тельности. Творчество - «проявитель» личности. Для того чтобы творческие способности раскрылись, необходимы условия и стимулы, поэтому в скаутинге разработана программа по выявлению и развитию творческого потенциала с учетом возраста, интереса и направленности личности. Это еще одно проявление ценности каждого в многообразии жизненных сил коллектива.
8. Индивидуализация воспитания. Несмотря на то, что в скаутинге основная форма организации - групповая, всегда есть возможность (место, время) для индивидуальных занятий по интересам. Результат таких занятий может быть представлен на разных уровнях жизнедеятельности организации: прикладном, техническом, художественном, интеллектуальном, законотворческом, а может остаться до поры до времени продуктом «внутреннего делания».
9. Родиноведение (национальное воспитание). Цель родиноведения - научить детей любить Россию, развивая в них лучшие черты национального характера: честь, достоинство, преданность, жертвенность, щедрость, силу духа. Для этого используются разнообразные методы, средства, формы организации, которые позволяют «окунуться» в историю, пережить красоту природы и радость человеческого общения.
Стоить заметить, что все перечисленные направления воспитательного процесса нераздельны, если упустить одно, другие могут не дать положительного результата. «Скаутинг - это лекарство, состоящее из различных ингредиентов, и пока они не смешаны в правильных пропорциях в соответствии с рецептом, пациент не должен винить врача в случае, если результаты действия неудовлетворительны» (Баден-Пауэлъ Р. Разведчики. Петербург, 1914. С. 3.).
А. В. Скворцов
Реализация компетентностного подхода при подготовке бакалавров педагогического образования (география, биология)
В конце XX - начале XXI в. главным направлением образовательной политики Российской Федерации в сфере высшего образования является реализация принципов Болонской декларации. В рамках мероприятий по реализации данной программы за 20052010 гг. были разработаны и введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, главное отличительное свойство которых - опора на компетентно-стный подход при определении требований к содержанию и уровню подготовки выпускников. В соответствии с этими стандартами итогом образовательного процесса является не только наличие у выпу-
129
скника определённых знаний, умений и навыков (ЗУН), но в первую очередь готовность к практической деятельности на основе имеющихся знаний. Иными словами, они ориентированы не на процесс (направленность ЗУНов), а на результат (направленность компетенций). Такая ориентированность определяет переход от строго академических норм оценки вуза к внешним оценкам - готовности выпускников к профессиональной и социальной деятельности в условиях современного общества.
Таким образом, ФГОС ВПО третьего поколения представляет собой систему требований к уровню компетентности выпускника как субъекта педагогической деятельности, обеспечивающему успешную профессиональную деятельность высокого качества.
Компетентностный подход - это не просто качественный сдвиг в проектировании стандартов от системы базовых знаний к общекультурным и профессиональным компетенциям, но прежде всего использование компетенций как своеобразного «строительного материала» сильных субъективно-личностных потенциалов личности (Байденко В.И., 2005).
Следует отметить, что сегодня ни с точки зрения науки, ни с точки зрения практики не существует единого мнения по вопросу классификации компетенций и определению объёма понятий «компетенция» и «компетентность». Часть учёных трактует компетенцию как определённую совокупность, набор знаний, умений и навыков (Гершунский Б.С., 2003; Ковалёва Т. М., 2003; Сафина З.Н., 2005; Волгин Н.А., 2003), другие - как некую личностную, деятельностнопсихологическую, индивидуальную характеристику, способность индивида к решению определённых задач в различных ситуациях (Маркова А.К., 1996; Шадриков В.Д., 2002; Днепров Э.Д., 2002; Кас-паржак А.Г., 2002; Чошанов М.А., 1996).
Проанализировав определения понятия «компетенция», мы склонны присоединиться к первой группе исследователей, но дополнить понятие и рассматривать компетенцию как комплекс знаний, умений и навыков, направленный на умение принимать соответствующие решения в проблемной ситуации.
Аналогичые разночтения существуют и при определении понятия «компетентность». Проанализировав определения различных авторов, можно сделать вывод о том, что наиболее оптимальными являются определения компетентности В.Ю. Кричевского, О.Е. Лебедева и А.П. Тряпицыной и мы будем считать, что компетентность - это индивидуальное свойство личности, которая, опираясь на знания, умения и навыки, способна принять профессиональное решение на основе личностных ценностей.
Указанные разночтения в дефинициях и их классификациях сказались и на разработке ФГОС ВПО. Так, первоначально в макете
130
ФГОС ВПО третьего поколения была предложена классификация компетенций, в которой выделялись два основных вида: универсальные и профессиональные. В свою очередь, универсальные компетенции подразделялись на общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные. Позднее, после того как были разработаны ФГОС ВПО по ряду направлений, в макет стандартов были внесены изменения, в соответствии с которыми классификация компетенций была сведена к выделению только двух видов: общекультурных (универсальных, ключевых, надпрофессио-нальных) и профессиональных (предметно-специализированных).
Бакалавриат педагогического образования реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр). Согласно стандарту, бакалавр на выходе должен обладать 16 общекультурными и 11 профессиональными компетенциями.
По своей сути компетентностный подход не изменяет коренным образом современную образовательную систему, в основе которой по-прежнему лежат знания, умения и навыки, а дополняет её понятием компетентности, складывающейся из разного рода компетенций и представляющей собой индивидуальное свойство личности.
Формирование компетенций в процессе экологической подготовки бакалавров естествознания происходит как во время обязательных часов аудиторной работы (лекций, семинаров, лабораторных и практических работ), так и во время самостоятельной работы студентов. Подготовка студентов ведётся в соответствии с материалом учебников, имеющихся в библиотеке вуза и отвечающих материалу учебного курса.
Однако зачастую знания, содержащиеся в материале учебника, предлагаются в непроблемной современной форме, даются в традиционном, догматическом, констатирующем факты виде. Это не способствует творческому мышлению студентов и формированию соответствующих компетенций, таких, как:
• ОК-1 - владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
• ОК-4 - способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;
• ПК-6 - способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников, и некоторых других компетенций.
131
Чтобы вывести получаемые знания, содержащиеся в учебнике, в область действия компетентностного принципа, необходима проблематизация учебного материала, предлагаемого студентам. При проблемном обучении объектом осознания являются проблемы, задачи, для решения которых необходимо освоение методов, средств и приёмов. Происходит формирование творческого мышления, расширение поля практического применения в жизни полученных знаний.
Из вышесказанного видно, что, несмотря на оптимальность и универсальность компетентностного подхода, внедрение его в российском образовании происходит на всех ступенях с большими затруднениями. Одной из причин этих затруднений, по мнению Б.С. Гершунского (2003), является существование в реальности «двух образований» - нормативного, т. е. обязательного для освоения, и реального, которое обнаруживается в жизненных результатах обучающихся.
Преодолеть подобные затруднения может помочь применение проблемного подхода в образовании, так как предъявление новых знаний при этом происходит в виде эвристических задач, создающих проблемные ситуации, а их усвоение - в процессе решения. При этом процесс познания протекает в рамках научного поиска, диалога и сотрудничества с преподавателем в процессе анализа и сопоставления разных точек зрения.
Следовательно, реализация в высшем профессиональном образовании нашей страны компетентностного подхода, ориентированного на развитие творческой личности, умеющей ставить и решать проблемы социального и профессионального характера, будет более успешной на основе проблемного подхода.
В. В. Федотова
По разные стороны ширмы:
из опыта работы концертмейстера в коллективе кукольного театра
Без чего не может состояться спектакль? Без режиссёра, сцены, занавеса, актёров, декораций, костюмов... А может ли спектакль состояться без музыки? Современный спектакль - нет. И это касается не только таких жанров, как опера, оперетта, балет, мюзикл. В спектакле может быть не исполнено ни единой песни, но музыка в нём присутствует всегда. Она необходима для того, чтобы подчеркнуть значимость происходящих событий, сказать то, что не досказали герои спектакля, показать внутреннее состояние персонажей. Музыка - это одно из важнейших средств выразительности при создании театрального образа. Искусствовед Вячеслав Фёдорович Рябов пи-
132