Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ВЛАДЕНИЯ / COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE / KNOWLEDGE / SKILLS / OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Павел Владимирович, Петрова Елена Владимировна, Соколова Надежда Игоревна

В основе компетентностного подхода лежат два ключевых понятия «компетенция» и «компетентность». Интересно, что в русском языке слово «компетенция» означает совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Иноязычные влияния привели к другому пониманию этого термина как области деятельности, значимой для эффективной работы организации, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности. Модернизация современного образования приводит к тому, что основная направленность высшего профессионального образования связана с формированием ключевых компетенций, на функциональную грамотность обучающегося с учетом применения практических умений и владений. В статье рассматривается внедрение общепрофессиональный компетенций: ОПК-7 и ОПК-9, реализуемых в знаниях, умениях и владениях у обучающихся лечебного факультета на кафедре нормальной физиологии Курского государственного медицинского университета. Поэтому особое внимание направлено на применении не только стандартных методов обучения (лекции, лабораторные работы, решение ситуационных и проблемных задач), но и внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в преподавании дисциплины. Оцениваются основные проблемы при внедрении компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко Павел Владимирович, Петрова Елена Владимировна, Соколова Надежда Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE TEACHING OF NORMAL PHYSIOLOGY

The competence approach is based on two key concepts: "competence" and "competence". Interestingly, in Russian, the word "competence" means a set of legally established powers, rights and duties of a particular body or official. Foreign language influences have led to a different understanding of this term as an area of activity that is important for the effective work of the organization, in which the individual must show certain knowledge, skills, behavioral skills, flexible abilities and professionally important qualities of the individual. Modernization of modern education leads to the fact that the main focus of higher professional education is related to the formation of key competencies, functional literacy of the student, considering the application of practical skills and skills. The article discusses the introduction of General professional competencies: OPK-7 and OPK-9, implemented in the knowledge, skills and possessions of students of the medical faculty at the Department of normal physiology of the Kursk state medical University. Therefore, special attention is focused on the use of not only standard teaching methods (lectures, laboratory work, solving situational and problem problems), but also the introduction of information and communication technologies (ICT) in the teaching of the discipline. The main problems in the implementation of the competence approach are evaluated.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ»

педагогические науки

Ткаченко Павел Владимирович, Петрова Елена Владимировна, Соколова Надежда Игоревна РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ...

УДК 378:612

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0063

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

© 2020

AuthorlD: 452040 SPIN: 3813-8010

Ткаченко Павел Владимирович, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой нормальной физиологии, директор научно-исследовательского института физиологии AuthorlD: 918218 SPIN: 6064-8858

Петрова Елена Владимировна, ассистент кафедры нормальной физиологии

AuthorlD: 917482 SPIN: 3306-1212

Соколова Надежда Игоревна, ассистент кафедры нормальной физиологии Курский государственный медицинский университет (305004, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3 e-mail: sokolowa.nadia@yandex.ru) Аннотация. В основе компетентностного подхода лежат два ключевых понятия «компетенция» и «компетентность». Интересно, что в русском языке слово «компетенция» означает совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Иноязычные влияния привели к другому пониманию этого термина как области деятельности, значимой для эффективной работы организации, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности. Модернизация современного образования приводит к тому, что основная направленность высшего профессионального образования связана с формированием ключевых компетенций, на функциональную грамотность обучающегося с учетом применения практических умений и владений. В статье рассматривается внедрение общепрофессиональный компетенций: ОПК-7 и ОПК-9, реализуемых в знаниях, умениях и владениях у обучающихся лечебного факультета на кафедре нормальной физиологии Курского государственного медицинского университета. Поэтому особое внимание направлено на применении не только стандартных методов обучения (лекции, лабораторные работы, решение ситуационных и проблемных задач), но и внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в преподавании дисциплины. Оцениваются основные проблемы при внедрении компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, общепрофессиональные компетенции, знания, умения, владения

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE TEACHING OF NORMAL PHYSIOLOGY

© 2020

Tkachenko Pavel Vladimirovich, doctor of Medical Sciences, associate Professor, head of the department of normal physiology, director scientific-research Institute of physiology Petrova Elena Vladimirovna, assistant of the department

of normal physiology Sokolova Nadezhda Igorevna, assistant of the department of normal physiology Kursk State Medical University (305004, Russia, Kursk, Karl Marx Str., 3 e-mail: sokolowa.nadia@yandex.ru) Abstract. The competence approach is based on two key concepts: "competence" and "competence". Interestingly, in Russian, the word "competence" means a set of legally established powers, rights and duties of a particular body or official. Foreign language influences have led to a different understanding of this term as an area of activity that is important for the effective work of the organization, in which the individual must show certain knowledge, skills, behavioral skills, flexible abilities and professionally important qualities of the individual. Modernization of modern education leads to the fact that the main focus of higher professional education is related to the formation of key competencies, functional literacy of the student, considering the application of practical skills and skills. The article discusses the introduction of General professional competencies: OPK-7 and OPK-9, implemented in the knowledge, skills and possessions of students of the medical faculty at the Department of normal physiology of the Kursk state medical University. Therefore, special attention is focused on the use of not only standard teaching methods (lectures, laboratory work, solving situational and problem problems), but also the introduction of information and communication technologies (ICT) in the teaching of the discipline. The main problems in the implementation of the competence approach are evaluated.

Keywords: competence, competence-based approach, General professional competence, knowledge, skills, ownership

ВВЕДЕНИЕ

В связи со вступлением высшего профессионального образования в так называемый Болонский процесс началось внедрение и развитие компетентностного подхода в оценке качества образовательного процесса и его итогов. Компетентностный подход был положен и в основу разработки и совершенствования федеральных государственных образовательных стандартов.

В основе компетентностного подхода лежат два ключевых понятия «компетенция» и «компетентность» [1-4]. Интересно, что в русском языке слово «компетенция» означает совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Иноязычные влияния привели к другому пониманию этого термина как об-

ласти деятельности, значимой для эффективной работы организации, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности [5]. Приведем в пример определение понятий компетенция и компетентность Г.К. Селевко, который приводит определения, что «компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели, а компетентность - это интегративное качество личности, проявляющиеся в общей готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации, ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности» [6]. С учетом параллельной эволюции терминологии

Tkachenko Pavel Vladimirovich, Petrova Elena Vladimirovna, Sokolova Nadezhda Igorevna pedagogical

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH ... sciences

имеется следующее толкование этих терминов: компетенция - это заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной среде, своего рода закрепленная норма, а компетентность же - это обладание человеком соответствующей компетенцией [7]. Мы можем привести еще полтора десятка определений этих понятий, однако, на сегодняшний момент совершенно очевидно, что «компетенция» выступает в качестве основополагающего понятия модернизации содержания образования, а «компетентность» значительно шире таких понятий, как «знания» или «умения», «владения» и «навыки». «Компетентность» выступает как результат обучения, в то время как компетенция - это компетентность в действии, о чем и говорилось выше [8].

Следует отметить, что на компетентностный подход в образовании влияет огромное количество факторов, определяющих эволюцию компетенций и в рамках действующего образовательного стандарта и, особенно при его смене. К таким модулирующим влияниям относятся мнения работодателей, различных профессиональных сообществ, решения органов, определяющих государственную политику в сфере образования, замечания учреждений, осуществляющих контрольные и надзорные функции и наконец, политика самого учебного учреждения [8].

Модернизация современного образования приводит к тому, что основная направленность высшего профессионального образования связана с формированием ключевых компетенций, на функциональную грамотность обучающегося с учетом применения практических умений и владений. Помимо профессиональной грамотности компетентностный подход направлен на формирование личности специалиста, проявляющейся не только информированностью и современным гибким мышлением, но и умением адаптироваться к различным жизненным ситуациям, ответственностью и волей принятия сложных решений, а также социально и духовно-нравственно развитой индивидуальностью [9].

Понятие «компетенция» было разделено на составляющие элементы - это знания как набор фактов, требуемых для выполнения работы, умения как владение средствами и методами выполнения определенной задачи, способности как предрасположенность выполнять определенную задачу, отношения как внутренняя позиция, определяющая видимые формы действий, предпринимаемые для выполнения задачи и наконец, усилия как сознательное приложение в определенном направлении материальных и физических ресурсов [8].

Был предложен некий алгоритм описания компетенций в конкретной образовательной дисциплине, в котором, в том числе, указываются знания о данном круге реальных объектов, умения и владения, относящиеся к данному кругу реальных объектов. Важное значение имеют и индикаторы, т.е. фонды оценочных средств позволяющие определить степень (уровень) компетентности обучающегося при текущей и промежуточной аттестации [10].

МЕТОДОЛОГИЯ

В качестве примера рассмотрим реализацию алгоритма по дисциплине «Нормальная физиология» у обучающихся по специальности «Лечебное дело». После ознакомления с содержанием ФГОС определяемся с кругом компетенций, реализуемых на данной дисциплине, обозначаем перечень знаний, умений и владений обучающегося, получаемых им в ходе формирования заявленной компетенции.

РЕЗУЛЬТАТЫ

При изучении курса «Нормальной физиологии» у обучающихся лечебного факультета должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции: ОПК-7 и ОПК-9, реализуемые в знаниях, умениях и владениях. 276

На кафедре нормальной физиологии для формирования компетенции используются общепринятые методы: решение ситуационных и проблемных задач, выполнение лабораторных работ, традиционные лекции и лекции-визуализации, просмотр учебных видеофильмов и мультимедийных презентаций, самостоятельное изучение отдельных вопросов. Широкое применение современных неимитационных (лекция с заранее запланированными ошибками, дискуссия, внеаудиторная работа студентов и др.) и имитационных (деловая игра, коллективная мыследеятельность и др.) методов обучения позволяет обучающему непосредственно принимать участие в активной познавательной деятельности, осмыслить процессы, реально возникающие в повседневной профессиональной деятельности врача, сформировать самостоятельность и ответственность в принятии решений. При этом реализация компетентностного подхода в высших учебных заведениях подразумевает интерактивный подход обучающихся на занятиях, участие в групповых дискуссиях и обсуждениях. Важное значение на кафедре нормальной физиологии Курского государственного медицинского университета придается выполнению и защите лабораторных работ, а также решению ситуационных и проблемных задач, поскольку, по нашему мнению, в этом и есть настоящий смысл реализации компетентностного подхода в ходе практических занятий и при самостоятельной подготовке обучающихся [11].

Современная медицина постоянно модернизируется, появляются новые методы и методики лечения, знания полученные обучающимся постепенно устаревают. В связи с данными явлениями перед преподавателем стоит задача сформировать у обучающихся желание учиться самостоятельно постоянно. А для этого необходимо развивать в процессе познавательной деятельности профессиональные и личностные качества с помощью новых и современных методов. Также одной из проблем преподавания дисциплины является отсутствие заинтересованности у обучающихся в образовательном процессе, что приводит к механическому заучиванию ими в короткий промежуток сессии большого объема материала. К сожалению, большая часть материала не усваивается и забывается, что не может не отразиться на интеллектуальном и личностном развитии будущих высококвалифицированных специалистов. Поэтому особое внимание на кафедре нормальной физиологии КГМУ направлено на применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в преподавании дисциплины. Применение ИКТ-технологий позволят обучающимся научиться работе с большим количеством информации в области дисциплины «Нормальная физиология», а также смежных с ней преподаваемых дисциплин, ознакомление с различными видами информационных ресурсов, что приводит к созданию оптимальных условий для интеллектуального развития личности и формированию компьютерной грамотности и компетентности. Все это позволяет будущему специалисту уже на начальных этапах решать задачи с профессиональной точки зрения, развивает трудолюбие, гибкость мышления, любознательность, внимательность и наблюдательность [12].

ВЫВОДЫ

Важной проблемой в настоящее время остается оценка уровня сформированное™ компетенций [13-18]. Ряд авторов отмечают, что предметное структурирование оценочных средств для контроля компетенций противоречит компетентностной модели построения основных образовательных программ. В тоже время отказаться от предметного принципа в высшем образовании невозможно, поскольку такое построение отражает структуру научного знания [19].

Отдельные подходы к оценке уровня сформирован-ности компетенции такие как тестовые методики, контроль освоения практических навыков, устное собеседование и т.д. каждый в отдельности не дают исчерпываю-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Ткаченко Павел Владимирович, Петрова Елена Владимировна, Соколова Надежда Игоревна РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ...

щего представления об уровне сформированности ком- Статья поступила в редакцию 31.01.2020 петенции и могут быть использованы только в совокуп- Статья принята к публикации 27.05.2020 ности. При предметном построении эта проблема не так очевидна, однако при оценке компетенций выпускников выступает на первый план и определяет комплексный подход [20]. Поэтому на данный момент в высшем профессиональном образовании для учета компетенций созданы карты или паспорта, которые представляют собой результат процесса объединения компетенций будущего специалиста, характеризуя этапы формирования требуемых компетенций и результаты освоения дисциплин в образовательном процессе [21]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белашов П.Д. Сущность понятия «компетенция» и «компетентность» в научной литературе //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 79-84.

2. Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Компетентностный подход: проблемы терминологии //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2 (5). С. 212-220.

3. Равен Д. Наше некомпетентное общество: часть I (с обсуждением некоторых компетентностей, необходимых для его преобразования) //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 274-293.

4. John R., Korostelev A.A., Yarygin O.N., Mukhutdinov R.H., Maseleno A. The genesys and base concepts of competentology // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Т. 7. № 6. С. 78-86.

5. Разработка программ подготовки ППС к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: Монография/ под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, А.В. Тряпицина. - СПб.: Изд-воРГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - 243 с.

6. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация// Народное образование. - 2004. - №4. - С.138-143

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент лич-ностно ориентированной парадигмы образования//Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

8. Руденко Ю.С. О проблемах реализации компетентностного подхода в высшей школе//Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. - 2013. - № 1. - С.4-8.

9. ПетренкоА.А. Компетентностный подход в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=273 (дата обращения: 30.01.2020).

10. Ефимова Н.Ф., Казанович Н.Ф. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 36 с.

11. Прахова М.Ю., Коловертнов Г.Ю., Шаловников Э.А. О месте тестирования как инструмента оценки знаний в вузе// Высшее образование в России. - 2012. - № 5. - С. 113-116.

12. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения: 30.01.2020)

13. СмирноваЖ.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Итоговая государственная аттестация как способ комплексной оценки компетенций //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 74-77.

14. Апатова Н.В., Гапонов А.И., Смирнова О.Ю. Оценка уровня освоения компетенций на основе нечеткой логики //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 126-128.

15. Галий Е.А., Хуссамов Р.Р. Модель «Интегральная оценка компетенций муниципальных служащих» // Вестник НГИЭИ. 2017. № 7 (74). С. 72-80.

16. Беляев С.А. Оценка уровня сформированности компетенций у студентов в медицинском вузе по экономическим дисциплинам // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 11-14.

17. Носырева И.Г., Белобородова Н.А. Технологии оценки профессиональных компетенций специалистов по оказанию государственных услуг в области занятости населения // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 280-283.

18. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Оценка профессиональных компетенций студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 120-123.

19. Дука Н. А., Дука Т. О., Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С., Чекалева Н. В. Оценка качества повышения квалификации педагогических кадров в инновационном образовании: моногр. / под общ. ред. Н. В. Чекалевой. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. - 130 с.

20. Щербова Т. В Постдипломное педагогическое образование: подходы к понятию и прогнозированию // Образование и общество. -2013. - № 2(79]. - С. 21-25.

21. Азарова Р. Н., Борисова Н. В., Кузов Б. В. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций. Ч. 2. - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - С. 56-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.