Научная статья на тему 'Педагогическая концепция С. Френе как технология формирования общекультурных компетенций'

Педагогическая концепция С. Френе как технология формирования общекультурных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ С. ФРЕНЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / C. FREINET""S PEDAGOGICAL CONCEPTION / THE COMPETENCE APPROACH / GENERAL CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Михайловна

Анализируется компетентностная парадигма как перспективное направление развития российской системы образования. Педагогическая концепция С. Френе рассматривается как источник практических рекомендаций для преподавателей в связи с необходимостью реорганизации образовательного процесса в соответствии с принципами компетентност-ного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competence paradigm is presented as a promising trend of the Russian education system. C. Freinet"s pedagogical conception is regarded as a source of practical recommendations for teachers in connection with reorganization of educational process in accordance with the principles of the competence approach.

Текст научной работы на тему «Педагогическая концепция С. Френе как технология формирования общекультурных компетенций»

педагогическая концепция с. френе как технология формирования общекультурных компетенций

Е.М. Кузнецова

Аннотация. Анализируется компетентностная парадигма как перспективное направление развития российской системы образования. Педагогическая концепция С. Френе рассматривается как источник практических рекомендаций для преподавателей в связи с необходимостью реорганизации образовательного процесса в соответствии с принципами компетентност-ного подхода.

Ключевые слова: компетентностный подход; педагогическая концепция С. Френе; общекультурная компетенция.

Система образования в России в настоящее время находится в процессе реформирования. В основе осуществляющихся преобразований лежит смена образовательной парадигмы, которая сопровождается изменением представлений о целях, содержании, методах и условиях образовательного процесса.

Наиболее перспективным направлением развития российской системы образования считается компетентностная парадигма, которая представляет образовательный процесс как комплексную деятельность, основанную на согласованных действиях всех ее участников (преподавателей, учащихся, административных структур учебных заведений, работодателей).

Целью компетентностной парадигмы является формирование у учащихся компетенций.

Компетенция - основной результат и цель процесса образования и воспитания, это объективное явление, заданное обществом, обусловленное уровнем его развития, а также уровнем развития экономической, производственной, культурной, образовательной и других сфер [1]. Компетенция представляет собой комплексный феномен, в состав которого входят не только взаимосвязанные знания, умения и навыки, но и накопленный учащимися личный опыт выполнения определенного вида деятельности и эмоционального отношения к данному виду деятельности и различным способам его осуществления.

Значительным шагом по реализации компетентностного подхода в российской образовательной практике стало утверждение Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3), в котором результаты образовательно процесса по различным направлениям подготовки описаны в терминах компетенций. В связи с этим всем высшим учебным

заведениям России необходимо проанализировать весь комплекс учебных дисциплин по каждому из направлений подготовки с целью выявления, осмысления и описания компетенций, формируемых в ходе образовательного процесса, определения необходимых условий, а также наиболее эффективных методов и технологий их формирования. Реорганизация образовательного процесса в соответствии с результатами проведенного анализа призвана значительно повысить качество подготовки выпускников российских вузов и способствовать интеграции России в европейское и мировое образовательное пространство.

Все компетенции, обозначенные в ФГОС-3 ВПО, разделяются на общекультурные и профессиональные. Профессиональные компетенции представляют собой требования к уровню профессиональной подготовки выпускника определенной специальности и конкретизируют сферу его будущей профессиональной деятельности. Общекультурные компетенции связаны, прежде всего, с общим умением выпускника жить в современном мире - взаимодействовать с окружающими в сфере личного и профессионального общения, ориентироваться в социокультурной жизни общества, использовать различные источники и средства получения, обработки и сохранения информации, отстаивать легальными способами свои права и свободы в случае их нарушения, корректно проявлять религиозную, национальную, культурную, профессиональную идентичность и т.д. Общекультурные компетенции в ФГОС-3 ВПО по различным направлениям подготовки не одинаковы, в каждом конкретном случае формулировкой компетенций, определением их набора и количества занимались разработчики-специалисты в соответствующих областях знаний.

Современному человеку необходим достаточный уровень сформи-рованности общекультурных компетенций, поскольку именно от этого зависит успешность адаптации и самореализации в условиях окружающей действительности. Особенно значимы общекультурные компетенции для выпускников языковых вузов и факультетов, так как их профессиональная деятельность включает непосредственное взаимодействие с представителями разных культурных, социальных и профессиональных общностей, работу в различных коллективах, в том числе поликультур-ных, осуществление профессиональной обработки языкового материала, относящегося к разнообразным сферам деятельности человека [2. С. 8]. Высокий уровень сформированности общекультурных компетенций необходим и для выпускников, которые выбирают профессии, не связанные с преподаванием иностранных языков, переводом и научным осмыслением вопросов лингвистики и межкультурной коммуникации; в таких случаях сформированность общекультурных компетенций является определяющей для быстрого и успешного приспособления к условиям трудовой деятельности, усвоения обязанностей, внутренних норм и пра-

вил работы коллектива, приобретения новой квалификации. В ФГОС-3 ВПО по направлению 035700 Лингвистика квалификация степень «бакалавр» обозначено 12 общекультурных компетенций [3].

Сложность формирования общекультурных компетенций в образовательном процессе по иностранному языку состоит в том, что данный процесс направлен, прежде всего, на развитие и совершенствование профессиональных компетенций [4. С. 77].

Проблема создания необходимых условий для формирования общекультурных компетенций без увеличения объема учебной нагрузки по дисциплинам социально-гуманитарного цикла актуальна в настоящее время не только для лингвистических вузов и факультетов, но и для педагогов, методистов и административных структур, работающих с другими направлениями профессиональной подготовки. Это связано с тем, что в стандартах нового поколения уделяется большое внимание общекультурным компетенциям - по некоторым направлениям их количество равняется или даже превышает количество обозначенных профессиональных компетенций. В поисках решения данной проблемы можно обратиться к опыту педагогов-новаторов XX в., в частности к результатам работы французского педагога С. Френе (1896-1966).

С. Френе - основатель движения «Современная школа». Он ввел в практику преподавания такие до тех пор неизвестные понятия, как план работы учащегося, индивидуализация учебной работы, написание свободных текстов, проведение опросов, конференций, организация школьного кооператива и др. [5. С. 2]. Разумеется, в трудах С. Френе, где он подробно описывает свою новаторскую концепцию, нет упоминания о компетенциях. Но предложенные им методы учебной работы ему и другим педагогам, использовавшим его рекомендации, помогли успешно выполнить задачу полноценной адаптации выпускников к жизни в современном мире, что соответствует конечной цели процесса образования и в настоящее время. Следовательно, педагогическую концепцию С. Френе можно полноправно назвать компетентностно-ориентированной.

Большое внимание С. Френе уделял формированию общекультурных компетенций. Своей задачей он видел создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала и глубокого личностного развития каждого ученика, формирования в нем таких качеств, как самостоятельность, способность к принятию решения, ответственность.

На основе работ С. Френе сформировалось и нашло сторонников во всем мире сообщество педагогов-практиков, использующих методы учебной работы современной школы. Международная федерация движения современной школы ^1МЕМ) существует с 1957 г., и ее члены уже более полувека работают над тем, чтобы образование в их школах отвечало требованиям, которые предъявляют к выпускнику условия жизни в со-

временном мире. Члены FIMEM применяют принципы учебной работы современной школы не только для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста, но и с учащимися лицеев и колледжей [6]. Не менее успешно некоторые приемы и методы работы педагогики С. Френе могут быть использованы при организации образовательного процесса в вузах.

Педагогическая концепция С. Френе в настоящее время может послужить источником практических рекомендаций для преподавателей, которым необходимо реорганизовывать образовательный процесс в соответствии с принципами компетентностного подхода. Научный анализ работ французского педагога и его последователей позволит определить необходимые условия успешного формирования общекультурных компетенций и способы их создания в образовательном процессе по иностранному языку.

Использование накопленного мирового опыта в сфере построения компетентностно-ориентированного образования даст возможность российской образовательной системе интегрироваться в европейское образовательное пространство, сформировав на основе принципов компетентност-ного подхода собственные оригинальные образовательные технологии.

литература

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос. 2006. 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm (дата обращения: 10.05.2012).

2. СолововаЕ.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М. : Просвещение, 2002. 239 с.

3. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению 035700 Лингвистика квалификация (степень) «бакалавр». URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm541-1.pdf (дата обращения: 19.05.2012).

4. Кузнецова Е.М. Формирование общекультурных компетенций в образовательном процессе по иностранному языку: значение, перспективы, задачи // Сопоставительное языкознание и межкультурная коммуникация : сб. науч. тр. Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2012. Вып. 1. С. 76-79.

5. BarréM. Celestin Freinet et l’Ecole Moderne. Mouans-Sartoux : PEMF, 1996. 35 p.

6. Site officiel de Fédération international des mouvements d’Ecole Moderne (Официальный сайт Международной федерации движения современной школы). URL: http:// www.fimem-freinet.org (дата обращения: 20.05.2012).

PEDAGOGICAL CONCEPTION OF C. FREINET AS TECHNOLOGY OF FORMING GENERAL CULTURAL COMPETENCE Kuznetsova E.M.

Summary. The competence paradigm is presented as a promising trend of the Russian education system. C. Freinet’s pedagogical conception is regarded as a source of practical recommendations for teachers in connection with reorganization of educational process in accordance with the principles of the competence approach.

Key words: the competence approach; C. Freinet’s pedagogical conception; general cultural competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.