теория и методика преподавания
УДК 378. 02: 372. 8
реализация компетентностного подхода в лингвистическом образовании: к вопросу о значении общекультурных компетенций Е.м. Кузнецова
Результаты исследования были представлены автором на Всероссийской молодежной конференции «Инновационные технологии в профессиональном образовании: от компетентностной к культуротворческой парадигме» (Томск, 20-22 августа 2012 г.), организованной ФГБ ОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (ГК№ 12.741.11.0171 от 31 мая 2012 г.)
Аннотация. Рассматриваются общекультурные компетенции, обозначенные в ФГОС-3 ВПО по направлению 035700 Лингвистика (квалификация (степень) «бакалавр»), определены и охарактеризованы их основные функции, реализуемые в образовательном процессе. Дается характеристика основных проблем, затрудняющих формирование общекультурных компетенций в образовательном процессе по иностранному языку, а также предлагается ряд мер, способствующих развитию общекультурных компетенций в процессе образования и воспитания.
Ключевые слова: компетентностный подход; преподавание иностранных языков; ФГОС-3 ВПО; общекультурные компетенции.
Масштабная модернизация российской системы образования, реализуемая в последние годы, - один из шагов по усовершенствованию устройства российской общественной жизни, в которой качественное высшее образование является залогом успешной профессиональной, социальной и личностной самореализации. Реформирование российской образовательной системы направлено на решение такой глобальной задачи, как интеграция отечественных учебных заведений в мировое образовательное пространство в качестве ведущих образовательных и научно-исследовательских центров и повышение конкурентоспособности российских выпускников на мировом рынке труда. Основой модернизации российского образования является компетентностная парадигма, в рамках которой образовательный процесс представляет собой комплексную деятельность, направленную на формирование у учащихся компетенций. Компетенция представляет собой комплекс взаимосвязанных знаний, умений и навыков и накопленного учащимся личного опыта вы-
полнения определенного вида деятельности и эмоционального отношения к данному виду деятельности и различным способам его осуществления [1. С. 9].
На сегодняшний день одним из самых значительных шагов по реализации компетентностного подхода в практике российской образовательной системы стало утверждение компетентностно-ориентиро-ванных образовательных стандартов, в том числе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3 ВПО), в котором результаты образовательного процесса по различным направлениям подготовки описаны в терминах компетенций. В связи с этим перед российскими вузами стоит задача выявить, осмыслить, предложить научное описание всех компетенций, формируемых в ходе образовательного процесса, и определить условия, методы и технологии, способствующие их эффективному развитию.
В ФГОС-3 ВПО по любому из существующих направлений подготовки представлены две группы компетенций: общекультурные и профессиональные [2]. Профессиональные компетенции описывают требования к качеству профессиональной подготовки выпускника по определенному направлению и непосредственно связаны с конкретной сферой предполагаемой профессиональной деятельности. Общекультурные компетенции ориентированы, прежде всего, на общее умение выпускника жить в современном мире, что подразумевает полноценное участие в социокультурной жизни общества, взаимодействие с окружающими в сфере личного и профессионального общения, применение различных источников и средств получения, обработки и сохранения информации, оперирование легальными средствами защиты своих прав и свобод в случае их нарушения, корректное проявление своей религиозной, национальной, культурной, профессиональной идентичности и т.д. [3. С. 215]. Общекультурные компетенции в ФГОС-3 ВПО по различным направлениям подготовки не одинаковы. Формулировкой общекультурных компетенций, определением их набора и количества занимались разработчики-эксперты в соответствующих областях знаний. Причем их количество в ФГОС-3 ВПО по некоторым направлениям профессиональной подготовки равняется или даже превышает количество обозначенных профессиональных компетенций.
Каждая из компетенций представляет собой целый комплекс требований к выпускнику в различных социально-культурных условиях. Определить данный комплекс требований, конкретизировать каждую компетенцию с точки зрения конкретных результатов образования можно путем построения актуальной структуры компетенции. В ФГОС-3 ВПО предлагается использовать модель построения структуры компе-
тенции, которая предполагает выделение составляющих по принципу их принадлежности к формируемым знаниям, умениям или осваиваемым навыкам, стратегиям, средствами осуществления различных видов деятельности.
Комплекс общекультурных компетенций, формируемых в образовательном процессе, выполняет ряд функций, имеющих принципиальное значение для развития личности, ее успешной социализации и адаптации к условиям существования в окружающей действительности. Можно условно выделить следующие функции общекультурных компетенций:
- социокультурная: общекультурные компетенции обеспечивают успешность взаимодействия личности студента с обществом, поиска своего места в социуме, функционирования в обществе как полноценного члена;
- прагматическая: общекультурные компетенции в значительной степени определяют линии поведения личности в различных социальнобытовых и профессиональных ситуациях;
- мировоззренческая: общекультурные компетенции влияют на мировоззрение личности, ее мироощущение и осознание основных условий и принципов существования и гармоничного развития человеческого общества;
- коммуникативная: общекультурные компетенции способствуют формированию линии адекватного коммуникативного поведения личности в условиях взаимодействия с различными коммуникантами, коллективами и сообществами, в том числе с представителями иных профессиональных, политических, социокультурных сообществ;
- информационная: формирование общекультурных компетенций предполагает приобретение навыков работы с информацией, умения относиться к информации критически;
- регулятивная: общекультурные компетенции способствуют формированию у студентов способностей к оценке и самооценке;
- мотивационная функция: общекультурные компетенции обеспечивают поддержку положительной мотивации к занятиям профессиональной деятельностью, профессиональному самосовершенствованию и к трудовой деятельности в общем;
- общенаучная: общекультурные компетенции способствуют формированию базовых навыков применения общенаучного подхода к информации о явлениях, событиях, объектах и поддерживают развитие научного потенциала личности.
Обозначение такого ряда функций общекультурных компетенций позволяет говорить об исключительном значении уровня их сформи-рованности для успешного выполнения основной задачи современно-
го образования - гарантирования полноценной реализации личности в профессиональной, социокультурной и других сферах повседневной деятельности человека.
Следует отметить, что особое значение общекультурные компетенции имеют для выпускников языковых вузов и факультетов, так как их будущая профессиональная деятельность связана с непосредственным взаимодействием с представителями различных культурных, социальных и профессиональных общностей, предполагает работу в разных, часто сменяющихся коллективах, в том числе поликультурных, и осуществление профессиональной обработки языкового материала, который может относиться к различным сферам человеческой деятельности (наука, производство, деловые контакты, социально-бытовые ситуации и пр.) [4. С. 8].
Формирование общекультурных компетенций также предполагает развитие у выпускников активной жизненной позиции и ответственности перед обществом за результаты своей деятельности, стремления к непрерывному самообучению и самосовершенствованию, в том числе с использованием современных технологий поиска и обработки информации. Обозначение этих компетенций в качестве одной из задач процесса обучения может внести значительный вклад в повышение качества отечественного лингвистического образования. Высокий уровень сфор-мированности общекультурных компетенций необходим и для выпускников, которые выбирают себе профессии, не связанные с преподаванием иностранных языков, переводом и научным осмыслением вопросов лингвистики и межкультурной коммуникации. В таких случаях сформи-рованность общекультурных компетенций является определяющей для быстрого и успешного приспособления к незнакомым условиям трудовой деятельности, усвоения обязанностей, внутренних норм и правил работы коллектива, приобретения новой квалификации. В ФГОС-3 ВПО по направлению 035700 Лингвистика (квалификация (степень) «бакалавр») обозначено 12 общекультурных компетенций [2].
В профессиональном образовании основное внимание уделяется развитию профессиональных компетенций, а формирование общекультурных компетенций оказывается затруднено и зависит, как правило, от личной инициативы отдельных преподавателей. Эта проблема имеет место и в образовательном процессе по иностранному языку, причем нередко она усугубляется низким уровнем языковой подготовки поступающих и студентов младших курсов, что заставляет преподавателей уделять больше времени на отработку с ними базового языкового материала.
Еще одна задача, которую необходимо решить в ходе организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса, - соз-
дание необходимых условий для формирования общекультурных компетенций без увеличения объема учебной нагрузки по дисциплинам социально-гуманитарного цикла. Решение данной задачи требует взаимодействия педагогов, методистов, административных структур вузов, а также расширения сотрудничества учреждений профессионального образования с учреждениями среднего образования, так как основа общекультурных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника высшего учебного заведеения, в значительной степени складывается на этапе его обучения в школе, гимназии или лицее.
Уровень сформированности общекультурных компетенций в значительной степени зависит от самостоятельной работы студентов, их способности и желания воспринимать и усваивать дополнительную информацию из языкового материала, постоянно расширять сферу своей осведомленности о социокультурных особенностях различных территориальных, социальных, культурных, религиозных общностях. Стимулировать самостоятельную деятельность студентов по формированию общекультурных компетенций возможно посредством использования инновационных форм и методов учебной работы, таких как проектный метод, решение интегрированных (комплексных) задач, написание письменных работ на основе проблемных ситуаций, метод учебно-речевых ситуаций, метод ролевых игр и т.д. Эффективное развитие общекультурных компетенций требует введения подобных форм и методов учебной работы на ранних этапах получения профессионального образования [5. С. 155].
Отдельным способом воздействия на сформированность общекультурных компетенций у выпускников является активное участие работодателей в разработке и реализации образовательных программ.
Для организации участия работодателей в формировании содержания обучения необходимо провести мониторинг рынка труда и выделить ряд стратегических партнеров, заинтересованных в найме выпускников конкретной специальности. Затем можно провести их анкетирование посредством представления опросного листа, в котором представители предприятия или организации-работодателя определяют значимость для их предприятия (организации) компетенций, обозначенных в действующем ФГОС-3 ВПО, и указывают на рекомендуемое содержание обучения. Такая оценка значимости каждой компетенции способствует адекватному определению университетом трудоемкости дисциплин, участвующих в формировании конкретных компетенций. Основной целью анкетирования является определение компетенций выпускников, обязательных для выполнения должностных обязанностей, а также для минимизации срока адаптации выпускника университета на рабочем месте [6. С. 4]. Меры по расширению взаимодействия
с работодателями также включают предоставление работодателям возможности принять участие в обсуждении и разработке образовательных программ по отдельным дисциплинам и вносить в них дополнительные курсы.
Таким образом, можно обозначить ряд мер, способствующих развитию общекультурных компетенций в образовательном процессе:
- стимулирование самостоятельной работы студентов над формированием общекультурных компетенций путем осведомления их о перспективах профессиональной самореализации в различных сферах;
- расширение сотрудничества между вузами и работодателями в сфере определения приоритетных компетенций, на формирование которых следует обращать особое внимание при разработке основных образовательных программ;
- расширение сотрудничества между вузами и учреждениями среднего образования;
- увеличение доли инновационных технологий и методов учебной работы начиная с ранних этапов обучения.
Все перечисленные меры могут быть эффективно реализованы в образовательном процессе по иностранному языку, многие лингвистические вузы и факультеты давно применяют в организации образовательного процесса инновационные методы и технологии учебной работы, налаживают сотрудничество с потенциальными работодателями и с учреждениями среднего образования.
Формирование общекультурных компетенций представляет собой важнейшую задачу современного образовательного процесса по иностранному языку. Компетенции, связанные с профессиональной деятельностью в сфере лингвистики и межкультурной коммуникации, не могут самостоятельно обеспечить полноценную профессиональную и социокультурную самореализацию личности. В то же формирование общекультурных компетенций не может происходить изолированно, но должно быть интегрировано в процесс освоения студентами всего комплекса учебных дисциплин, а также должно стимулировать процесс освоения профессиональных компетенций. Создание условий для эффективного формирования общекультурных компетенций в образовательном процессе по иностранному языку является одним из залогов повышения качества профессионального лингвистического образования.
литература
1. Гребенюк Т. Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании : сб. науч. тр. / под ред. Т.Б. Гребенюк. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 7-17.
2. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению 035700 Лингвистика (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm541-1.pdf (дата обращения: 19.06.2012).
3. Кузнецова Е.М. Реализация компетентностного подхода в лингвистическом образовании России // М.В. Ломоносов и полиязыковое информационно-образовательное пространство : в 2 ч. : материалы Междунар. науч. конф. (Архангельск, 15-16 ноября 2011 г.). Архангельск : ИПЦ САФУ, 2012. Ч. 1. С. 213-216.
4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций : пособие для студ. пед. вузов и учителей. М. : Просвещение, 2002. 239 с.
5. Караваева Е.В., Богословский В.А., Харитонов Д.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 18. С. 155-162.
6. Селезнёва Н.А. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 3-9.
REALISATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE SPHERE OF LINGUISTIC EDUCATION: CONCERNING THE IMPORTANCE OF THE
CULTURAL COMPETENCIES Kuznetsova E.M.
Summary. The article focuses on the cultural competencies described by the third generation State educational standard of higher education on Linguistics (area 035700, bachelor’s degree), defines and gives characteristics to their basic functions, performed in the process of education. The author of the article defines basic problems that hamper the formation of the cultural competencies in the process of education in the sphere of foreign languages and proposes a number of measures, favouring the formation of the cultural competencies in the process of education.
Key words: competence approach; foreign language teaching; third generation State educational standard of higher education; cultural competencies.