Научная статья на тему 'Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении физике'

Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефедова Л. А.

В статье описывается процесс формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики в основной школе. Автор рассматривает понятия умений и ключевых компетенций, обосновывая необходимость формирования у учащихся не только прочных знаний, а, в первую очередь, качеств личности, необходимых в дальнейшей жизни. Большое внимание уделено взаимодействию «учитель ученик» в процессе подготовки, проведения и анализа урока. В качестве примера приведена модель нестандартного урока по физике «Урок в музее».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of key competencies students while studying physics

In this article the process of formation the key competitions of the students at the physics lessons at principal school is described. The author examines the meaning of skills and the key competitions based on the necessity of formation not only the student's deep knowledge, but at first the developing of the personal traits of character in their further lives. The author has paid the great attention on the relation «the teacher the student» during the process of preparing and carring out the analysis of the lesson. For the example of the lesson the model of the unusual lesson on physics «The lesson in the museum» is conducted.

Текст научной работы на тему «Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении физике»

ты ходов игроков и выбрать стратегию, приводящую к победе. Заметим, что многие из ребят пытались решить данное задание. Но подавляющее большинство рассматривали не все ходы участников игры, а лишь несколько вариантов, поэтому не смогли сделать правильный вывод стратегии.

Задание С4 было на массивы из строк или символов. Нужно было не только решить задачу, но и написать как можно более эффективный алгоритм. Из экзаменуемых с этим пунктом задания не справился никто, поэтому максимальный балл эксперты выставляли за правильность работы алгоритма, не учитывая его эффективность. Например, некоторые сводили задачу к сортировке массива, что приводило к правильному решению, хотя из-за вложенных циклов алгоритм был нерациональным. Максимальное количество баллов за выполнение - 4.

Экзаменационную работу по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ в «первой волне» сдавало 153 человека. Средний балл - 51. В пересчете на пятибалльную систему на оценку "хорошо" экзамен сдали 30% выпускников и на "отлично" - 5%. Из 12 возможных баллов части «С» максимум не набрал никто. Наибольший балл при выполнении части «С» составил 10 (набрал 1 человек). 69 человек не брались или полностью не справились с заданием «С2».

Результаты проверки можно отобразить в виде следующей диаграммы:

160

140

Й 120

■а

S

100

£ 80

м

■л

г>

60

S- 40

20

Выполнение заданий части С

82

47

С1

112

17г

24

111

26

13

3

баллы

С2 С3

задания

□ 0 □ 1 □ 2 □ З Ш4

134

7 5 2 5

С4

Таким образом, можно сделать вывод о том, что есть проблемы подготовки учащихся по программированию не только повышенного уровня, но и базового, а также имеются проблемы с применением математического аппарата при решении прикладных задач.

7

0

УДК 373.5.016:53 Н 581

Л.А. Нефедова

Московский педагогический государственный университет Россия, 119992. г. Москва, ул. М. Пироговская , 29. E-mail: timof-mpgu@rambler.ru

Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении физике

В статье описывается процесс формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики в основной школе. Автор рассматривает понятия умений и ключевых компетенций, обосновывая необходимость формирования у учащихся не только прочных знаний, а, в первую очередь, качеств личности, необходимых в дальнейшей жизни. Большое внимание уделено взаимодействию «учитель - ученик» в процессе подготовки, проведения и анализа урока. В качестве примера приведена модель нестандартного урока по физике «Урок в музее».

L.A. Nefedova

Moscow State Pedagogical University Russia, 119992, Moscow, M. Pirogovskaya str., 29. E-mail: timof-mpgu@rambler.ru

The formation of key competencies students while studying physics

In this article the process of formation the key competitions of the students at the physics lessons at principal school is described. The author examines the meaning of skills and the key competitions based on the necessity of formation not only the student’s deep knowledge, but at first the developing of the personal traits of character in their further lives. The author has paid the great attention on the relation «the teacher - the student» during the process of preparing and carring out the analysis of the lesson. For the example of the lesson the model of the unusual lesson on physics «The lesson in the museum» is conducted.

Разрабатываемые образовательные стандарты второго поколения ориентируют систему образования на формирование у учащихся универсальных и специальных способов действий. Новые социальные запросы определяют цели образования как «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся», обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Это означает, что работа системы образования должна быть перестроена таким образом, чтобы обеспечивать не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности «универсальных умений», так называемых «ключевых компетенций». Но позвольте, скажите вы, разве на протяжении развития всей системы образования мы не говорили о формировании общеучебных умений и навыков, разве не работали над развитием у учащихся универсальных учебных действий? Почему же необходимо введение нового термина «ключевые компетенции»?

Попробуем разобраться в терминологии.

Общеучебные умения (по А.В. Усовой) - это «универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний» [2], в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

Умение в переводе с английского означает «освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков» (толковый русско-английский словарь Трифонова «Психофизиология человека»). Выделено [1] 7 наиболее важных общеучебных умений:

- организация рабочего места;

- организация распределения времени;

- умение внимательно слушать и наблюдать;

- умение запоминать учебный материал;

- планирование собственной деятельности;

- самоконтроль и саморегуляция деятельности;

- самоанализ и самооценка учебных действий.

Если говорить о компетенциях, то в педагогической литературе до сих пор еще не выработано четкое определение понятий ключевых компетенций и компетентности.

Компетенция, по А.В. Хуторскому [3], это «...совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним», а компетентность представляет собой «...владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».

Если говорить о системе образования, то возникает необходимость введения понятия образовательной компетенции. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности человека, а только к тем, которые охватывают учебные предметы и основные образовательные области. Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Иерархия образовательных компетенций может быть представлена следующим образом. По содержанию мы выделяем общее метапредметное, межпредметное и предметное образование. Такое же деление можно предложить и для образовательных компетенций:

1. ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2. общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу предметов и образовательных областей;

3. предметные компетенции - относятся к конкретному учебному предмету.

Определяя перечень ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе, можно выделить основные ключевые образовательные компетенции (по А.В. Хуторскому):

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции.

3. Когнитивные (учебно-познавательные) компетенции.

4. Информационные компетенции.

5. Коммуникативные компетенции.

6. Социально-трудовые компетенции.

7. Компетенции личностного самосовершенствования.

Сравнивая понятия ключевых компетенций и общеучебных умений, мы приходим к выводу, что понятие ключевых компетенций наиболее полно отражает сущность не только процесса обучения, но и всего процесса воспитания, а понятие общеучебных умений в данной трактовке является составной частью учебно-познавательной компетенции.

В современной педагогике новые цели обучения пытаются реализовать привычными методами формирования познавательного интереса, в основе которого - активность, но не учеников, а учителя, продолжающего оставаться главным и единственным действующем лицом на уроке. Таким образом, выпускник вступает в самостоятельную жизнь как объект, привычный к внешнему управлению и педагогической опеке.

Вы никогда не задумывались, почему до 30% наших, на первый взгляд успешных выпускников, поступив в вузы, не могут там учиться? Ответ очевиден: относясь к ученику как к объекту воздействия, мы забываем, что он является не только субъектом образовательной, но и социальной, и собственной жизни, ее самоорганизации и самореализации (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г.с изменениями от 24 апреля 2008 г., ст. 2). Потеряв постоянную опеку, так называемую «погонялку», выпускники порой не могут разумно распределить учебную нагрузку, откладывая выполнение домашних заданий на потом, что приводит к перегрузкам и нервным срывам в период сессии. Получается, что школа не выполняет своей главной задачи - научить ученика учиться.

Содержание стандартов образования и требования работодателей к выпускнику школы заставляют нас пересмотреть методику преподавания курса физики - переход от знание - центрированной системы к методике формирования ключевых компетенций. С точки зрения ком-

петентностного подхода основная цель обучения - «Я познаю мир!» - полностью отражает содержание когнитивной компетенции. Схематично методику обучения физики можно представить следующим образом:

1 Г практическое применение полученных знаний изучение (учет) культурного

(социально-трудовая компетенция) ^ ^ наследия человечества

(общекультурная компетенция)

Для познания мира ученику необходимо научиться работать с информацией (информационная компетентность): собирать, анализировать, систематизировать, организовывать, преобразовывать, сохранять, передавать и обмениваться информацией. На этапе обмена информацией необходимо обладать навыками взаимодействия с различными группами людей различными способами (коммуникативная компетенция): устная и письменная речь, навыки ведения дискуссии, общение по средствам информационно-коммуникационных технологий. При обучении необходимо уделять внимание и воспитанию ученика как носителю национальной и общечеловеческой культуры, воспитание у него толерантности, уважения к окружающим, обращать внимание на роль науки и религии в жизни человека, их влиянию на мир. Другими словами, мы формируем общекультурную компетенцию ученика, без которой невозможно общение, обмен информацией. При обучении, особенно при обучении физике, учащиеся должны знакомиться с практическим применением полученных знаний, видеть научно-техническое приложение теоретических знаний, знать отрасли народного хозяйства, использующие достижения науки, что, в конечном итоге, поможет в профессиональном самоопределении выпускнику школы (социально-трудовая компетенция).

По результатам проведенного нами исследования (2003-2004 гг., 46 учителей физики и 1300 учащихся из 42 школ СВАО г. Москвы) выявлено, что, несмотря на то что все педагоги отмечают необходимость в формировании у учащихся не только общеучебных умений, но и качеств личности, на уроках большее внимание уделяется формированию предметных, узконаправленных умений. Учащиеся отмечают, что бесконечное заучивание материала, однообразие в методах проведения урока мешает качественному усвоению предмета, не говоря о каком-либо развитии.

При компетентностном подходе мы предлагаем следующую модель и типологию уроков по схеме:

В данной модели мы предлагаем проводить не предметные уроки, а развивающие: уроки в музее; уроки научного мышления (постановка гипотезы, работа с текстом); уроки научного развития (умение задать вопрос); уроки истории науки.

В качестве примера приведем один из уроков - «Урок в музее». Реализация этого типа урока может иметь два вида: непосредственное посещение музея и создание музея на уроке. И в том, и в другом случае перед учащимися ставится цель урока: ответить на вопрос - «Каким образом совершение того или иного открытия изменила жизнь человечества? Найдите положительные и отрицательные моменты практического использования данного открытия».

На наш взгляд, наиболее интересным представляется второй путь - создание на уроке музея физического явления. Такие уроки целесообразно проводить не реже 4 раз в год, чтобы каждый из учащихся мог выступить в разных ролях. Предлагаемые роли: экскурсоводы (непосредственная работа у стенда), экскурсанты, представители СМИ.

Урок проводится в виде лекции-демонстрации, с сообщением исторических фактов. Желательно организовать урок таким образом, чтобы учащиеся могли переходить от стенда к стенду (имитируя среду настоящего музея). Основная задача, ставящаяся перед экскурсоводами - изложить познавательный материал так, чтобы учащиеся приняли непосредственное участие в проведении демонстрационного эксперимента. Для уроков такого типа с одной стороны необходимо подбирать занимательный демонстрационный эксперимент, характеризующий изучаемое явление, с другой стороны - выполненный на самодельном оборудовании, чтобы каждый мог повторить данный эксперимент дома. Продолжительность работы у стендов не должна превышать 20-25 минут.

Заключительное время урока (15-20 минут) предусматривает работу по группам. Группа экскурсоводов оценивает собственную деятельность при подготовке и проведении данного урока. Группа экскурсантов пытается ответить на вопросы урока «Каким образом совершение того или иного открытия изменила жизнь человечества?» и «Найдите положительные и отрицательные моменты практического использования данного открытия». Группа представителей СМИ пишет статью-репортаж с выставки. В ходе проведения данного урока учитель наблюдает за деятельностью учащихся, приходя на помощь в случае необходимости.

При проведении данного урока получены следующие результаты:

- приобретается опыт публичных выступлений, ведения беседы в диалоге;

- формируется умение задавать вопрос;

- учащиеся учатся анализировать собственную деятельность;

- формируется умение отбора, анализа и синтеза информации;

- получают дальнейшее развитие коммуникативные навыки (умение работать со словом в письменной и устной речи).

При компетентностном подходе цели обучения должны отражать компетенции, формирующиеся у учащихся в процессе обучения при проведении урока (табл. 1).

Таблица 1

В процессе обучения взаимодействие «учитель-ученик» отслеживается на 3 этапах (табл. 2):

1 - подготовительный;

2 - непосредственное проведение урока;

3 - заключительный.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'''"--Этапы урока Тип урока''"''\ Подготовительный Непосредственное проведение урока Заключительный

Уроки в музее Помощь в отборе, структурировании материала; подготовка выступления в интерактивном режиме Наблюдение (помощь в проведении урока по необходимости) Подведение итогов урока, организация рефлексии собственной деятельности

Уроки научного мышления Обучение методике работы с текстом и постановке гипотезы, методике проведения эксперимента; консультирование; организация дискуссии Подведение итогов урока, организация рефлексии собственной деятельности, организация дискуссии

Уроки научного развития Помощь в нестандартной формулировке вопроса Стимулирование к заданию вопросов, совместное выявление оригинальных (лучших) вопросов Совместный поиск решения поставленных проблем

Заседание научно- технического общества Помощь в формулировке проблемы и отборе материала Начальный этап обучения: организатор дисскуссии, ведущий Конечный этап обучения: наблюдатель (представитель СМИ для внесения интриги в ходе дискуссии) Подведение итогов урока, организация рефлексии собственной деятельности

Уроки истории науки Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы, располагающей к задушевной беседе Проведение интерактивной лекции, влияние на эмоциональную сферу ребенка Организация рефлексии эмоциональной деятельности во время урока («Как повлияло данное научное открытие на нашу жизнь?»; «Напишите письмо автору данного научного открытия»)

В отличие от предыдущих работ (А.В. Леонтовича, И.Я. Ланиной, Е.С. Кодиковой и других авторов), в которых описываются и проблемное обучение, и исследовательская деятельность школьников, и уроки-игры, и уроки-экскурсии, мы на своих уроках пытаемся изменить взаимоотношения учителя и ученика и сдвинуть приоритетную задачу педагога от формирования знаний по предмету к воспитанию и развитию личности учащегося, где в качестве инструмента используется учебный предмет. Именно используя учебный предмет, в частности, предмет физика, мы пытаемся сформировать когнитивную, коммуникативную, информационную компетенции учащихся, сделать их конкурентноспособными и успешными во взрослой жизни.

Литература

1. Методика преподавания физики в 6-7 классах / под ред. В.П. Орехова, А.В. Усовой. - М.: Просвещение, 1990. -С.42-43.

2. Усова А.В. Формирование учебных умений и навыков на уроках физики / А.В. Усова, А.А. Бобров // серия «Библиотека учителя физики» - М., Просвещение, 1988. - С.23-26.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - Центр дистанционного образования "Эй-дос". E-mail: list@eidos.ru.

References

1. Methods of the teaching physics at 6-7 classes / V.P. Orekhov, A.V.Usova. - M.: Prosveshenie. 1990. - Р.42-43.

2. Usova A.V., Bobrov A.A. Forming of the abilities and practices at physics lessons // «Library of the physics teacher». - M.: Prosvesenie, 1998. - Р. 23-26.

3. Khutorskoi A.V. Basic competencies and educations standards // http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.