Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования'

Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБ РАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ПРАКТИ КО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE-ORIENTED MODEL / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / ADVANCE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Елена Валерьевна

В статье предлагается краткий анализ особенностей реализации компетентностно го подхода, раскрываются основные причины перехода профессионального образования на компетентностную модель обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of competence approach in the system of professional education

The article describes the main reasons for the transition of vocational education to the competence-oriented model; provides a brief analysis of the specific implementation of the competence approach in the system of professional education.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования»

9. Кудрина Е. Л., Гук А. Г. Потребность работодателей в специалистах сферы культуры и удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2013. - № 22. - Ч. 1 - С. 158-165.

10. Рукша Г. Л. Проблемы взаимодействия учебных заведений в подготовке специалистов культуры в современных условиях // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2013. -№ 22. - Ч. 1 - С. 154-158.

11. Скобликова Т. В. Компетентностный подход в сфере образования при подготовке специалиста по физической культуре // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. - Т. 1. - № 4 (24).

12. Субботин В. Что такое «компетенция»? [Электронный ресурс]. - иЯЬ: www.navigaton.lg.иа/аг18.рИр?тскЗе= г&апЪ=г0040 (дата обращения 17.05.14).

13. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эй-дос». - 2005. - 12 декабря. - [Электронный ресурс]. -иЯЬ: http://www.eidos.nu/jounnal/2005/1212.htm.

УДК / uDC 377 Е. В. Котова

E. Kotova

реализация компетентностного подхода

В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ REALIZATION OF COMPETENCE APPROACH

in the system of professional education

В статье предлагается краткий анализ особенностей реализации компетентностного подхода, раскрываются основные причины перехода профессионального образования на компетентностную модель обучения.

The article describes the main reasons for the transition of vocational education to the competence-oriented model; provides a brief analysis of the specific implementation of the competence approach in the system of professional education.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетентностная модель, практи-ко-ориентированное обучение, опережающее обучение.

Keywords: professional education,

competence-oriented model, practice-oriented training, advance training.

Актуальной проблемой современного среднего профессионального образования является проблема формирования профессиональных и общих компетенций будущего специалиста, а также соответствие этих компетенций требованиям работодателя.

Проблему формирования компетенций в системе СПО рассматривают исследователи: Э. Р. Бареева, И. А. Чебанная, К. Э. Голи-щева, Ю. В. Сидорова. В своих работах они утверждают, что формирование как общих,

так профессиональных компетенций возможно только при создании организационнопедагогических условий и содержательнотехнологического обеспечения [1; 4; 15; 16]. Соответствие формируемых компетенций требованиям работодателя рассматриваются в работах Л. Д. Демиденко, Т. Ю. Драни-цыной, Р. С. Казакова. Данные авторы выделяют, что для подготовки компетентного специалиста необходимо, чтобы работодатель принимал активное участие в создании и реализации основных профессиональных образовательных программ, и результатом такого сотрудничества должно стать трудоустройство выпускника на предприятие работодателя [6; 7; 9; 12].

Образовательный процесс в организациях среднего профессионального образования находится в режиме перехода от «знаниевой» модели обучения к компетентностной, то есть 4-е курсы обучаются по требованиям ГОС СПО, а 1-3-и курсы - по требованиям ФГОС СПО.

Анализ работ исследователей в области компетентностного подхода (Е. П. Яковлева, В. П. Медведев, Л. Н. Денисова, Т. П. Бу-тылова, О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. В. Коновалова, Е. В. Сартакова, Е. В. Андропова, Ю. И. Брезгин, В. Е. Медведев) выявил следующие особенности, указанные на схеме (рис.).

Приоритетные задачи развития системы профессионального образования на современном этапе

Рис. Особенности реализации компетентностного подхода в системе ПО

Первая особенность показывает, что главным сейчас становится «повышение уровня профессиональной и личностной компетенции каждого выпускника», «требования к обучающемуся таковы, чтобы он стал прак-тико-ориентированным специалистом, обладающим качественным образованием» [17, с. 1]. «Знаниевая» модель образования не соответствует современным требованиям к специалисту, так как накопленные знания в процессе обучения не способствуют работе выпускника на современном оборудовании, владению новыми производственными и информационными технологиями, быть мобильным, принимать решения в нестандартных профессиональных ситуациях и т. д.

Вторая особенность связана со становлением постиндустриального общества, в котором роль прогресса является главенствующей, современное общество основано на инновационной экономике, которая ставит перед образованием «сверхзадачу» — формирование профессионала, способного решать проблемы и задачи профессиональной деятельности не по инструкции руководства, а самостоятельно [3].

Третья особенность — «преодоление последствий финансового кризиса, процессы глобализации и международной конкуренции, задачи удвоения ВВП» [8, с. 88]. Под действием процесса глобализации одной из основных задач, стоящих перед средним профессиональным образованием, является подготовка конкурентоспособного специалиста, который будет соответствовать требованиям единого рынка труда, т. е. сможет осуществлять свою трудовую деятельность не только в России, но и в любой стране по соответствующей специальности.

Представленные особенности тесно связаны с экономическим развитием страны и прогрессом в целом, «естественным следствием

описанных изменений становится необходимость для системы профессионального образования следовать за изменениями в сфере труда и адаптироваться к происходящим переменам» [13, с. 12].

Во-первых, содержание обучения в профессиональных образовательных учреждениях является практико-ориентированным, но требования к количеству лабораторных и практических занятий по каждой дисциплине или профессиональному модулю нормативно не установлены. Имеются рекомендуемые значения практико-ориентированности, относящиеся к образовательной программе в целом. Для ОПОП СПО (базовой подготовки) — 50—65 % учебного времени, для ОПОП СПО (углубленной подготовки) — 50—60 %. Учебная и производственная практики для студентов СПО составляют 33 недели занятий. Переход на стандарты третьего поколения ставит перед преподавателем задачу использования на уроке практико-ориентированных технологий. Т. А. Канаева предлагает применять практикоориентированные технологии для формирования профессиональных компетенций студентов СПО. Автор утверждает, что необходимо создание программы такого обучения, в составлении которой участвуют работодатель, психологи и педагоги. Практико-ориентиро-ванная программа содержит тренинги по специальности, разные мероприятия по специальности, например «Неделя по специальности», конкурсы по специальности, нестандартные уроки и т. д. Таким образом, программа представляет собой систему мероприятий, поддерживает интерес к профессии, способствует «укреплению и углублению профессиональных интересов студентов», а также развивает «готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма», «готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выпол-

нения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество» [10; 18].

Во-вторых, при составлении образовательных программ необходимо учитывать, что возраст обучающегося по программам СПО приблизительно 16—17 лет, что требует адаптации ОПОП к соответствующему уровню психического и эмоционального развития. В данном возрасте для привлечения к какой-либо профессиональной деятельности и продолжительного обучения требуется серьезная мотивация обучающегося. Учебную мотивацию Т. Н. Горбунов и Е. А. Анненкова определяют как совокупность следующих факторов: организация образовательной системы и образовательного учреждения; специфика организационно-образовательного процесса; субъектные особенности человека; субъектные особенности педагога и отношение его к обучающемуся, к процессу обучения; специфика учебного предмета [5].

В-третьих, обучение для студентов в системе профессионального образования имеетопе-режающий характер, это определено в Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций до 2020 г. [8]. Опережающий характер обучения связан с тем, что в настоящее время очень быстро меняется ситуация на рынке труда и условия труда работников среднего звена, поэтому необходимо создать гибкую компе-тентностную модель выпускника СПО, чтобы к моменту окончания обучения сама модель оставалась актуальной. Гибкая компетентност-ная модель уже заложена в структуре федеральных государственных образовательных стандартов и позволяет вносить изменения в основную профессиональную образовательную программу с учетом регионального компонента, для этого используются часы вариативной части, которые составляют 30 % от всего объема часов образовательной программы. По мнению авторов, именно в вариативной части образовательной программы заложен механизм опережающего развития среднего профессионального образования, и для того, чтобы он действовал, необходимо: тесное сотрудничество с работодателями не только своего, но и других регионов России и, возможно, стран зарубежья; изучение передового опыта более развитых и перспективных предприятий; взаимодействие с учреждениями среднего профессионального образования, имеющими схожий набор специальностей; периодическая корректировка распределения часов вариа-

тивной части ОПОП с учетом всех вышеперечисленных факторов, а также организация интегрального образовательного пространства в учреждениях среднего профессионального образования.

В-четвертых, реализация компетентност-ного подхода в системе профессионального образования предусматривает более тесное сотрудничество с работодателями для формирования дополнительных профессиональных компетенций специалиста с учетом регионального компонента, реализуемого в вариативной части образовательной программы. Многие учреждения среднего профессионального образования разработали модели и программы взаимодействия с работодателями, способствующие повысить качество подготовки рабочих кадров. Так, например, ГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум» проводил анкетирование работодателей с целью установки социального заказа техников-механиков и выявления основных отличий в подготовке выпускников специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)». Было проведено анкетирование следующих организаций г. Новокузнецка: ООО «Объединенная компания “Сибшахтострой”», ОАО «Новокузнецкий завод резервуарных металлоконструкций им. Н. Е. Крюкова», ООО «Промэлектромон-таж», потенциальных работодателей для выпускников по специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)».

В анкетировании принимали участие 111 респондентов — мастеров и начальников участков, руководителей данных предприятий и непосредственно наставников обучающихся во время прохождения производственной практики. В анкету были включены вопросы, характеризующие профессиональные и личностные качества выпускника техникума, соответствие квалификации выпускника современным требованиям производства, а также вопросы, отражающие основные причины недостаточно высокого уровня подготовки выпускников квалификации «техник-механик».

В результате были выявлены следующие проблемы: низкая учебная мотивация студентов; недостаток личностных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей (желание непрерывно повышать свой профессиональный уровень, уважение к физическому труду, умение работать в команде; низкое владение системами автомати-

Приоритетные задачи развития системы профессионального образования на современном этапе

зированного проектирования). Работодатели указали, какими видами профессиональной деятельности должен владеть выпускник техник-механик, чтобы успешно работать в монтажных организациях и предприятиях города, приоритетными для них являются профессиональные компетенции, указанные в ФГОС СПО по специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», но также были обозначены знания, умения и навыки, способствующие углубленному формированию основных профессиональных компетенций.

Анализ также показал, что работодатели готовы участвовать в образовательном процессе на уровне рекомендаций к основной профессиональной образовательной программе. На основе данных анкетирования были введены из вариативной части ОПОП такие дисциплины, как «электротехника», «изготовление и монтаж технологических трубопроводов», «изготовление и монтаж металлических конструкций», «сварка и резка металла» и другие дисциплины, способствующие углубленному формированию общих и профессиональных компетенций. Данные анкетирования помогают преподавателям, реализующим ОПОП по специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», скорректировать содержание образовательного процесса для получения оптимального результата обучения с учетом требований работодателей. Респонденты, участвовавшие в анкетировании, указали на то, что отличительной особенностью обучения студента СПО является высокая практическая ориентированность образовательного процесса по сравнению с общим и высшим образованием, поэтому одной из рекомендаций является увеличение объема часов на производственную и учебную практики.

Таким образом, все перечисленные особенности реализации компетентностного подхода являются взаимосвязанными и образуют взаимообусловленную систему. Без учета взаимодействия этих компонентов невозможно создать гибкую компетентностную модель выпускника среднего профессионального образования, конкурентоспособного и востребованного на рынке труда.

1. Бареева Э. Р. Формирование профессиональных компетенций студентов строительного колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08.—Саратов, 2011.—23 с.

2. Беляевских А. Н. О понятии креативность в аспекте формирования профессиональной компетенции будущего специалиста // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 10. — С. 72—73.

3. Бутылова Т. П. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации программ третьего поколения. [Электронный ресурс]. — иЯЬ: www.sanansk-keep.sansk.nu/doklad_dlya_tonbeeva.doc.

4. Голищева К. Э. Опыт, проблемы и развитие СПО в сфере перехода к ФГОС-3 на примере Ставропольского колледжа связи им. Героя Советского Союза В. А. Петрова [Электронный ресурс]. — иЯЬ: www.stvcc.nu/ pnep/anticles/expinens/.

5. Горбунова Т. Н., Анненкова Е. А. Мотивация учебной деятельности студентов [Электронный ресурс]. — иЯЬ: edu.secna.rU/media/f/upnpens.pdf

6. Демиденко Л. Д. Формирование содержания ОПОП НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС, работодателей и профессиональных стандартов [Электронный ресурс. — иЯЬ: donmetodist.ru/our_publications/ Demidenko.pdf.

7. Драницына Т. Ю. Моделирование процесса формирования профессиональной компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2012. — № 150. — С. 193—196.

8. Елагина В. П. Компетентностная модель профессионального образования — проектирование и реализация // Компетентностная модель профессионального образования: проблемы проектирования и реализации: материалы IV Межрегион. науч. конф. — Оренбург, 2011. — С. 88.

9. Казаков Р. С. Имитационная технология обучения как средство формирования профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 141—144.

10. Канаева Т. А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. — 2012. — № 12 (20). — иЯЬ: www.sisp.nknas.nu/.

11. Медведев В. П., Денисова Л. Н. Модульно-компетент-ностный подход к новым образовательным стандартам // Фундаментальные исследования. — 2009. — № 2. — С. 96—99.

12. Основные направления модернизации системы профессионального образования в Кемеровской области/ Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева, В. А. Овчинников и др. // Профессиональное образование в России и за рубежом. — № 4 (12). — С. 6—14.

13. Разработка модульных программ, построенных на компетенциях: учебное пособие. / Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. — М., «Альфа-М», 2005. — 160 с.

14. Сидорова Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 6. — С. 131.

15. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций до 2020 г. — М., 2013. — 58 с.

16. Чебанная И. А. Формирование профессиональных компетенций выпускников колледжа (на примере студентов технологов): автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. — Астрахань, 2008. — 26 с.

17. Яковлева Е. П. Формирование фонда оценочных

средств в условиях разработки учебно-методических материалов для подготовки специалистов авиационной и космической промышленности [Электронный ресурс]. — иЯЬ: psk68.ru/files/docs/nauch-metod/doc/ dok_yаkovleva.pdf.

Овчинников В. А. Движение WorldSkills Russia (национальный чемпионат профессионального мастерства] в Кемеровской области: история и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - 3 (11]. - С. 44-50.

УДК / uDC 378 П. Д. Косинский, А. Г. Ашарат

P. Kosinskiy, A. Asharat

к вопросу оценки коммерциализации

НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ SOME OBSERVATIONS uPON THE PROCESS OF COMMERCIALIZATION

of the university scientific activities

В статье рассмотрены проблемы, связанные с коммерциализацией научных и образовательных учреждений в России. Авторами представлен краткий анализ происходящих процессов коммерциализации в Кемеровском государственном университете, предложены возможные направления решения существующей проблемы.

The article deals with the problems associated with the commercialization of scientific and educational institutions in Russia. The authors provide a brief analysis of the ongoing processes of commercialization in the Kemerovo state University, propose a possible solution of the existing problem.

Ключевые слова: коммерциализация научных учреждений, статус специалиста и бакалавра, интеллектуальный продукт, инновационная среда, малые инвестиционные предприятия.

Keywords: commercialization of scientific institutions; the status of specialist’s and baccalaureate; intellectual product; innovative environment; small investment business.

Как известно, наличие университетов, иных высших учебных и научных учреждений в любом регионе является большим плюсом к его инновационному развитию. Научно-образовательная деятельность является непреложным фактором аккумулирования научных идей, позволяет генерировать их в полезные разработки, проекты, что в конечном итоге сказывается на развитии региона либо выгодно реализуется в ином месте заинтересованными лицами. Но и сами вузы, по закону обратной связи, должны получать дополнительную

выгоду от своей деятельности. Взаимосвязь процессов развития очевидна. Таким образом, в обществе возникла среда, в которой идея коммерциализации вузов должна была обрести форму закона.

Государство не осталось в стороне. Направляя научно-техническую политику на решение назревших задач, оно властным образом реализует инновационные идеи, принимает законы о регулировании инновационных процессов в сфере образования и науки.

В качестве правовой основы политики государства можно назвать Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также Федеральный закон РФ от 2.08.2009 № 217-ФЗ (далее — Федеральный закон № 217), который внес существенные изменения в закон от 23.08.1996 № 127 [1]. Изменения отражают правовую идею коммерциализации научных учреждений, и главное — в законе № 217 сформулированы императивные требования его практического воплощения. Закон возлагает на вузы обязанность проводить исследования прикладной направленности для коммерческой реализации полученных результатов. Кроме того, закон предусматривает и поощряет инновационную кооперацию научных учреждений с сектором экономики, предлагая им выходить на рынок со своим специфичным интеллектуальным товаром, который вуз производит в соответствии со своим предназначением. В русле обозначенной обязанности вузам предписано создавать хозяйственные общества и иные коммерческие структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.