Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода при подготовке бакалавров педагогического образования (география, биология)'

Реализация компетентностного подхода при подготовке бакалавров педагогического образования (география, биология) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода при подготовке бакалавров педагогического образования (география, биология)»

тельности. Творчество - «проявитель» личности. Для того чтобы творческие способности раскрылись, необходимы условия и стимулы, поэтому в скаутинге разработана программа по выявлению и развитию творческого потенциала с учетом возраста, интереса и направленности личности. Это еще одно проявление ценности каждого в многообразии жизненных сил коллектива.

8. Индивидуализация воспитания. Несмотря на то, что в скаутинге основная форма организации - групповая, всегда есть возможность (место, время) для индивидуальных занятий по интересам. Результат таких занятий может быть представлен на разных уровнях жизнедеятельности организации: прикладном, техническом, художественном, интеллектуальном, законотворческом, а может остаться до поры до времени продуктом «внутреннего делания».

9. Родиноведение (национальное воспитание). Цель родиноведения - научить детей любить Россию, развивая в них лучшие черты национального характера: честь, достоинство, преданность, жертвенность, щедрость, силу духа. Для этого используются разнообразные методы, средства, формы организации, которые позволяют «окунуться» в историю, пережить красоту природы и радость человеческого общения.

Стоить заметить, что все перечисленные направления воспитательного процесса нераздельны, если упустить одно, другие могут не дать положительного результата. «Скаутинг - это лекарство, состоящее из различных ингредиентов, и пока они не смешаны в правильных пропорциях в соответствии с рецептом, пациент не должен винить врача в случае, если результаты действия неудовлетворительны» (Баден-Пауэлъ Р. Разведчики. Петербург, 1914. С. 3.).

А. В. Скворцов

Реализация компетентностного подхода при подготовке бакалавров педагогического образования (география, биология)

В конце XX - начале XXI в. главным направлением образовательной политики Российской Федерации в сфере высшего образования является реализация принципов Болонской декларации. В рамках мероприятий по реализации данной программы за 20052010 гг. были разработаны и введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, главное отличительное свойство которых - опора на компетентно-стный подход при определении требований к содержанию и уровню подготовки выпускников. В соответствии с этими стандартами итогом образовательного процесса является не только наличие у выпу-

129

скника определённых знаний, умений и навыков (ЗУН), но в первую очередь готовность к практической деятельности на основе имеющихся знаний. Иными словами, они ориентированы не на процесс (направленность ЗУНов), а на результат (направленность компетенций). Такая ориентированность определяет переход от строго академических норм оценки вуза к внешним оценкам - готовности выпускников к профессиональной и социальной деятельности в условиях современного общества.

Таким образом, ФГОС ВПО третьего поколения представляет собой систему требований к уровню компетентности выпускника как субъекта педагогической деятельности, обеспечивающему успешную профессиональную деятельность высокого качества.

Компетентностный подход - это не просто качественный сдвиг в проектировании стандартов от системы базовых знаний к общекультурным и профессиональным компетенциям, но прежде всего использование компетенций как своеобразного «строительного материала» сильных субъективно-личностных потенциалов личности (Байденко В.И., 2005).

Следует отметить, что сегодня ни с точки зрения науки, ни с точки зрения практики не существует единого мнения по вопросу классификации компетенций и определению объёма понятий «компетенция» и «компетентность». Часть учёных трактует компетенцию как определённую совокупность, набор знаний, умений и навыков (Гершунский Б.С., 2003; Ковалёва Т. М., 2003; Сафина З.Н., 2005; Волгин Н.А., 2003), другие - как некую личностную, деятельностнопсихологическую, индивидуальную характеристику, способность индивида к решению определённых задач в различных ситуациях (Маркова А.К., 1996; Шадриков В.Д., 2002; Днепров Э.Д., 2002; Кас-паржак А.Г., 2002; Чошанов М.А., 1996).

Проанализировав определения понятия «компетенция», мы склонны присоединиться к первой группе исследователей, но дополнить понятие и рассматривать компетенцию как комплекс знаний, умений и навыков, направленный на умение принимать соответствующие решения в проблемной ситуации.

Аналогичые разночтения существуют и при определении понятия «компетентность». Проанализировав определения различных авторов, можно сделать вывод о том, что наиболее оптимальными являются определения компетентности В.Ю. Кричевского, О.Е. Лебедева и А.П. Тряпицыной и мы будем считать, что компетентность - это индивидуальное свойство личности, которая, опираясь на знания, умения и навыки, способна принять профессиональное решение на основе личностных ценностей.

Указанные разночтения в дефинициях и их классификациях сказались и на разработке ФГОС ВПО. Так, первоначально в макете

130

ФГОС ВПО третьего поколения была предложена классификация компетенций, в которой выделялись два основных вида: универсальные и профессиональные. В свою очередь, универсальные компетенции подразделялись на общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные. Позднее, после того как были разработаны ФГОС ВПО по ряду направлений, в макет стандартов были внесены изменения, в соответствии с которыми классификация компетенций была сведена к выделению только двух видов: общекультурных (универсальных, ключевых, надпрофессио-нальных) и профессиональных (предметно-специализированных).

Бакалавриат педагогического образования реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр). Согласно стандарту, бакалавр на выходе должен обладать 16 общекультурными и 11 профессиональными компетенциями.

По своей сути компетентностный подход не изменяет коренным образом современную образовательную систему, в основе которой по-прежнему лежат знания, умения и навыки, а дополняет её понятием компетентности, складывающейся из разного рода компетенций и представляющей собой индивидуальное свойство личности.

Формирование компетенций в процессе экологической подготовки бакалавров естествознания происходит как во время обязательных часов аудиторной работы (лекций, семинаров, лабораторных и практических работ), так и во время самостоятельной работы студентов. Подготовка студентов ведётся в соответствии с материалом учебников, имеющихся в библиотеке вуза и отвечающих материалу учебного курса.

Однако зачастую знания, содержащиеся в материале учебника, предлагаются в непроблемной современной форме, даются в традиционном, догматическом, констатирующем факты виде. Это не способствует творческому мышлению студентов и формированию соответствующих компетенций, таких, как:

• ОК-1 - владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

• ОК-4 - способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

• ПК-6 - способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников, и некоторых других компетенций.

131

Чтобы вывести получаемые знания, содержащиеся в учебнике, в область действия компетентностного принципа, необходима проблематизация учебного материала, предлагаемого студентам. При проблемном обучении объектом осознания являются проблемы, задачи, для решения которых необходимо освоение методов, средств и приёмов. Происходит формирование творческого мышления, расширение поля практического применения в жизни полученных знаний.

Из вышесказанного видно, что, несмотря на оптимальность и универсальность компетентностного подхода, внедрение его в российском образовании происходит на всех ступенях с большими затруднениями. Одной из причин этих затруднений, по мнению Б.С. Гершунского (2003), является существование в реальности «двух образований» - нормативного, т. е. обязательного для освоения, и реального, которое обнаруживается в жизненных результатах обучающихся.

Преодолеть подобные затруднения может помочь применение проблемного подхода в образовании, так как предъявление новых знаний при этом происходит в виде эвристических задач, создающих проблемные ситуации, а их усвоение - в процессе решения. При этом процесс познания протекает в рамках научного поиска, диалога и сотрудничества с преподавателем в процессе анализа и сопоставления разных точек зрения.

Следовательно, реализация в высшем профессиональном образовании нашей страны компетентностного подхода, ориентированного на развитие творческой личности, умеющей ставить и решать проблемы социального и профессионального характера, будет более успешной на основе проблемного подхода.

В. В. Федотова

По разные стороны ширмы:

из опыта работы концертмейстера в коллективе кукольного театра

Без чего не может состояться спектакль? Без режиссёра, сцены, занавеса, актёров, декораций, костюмов... А может ли спектакль состояться без музыки? Современный спектакль - нет. И это касается не только таких жанров, как опера, оперетта, балет, мюзикл. В спектакле может быть не исполнено ни единой песни, но музыка в нём присутствует всегда. Она необходима для того, чтобы подчеркнуть значимость происходящих событий, сказать то, что не досказали герои спектакля, показать внутреннее состояние персонажей. Музыка - это одно из важнейших средств выразительности при создании театрального образа. Искусствовед Вячеслав Фёдорович Рябов пи-

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.