Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в обучении специалистов и инструкторов по физической подготовке'

Реализация компетентностного подхода в обучении специалистов и инструкторов по физической подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / профессиональная компетентность / физическая подготовка / competency / professional competence / physical training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астемир Мусович Канукоев

Статья посвящена реализации компетентностного подхода в процессе обучения специалистов и инструкторов по физической подготовке для органов внутренних дел РФ. Автором рассмотрен компетентностный подход как наиболее целесообразный при решении задач повышения профессионализма специалистов и инструкторов по физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астемир Мусович Канукоев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Competency Approach in Training of Specialists and Trainers in Physical Training

The article is devoted to the implementation of a competent approach in the process of training specialists and trainers on physical training for the internal affairs agencies of the Russian Federation. The author considered the competent approach as the most appropriate in solving the tasks of increasing the professionalism of specialists and trainers in physical training.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в обучении специалистов и инструкторов по физической подготовке»

УДК 796 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10037

Реализация компетентностного подхода в обучении специалистов и инструкторов по физической подготовке

Implementation of Competency Approach in Training of Specialists and Trainers in Physical Training

Астемир Мусович КАНУКОЕВ,

преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена реализации компетентностного подхода в процессе обучения специалистов и инструкторов по физической подготовке для органов внутренних дел РФ. Автором рассмотрен ком-петентностный подход как наиболее целесообразный при решении задач повышения профессионализма специалистов и инструкторов по физической подготовке.

Ключевые слова: компетентностный подход; профессиональная компетентность; физическая подготовка

Проблема конкурентоспособности сегодня стоит остро для специалистов и являет собой определяющий фактор личного успеха в жизни, способности адаптироваться к меняющимся ситуациям и условиям развития общества. Это ставит специфические задачи перед образовательным процессом, для решения которых необходимо сформировать новую современную систему обучения (подготовки), ориентированную на непрерывное образование человека в течение всей его жизни. Рассмотрим условия, обеспечивающие переход на качественно новый уровень образования [1; 2].

Интеграция России в мировое образовательное пространство, смена устоявшихся шаблонов в обучении и формирование новой национальной модели обусловили необходимость переосмысления концептуальных основ обучения и построения процесса подготовки в образовательных организациях на основе новой развивающей конструктивной модели образования [6; 7].

При этом ключевую позицию уверенно занял компетентностный подход, который определил пути модернизации профессионального образования и стал конкретным концептуально результативно-целевым инструментом управления образовательным процессом в высшей школе.

Процесс перехода на компетентностную модель образования ориентирован, прежде всего,

Abstract. The article is devoted to the implementation of a competent approach in the process of training specialists and trainers on physical training for the internal affairs agencies of the Russian Federation. The author considered the competent approach as the most appropriate in solving the tasks of increasing the professionalism of specialists and trainers in physical training.

Keywords: competency; professional competence; physical training

на обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, развитие индивидуальности и социализацию. При этом для достижения указанных ориентиров в качестве инструментальных средств выступают компетенции и компетентности [1; 3].

Отметим, что компетенции выступают эталоном, определяющим уровень подготовленности современных выпускников образовательных организаций к нестабильным условиям труда. Так, попытки привести в соответствие образование и потребности рынка труда предопределили необходимость реализации компетентностного подхода, что позволит сгладить сложившиеся противоречия между учебной и профессиональной деятельностью.

Таким образом, актуальность подготовки специалистов и инструкторов по физической подготовке на основе компетентностного подхода обусловлена ролью компетенций — показателей профессионализма [2; 3].

Содержание профессиональной компетентности специалистов и инструкторов по физической подготовке раскрывается посредством освоенных ими в процессе обучения компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности. К числу указанных компетенций можно отнести: личностную, когнитивную, деятельно-стную, результативную и т.п. Шкала оценки

2020 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

149

изменения в формировании уровня компетентности определяется показателями «низкий», «средний», «высокий».

Формирование профессиональной компетентности специалистов и инструкторов по физической подготовке, по нашему мнению, целесообразно осуществлять по балльно-рейтинговой системе, которая на сегодняшний день является одной из современных технологий обучения и направлена «на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний, выборности маршрута образования и учета объема освоенных знаний в виде баллов» [3; 4]. В данном случае имеется возможность планирования образовательного процесса и осуществлять выбор последовательности и элективных дисциплин, основанных на индивидуальной подготовке обучающихся, а также с учетом потребности рынка труда в специалистах и инструкторах по физической подготовке.

Кроме того, при реализации компетентност-ного подхода при подготовке специалистов и инструкторов по физической подготовке необходимо в образовательном процессе применить «аналог будущей профессиональной деятельности» [3]. Поэтому считаем целесообразным освоение таких дисциплин, как «Основы спортивно-педагогического мастерства» и «Совершенствование профессиональной тренерской деятельности в избранном виде спорта», которые формируют компетентность специалиста и инструктора по физической подготовке.

В ходе освоения данных дисциплин решаются вопросы формирования профессиональных знаний как теоретико-методических, так и практических, в числе которых [6]:

■ конкретизация тем и вопросов в соответствии с видом формируемой компетенции;

■ создание условий для осознания особенностей избранной профессиональной деятельности;

■ содействие развитию личностных качеств, необходимых для успешного овладения профессией;

■ способствование формированию профессионально значимых качеств для построения индивидуального образовательного маршрута и т.д.

С учетом изложенного отметим, что «основной единицей работы в рамках компетентност-ного подхода к обучению выступает не величина информации, а ситуация, в которой проявляются особенности учебной и профессиональной деятельности» [3].

Вместе с тем при обучении специалистов и инструкторов по физической подготовке формируются познавательные потребности, необходимые знания, умения и навыки, которые будут применяться в профессиональной деятельности [7]. Кро-

ме того, специалисты и инструкторы по физической подготовке обучаются находить новые знания, а также создавать собственные спортивные технологии обучения, которые основаны на конструировании, проектировании и моделировании профессиональной деятельности. Указанные технологии спортивной подготовки (конструирование, проектирование и моделирование) на сегодняшний день зарекомендовали себя как наиболее эффективные в подготовке спортсменов [3; 5].

Выводы. Результатом подготовки специалистов и инструкторов по физической подготовке выступает умение применить полученные знания в профессиональной деятельности, а компетент-ностный подход позволяет реализовать образовательные цели в форме освоения компетенций.

Список литературы

1. Галустов РЛ., Мешев И.Х. Этапы становления научно-методической компетентности преподавателей образовательных организаций МВД России в процессе повышения квалификации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 29—32.

2. Доржиева О.С., Намсараева Я.Н. Подготовка бакалавров физической культуры в формате компетентностного подхода // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 4. С. 53—56.

3. Кривко ОЛ. Реализация компетентностно-го подхода в подготовке педагога по физической культуре и спорту // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 1 (129). С. 33—37.

4. Мешев И.Х., Галустов РЛ. Оценка уровня сформированности научно-методической компетентности в процессе повышения квалификации преподавателей высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 187—191

5. Петров П.К. Компетентностный подход в подготовке специалистов по физической культуре и спорту (содержание, проблемы реализации и оценка сформированности) // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2012. С. 43—46.

6. Реализация компетентностного подхода по дисциплине «Физическая культура (подготовка)» в образовательном процессе вуза // Материалы межвузовск. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 2015.

7. Ярославский МЛ. Цели и средства функциональной тренировки // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 2018. С. 299—304.

150

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.