2. Ярыгин А.Н., Ярыгин О.Н. Дискретная математика как инструмент формирования интеллектуальной компетентности. - М.: МГУПП, 2011. -360 с.
3. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ори-ентированному образованию [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эй-дос». - 2007. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2010/0423-3.htm.
4. Положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm673-1.htm.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 210723 Сети связи и системы коммутации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнау-ки.рф/документы/1657.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
© Марченко Т.Г.*
Средняя общеобразовательная школа № 10, г. Горячий Ключ
Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников. Все ключевые компетенции можно реализовать на уроках математики. Знания, умения и компетенции на уроках математики необходимо формировать через специальные задания и задачи.
Ключевые слова математика, компетентность, компетентностный подход, ключевые компетенции.
Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В основу федерального компонента государственного образовательного стандарта основного (полного) общего образования по математике заложен компетентностный подход. Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания для решения собственных жизненных задач.
Хуторской А.В. отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российской школы проблему,
* Учитель математики.
когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов [1].
В перечень ключевых компетенций, приводимых А.В. Хуторским, входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная.
Все данные компетенции можно реализовать на уроках математики.
Для реализации ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметных олимпиад, конкурсов (например, «Кенгуру»), которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником предметной логики, а не материала школьного курса.
Реализовать общекультурную компетенцию возможно, используя задачи со скрытой информационной частью. Задачи с неявной информативной частью не сложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.
Становлению учебно-познавательной компетенции способствуют различные практические приёмы организации работы учеников.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении [2].
И здесь на помощь приходят игровые моменты, игровые формы обучения. Математические игры - технология, позволяющая как никакая другая развивать ключевые компетенции школьников, готовя его к серьезной исследовательской деятельности и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, побуждают интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На своих уроках я использую игры «Поле чудес», «Угадай слово», «Математический бой», «Буквоград», «Блиц-турнир».
Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Мною применяются следующие разновидности тестов:
- выборочные, где необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных;
- тест-слияние, в котором требуется установить соответствие между элементами двух множеств;
- тест-дополнение, в котором необходимо продолжить формулировку теоремы, свойства;
- ранжирование, где нужно определить правильную последовательность действий.
Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты будет для детей очень полезно в будущем, так как им предстоит сдавать ГИА и ЕГЭ.
Учебно-познавательная компетенция имеет практическую направленность в творчестве учащихся, в исследовательской деятельности. Во внеурочное время организуется работа по созданию учебных проектов по предмету. Овладению учебно-познавательной компетенцией способствует и практическая работа на уроке.
На этапах планирования, практической деятельности учащихся и осуществления контроля возможно применение групповой деятельности, которая, при правильной организации, позволит формировать коммуникативные компетенции. Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.) [2].
На моих уроках дети работают в парах при выполнении какого-либо задания, например, рассказывают друг другу правило, проверяют доказательство теоремы друг у друга, групповое решение задач, отгадывание кроссвордов.
Информационная компетенция подразумевает использование учеником различных информационных ресурсов: справочной литературы, учебников других авторов или других предметных областей, статьи из газет, интернет ресурсы и т.д. Обращение к примерам из жизни дает мне возможность формировать у учащихся информационную компетенцию, например:
5-й класс. Тема: «Диаграммы». В диаграммах отражаем работу нашей школы: успеваемость в классе и школе; количественный состав в различных классах; возраст школьников.
Очень полезно проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только находят нужную информацию, но и преобразуют ее.
Важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой школьниками усваивается математическая теория, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления, формируются и развиваются навыки, умения, компетенции является задача. Поэтому знания, умения и компетенции на уроках математики необходимо формировать через специальные задачи [3].
Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации. Примерами таких задач могут служить задания из части В тренировочных тестов для под-
готовки к ЕГЭ. Я стараюсь использовать такие задачи, начиная с 5 класса. Например:
В1: Почтовая марка стоит 2 руб. 40 копеек. Какое наибольшее число этих марок можно купить на 80 рублей?
В1: Морская миля равна 1852 м. Скорость корабля составляет 15 морских миль в час. Чему равна скорость корабля в км/ч? [5].
Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик [4].
Человек, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области, а также проконтролировать собственную деятельность не может считаться компетентным в данной области. Поэтому Важнейшей задачей при использовании в школе компетентностного подхода становится обучение учащихся самоконтролю: умению своевременно подмечать и устранять ошибки, предвидеть возможные трудности в решении возникших проблем, оценивать и обобщать положительные стороны своей учебной работы. К заданиям, формирующим эти умения, можно отнести задания типа «найдите ошибку»; «придумайте ошибку»; задания с примерной оценкой искомых результатов; задания на проверку полученных результатов различными способами; игры с жесткими правилами: «домино», «лото», «лабиринт», «зашифрованное слово».
Достаточно продуктивной формой работы по формированию и развитию самоконтроля и самооценки учащихся являются диагностические карты (карты контроля и оценки знаний и умений).
Социально-трудовая компетенция может быть реализована следующим образом. Если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счёта у детей, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.
Компетентностный подход можно и нужно реализовать на уроках математики. Считаю, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования ключевых компетенций. Если есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.
Список литературы:
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ори-ентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 6. - С. 55-61.
2. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д. А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
3. Епишева О.Б. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики: коллективная монография / Под ред. О. Б. Епишевой. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. - 200 с.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. -Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
5. Математика. Всё для ЕГЭ 2012. Книга 1 / Д.А. Мальцев, А.А. Мальцев, Л.И. Мальцева. - Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2011. - 272 с.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ХИМИИ, ФИЗИКИ И БИОЛОГИИ
© Платонычева О.В.*
Центр образования № 324 «Жар-птица», г. Москва
В современном мире происходят интеграционные процессы. Они затрагивают все сферы нашей жизни, не могут обойти стороной науку и образование. Для решения многих профессиональных задач современному учителю требуется владеть элементами инновационной культуры.
В настоящее время школьное образование столкнулось с проблемой заниженной мотивации к изучению предметов естественно-научных и естественно-гуманитарных дисциплин обучающимися. Одним из путей решения данной задачи служат межпредметные связи.
Межпредметные связи - это современный принцип обучения в средней школе.
По определению Д.П. Ерыгина: «Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую систему, которая отражает в школьных курсах объективно существующие взаимосвязи, обеспечивает посредством согласованного взаимодействия ее учебных компонентов осуществление целенаправленного процесса обучения школьников» [1].
Вопрос о путях и методах реализации межпредметных связей - это один из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения. Отбор методов обучения учитель производит на основании учебного мате-
* Учитель химии, кандидат химических наук