо, что история есть просто «сказка». [3, с. 13].
«Price interrupting the French Revolution and voicing the familiar protest that every history teacher learns to expect (what is the point, use, need\ etc., of History), asserted roundly that history was 'a fairytale1.» [A, c. 14].
В романе Г. Свифта частная история сталкивается со всеобщей историей. Произведение объединяет реализм и постмодернистскую эстетику. Исторический материал романа представляет собой фантастическую картину мира. Особенность изложения истории автором выражена в виде рассказывания баек - авторских повествований, которые по мнению Свифта является наиболее действенным способом передачи исторического жизненного опыта, источником мудрости, проверенной временем.
« Как же Крикам удавалось обхитрить реальность? Рассказывая сказки. До самого последнего колена в них жила не только флегма, но и склонность к суевериям-и к легковерию. Истории были им вместо материнского молока. И покуда Ат-кинсоны двигали историю, Крики травили байки.» /3, с. 26].
«How did the Cricks outwit reality? By telling stories. Down to the last generation, they were not only phlegmatic but superstitious and credulous creatures. Suckers for stories. While the Atkinson made history, the Cricks spun yarns.» [4, c. 25].
Изучив природу и содержание концепта «Исто-
рия» в произведениях англииских авторов, мы пришли к выводу, что это универсальный категориальный концепт. Он сопряжен с такими концептами, как «судьба», «участь», «жизнь», «развитие», «путь», «выбор», «реальность», «байка», «легенда», «наследие» и др. Отмечена больная семиотическая плотность вербального выражения истории, в характеристиках истории часто переплетены наивные представления и научные данные. Метафоризация истории зависит отсознания индивида и отражает фундаментальные ценности определенной культуры.
Чаще всего понятие история тесно связана и даже является синонимом понятия истории общества, т.е. истории общественной жизни-от исторического бытия стран и народов до реальных действий отдельных людей. Отдельные образцы художественной литературы содержат так называемые универсальные истории-мега-исто-рии-истории создания, развития и жизни целых миров.
Одним из выдающихся примеров истории неповторимого мира является фэнтези К. С. Льюиса» Хроники Нарнии». Используя образы животного мира и мифологических существ Льюис смог передать сложные морально-этические понятия в доступном к пониманию и увлекательном контексте для детей и взрослых. Этому способствовали следующие мировоззренческие позиции автора:
- вплетение в сюжетную линию сказок библейских мотивов и аллюзий;
- выбор автором жанра сказки, что позволило задействовать творческий потенциал воображени-ячитателей для обращения к духовным архетип-ным глубинам сознания;
- широкое использование мифологической символики различных культур.
Сам Льюис писал: «Чтобы создать правдоподобный и не безразличный читателям «иной мир», следует воспользоваться единственным «иным миром», который нам известен,-миром духа» [6].
В отличие от К. С. Льюиса, стремившегося в «Хрониках Нарнии» воплотить значимость реализации отдельных судеб героев через историю страны и мира, другой английский автор Г. Свифт видит иное соотношение частной и всеобщей истории. Роман «Водоземье» является образцом современной английской прозы, стремящейся к «дегероизации» истории, когда персональная история человека выходит на передний план. Автор исследует внутренний мир героя, познающего себя в потоке времени.
Список литературы:
1. Льюис К. С. Хроники Нарнии / Пер. с англ. О. Б. Бухиной, Г. А. Островской, Н. Л. Трауберг, Т. А. Шапошниковой-М.: СП «Космополис», 1991.
2. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
3. Свифт Г. Земля воды: Роман / Пер. с англ. В. Михайлина.-СПб.: Азбука-классика, 2004.-416 с.
4. Swift G. Waterland/ Picador, 2010.- 355 p.
5. Бушняк А.В.»ХроникиНарнии»К. С. Льюиса как апелляция к глубинам духовного //http:// www.gazetaprotestant.rn/2012/01/xroniki-narnii-k-s-lyuisa-kak-apellyaciya-k-glubinam-duxovnogo/ (
6. Кошелев К., Льюис К. С. и его страна чудес http://tolkienlewis.narod.ru/kosh.htm (дата обращения: 02.12.2015).
7. Lewis С. S. The Chronicles Of Narnia /7 Books// http/ lingvaplus.ucoz.ru/ load/ 7-1-0-55 (дата обращения: 02.12.2015).