Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в рамках ФГОС во при обучении студентов института стоматологии на кафедре нормальной физиологии'

Реализация компетентностного подхода в рамках ФГОС во при обучении студентов института стоматологии на кафедре нормальной физиологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семилетова В.А., Дорохов Е.В., Сергиенко А.В., Косолапова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в рамках ФГОС во при обучении студентов института стоматологии на кафедре нормальной физиологии»

IX СЪЕЗД ФИЗИОЛОГОВ

КАЗАХСТАНА 161

холодной воде; 3) помещением в наклонные клетки; 4) водной и пищевой депривации [Jing Wei et al 2018]. Спустя 14 суток, на втором этапе крысы были поделены на следующие группы: I (n=9) -интактные; II (n=5) - контрольная с ХКС и содержанием в стандартных условиях; III (n=5) - опытная, помещенная в клетки с инвентарем для развития, т.е. с обогащением среды обитания (ОС) -. Тестирование проводилось в установке «открытое поле», регистрировали горизонтально-двигательную активность (ГДА); вертикально-двигательную активность (ВДА); изучение «норок» в полу арены.

Результаты исследования. Моделирование ХКС изменило характер поведенческой активности: ГДА в I группе составила 70,33±18,14, тогда как во II и III группах наблюдалось достоверное снижение двигательной активности до 25,40±5,02 (р=0,042) и 23,20±3,43 (р=0,012) соответственно. ВДА во II группе - 1,40±0,24 (р=0,042) и 1,20±0,37 (р=0,043) в III группе против 4,22 ±0,83 в I группе. Количество заглядываний в «нороки» в I группе в среднем составило - 13,22±2,66, а во II и III группах было отмечено - 4,60±1,03 (р=0,029) и 4,40±0,87 (р=0,019) соответственно. После 14-дневного периода в условиях ОС и обычных условиях, ГДА увеличилось до 40,40±4,07 во II группе и до 62,20±6,42 (р=0,01б) в III группе; ВДА до 3,60±0,51 во II группе и до 6,00±045 (р=0,016) в III группе. Изучение норкового рефлекса статистических различий между группами не выявило: во II группе - 11,60±2,06, а в III группе - 15,40±2,06 (р=0,301).

Выводы. Таким образом, применение ОС после перенесенного комбинированного стресса изменило характер ориентировочно-исследовательской реактивности, способствуя оптимизации адаптивного поведения животных.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ

ФГОС ВО ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА СТОМАТОЛОГИИ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Семилетова В.А., Дорохов Е.В., Сергиенко А.В., Косолапова И.В.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» министерства здравоохранения РФ, Воронеж, Россия

vera2307@.mail. ш

Внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновле-

IX СЪЕЗД ФИЗИОЛОГОВ

КАЗАХСТАНА

ние содержания, методологии и соответствующей среды обучения. Приоритеты образования смещены в пользу специалистов практически подготовленных, стрессоустойчивых, способных к быстрой адаптации в профессиональной деятельности. Учебный процесс ориентирован на формирование общекультурных, общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций федерального государственного стандарта высшего образования (ФгОс ВО).

Для реализации компетенций ФГОС ВО по специальности «стоматология» в рамках преподавания дисциплины «нормальная физиология» реализуется компетенция ОПК-9: ИД-1ОПК-9 - Знает: анатомию, гистологию, эмбриологию, топографическую анатомию, физиологию, патологическую анатомию и физиологию органов и систем человека; ИД-2ОПК-9 - Умеет: оценить основные морфо-функциональные данные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека; ИД-3ОПК-9 - Имеет практический опыт: оценки основных морфофункциональных данных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека при решении профессиональных задач.

Дисциплина «нормальная физиология» относится к блоку № 1 ОПОП ВО базовой части общеобразовательной программы высшего образования по направлению 31.05.03 «Стоматология» реализуется на первом курсе (I и II семестры), составляет 216 часов (6 ЗЕТ) и включает 18 часов лекций, 99 часов практических занятий, 90 часов самостоятельной работы студентов, 9 часов экзамена.

Лекционный и практический курсы дисциплины «нормальная физиология» ориентированы на формирование теоретической и практической базы знаний студентов с позиции субъект-субъектных отношений. Тестовый контроль реализован в системе дистанционного образования Моо^е и включает тесты исходного, текущего и итогового контроля по дисциплине «нормальная физиология».

На практическом занятии проводится опрос и разбор теоретического материала курса, а также студенты самостоятельно в присутствии преподавателя проводят опыты по физиологии, отрабатывают практические навыки, решают профессионально ориентированные ситуационные задачи. Разработанные рабочие тетради содержат наглядные схемы физиологических процессов, ситуационные задачи и задания, профильные задания, разработанный практикум, что позволяет студенту свободно ориентироваться в предлагаемом блоке вопросов, а преподавателю - более успешно реализовать профессиональные компетенции в период изучения дисциплины «нормальная физиология». С успехом используются разработанные на кафедре нормальной физиологии ВГМУ и МГМСУ профориентированные ситуационные задачи и практические навыки.

IX СЪЕЗД ФИЗИОЛОГОВ КАЗАХСТАНА

выражено, чем на равнине. Это обусловлено повышением жесткости артериального сосудистого русла легких и, соответственно, повышением реактивной составляющей гидравлического сопротивления. Реакция давления в легочной артерии в момент перемены положения тела была хорошо выражена и на равнине, и в горах. На равнине переход в пассивное ортостатическое положение сопровождался снижением и систолического, и в процентном отношении в большой степени диастолического давления, а переход в пассивное антиортостатическое положение - повышением давления в легочной артерии при приблизительно таких же соотношениях изменений систолического и диастолического.

Выводы. Полученные результаты в целом согласуются с представлениями о регионарной неравномерности кровообращения в легких, согласно которым величины градиента по кровенаполнению и кровотоку в легких определяются действием силы тяжести и существует при любом положении тела в пространстве, хотя при горизонтальном положении (лежа на спине) и на равнине, и в горах мы не обнаружили у крыс достоверных гравитационных перепадов ни по кровенаполнению по кровотоку.

ГЕМОДИНАМИКА МАЛОГО КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ КРАСНОЙ КРОВИ НА ФОНЕ АДРЕНАЛИНОВОГО

ОТЕКА ЛЕГКИХ

Абсатирова В.К., Шандаулов А.Х., Ибраева С.С., Жиенгалиева А.К., Рахимжанова Ж.А., Аскарова Н.Б.

НАО «Медицинский университет Астана»

аЬзаНюуа. venera@ivandex.ru

Отек легких относится к числу наиболее грозных осложнений, с которыми практический врач может столкнуться в своей практической деятельности, что подтверждается высокой смертностью, доходящей до 80%. Несомненно, что баланс жидкости в легочной ткани в немалой степени связан с регионарным кровообращением и реологическими свойствами крови. Знания особенностей гемодинамики сосудов малого круга и показателей красной крови помогут лучше понять процессы эдемогенеза и найти наиболее эффективные методы борьбы с отеком легких.

Цель работы

Целью настоящего исследования является изучение легочной гемодинамики и свойств крови при отеке легких у крыс для выявления тонких механизмов патогенеза отека легких.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.