Научная статья на тему 'Актуальность проблематизации современного учебного материала при подготовке бакалавров педагогического образования (география, биология)'

Актуальность проблематизации современного учебного материала при подготовке бакалавров педагогического образования (география, биология) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / COMPETENCE / PROBLEMATIC APPROACH / PROBLE-MATIZATION OF A TRAINING MATERIAL / FGOS OF THE THIRD GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова Татьяна Сергеевна, Скворцов Александр Викторович

В статье анализируются и используются понятия «компетенция» и «компетентность», являющиеся базой для ФГОС третьего поколения, рассматривается проблематизация современного учебного материала как наиболее перспективный способ усвоения знаний студентами в рамках реализации компетентностного подхода в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комиссарова Татьяна Сергеевна, Скворцов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relevance of a problematization of a modern training material by preparation of bachelors of pedagogical education (geography, biology)

In article the concepts "competence" and "competence" being base for FGOS of the third generation are analyzed and used, the proble-matization of a modern training material as the most perspective way of assimilation of knowledge by students within realization of competence-based approach in education is considered.

Текст научной работы на тему «Актуальность проблематизации современного учебного материала при подготовке бакалавров педагогического образования (география, биология)»

УДК (528.9+528.4)075.8

Т.С. Комиссарова, А.В. Скворцов

Актуальность проблематизации современного учебного материала при подготовке бакалавров педагогического образования (география, биология)

В статье анализируются и используются понятия «компетенция» и «компетентность», являющиеся базой для ФГОС третьего поколения, рассматривается пробле-матизация современного учебного материала как наиболее перспективный способ усвоения знаний студентами в рамках реализации компетентностного подхода в образовании.

In article the concepts "competence" and "competence" being base for FGOS of the third generation are analyzed and used, the proble-matization of a modern training material as the most perspective way of assimilation of knowledge by students within realization of competence-based approach in education is considered.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, проблемный подход, пробле-матизация учебного материала, ФГОС третьего поколения.

Key words: competence, competence, problematic approach, proble-matization of a training material, FGOS of the third generation.

Характерные для конца XX - начала XXI в. изменения целей, форм и содержания образования связаны с вхождением России в мировое образовательное пространство. Приоритетным направлением государственной политики нашего государства в сфере образования в целом и высшего профессионального в частности является реализация принципов Болонской декларации. В рамках мероприятий по внедрению указанного протокола в систему ВПО РФ за 2005-2010 гг. были разработаны и введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, отличительными чертами которых является опора на компетентностный подход при определении требований к содержанию и уровню подготовки выпускников. В соответствии с этими стандартами, итогом образовательного процесса является не только наличие у выпускника определённых знаний, умений и навыков (ЗУН), но в первую очередь готовность к практической деятельности на основе имеющихся знаний. Иными словами, они ориентированы не на процесс (направленность ЗУНов), а на результат (направленность ком-

© Комиссарова Т. С., Скворцов А. В., 2012

петенций). Такая ориентированность определяет переход от строго академических норм оценки вуза к внешним оценкам готовности выпускников к профессиональной и социальной деятельности в условиях современного общества.

Таким образом, ФГОС ВПО третьего поколения представляет собой систему требований к уровню компетентности выпускника как субъекта педагогической деятельности, обеспечивающему качественную, успешную профессиональную деятельность.

Компетентностный подход - это не просто качественный сдвиг в проектировании стандартов от системы базовых знаний к общекультурным и профессиональным компетенциям, но прежде всего использование компетенций как своеобразного «строительного материала» сильных субъективно-личностных потенциалов личности [1].

Следует отметить, что сегодня ни с точки зрения науки, ни с точки зрения практики не существует единого мнения по вопросу классификации компетенций и определению объёма понятий «компетенция» и «компетентность». Приведём несколько определений понятия «компетенция».

• компетенции - базовые требования к профессиональной деятельности (Т.М. Ковалева, 2003) [8];

• компетенция — индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии (А. К. Маркова, 1996) [13];

• компетенция — рациональное сочетание знаний и способностей, которыми владеет работник (Н.А. Волгин, 2003) [18];

• компетенция - готовность использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач (В.Д. Шадриков, Э.Д. Дне-пров, 2002) [14];

• компетенция - совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы (З.Н. Сафина, 2005) [16];

• компетенция - это возможность установления связей между знаниями и ситуацией или, в более широком смысле, способность найти процедуру (знания и действия), подходящую для решения проблемы (С.Е. Шишов, И.В. Агапов, 2002) [21];

• компетенция - готовность к осуществлению практической деятельности и готовность субъекта эффективно сорганизовать внутренние и внешние ресурсы_для достижения цели (В. Колобова, А.Г. Каспаржак, 2002) [9];

• компетенция есть способность мобилизовать знания, умения в конкретной социально-профессиональной ситуации (Э.Ф. Зеер, 2005) [5];

• компетенция - способность к актуальному выполнению деятельности, которая предполагает значение триады «знания, умения, навыки», служит связующим звеном между ними (М.А. Чошанов, 1996) [20];

• компетенция - внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования, которые включают в себя знания, представления, программы (алгоритмы) действий, а также системы отношений (И.А. Зимняя, 2004) [6].

В результате анализа понятия «компетенция» в представлении разных авторов разделяем их на две группы. Авторы первой группы трактуют компетенцию как определённую совокупность, набор знаний, умений и навыков (Ковалёва Т.М., Волгин Н.А., Сафина З.Н., и др.). Авторы второй группы трактуют компетенцию как некую личностную, деятельностно-психологическую, индивидуальную характеристику, способность индивида к решению определённых задач в различных ситуациях (Маркова А.К., Шадриков В.Д., Днепров Э.Д., Каспаржак А.Г. Чошанов М.А. и др.)

Проанализировав определения понятия «компетенция», мы склонны присоединиться к первой группе исследователей, но дополнить понятие и рассматривать компетенцию как комплекс знаний, умений и навыков, направленный на умение принимать соответствующие решения в проблемной ситуации.

Аналогично приведём несколько определений понятия «компетентность»:

• компетентность есть способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком (Н.Ф. Казакова, 2004) [7];

• компетентность — наличие знаний, набор умений, алгоритмы решения задач и творческий подход для осуществления успешной деятельности (В.Ю. Кричевский, 2004) [11];

• компетентность - многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений учителя, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний) (Т.Г. Браже, 1995) [2];

• компетентность — это интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (О.Е. Лебедев,

А.П. Тряпицына, 2004) [12];

• компетентность — процесс развития индивидуального своеобразия субъекта деятельности, обеспечивающий формирование индивидуаль-

ных способов самоутверждения в профессиональной среде (Л.В. Васильченко, И.В. Гришина, 2006) [4];

• компетентность — совокупность знаний, а также владение способами выполнения деятельности (Н.А. Волгин, 2003) [18];

• компетентность — субъективный опыт человека, эффективно реализуемый посредством интериоризованных компетенций. Компетентность — совокупность компетенций, включающая личное отношение к профессии и предмету деятельности, а также способность и готовность решать проблемы и задачи, возникающие в профессиональной деятельности (Т.М. Ковалёва, 2003) [8];

• компетентность представляет собой интегральное профессиональное качество, сплав опыта, умений и навыков, показатель готовности к работе и способности принимать обоснованные решения (В. И. Слободчиков, 2000) [17];

• компетентность — это владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные (М.А. Чошанов, 1996) [20];

• компетентность - специальная способность человека, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия (Дж. Равен, 2002) [15];

• компетентность - основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обоснованный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека (И.А. Зимняя, 2004) [6].

Проанализировав приведённые понятия, можно сделать вывод о том, что наиболее оптимальными являются определения компетентности В.Ю Кричевского, О.Е. Лебедева и А.П. Тряпицыной и мы будем считать, что компетентность - это индивидуальное свойство личности, которая, опираясь на знания, умения и навыки, способна принять профессиональное решение на основе личностных ценностей.

Указанные разночтения в дефинициях и их классификациях не могли не сказаться на разработке ФГОС ВПО. Так, Министерством образования первоначально в макете ФГОС ВПО третьего поколения была предложена классификация компетенций, в которой выделялись два основных вида: универсальные и профессиональные. В свою очередь, универсальные компетенции подразделялись на общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные. Позднее, после того, как были разработаны ФГОС ВПО по ряду направлений, в макет стандартов были внесены изменения, в соответствии с которыми классификация компетенций была сведена к выделению только двух видов: общекультурных (универсальных, ключевых, надпрофессиональных) и профессиональных (предметно-специализированных).

28

Бакалавриат педагогического образования реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Согласно стандарту, бакалавр на выходе должен обладать 16 общекультурными и 11 профессиональными компетенциями. [19]

По своей сути компетентностный подход не изменяет коренным образом современную образовательную систему, в основе которой по-прежнему лежат знания, умения и навыки, а дополняет её понятием компетентности, складывающейся из разного рода компетенций и представляющей собой индивидуальное свойство личности.

Формирование компетенций в процессе экологической подготовки бакалавров естествознания происходит как во время обязательных часов аудиторной работы (лекций, семинаров, лабораторных и практических работ), так и во время самостоятельной работы студентов. Подготовка студентов ведётся в соответствии с материалом учебников, имеющихся в библиотеке вуза и отвечающих материалу учебного курса.

Однако, зачастую, знания, содержащиеся в материале учебника, предлагаются в непроблемной современной форме, даются в традиционном, догматическом, констатирующем факты виде. Это не способствует творческому мышлению студентов и формированию таких компетенций, как:

ОК-1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-4 - способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

ПК-6 - способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников,

и некоторых других компетенций [19].

Чтобы вывести получаемые знания, содержащиеся в учебнике, в область действия компетентностного принципа, необходима проблема-тизация учебного материала.

В процессе исследования мы выяснили, что учебников экологии, ориентированных непосредственно на подготовку бакалавров, пока не существует. Подготовка бакалавров ведётся по учебникам, ориентированным на студентов-специалистов. Это не является фактором, снижающим уровень подготовки студентов, но для более качественного усвоения знаний и формирования готовности применить полученные знания на практике необходима адаптация учебного материала к ФГОС третьего поколения и, соответственно, его проблематизация.

По содержанию материала учебники экологии можно подразделить

на:

содержащие учебный текст (Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов, а также учащихся средних школ и колледжей. - М.: ФАИР-ПРеСс, 1999. - 320 с.);

содержащие учебный текст и задания к нему (Розанов С.И. Общая экология: учебник для технических направлений и специальностей. -СПб.: Издательство «Лань», 2001. - 288 с.; Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда: Учебник для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 566 с.; Коробкин

В.И., Передельский Л.В. Экология: учебник для вузов. - изд. 12-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 602, [1] с.).

Рассматривались учебники, имеющиеся в библиотеке Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.

Проблематизацию учебного текста необходимо вести в двух направлениях:

а) проблематизация содержания;

б) проблематизация формы.

В процессе анализа современных вузовских учебников экологии, были выведены четыре основных типа учебных текстов (табл. 1).

Таблица 1

Типы учебных заданий современного учебника экологии для вузов

Форма Содержание

Учебный текст 1 типа проблемная проблемное

Учебный текст 2 типа непроблемная проблемное

Учебный текст 3 типа проблемная непроблемное

Учебный текст 4 типа непроблемная непроблемное

Оптимальным для обучения бакалавров естествознания является учебный текст 1 типа, проблемный как по форме, так и по содержанию. На сегодняшний день такого типа учебников не существует, но в этом, может быть, и нет необходимости, так как возможна проблематизация материала, предлагаемого в учебниках любого типа. Целью нашего исследования является разработка приёмов проблематизации текста и заданий к нему.

Понятие «задание» подразумевает под собой поручение что-то сделать. Учебное задание состоит из:

а) формулировки задания;

б) содержательной части задания.

Проблематизация учебных заданий в учебниках экологии должна вестись как в направлении формулировки, так и содержательной части задания. В соответствии с формулировочно-содержательным принципом организации задания были выведены 4 типа заданий (табл. 2).

Таблица 2

Типы ученых заданий согласно формулировочно-содержательному

принципу организации заданий современного учебника экологии для вузов

формулировка содержательная часть

Учебное задание 1 типа проблемная проблемная

Учебное задание 2 типа непроблемная проблемная

Учебное задание 3 типа проблемная непроблемная

Учебное задание 4 типа непроблемная непроблемная

Оптимальным для студентов является первый тип учебных заданий, проблематизированный как по формулировке, так и по содержанию. В процессе исследования такой тип не встречался.

Иными словами, для успешной реализации компетентностного подхода при подготовке бакалавров естествознания необходима проле-матизация материала учебников как с точки зрения учебного текста, так и учебных заданий (в соответствии с формулировочно-содержательным принципом).

Несмотря на оптимальность и универсальность компетентностного подхода, его внедрение в российском образовании происходит на всех ступенях с большими затруднениями. По словам Б.С. Гершунского (2003), одной из причин этого является сосуществование в реальности «двух образований» - нормативного, то есть обязательного для освоения, и реального, которое обнаруживается в жизненных результатах обучающихся.

Чтобы вывести полученные в процессе аудиторной и самостоятельной подготовки знания в область действия компетентностного принципа, необходимо применение проблемного подхода в образовании. Предъявление новых знаний при этом происходит в виде эвристических задач, создающих проблемные ситуации, а их усвоение - в процессе решения таковых. При этом процесс познания протекает в рамках

научного поиска, диалога и сотрудничества с преподавателем в процессе анализа и сопоставления разных точек зрения.

Актуальность проблемного подхода соотносится с четырьмя приоритетными направлениями, которые определены Институтом образования совета Европы и лежат в основе компетентностного подхода. Предполагается, что четыре приоритетные направления развития современного образования помогают современному человеку:

1. научиться познавать (развитие творческого мышления);

2. научиться жить (развитие творческой личности);

3. научиться жить вместе (развитие межличностных творческих отношений);

4. научиться делать вместе (развитие в процессе совместной творческой деятельности).

Иными словами, данное направление современного образования, ориентированного на развитие творческой личности, умеющей ставить и решать проблемы социального и профессионального характера, реализуется на основе проблемного подхода.

Список литературы

1. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. - М., 2005.

2. Браже Т. Г. Современная аттестация учителей: цели и тенденции // Педагогика. 1995. № 3.

3. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. - М.: Флинта; Наука, 2003.

4. Гришина И.В., Васильченко Л.В. Профессиональная компетентность руководителя школы. - Харьков: Вид. группа Основа, 2006. - 270 с.

5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. - М., 2005.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: тр. методол. семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

7. Казакова Н. Ф. Формирование компетенции старшеклассников в сфере экологического образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ижевск, 2004. - 185 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ковалёва Т. М. Школьные умения и ключевые компетентности - что общего и в чем различие // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы IX науч.-практ. конф. Красноярск, 2003. 67 с.

9. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. (А. Каспаржак, К. Митрофанов). - М. 2002.

10. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына и др. -СПб., 2005. 392 с.

11. Кричевский В. Ю. Профессия директор школы. - СПб, 2004. 271 с.

12. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. - № б.

13. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд Знание, 199б. - 312 с.

14. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть I. Начальная школа. Основная школа / под ред. Э. Д. Днепрова и В. Д. Шадрикова. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Минобразования РФ. - Москва: 2002.

15. Равен Джон. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М., 2002.

16. Сафина Зульфия Нурмухаметовна. Инновационные тенденции в становлении региональной системы образования взрослых: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Великий Новгород, 2005. - 441 с.

17. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М.: Экопсицентр РОСС, 2000.

18. Социальная политика: учебник для вузов / под общ. ред. Волгина Н.А. - М.: Экзамен, 2003.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр").

20. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. - М., 199б.

21. Шишов, С. Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость / Шишов С. Е., Агапов И. Г // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.