Научная статья на тему '«Покоритель Зари» К. С. Льюиса и «Плавание Св. Брендана»: интертекстуальные связи на уровне персонажей'

«Покоритель Зари» К. С. Льюиса и «Плавание Св. Брендана»: интертекстуальные связи на уровне персонажей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
181
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / ПОИСКИ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ / ФЕНОМЕН ПРЕЦЕДЕНТНОСТИ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / УРОВЕНЬ ПЕРСОНАЖЕЙ / A QUEST TO THE "ISLE OF THE BLESSED" / MYTH / PRECEDENTIAL PHENOMENON / INTERTEXTUAL CONNECTIONS / THE LEVEL OF PERSONAGES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Родина М. В.

В статье рассматриваются интертекстуальные связи между текстом фантастической повести К. С. Льюиса «Покоритель Зари, или Плавание на Край Света» и текстом «Плавания Св. Брендана», повествующим о поисках Земли Обетованной одним из величайших ирландских святых. Автор выделяет маркеры интертекстуальных связей, присутствующие в льюисовской хронике на уровне персонажей, предпринимая попытку определить, каким образом древнеирландский миф о поисках Земли Обетованной «вплетается» в художественную структуру повести и каково его влияние на формирование глубинного смысла изучаемого произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The Voyage of the Dawn Treader» by C. S. Lewis and «The Voyage of St. Brendan»: intertextual connections on the level of personages

The article focuses on the intertextual connections between two world-known texts «The Voyage of the Dawn Treader» by C. S. Lewis (from «The Chronicles of Narnia») and «The Voyage of St. Brendan», telling the story of the legendary quest to the «Isle of the Blessed» of St. Brendan, known as one of the greatest Irish saints. The author makes an attempt to find out mechanisms making possible mythological allusions in C. S. Lewis’ fairy tale and give an account of the role the mentioned Irish myth plays in forming the deepest spiritual and philosophical meanings implied by the author of «The Voyage of the Dawn Treader».

Текст научной работы на тему ««Покоритель Зари» К. С. Льюиса и «Плавание Св. Брендана»: интертекстуальные связи на уровне персонажей»

УДК 8.01

М. В. Родина

аспирант каф. русской и зарубежной литературы

ТГУ им. Г. Р. Державина; e-mail: [email protected]

«ПОКОРИТЕЛЬ ЗАРИ» К. С. ЛЬЮИСА И «ПЛАВАНИЕ СВ. БРЕНДАНА»: ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ НА УРОВНЕ ПЕРСОНАЖЕЙ1

В статье рассматриваются интертекстуальные связи между текстом фантастической повести К. С. Льюиса «Покоритель Зари, или Плавание на Край Света» и текстом «Плавания Св. Брендана», повествующим о поисках Земли Обетованной одним из величайших ирландских святых. Автор выделяет маркеры интертекстуальных связей, присутствующие в льюисовской хронике на уровне персонажей, предпринимая попытку определить, каким образом древнеирландский миф о поисках Земли Обетованной «вплетается» в художественную структуру повести и каково его влияние на формирование глубинного смысла изучаемого произведения.

Ключевые слова: миф; поиски Земли Обетованной; феномен прецедент-ности; интертекстуальные связи; уровень персонажей.

M. V. Rodina

Postgraduate student, Department of Russian and Foreign Literature, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

«THE VOYAGE OF THE DAWN TREADER» BY C. S. LEWIS AND «THE VOYAGE OF ST. BRENDAN»: INTERTEXTUAL CONNECTIONS ON THE LEVEL OF PERSONAGES

The article focuses on the intertextual connections between two world-known texts - «The Voyage of the Dawn Treader» by C. S. Lewis (from «The Chronicles of Narnia») and «The Voyage of St. Brendan», telling the story of the legendary quest to the «Isle of the Blessed» of St. Brendan, known as one of the greatest Irish saints. The author makes an attempt to find out mechanisms making possible mythological allusions in C. S. Lewis' fairy tale and give an account of the role the mentioned Irish myth plays in forming the deepest spiritual and philosophical meanings implied by the author of «The Voyage of the Dawn Treader».

Key words: myth; a quest to the «Isle of the Blessed»; precedential phenomenon; intertextual connections; the level of personages.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований («Поэтика мира в цикле сказочных повестей К. С. Льюиса "Хроники Нарнии": проблема художественной функциональности»), проект № 14-34-01009).

Данная статья посвящена исследованию интертекстуальных связей текста фантастической повести К. С. Льюиса «Покоритель Зари» с текстом «Плавания Св. Брендана». В предыдущей работе [5, с. 168— 171] мы рассмотрели как сам феномен прецедентности, так и то, каким образом налаживаются интертекстуальные связи между библейским эсхатологическим мифом и сказочной хроникой К. С. Льюиса «Последняя битва» из цикла «Хроники Нарнии». В данной статье мы аналогичным образом рассмотрим древнеирландский миф о поисках Земли Обетованной в структуре повести «Покоритель Зари, или Плавание на Край Света» из того же нарнийского цикла, созданного упомянутым писателем.

«Покоритель Зари, или Плавание на Край Света» не просто изобилует интертекстуальными включениями - оно интертекстуально всё от начала до конца, так как полностью построено на отсылках к «Плаванию Св. Брендана» (V в. н. э.), повествующему о поисках Земли Обетованной клонфертским подвижником Бренданом и его семнадцатью спутниками. Герои Льюиса устремляются на Восток, где надеются отыскать Страну Аслана, которая выступает эквивалентом «Острова Святых», манившего ирландского подвижника и морехода. Интертекстуальность у Льюиса прослеживается на всех уровнях повествования: сюжетно-фабульном, уровне идей, уровне персонажей и речевом. В данной статье мы рассмотрим проявление интертекстуальности лишь на уровне персонажей.

Во-первых, показательно, что руководители обоих плаваний носят имена, образованные по одной и той же языковой модели - оба являют собой онимизированные словосочетания, имеющие «водную», «морскую» семантику: «St. Brendan the Navigator», «Caspian the Seafarer». Имя «Брендан» (Brendan) означает «орошенный влагой», или «чистая капля» [7, с. 112], а имя «Каспиан» (Caspian) связано с Каспийским морем (The Caspian Sea). Согласно жизнеописанию Брендана, выбор имени для будущего святого был обусловлен осознанием избранности этого ребенка. Нарекая младенца таким образом, крестивший его епископ под «влагой» понимал благодать, осенившую новорожденного [там же]. Но позднее стал очевиден и другой, буквальный, смысл имени преподобного: ведь большая часть его жизни прошла именно в морских путешествиях, за что святой и был прозван «Мореплавателем» (the Navigator).

Под именем «Мореплавателя» вошел в историю Нарнии и ее король Каспиан Х (Caspian the Seafarer). Хотя нельзя сказать, что Льюис прямо отожествляет его с ирландским подвижником: героя всё же зовут Каспианом, а не Бренданом, кроме того, он является королем, показанным в расцвете сил, а не старцем-отшельником. Да и по характеру они совсем не похожи друг на друга: Брендан всегда кроток, спокоен и невозмутим, ибо полагается на милость и помощь Спасителя, зная, что Тот всегда выведет его и его спутников из любой сложной ситуации. С непоколебимой верой ведет святой своих монахов сквозь морские просторы, будучи вдохновлен рассказами о Земле Обетованной и ирландским движением перегринов.

Каспиан, напротив, весьма вспыльчив, раздражителен, порой дерзок и абсолютно непредсказуем. Сегодня он приветлив, дружелюбен и готов не раздумывая пожертвовать жизнью ради спасения друзей, завтра он будет по-мальчишески спорить с королем Эдмундом о том, кто из них главный:

"I am one of the four ancient sovereigns of Narnia and you are under allegiance to the High King my brother." - "So it has come to that, King Edmund, has it?" said Caspian, laying his hand on his sword-hilt [10, p. 486],

а послезавтра у него возникнет желание оставить решительно всё: корабль, команду, наконец, сам нарнийский престол, чтобы переселиться в Страну Аслана со своим любимцем Рипичипом:

it is my will that the Regent, and Master Cornelius, and Trufflehunter the Badger, and the Lord Drinian choose a King of Narnia ... I am going with Reepicheep to see the World's End [Ibid. p. 537].

Герой знает, что их ведет Златогривый Лев, но, в отличие от Брен-дана, склонен забывать о его заветах и высшей цели своего путешествия - достаточно вспомнить эпизод на Острове Мертвой Воды. Соблазненный богатствами, которые может подарить находящийся там золотой источник, король пытается предъявлять права на остров как на часть Нарнии, угрожая убить любого, кто проговорится о его существовании:

"The King who owned this island," said Caspian slowly, and his face flushed as he spoke, "would soon be the richest of all the Kings of the world. I claim this land for ever as a Narnian possession. It shall be called Goldwater Island. And I bind all of you to secrecy" [Ibid. p. 486].

Лишь упрек Люси и явление Льва в самый последний момент приводят короля в чувство. Одним словом, герой ведет себя как морская стихия, с которой он связан посредством имени.

Во-вторых, интертекстуальные связи на уровне персонажей проявляются в том, что в сказке Льюиса, как и в «Плавании Св. Брендана», присутствуют фигуры так называемых лишних, или опоздавших. «Плавание...» сообщает, что среди монахов Брендана таковых было трое: один - покаявшийся вор; второй - человек доброго нрава, но малой веры, оставленный на Острове Отшельников Трех Возрастов с целью духовного совершенствования; третий, не сумевший преодолеть «адского» устроения собственной души и отправившийся на вечные муки в преисподнюю:

Когда он ... выбрался на мрачные камни, перегрины увидели огромных демонов, появившихся из неприметной расщелины и схвативших инока. В то же мгновение скала покрылась огнем, дымом, и в воздухе запахло серой [4, с. 131].

В хронике Льюиса «опоздавших» матросов оказывается не трое, как в «Плавании.», а четверо: в их числе лорд Руп, которого команда подобрала на Острове Тьмы, и который в силу пережитого там душевного потрясения оказался не в силах продолжать путь, и еще трое матросов, вначале отказавшихся плыть в Страну Аслана. Лишь в последний момент они меняют решение. В итоге на борту оказываются все, кроме Рупа и человека, переменившего решение последним:

And very shortly after that there was only one left. And in the end he began to be afraid of being left behind all on his own and changed his mind [10, p. 525].

По мнению исследователя А. Ю. Шабанова, образы «опоздавших» демонстрируют явную «смысловую отсылку к евангельским событиям», где в качестве «лишних» выступали те, кто «следовал за Христом, становился свидетелем Его чудес, слушателем Его слов», но не более чем из любопытства, из-за чего «"застревал" на каких-то локальных островах сомнений или искушений» [8]. Эта отсылка успешно срабатывает и в контексте «Покорителя Зари.».

Для первого из «опоздавших» монахов Брендана таким «локальным островком», преградившим дальнейшее движение, становится замок - «великолепная, но заброшенная цитадель», окутанная

непроницаемым мраком и столь же непроницаемой, «жуткой» тишиной [там же], своеобразным эквивалентом которого у Льюиса выступает Остров Тьмы, прельстивший лорда Рупа тем, что там «dreams ... come to life, come real» [10, p. 509]. Герой надеялся, что его сокровенные мечты станут явью, стоит ему лишь высадиться на заветный берег, а получил пытку ночными кошмарами, так как не сумел сразу понять разницы между грезами и ночными сновидениями («Not daydreams: dreams») [Ibid], многие из которых «make you afraid of going to sleep again» и в том, и в другом случае герои оказываются в неком таинственном (по ирландской традиции «тонком») месте, в самом «сердце тьмы», где обнаруживает себя власть страшных демонических сил. Мрак, окружающий место, где оказались персонажи, в обоих случаях выступает «метафорой духовной слепоты, а следовательно, и душевной слабости». Духовная слепота неизбежно ведет ко греху [8] (воровство и нарушение обета нестяжания героем «Плавания.» на глазах у игумена; любопытство и поиск «легких путей» к достижению счастья героем «Покорителя.»), грех же становится причиной осуждения свыше: инок св. Брендана наказан смертью, а лорд Руп близок к потере рассудка - неслучайно Каспиан характеризует его как «abrokenman», т. е. «some one having given up all hope, despairing» [11, p. 219] - букв. «разбитый», «сломанный», «сокрушенный» бедами или потрясениями; отчаявшийся; человек с надорванной душой. Выбравшись с помощью друзей из этого страшного места, он еще долго будет не в состоянии прийти в себя, а единственным желанием героя станет «sleep without stint or measure, and sleep in which no faintest footfall of a dream was ever heard» [10, p. 523]. Но если поведение льюисовского лорда еще можно понять, то кража, совершенная иноком Брендана, откровенно бессмысленна - герой прельстился золотой уздечкой (по другой версии - серебряным ожерельем), но в паломничестве оба предмета бесполезны, спрятать их трудно, а радость обладания, по мнению упомянутого А. Ю. Шабанова, - «сомнительный мотив». Далее исследователь отмечает, что «словно про этого перегрина говорил в XX в. Хосе Мария Эскрива», приводя его строки:

Ты не злой по природе,

Но таков ты наружно.

Это глупость, поверь мне,

И так делать не нужно.

Не растрачивай силы -Не избегнешь ведь гроба И усвой до могилы:

Глупость хуже, чем злоба (приводится по: [8]).

Другие «опоздавшие» соблазняются возможностью ежедневно вкушать королевское угощение за столом Аслана на острове старца-звезды:

And there's some here that are looking very hard at that table and thinking about king's feasts who were talking very loud about adventures on the day we sailed from Cair Paravel, and swearing they wouldn't come home till we'd found the end of the world [10, p. 524],

оставаясь безразличными к самому Льву, устроившему этот стол «for those who come so far» в отчаянной попытке отыскать его страну. Но они вовремя раскаиваются и продолжают путь, а по его завершении благополучно возвращаются домой, кроме одного, который остается на острове, откуда впоследствии сбегает во враждебный Нарнии Тар-хистан. В этом краю Аслана называют «a dreadful Narnian demon that appeared in the form of a lion», не зная «none of the true stories about the great Lion, the son of the Emperor-over-the-sea, the King above all High Kings» [Ibid, p. 282]. Тархистаном правит демонообразная Таш, которая «has four arms and the head of a vulture» и которой приносят человеческие жертвы («They kill Men on his altar») [Ibid, p. 685]. Именно туда переселяется матрос, тем самым повторяя судьбу последнего из монахов прп. Брендана, который предпочел добровольно покинуть корабль, в то время как остальные всеми силами пыталась его остановить:

.вдруг один из иноков поднялся со своего места и, ничего не говоря, бросился за борт. «Стой, вернись, куда ты?» - закричали перегрины, побросав весла. <...> Монахи пытались развернуть судно и догнать собрата, но ... все попытки оказались тщетными» [4, p. 131].

Никто не проклинал его и не осуждал на муку - это был личный выбор героя, так и не сумевшего принять Божественной любви. Помочь ему оказывается не в силах даже св. Брендан.

По сути, тем же путем идет и персонаж Льюиса - этого человека Каспиан хотел забрать в Нарнию по возвращении из Страны Аслана, однако тот решил иначе. По мнению Льюиса, это решение явно приведет к гибели. Вкладывая в уста Аслана слова о том, что в его страну

«есть пути из всех миров», и, стало быть, из Тархистана тоже (Эмет был принят Златогривым Львом в Новую Нарнию, ибо его намерения были чисты, и в сердце своем этот юноша носил высокое представление о Божестве, хотя и считал себя служителем враждебной Аслану Таш) [6, с. 325], автор не ставит знак равенства между вынужденным пребыванием в неведении и осознанным предательством. Продолжая рассказ об этом матросе, Льюис отмечает, что в Тархистане «he told wonderful stories about his adventures at the End of the World, until at last he came to believe them himself», и от этих слов веет стыдом и одиночеством, испытываемыми «от нахождения вне сообщества, посвятившего себя добру» [1, с. 190].

Полагаем, что к героям «Покорителя.» применима классификация, предложенная А. Ю. Шабановым по отношению к героям «Плавания Св. Брендана», в соответствии с которой клонфертский монах и его 17 спутников выступают символами разных уровней духовного состояния человечества, по мнению исследователя, их пять:

1-й уровень: святость, подтвержденная даром пророчества, - это сам Св. Брендан;у Льюиса этот уровень представлен такими персонажами, как Каспиан, Люси, Эдмунд и Рипичип, которые полностью посвящают себя добру. Так, Эдмунд и Каспиан справедливы, самоотверженны, почитают Аслана и правят Нарнией как его верные наместники. Высшее счастье для Люси - прижаться к Аслану и спрятать лицо в его сияющей гриве. Рипичип на борту корабля проводит дни, «подавшись вперед, все время пристально гладя на восток» [1, с. 195] - ведь там находится таинственная страна Аслана, предел мечтаний персонажа. Но именно на долю этих героев выпадают наиболее трудные испытания.

2-й уровень: вера и верность - это избранные им 14 спутников; у Льюиса его занимают лорд Берн и капитан Дриниан;

3-й уровень: кающиеся грешники - в «Плавании.» это обратившийся вор; в «Покорителе Зари» пример искреннего покаяния являет Юстес Вред, персонаж, который вначале не способен думать ни о ком, кроме себя и сам мир рассматривает «как хранилище физического материала, который наука может использовать для человеческого прогресса», но «отвергает или игнорирует идеи духовной действительности и объективных нравственных ценностей» [3, с. 271-272]. Лишенный воображения и закрытый для всего сверхъестественного,

Юстес ведет себя как неисправимый сноб, характер которого отражает позицию его «прогрессивных» родителей и учителей «Экспериментальной школы», где отъявленным хулиганам потакают, называя их выходки «интересным психологическим случаем», а разговоры о «неясных, не поддающихся наблюдению явлениях» (например, о добродетелях), воспринимаются «как простые разговоры о наших чувствах» [2, с. 155]. Но после встречи с Асланом он «начинает с чистого листа», из циника и эгоиста превращаясь в самоотверженного «друга Нарнии». На этой же ступени находятся матросы, которые возроптали и не захотели плыть дальше, а потом изменили решение, но Льюис не уделяет им особого внимания.

4-й уровень: люди, при малой вере сохранившие нравственную жизнь, - это второй из «опоздавших» монахов; у Льюиса ему соответствует лорд Руп, герой, всей душой преданный Каспиану и Нарнии, но состояние которого из-за полученных на Острове Тьмы душевных ран оказывается столь плачевно, что он не в силах вынести дальнейшего плавания. Поэтому Рупа оставляют на острове Раманду, как Брендан высаживает одного из иноков на Острове Отшельников Трех Возрастов.

5-й уровень: люди проклятые, отвергнувшие Бога и отлучившие себя от Него, - это последний «опоздавший» [9, с. 109]. Среди спутников Каспиана это матрос, сбежавший в Тархистан.

В море все эти люди выходят вместе, но причалить к обетованным берегам дано лишь лучшим из лучших [9, с. 109]. Смерть одного инока и мука второго, безумие Рупа и отступничество последнего матроса ясно дают понять, «что успешное завершение путешествия - дело не предопределенное и прежде чем мореплаватели пройдут все необходимые уроки для достижения "Земли Обетованной Святым" [8], "лишние" неминуемо будут потеряны».

Итак, в основе сказочной хроники К. С. Льюиса «Покоритель Зари, или Плавание на Край Света» лежит текст «Плавания Св. Брен-дана», повествующий о поисках Земли Обетованной и тоске человека по Раю, который являет собой своего рода текстопорождающее смысловое ядро. В качестве одного из порождений мифа о поисках Земли Обетованной и была рассмотрена в статье повесть Льюиса. Взаимосвязь между судьбами ее персонажей и персонажей «Плавания Св. Брендана» проявляется, во-первых, в символике имен некоторых из них (имена Каспиана и Брендана, объединенные «водной»,

«морской» семантикой), во-вторых, в образах «лишних», которые присутствуют на страницах обоих произведений и которые несут огромную смысловую нагрузку. В-третьих, в обоих текстах персонажи выступают в качестве символов разных уровней духовного состояния человечества, и таковых в обоих случаях насчитывается пять. Сказанное позволяет сделать вывод, что на протяжении повествования осуществляется непрерывный диалог между льюисовской хроникой и текстом «Плавания Св. Брендана», который является хрестоматийным для ирландской культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гайне Дж. Анакер. Нарния и нравственное воображение // «Хроники Нарнии» и философия: лев, колдунья и мировоззрение. - М. : Эксмо, 2011. - 400 с.

2. Дэвис Б. Тотальное преображение: нравственное образование и встреча с Асланом // «Хроники Нарнии» и философия: лев, колдунья и мировоззрение. - М. : Эксмо, 2011. - 400 с.

3. Меньюдж Э. Почему Юстес почти заслужил свое имя: критика современного секуляризма у Льюиса // «Хроники Нарнии» и философия: лев, колдунья и мировоззрение. - М. : Эксмо, 2011. - 400 с.

4. Плавание Св. Брендана // А. Ю. Шабанов Святой Брендан Мореплаватель. Поиски Земли Обетованной. - Тверь : Миссия, 2001. - 167 с.

5. Родина М. В. Библейский эсхатологический миф как прецедентный текст в фантастической повести К. С. Льюиса «The Last Battle» (из цикла «The Chronicles of Narnia»). - Тамбов : Грамота, 2013. - № 11. - Ч. 1. - 224 с.

6. Сеннет Д. Достойный лучшего Бога: разнообразие религий в «Хрониках Нарнии» // «Хроники Нарнии» и философия: лев, колдунья и мировоззрение М. : Эксмо, 2011. - С. 321-339.

7. Старшов Е. В. Святые древней Ирландии. - М. : Издание Сретенского монастыря, 2010. - 183 с.

8. Шабанов А. Ю. Кораблик Святого Брендана [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://missiaspb.ru/page_175.html (дата обращения 30.10.2013).

9. Шабанов А. Ю. Святой Брендан Мореплаватель. Поиски Земли Обетованной. - Тверь : Миссия, 2001. - 167 с.

10. Lewis C. S. The Chronicles of Narnia. - London : Harper Collins Publisher, 2011. - 767 p.

11. Oxford Dictionary of English. - Third ed. - Oxford : Oxford University Press, 2011 (OED). - 2069 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.