УДК Г 911 (07)
Т.К. БЕЛЯЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина, e-mail:[email protected]
И.Ю. КРИВДИНА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина, e-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО ГЕОГРАФИИ В МИНИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
T.K.Belyaeva, I.U.Krivdina
IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH TO THE ORGANIZATION OF TEACHING PRACTICES IN GEOGRAPHY IN MININ UNIVERSITY
В статье представлен опыт реализации компетентностного подхода к организации педагогической практики в НГПУ и мониторинг качества ее результатов. Ключевые слова: компетентностная модель педагогической практики, профессиональные компетенции, мониторинг качества.
The article presents the experience of the implementation of competence-based approach to the
organization of teaching practice in NGPU and monitor the quality of its results.
Keywords: ^mpetence model of teaching practice, professional competence, quality monitoring.
Реализация современных Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования требует пересмотра целевых, содержательных, процессуальных компонентов педагогической практики. В соответствии с новым стандартом (п. 7.15) педагогическая практика по географии является обязательной частью образовательного процесса и представляет собой форму организации учебно-практической деятельности, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся по направлению подготовки 050100.62 педагогическое образование, квалификация «бакалавр». Педагогическая практика направлена на освоение студентами различных видов педагогической деятельности, овладение основами педагогической культуры современного учителя, формирование готовности к педагогическому творчеству, что обеспечивает подготовку будущего учителя географии и позволяет сформировать его профессиональные компетенции. Таким образом, целью педагогической практики по географии является формирование профессиональных компетенций учителя в области образовательной деятельности по предмету «География» в учреждениях общего среднего образования. Важным элементом организации практики в НГПУ является наличие базовых школ Н.Новгорода и Нижегородской области разного ранга (общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей и т.д.).
Качество педагогической практики во многом определяется программно-методическим обеспечением, которое составляют разработанные на основе ФГОС ВПО программа практики, учебно-методические пособия и рекомендации для студентов [1,2].
В организации педагогической практики по географии активно используются электронные образовательные ресурсы НГПУ, на которых размещены методические рекомендации, формы отчетности, электронные варианты учебно-методических пособий и т.д. Студенты активно используют блоги преподавателей для постоянной связи с руководителями практики и методистами.
В настоящее время в процесс организации педагогической практики активно внедряется компетентостный подход. С целью разработки компетентностной модели педагогической практики было определено место педагогической практики в системе подготовки
современного учителя географии, выявлены их профессиональные компетенции, выделены этапы педагогической практики, разработана технология ее организации.
В системе профессиональной подготовки современного учителя географии существуют взаимосвязанные и взаимообусловливающие компоненты: нормативный, теоретико-концептуальный, практический и рефлексивно-оценочный (таблица 1).
Таблица 1 - Система профессиональной подготовки будущего учителя географии
Компоненты Содержание
Нормативный компонент Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Положение о порядке проведения педагогической практики в вузе
Учебная программа педагогической практики по географии
Теоретико- концептуальный компонент Теоретические основы педагогики
Теоретические основы психологии
Теоретические основы курсов «Методика обучения географии», «Инновационные педагогические технологии в обучении географии», «Современные средства оценивания результатов», «Научно-исследовательская деятельность будущего учителя географии» и др.
Теоретические основы географических наук
Практический компонент Практические (аудиторные) занятия по методике обучения географии
Изучение инновационного педагогического опыт учителей географии
Практическая деятельность в школе
Рефлексивно- оценочный компонент Самоконтроль и самооценка педагогической деятельности
Нормативным компонентом практики является ФГОС ВПО, Положение о проведении практики в НГПУ и разработанная на их основе учебная программа педагогической практики по географии. Он определяет содержание теоретико-концептуального и практического компонентов. Изучение теоретических основ педагогики, психологии, географических наук, методики обучения географии, а также курсов по выбору («Инновационные педагогические технологии в обучении географии», «Современные средства оценивания результатов», «Научно-исследовательская деятельность будущего учителя географии» и др.) создает прочный базовый фундамент, который обеспечивает успешную реализацию профессиональной деятельности. Практический компонент включает как аудиторные практические занятия, так и педагогическую деятельность студентов в
общеобразовательных учебных заведениях, а также изучение инновационного педагогического опыта учителей географии. Рефлексивно-оценочный компонент представляет самоконтроль и самооценку их педагогической деятельности.
Формирование профессиональных компетенций будущего учителя географии напрямую зависит от возможности закрепления и углубления теоретических знаний при решении конкретных профессиональных задач в процессе педагогической практики. С этой целью в системе организации практики по географии выделены такие этапы, как организационно-мотивационный, процессуальный, исследовательский и рефлексивно-оценочный. Одним из важных критериев выделения этих этапов послужили профессиональные компетенции будущего учителя географии, сформулированные в ФГОС, которые в свою очередь определили виды деятельности студентов на практике, подлежащие рейтинговой оценке. Рассмотрим технологию организации и содержание каждого этапа практики.
Педагогическая практика начинается с установочной конференции, на которой студенты знакомятся с целями, содержанием практики, требованиями к практиканту и его обязанностями. Выявление профессиональных компетенций учителя географии является на первом этапе важным стимулом, мотивирующим дальнейшую практическую деятельность студентов. Важность этого этапа заключается в осознании социальной значимости своей будущей профессии, формировании и развитии мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1). В начале практики студенты диагностируют свою профессиональную подготовленность к педагогической деятельности; составляют свое резюме (что я знаю, что я уже умею, что могу и чего хочу добиться), составляют индивидуальный образовательный маршрут педагогической практики.
Педагогическая деятельность студентов на практике направлена на формирование следующих компетенций:
- готовности применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
- способности использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- готовности включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способности организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);
- способности разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12).
Формирование названных компетенций обеспечивается следующими видами деятельности студентов: изучением и анализом образовательного пространства школы, класса, составлением психолого-педагогических характеристик; анализом профессиональной деятельности учителя географии и составлением его профессионального портрета.
В ходе подготовки к будущей профессиональной деятельности студенты разрабатывают технологические карты тем, отдельных уроков, внеклассных мероприятий по географии, включаются в учебно-воспитательный процесс; посещают уроки учителя, изучают его методический опыт. На этом этапе групповой руководитель, методист посещает и оценивает уроки практиканта, после совместного обсуждения вносит предложения по совершенствованию уроков.
В современных ФГОС особое внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов. В процессе этой деятельности на практике студенты осуществляют сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по проблеме дипломного исследования, планируют и проводят педагогический эксперимент; осуществляют индивидуальную работу с учащимися по подготовке рефератов, творческих проектов и т.д. Одним из примеров направлений научно-исследовательской деятельности студентов является исследование современных школьных учебников географии, выявление и реализация методики работы с ними.
Заключительный рефлексивно-оценочный этап педагогической практики формирует культуру мышления будущего педагога, его способность к обобщению, анализу (ОК-1). На этом этапе студенты анализируют и оценивают свою педагогическую деятельность, а также деятельность однокурсников; проводят рефлексию своей профессиональной деятельности, самооценку профессиональных умений, подводят итоги практики, делают выводы об уровне сформированности профессиональных компетенций.
Учебно-воспитательный процесс в вузе в целом и педагогическая практика как его неотъемлемая часть требуют постоянного мониторинга качества. Он организуется с целью получения объективной и достоверной информации о процессе педагогической практики на разных ее этапах. Источники информации - наблюдения, анкетирование участников, анализ документов, диагностические средства, разработанные в вузе.
Мониторинг качества педагогической практики - это комплексная система наблюдения состояния и изменений, оценки и прогноза по отношению к качеству подготовки выпускника, формированию его компетентности в процессе практической деятельности.
В процессе мониторинга определяется соответствие практики (как результата и как процесса) многообразным запросам потребителей (студентов и работодателей), целям профессионального образования, требованиям и нормам ФГОС.
Задачами мониторинга являются:
- непрерывное наблюдение за состоянием педагогической практики;
- своевременное выявление изменений, происходящих в процессе педагогической практики, и факторов, вызывающих их;
- предупреждение негативных тенденций в организации практики;
- оценка эффективности и полноты реализации потенциала практики.
Для обеспечения эффективности мониторинга важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация: полнота, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга. Все перечисленные требования рассматриваются как основные свойства мониторинга.
Мониторинг качества организации педагогической практики по географии в НГПУ им.К.Минина проводится ежегодно на четвертом и пятом курсах и осуществляется в три этапа.
Мониторинг подготовленности к педагогической практике (организационно-мотивационный этап) начинается задолго до проведения практики. На этом этапе в процессе практических занятий оценивается качество разрабатываемых студентами конспектов уроков, внеклассных мероприятий, заданий для учащихся и т.д., а также происходит тщательный отбор общеобразовательных учреждений: школ, лицеев, гимназий.
В этот период проводится анкетирование [3] студентов по самооценке готовности к педагогической практике по специально разработанной анкете. Оно проводится анонимно в 2 этапа: на установочной конференции (до прохождения практики) и итоговой конференции (после прохождения практики). Анкетирование студентов выступает важнейшим источником информации, позволяющим выявить уровень удовлетворенности результатами педагогической практики всех участников процесса и определить области улучшения по её организации, что позволяет выявить организационные и содержательные проблемы практики, установить степень влияния педпрактики на профессиональное становление будущего учителя, получить самооценку качества психолого-педагогической, методической и предметной подготовки. Особенно важными представляются результаты анкетирования студентов пятого курса после педпрактики, позволяющие выявить динамику совершенствования профессиональной подготовки выпускников. С помощью анкетирования сопоставляются оценки, полученные студентами за педпрактику, с самооценкой этими же студентами своей подготовки. Анкетирование позволяет выявить отношение студентов к будущей профессии.
На втором этапе мониторинга качества проведения педагогической практики осуществляется наблюдение за проведением студентами-практикантами уроков и внеклассных мероприятий по географии. Источниками информации для мониторинга на этом этапе являются наблюдения, беседы с учителями и студентами, посещение уроков методистом (экспертная оценка), оцениваются все виды самостоятельной практической деятельности студентов и качество их выполнения, что дает возможность объективно и
всесторонне оценить практическую деятельность студента в течение всего периода педагогической практики. Традиционно качество педпрактики определяется тремя оценками: за педагогическую, психологическую и методическую подготовку студента, на основе которых выставляется итоговая (общая) оценка за педпрактику. Оценки заносятся в таблицу руководителем практики на курсе, которая включается в общий отчет факультета.
Оценки, выставленные студентам руководителями педпрактики по трем блокам, сравниваются с данными анкеты «Уровень профессиональной подготовки студентов к педпрактике» [3].
На третьем этапе осуществляется мониторинг состояния удовлетворенности результатами педагогической практики.
Среди важнейших особенностей педпрактики можно отметить ее комплексный характер, проявляющийся в многообразии отношений и общения студентов со школьниками, их родителями, учителями и администрацией школы, групповым руководителем-методистом, преподавателями кафедр педагогики, психологии и специальных дисциплин. Как отмечалось ранее, педпрактика оценивается по трём блокам: по педагогике, психологии и методике обучения, что позволяет сделать сравнительный анализ и выявить области улучшения.
Таким образом, проектирование и применение технологии организации педагогической практики как части целостной системы подготовки будущего учителя географии способствует тому, что студент целенаправленно и осознанно готовится осуществлять педагогическую деятельность. Мониторинг качества организации и проведения педагогической практики позволяет не только оценивать качество подготовки студентов к профессиональной деятельности, но и своевременно реагировать на запросы потребителей и тенденции развития социальной и образовательной сфер как потенциальных баз трудоустройства выпускников, а также вносить изменения в программу практики с целью ее модернизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кривдина, И.Ю. Педагогическая практика по географии. Путеводитель в образовательном пространстве / И.Ю.Кривдина, Н.Н.Ладилова, Т.К.Беляева. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. - 52 с.
2. Кривдина, И.Ю. Мой образовательный маршрут на педагогической практике по географии / И.Ю.Кривдина, Н.Н.Ладилова, Т.К.Беляева. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. - 30 с.
3. Удовлетворенность студентов и работодателей качеством образования в НГПУ (по результатам анкетирования в 2010/11 учебном году) / под ред. Е.Н.Перевощиковой. Вып.3. -Н.Новгород: НГПУ, 2011. - 65с.
© Беляева Т.К., Кривдина И.Ю., 2014