Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода к организации педагогической практики по географии в Мининском университете'

Реализация компетентностного подхода к организации педагогической практики по географии в Мининском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Татьяна Константиновна, Кривдина Ирина Юрьевна

The article presents the experience of the implementation of competence-based approach to the organization of teaching practice in NGPU and monitor the quality of its results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH TO THE ORGANIZATION OF TEACHING PRACTICES IN GEOGRAPHY IN MININ UNIVERSITY

The article presents the experience of the implementation of competence-based approach to the organization of teaching practice in NGPU and monitor the quality of its results.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода к организации педагогической практики по географии в Мининском университете»

УДК Г 911 (07)

Т.К. БЕЛЯЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина, e-mail:[email protected]

И.Ю. КРИВДИНА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина, e-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО ГЕОГРАФИИ В МИНИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

T.K.Belyaeva, I.U.Krivdina

IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH TO THE ORGANIZATION OF TEACHING PRACTICES IN GEOGRAPHY IN MININ UNIVERSITY

В статье представлен опыт реализации компетентностного подхода к организации педагогической практики в НГПУ и мониторинг качества ее результатов. Ключевые слова: компетентностная модель педагогической практики, профессиональные компетенции, мониторинг качества.

The article presents the experience of the implementation of competence-based approach to the

organization of teaching practice in NGPU and monitor the quality of its results.

Keywords: ^mpetence model of teaching practice, professional competence, quality monitoring.

Реализация современных Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования требует пересмотра целевых, содержательных, процессуальных компонентов педагогической практики. В соответствии с новым стандартом (п. 7.15) педагогическая практика по географии является обязательной частью образовательного процесса и представляет собой форму организации учебно-практической деятельности, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся по направлению подготовки 050100.62 педагогическое образование, квалификация «бакалавр». Педагогическая практика направлена на освоение студентами различных видов педагогической деятельности, овладение основами педагогической культуры современного учителя, формирование готовности к педагогическому творчеству, что обеспечивает подготовку будущего учителя географии и позволяет сформировать его профессиональные компетенции. Таким образом, целью педагогической практики по географии является формирование профессиональных компетенций учителя в области образовательной деятельности по предмету «География» в учреждениях общего среднего образования. Важным элементом организации практики в НГПУ является наличие базовых школ Н.Новгорода и Нижегородской области разного ранга (общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей и т.д.).

Качество педагогической практики во многом определяется программно-методическим обеспечением, которое составляют разработанные на основе ФГОС ВПО программа практики, учебно-методические пособия и рекомендации для студентов [1,2].

В организации педагогической практики по географии активно используются электронные образовательные ресурсы НГПУ, на которых размещены методические рекомендации, формы отчетности, электронные варианты учебно-методических пособий и т.д. Студенты активно используют блоги преподавателей для постоянной связи с руководителями практики и методистами.

В настоящее время в процесс организации педагогической практики активно внедряется компетентостный подход. С целью разработки компетентностной модели педагогической практики было определено место педагогической практики в системе подготовки

современного учителя географии, выявлены их профессиональные компетенции, выделены этапы педагогической практики, разработана технология ее организации.

В системе профессиональной подготовки современного учителя географии существуют взаимосвязанные и взаимообусловливающие компоненты: нормативный, теоретико-концептуальный, практический и рефлексивно-оценочный (таблица 1).

Таблица 1 - Система профессиональной подготовки будущего учителя географии

Компоненты Содержание

Нормативный компонент Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Положение о порядке проведения педагогической практики в вузе

Учебная программа педагогической практики по географии

Теоретико- концептуальный компонент Теоретические основы педагогики

Теоретические основы психологии

Теоретические основы курсов «Методика обучения географии», «Инновационные педагогические технологии в обучении географии», «Современные средства оценивания результатов», «Научно-исследовательская деятельность будущего учителя географии» и др.

Теоретические основы географических наук

Практический компонент Практические (аудиторные) занятия по методике обучения географии

Изучение инновационного педагогического опыт учителей географии

Практическая деятельность в школе

Рефлексивно- оценочный компонент Самоконтроль и самооценка педагогической деятельности

Нормативным компонентом практики является ФГОС ВПО, Положение о проведении практики в НГПУ и разработанная на их основе учебная программа педагогической практики по географии. Он определяет содержание теоретико-концептуального и практического компонентов. Изучение теоретических основ педагогики, психологии, географических наук, методики обучения географии, а также курсов по выбору («Инновационные педагогические технологии в обучении географии», «Современные средства оценивания результатов», «Научно-исследовательская деятельность будущего учителя географии» и др.) создает прочный базовый фундамент, который обеспечивает успешную реализацию профессиональной деятельности. Практический компонент включает как аудиторные практические занятия, так и педагогическую деятельность студентов в

общеобразовательных учебных заведениях, а также изучение инновационного педагогического опыта учителей географии. Рефлексивно-оценочный компонент представляет самоконтроль и самооценку их педагогической деятельности.

Формирование профессиональных компетенций будущего учителя географии напрямую зависит от возможности закрепления и углубления теоретических знаний при решении конкретных профессиональных задач в процессе педагогической практики. С этой целью в системе организации практики по географии выделены такие этапы, как организационно-мотивационный, процессуальный, исследовательский и рефлексивно-оценочный. Одним из важных критериев выделения этих этапов послужили профессиональные компетенции будущего учителя географии, сформулированные в ФГОС, которые в свою очередь определили виды деятельности студентов на практике, подлежащие рейтинговой оценке. Рассмотрим технологию организации и содержание каждого этапа практики.

Педагогическая практика начинается с установочной конференции, на которой студенты знакомятся с целями, содержанием практики, требованиями к практиканту и его обязанностями. Выявление профессиональных компетенций учителя географии является на первом этапе важным стимулом, мотивирующим дальнейшую практическую деятельность студентов. Важность этого этапа заключается в осознании социальной значимости своей будущей профессии, формировании и развитии мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1). В начале практики студенты диагностируют свою профессиональную подготовленность к педагогической деятельности; составляют свое резюме (что я знаю, что я уже умею, что могу и чего хочу добиться), составляют индивидуальный образовательный маршрут педагогической практики.

Педагогическая деятельность студентов на практике направлена на формирование следующих компетенций:

- готовности применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

- способности использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готовности включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способности организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

- способности разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12).

Формирование названных компетенций обеспечивается следующими видами деятельности студентов: изучением и анализом образовательного пространства школы, класса, составлением психолого-педагогических характеристик; анализом профессиональной деятельности учителя географии и составлением его профессионального портрета.

В ходе подготовки к будущей профессиональной деятельности студенты разрабатывают технологические карты тем, отдельных уроков, внеклассных мероприятий по географии, включаются в учебно-воспитательный процесс; посещают уроки учителя, изучают его методический опыт. На этом этапе групповой руководитель, методист посещает и оценивает уроки практиканта, после совместного обсуждения вносит предложения по совершенствованию уроков.

В современных ФГОС особое внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов. В процессе этой деятельности на практике студенты осуществляют сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по проблеме дипломного исследования, планируют и проводят педагогический эксперимент; осуществляют индивидуальную работу с учащимися по подготовке рефератов, творческих проектов и т.д. Одним из примеров направлений научно-исследовательской деятельности студентов является исследование современных школьных учебников географии, выявление и реализация методики работы с ними.

Заключительный рефлексивно-оценочный этап педагогической практики формирует культуру мышления будущего педагога, его способность к обобщению, анализу (ОК-1). На этом этапе студенты анализируют и оценивают свою педагогическую деятельность, а также деятельность однокурсников; проводят рефлексию своей профессиональной деятельности, самооценку профессиональных умений, подводят итоги практики, делают выводы об уровне сформированности профессиональных компетенций.

Учебно-воспитательный процесс в вузе в целом и педагогическая практика как его неотъемлемая часть требуют постоянного мониторинга качества. Он организуется с целью получения объективной и достоверной информации о процессе педагогической практики на разных ее этапах. Источники информации - наблюдения, анкетирование участников, анализ документов, диагностические средства, разработанные в вузе.

Мониторинг качества педагогической практики - это комплексная система наблюдения состояния и изменений, оценки и прогноза по отношению к качеству подготовки выпускника, формированию его компетентности в процессе практической деятельности.

В процессе мониторинга определяется соответствие практики (как результата и как процесса) многообразным запросам потребителей (студентов и работодателей), целям профессионального образования, требованиям и нормам ФГОС.

Задачами мониторинга являются:

- непрерывное наблюдение за состоянием педагогической практики;

- своевременное выявление изменений, происходящих в процессе педагогической практики, и факторов, вызывающих их;

- предупреждение негативных тенденций в организации практики;

- оценка эффективности и полноты реализации потенциала практики.

Для обеспечения эффективности мониторинга важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация: полнота, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга. Все перечисленные требования рассматриваются как основные свойства мониторинга.

Мониторинг качества организации педагогической практики по географии в НГПУ им.К.Минина проводится ежегодно на четвертом и пятом курсах и осуществляется в три этапа.

Мониторинг подготовленности к педагогической практике (организационно-мотивационный этап) начинается задолго до проведения практики. На этом этапе в процессе практических занятий оценивается качество разрабатываемых студентами конспектов уроков, внеклассных мероприятий, заданий для учащихся и т.д., а также происходит тщательный отбор общеобразовательных учреждений: школ, лицеев, гимназий.

В этот период проводится анкетирование [3] студентов по самооценке готовности к педагогической практике по специально разработанной анкете. Оно проводится анонимно в 2 этапа: на установочной конференции (до прохождения практики) и итоговой конференции (после прохождения практики). Анкетирование студентов выступает важнейшим источником информации, позволяющим выявить уровень удовлетворенности результатами педагогической практики всех участников процесса и определить области улучшения по её организации, что позволяет выявить организационные и содержательные проблемы практики, установить степень влияния педпрактики на профессиональное становление будущего учителя, получить самооценку качества психолого-педагогической, методической и предметной подготовки. Особенно важными представляются результаты анкетирования студентов пятого курса после педпрактики, позволяющие выявить динамику совершенствования профессиональной подготовки выпускников. С помощью анкетирования сопоставляются оценки, полученные студентами за педпрактику, с самооценкой этими же студентами своей подготовки. Анкетирование позволяет выявить отношение студентов к будущей профессии.

На втором этапе мониторинга качества проведения педагогической практики осуществляется наблюдение за проведением студентами-практикантами уроков и внеклассных мероприятий по географии. Источниками информации для мониторинга на этом этапе являются наблюдения, беседы с учителями и студентами, посещение уроков методистом (экспертная оценка), оцениваются все виды самостоятельной практической деятельности студентов и качество их выполнения, что дает возможность объективно и

всесторонне оценить практическую деятельность студента в течение всего периода педагогической практики. Традиционно качество педпрактики определяется тремя оценками: за педагогическую, психологическую и методическую подготовку студента, на основе которых выставляется итоговая (общая) оценка за педпрактику. Оценки заносятся в таблицу руководителем практики на курсе, которая включается в общий отчет факультета.

Оценки, выставленные студентам руководителями педпрактики по трем блокам, сравниваются с данными анкеты «Уровень профессиональной подготовки студентов к педпрактике» [3].

На третьем этапе осуществляется мониторинг состояния удовлетворенности результатами педагогической практики.

Среди важнейших особенностей педпрактики можно отметить ее комплексный характер, проявляющийся в многообразии отношений и общения студентов со школьниками, их родителями, учителями и администрацией школы, групповым руководителем-методистом, преподавателями кафедр педагогики, психологии и специальных дисциплин. Как отмечалось ранее, педпрактика оценивается по трём блокам: по педагогике, психологии и методике обучения, что позволяет сделать сравнительный анализ и выявить области улучшения.

Таким образом, проектирование и применение технологии организации педагогической практики как части целостной системы подготовки будущего учителя географии способствует тому, что студент целенаправленно и осознанно готовится осуществлять педагогическую деятельность. Мониторинг качества организации и проведения педагогической практики позволяет не только оценивать качество подготовки студентов к профессиональной деятельности, но и своевременно реагировать на запросы потребителей и тенденции развития социальной и образовательной сфер как потенциальных баз трудоустройства выпускников, а также вносить изменения в программу практики с целью ее модернизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кривдина, И.Ю. Педагогическая практика по географии. Путеводитель в образовательном пространстве / И.Ю.Кривдина, Н.Н.Ладилова, Т.К.Беляева. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. - 52 с.

2. Кривдина, И.Ю. Мой образовательный маршрут на педагогической практике по географии / И.Ю.Кривдина, Н.Н.Ладилова, Т.К.Беляева. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. - 30 с.

3. Удовлетворенность студентов и работодателей качеством образования в НГПУ (по результатам анкетирования в 2010/11 учебном году) / под ред. Е.Н.Перевощиковой. Вып.3. -Н.Новгород: НГПУ, 2011. - 65с.

© Беляева Т.К., Кривдина И.Ю., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.