Научная статья на тему 'Проблема профессиональной деятельности и повышения квалификации спортивного педагога в вузе'

Проблема профессиональной деятельности и повышения квалификации спортивного педагога в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА / ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / SPORTS TEACHER / PROFESSIONAL COMPETENCE / STRUCTURE / PRINCIPLES OF TEACHING / ADVANCED TRAINING / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушина Евгения Викторовна

Рассмотрена проблема профессиональной деятельности спортивного педагога с позиции компетентностного подхода. Разработана модель подготовки спортивного педагога в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы на основе выявления сущности, принципов и структуры компетенций их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трушина Евгения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF PROFESSIONAL ACTIVITY AND IMPROVING THE QUALIFICATION OF SPORTS TEACHER IN THE UNIVERSITY

The problem of the professional activity of a sports teacher from the position of a competency-based approach is considered. A model has been developed for the training of a sports teacher in the system of advanced training for teachers of higher education on the basis of identifying the essence, principles and structure of the competencies of their professional activities.

Текст научной работы на тему «Проблема профессиональной деятельности и повышения квалификации спортивного педагога в вузе»

УДК 796.011

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПОРТИВНОГО

ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

Е.В. Трушина

Рассмотрена проблема профессиональной деятельности спортивного педагога с позиции компетентностного подхода. Разработана модель подготовки спортивного педагога в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы на основе выявления сущности, принципов и структуры компетенций их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: спортивный педагог, профессиональная компетентность, структура, принципы преподавательской деятельности, повышение квалификации высшая школа.

В условиях процесса модернизации российской системы высшего образования выделяются задачи профессионально -педагогической деятельности спортивного педагога высшей школы, которые реализуются через организацию учебной, научно-исследовательской, учебно-производственной деятельности студентов как единого процесса вуза [9].

Активное изучение федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению (специальность) подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль (специализация) подготовки: «Физическая культура», выявляет со всей очевидностью, что социально важными качествами выпускника являются: ОК-6 (способностью к самоорганизации и самообразованию); ОПК-3 (готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; ПК-3 (способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Все вышеперечисленное предполагает: готовность осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; готовность использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; готовность содействовать социализации, формированию общей и физической культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ и т. д. [10].

При подготовке квалифицированного спортивного педагога, одними из основных профессиональных требований являются также наличие в арсенале спортивного педагога знаний и умений внедрения в образовательный процесс «...дидактических закономерностей в физическом воспитании и спорте; многочисленных методов организации и проведения научно-исследовательской работы; владения большим

объемом технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям большой амплитуды и развития многочисленных физических качеств личности и борца в процессе практических спортивных занятий» [4].

Следует понимать, что смысл повышения квалификации спортивных педагогов современного вуза определенно заключается не только в получении слушателей большого количества информации, но и в развитии таких навыков, приемов, умений, навыков использования спортивного предвидения, как умение оперировать предметным содержанием знаний, проектировать и моделировать свою профессиональную и общественную деятельность. Необходимо четкое понимание состояния и проблем современной системы повышения квалификации, которая представляет собой гибкую, динамичную систему, обязательно адекватную требованиям конкретных образовательных учреждений и учитывающую профессионально-педагогическую компетентность спортивных педагогов. Процесс необходимой переподготовки и повышения педагогической квалификации спортивных педагогов предполагается осуществлять, опираясь на основу общенаучных и на систему фундаментальных принципов:

- динамичности, предполагающего возможность и основания предусмотреть внесение необходимых, актуальных изменений, расширений, нововведений и дополнений в содержание образовательных программ;

- осознанной перспективы, раскрывающего пути понимания студентами и спортивными педагогами вуза системы близких, средних и отдаленных перспектив профессионального обучения;

- разносторонности методического консультирования, актуального и необходимого, так как он активизирует заинтересованность студентов и расширяет рамки профессиональной компетентности спортивного педагога;

- паритетности, базирующегося на одном из важнейших взаимодействий в профессиональном обучении - субъекте - субъектном взаимодействии преподавателей и студентов [ 6].

В результате многочисленных научных изысканий, представителей спортивной педагогики, психологов, врачей, определяющей направленностью системы повышения педагогической квалификации, ориентированной, прежде всего, на личностно-профессиональное развитие компетентной составляющей спортивного педагога, «.. .ценностносмысловая направленность процесса постдипломного обучения является определяющей» [2].

Специалисты выделяют один из основных методологических прин -ципов, который определяет направления функционирования и развития системы профессионально-педагогической подготовки и повышения

квалификации спортивного педагога - «.принцип соответствия системы тем изменениям, которые происходят в науке, спортивных технологиях и соответственно в профессиональной и профессионально-педагогической, социальной, общественной деятельности спортивного педагога» [6].

Можно смело утверждать, что спортивный педагог - это педагогическая профессия, в рамках которой главной особенностью деятельности является ее педагогический характер. В настоящее время принято под термином «спортивный педагог» выделять тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов, методистов.

Следует отметить, что профессиональная деятельность спортивного педагога характеризуется высокой степенью ответственности за физическое и психологическое благополучие, вверенных ему представителей молодого поколения, будущих граждан нашей страны, его подопечных. Г.Д. Бабушкин отмечает, что в процессе подготовки студентов спортивный педагог несет моральную, профессиональную и юридическую ответственность за их воспитание, здоровье и качество спортивных результатов [1].

Спортивный педагог активно вовлечен в социальный быт и окружение молодого поколения, общение спортивного педагога со спортсменами часто является «ненормируемым», то есть почти постоянным, например, на учебно-тренировочных сборах, во время спортивных соревнований на выезде, в различных ситуациях социальной жизни. Таким образом, спортивному педагогу, тренеру приходится выполнять функции: на ранних этапах - роль опекуна (замещает родителей); на более поздних этапах - роль наставника; на этапе спорта высших достижений - роль руководителя [3, 12]. Поэтому мы выделяем черты социальной деятельности спортивного педагога как сближающими ее с остальными специальностями педагогического профиля, так и специфическими, которые в большинстве случаев существенно ее отличают от них.

Итоги изучения большого количества педагогической, психологической литературы, спортивных методик различной направленности позволяют утверждать, что «готовность к инновационной деятельности есть объемное, обширное, комплексное отражение уровня сформированности инновационного компонента профессионально-педагогической профессиональной деятельности спортивного педагога, определяющего систему ключевых профессионально-педагогических, социальных компетенций» [8].

Современные российские вузы реализуют различные программы переподготовки, подготовки при значительном их разнообразии и повышения квалификации спортивно-педагогических кадров. Нами выделены существующие общие требования к их разработке и реализации: соответствие структуры и содержания программ государственным

требованиям к минимуму содержания и уровню педагогической подготовки; постоянная взаимосвязь профессиональных знаний и практических навыков спортивного преподавателя, наличие необходимого единства теоретической и практической подготовки как необходимое условие - своевременного и в полном объеме освоения современных форм, методов, средств и технологий обучения каждой заявленной специальности указанного профиля. Как важное условие данного профессионального действия - «содержание программ необходимо базировать на функциональной структуре профессионально -педагогической деятельности, на выдвигаемых современных требованиях к профессиональным и личностным качествам спортивного педагога, и точно соответствовать разработанным действующим нормативным документам, своевременно учитывать профессиональную специфику спортивно-педагогических школ конкретного вуза нашей страны и передовой опыт спортивных школ [7].

Современные достижения науки и техники, мировой и отечественный опыт, новые образовательные концепции, инновационные формы, различные методы, средства и технологии обучения должны найти свое отражение в инновационных программах переподготовки и повышения квалификации спортивно-педагогических кадров российской спортивной школы и учитывать общие аспекты и особенности различных категорий спортивных педагогов, определяющих основные требования к их профессиональным и личностным качествам.

Среди актуальных принципов разработки инновационных образовательных программ для спортивных педагогов необходимо руководствоваться рекомендациями-принципами, отражающими приоритеты в отборе учебного материала и способы их реализации заявленным целям обучения. В первую очередь, можно выделить «.принцип междис-циплинарности и интеграции, который целенаправленно ориентирует отбор, а также структурирование учебного материала на синтез знаний из широкого спектра наук, связанных с профессионально-педагогической деятельностью спортивного педагога вуза» [2]. Один из важнейших принципов является принцип динамичности, который дает широкую возможность определять активность периодичности обновления содержания программ и приведения их в соответствие с инновационными образовательными процессами и разработанными и внедренными или находящимися на стадии внедрения изменениями в научно-техническом, спортивном и социокультурном развитии общества. Также следует активизировать направление использования принципа гуманитаризации, который динамично и активно заявляет о себе в проявляющемся процессе усиления социокультурных компонентов в рамках подготовки спортивного педагога современного вуза. Одним из актуальных принципов

современного столетия является «принцип соответствия форм организации учебного процесса целям практической подготовки к решению образовательно-спортивных задач. Активно используется в педагогической деятельности российских спортивных педагогов-спортсменов принцип индивидуализации и дифференциации, который дает возможность спортивному педагогу учитывать потребности, наклонности, особенности характера, склонности к тому или иному виду труда и спорта, интересы и способности будущего специалиста в области физической культуры, опыт его профессиональной деятельности и базовое образование» [5].

«Профессионально-педагогическая деятельность - это особая форма искусства, которая требует от человека высокой эрудиции, осознания величия ее социальной роли в обществе и глубокого предметного содержания» [5].

Научная педагогическая, психологическая, методическо-спортивная литература позволяет четко выделить, что профессионально-педагогическая направленность спортивного педагога включает в себя: устойчивый интерес к профессии, личностную и профессиональную увлеченность работой, необходимое психологически обусловленное наличие склонности к педагогической деятельности и любви к детям, профессионально значимые мотивы выбора профессии, качества личности, обусловливающие эффективность социальной, общественной, педагогической работы с людьми. Отмечено, что процесс профессионально-педагогическая направленности личности начинает формироваться в период занятий спортом и продолжает свое развитие в период профессиональной подготовки в вузе. Говоря о познавательной направленности личности, следует отметить, что «она включает в себя: потребность к овладению знаниями и их углублению; стремление к постоянному самообразованию и самовоспитанию; связь с общим интеллектом личности, творческими способностями и потребностью в самовыражении, самоутверждении» [11].

Таким образом, представленный в исследовании «состав теоретических знаний и практических умений представляет собой тот необходимый профессиональный комплекс, овладение которым дает возможность подготовиться к профессиональной деятельности спортивного педагога» [12]. Однако необходимо учитывать, запаса знаний и умений, полученных в вузе, недостаточно для длительной, плодотворной работы спортивным педагогом, для этого необходимо постоянное самообразование и профессиональная переподготовка.

Исследователи-педагоги, психологи, методисты отмечают, что можно выделить «два полярных направления в создании моделей компетенций: индивидуализированный подход, сфокусированный на поведении индивида - будущего спортивного педагога, и коллективный (организационный) подход, направленный на разработку модели компетенций для

конкретной организации, увязывающей цели, миссии, ценности, организа -ционную культуру с программами подготовки и развития спортивного социума» [11].

Образовательные учреждения высшего образования должны обладать инструментом, позволяющим наглядно демонстрировать работодателям и обществу в целом, какие компетенции будущих спортивных педагогов вуз стремится обеспечить и какие соответствующие требования вуз предъявляет к своему преподавательскому составу. Именно философия компетенций определяет сегодня модернизацию образования на его различных ступенях.

Список литературы

1. Бабушкин Г.Д. Технология педагогического исследования в профессиональном образовании в свете новых требований // Омский научный вестник. 2014. № 1(125). С. 144-146.

2. Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: учеб. пособие. Гродно, 1995. 68 с.

3. Баршай В.М., Рябцева Е.И., Янсон Ю.А. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи. Ростов н/Д: РГПИ, 2013. 362 с.

4. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. М.: Высшая школа, 2009. 159 с.

5. Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 384 с.

6. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект) // Теория и практика физической культуры. 2013. № 12. С. 13-16.

7. Матушанский Г.У., Фролов А.Г., Цвенгер Ю.В. Проектирование модели профессионально значимых качеств преподавателей высшей школы // Педагогическая информатика. 2011. Т. 230. С. 230.

8. Томилин О.Б., Кочугаев П.Н., Сухарев Л.А. Компетенции академического и административного персонала университета и инновационная деятельность // Университетское управление. 2012. № 1. С. 53-61.

9. Трушина Е.В. Коммуникативная культура как важнейшая составляющая профессиональной компетенции преподавателя физической культуры в современном вузе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 4. С. 125-130.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению (специальность) подготовки: 44.03.01 педагогическое образование (уровень баклавриата) // Портал федеральных государственных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 10.09.2019).

11. Фролов Ю.В. Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 34-41.

12. Черных З.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза в процессе физкультурно-спортивной деятельности: дис. ...канд. пед. наук. Шуя, 2012. 162 с.

Трушина Евгения Викторовна, канд. пед. наук, доц., twm007@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

PROBLEM OF PROFESSIONAL ACTIVITY AND IMPROVING THE QUALIFICATION OF SPORTS TEACHER IN THE UNIVERSITY

E.V. Trushina

The problem of the professional activity of a sports teacher from the position of a competency-based approach is considered. A model has been developed for the training of a sports teacher in the system of advanced training for teachers of higher education on the basis of identifying the essence, principles and structure of the competencies of their professional activities.

Key words: sports teacher, professional competence, structure, principles of teaching, advanced training higher education.

Trushina Evgeniya Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, twm007@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

References

1. Babushkin G.D. Tekhnologiya pedagogicheskogo issledovaniya v professional'nom obrazovanii v svete novyh trebovanij [Technology of pedagogical research in vocational education in the light of new requirements] // Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. 2014. No. 1(125). P. 144-146.

2. Barkov V.A. Pedagogicheskie issledovaniya v fizicheskom vospitanii: ucheb. Posobie [Pedagogical research in physical education: textbook. allowance]. Grodno, 1995. 68 p.

3. Barshaj V.M., Ryabceva E.I., Yanson Yu.A. Fizicheskoe razvitie, fizicheskaya podgotovlennost' i rabotosposobnost' uchashchihsya i molodezhi [Physical development, physical fitness and performance of students and youth]. Rostov on Don: RGPI, 2013. 362 p.

4. Vilenskij M.Ya., Safin R.S. Professional'naya napravlennost' fizicheskogo vospitaniya studentov pedagogicheskih special'nostej [Professional orientation of physical education of students of pedagogical specialties]. M.: Higher school, 2009. 159 p.

5. Zheleznyak Yu.D., Kashkarov V.A., Kravcevich I.P. Pedagogicheskoe fizkul'turno-sportivnoe sovershenstvovanie: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogical physical education and sports improvement: textbook. manual for students of higher. ped. textbook. institutions]. M.: Academy, 2002. 338 p.

6. Lubysheva L.I., Magin V.A. Koncepciya modernizacii processa professional'noj podgotovki specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu (avtorskij proekt) [The concept of modernization of the process of professional training of specialists in physical education and sports (author's project)] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical education]. 2013. No. 12. P. 13-16.

7. Matushanskij G.U., Frolov A.G., Cvenger Yu.V. Proektirovanie modeli professional'no znachimyh kachestv prepodavatelej vysshej shkoly [Designing a Model of Professionally Significant Qualities of Higher School Teachers] // Pedagogicheskaya informatika [Pedagogical Informatics]. 2011.Vol. 230. P. 230.

8. Tomilin O.B., Kochugaev P.N., Suharev L.A. Kompetencii akademicheskogo i administrativnogo personala universiteta i innovacionnaya deyatel'nost' [Competencies of the academic and administrative personnel of the university and innovation] // Universitetskoe upravlenie [University Management]. 2012. No 1. P. 53-61.

9. Trushina E.V. Kommunikativnaya kul'tura kak vazhnejshaya sostavlyayushchaya professional'noj kompetencii prepodavatelya fizicheskoj kul'tury v sovremennom vuze [Communicative culture as the most important component of the professional competence of a physical education teacher in a modern university] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [News of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2018. Issue. 4. P. 125-130.

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu (special'nost') podgotovki: 44.03.01 pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' baklavriata) [Federal state educational standard of higher education in the direction (specialty) of preparation: 44/03/01 teacher education (bachelor's level)] // Portal of federal state standards of higher education [Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/440301.pdf (accessed date: 10/09/2019).

11. Frolov Yu.V., Mahotin D.A. Kompetentnostnaya model' kak osnova kachestva podgotovki specialistov [Competency model as the basis for the quality of training of specialists] // Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2004. No. 8. P. 34-41.

12. Chernyh Z.N. Formirovanie professional'noj gotovnosti studentov pedagogicheskogo vuza v processe fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti [Formation of professional readiness of students of a pedagogical university in the process of physical culture and sports]: diss. ... cand. ped sciences. Omsk, 2012.162 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.