Научная статья на тему 'Реализация коммуникативной и когнитивной функции языка в речевой деятельности'

Реализация коммуникативной и когнитивной функции языка в речевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4368
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ АКТ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕПТЫ / ФРЕЙМЫ / SPEECH ACT / CONCEPTUALIZATION / CONCEPTS / FRAMES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Имамутдинова Флюра Ришатовна

В статье рассматриваются реализация коммуникативной и когнитивной функции языка в речевой деятельности. Базовые функции языка взаимообусловлены при использовании языка, но в отдельных актах речи и в текстах выявляются в разной степени. Реализация функций языка рассматривается с когнитивной точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The realization of communicative and cognitive language function in speech activity is considered in the article. Basic language functions are interdependent in language usage but in certain speech acts and in texts they reveal themselves to different extent. The realization of language functions are considered from the cognitive point of view.

Текст научной работы на тему «Реализация коммуникативной и когнитивной функции языка в речевой деятельности»

УДК 8

Ф.Р Имамутдинова

РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И КОГНИТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются реализация коммуникативной и когнитивной функции языка в речевой деятельности. Базовые функции языка взаимообусловлены при использовании языка, но в отдельных актах речи и в текстах выявляются в разной степени. Реализация функций языка рассматривается с когнитивной точки зрения.

Ключевые слова: речевой акт, концептуализация, концепты, фреймы.

Речевая деятельность тесно связана с ее средством - языком. Целевое назначение речи - отражение и проявление функций языка, и их связь реализуется именно в речевой деятельности. Под функциями языка следует понимать лишь те функциональные характеристики речевой деятельности, которые проявляются в любой речевой ситуации. Эти функции, как правило, не имеют в языке соответствующих им и закрепленных за ними элементов, они включены в одно единство, внутри которого они друг друга определяют и опосредствуют двумя главнейшими, базовыми функциями языка - коммуникативной и когнитивной. Базовые функции языка взаимообусловлены при использовании языка, но в отдельных актах речи и в текстах выявляются в разной степени. Две названные языковые функции дополняются эмоциональной, отражающей наряду с познанием, репрезентацией мира предметов, мира людей, формированием и передачей мысли о них, выражение чувств и различных интенций и обеспечивающей тем самым сферу эмоциональной и речемыслительной деятельности [15, с. 74; 13, с. 18].

Коммуникативная функция языка, т.е. функция общения, непосредственно представлена в минимальной единице ситуации общения - в речевом акте [13, с. 25].

С помощью речевой деятельности осуществляется порождение речевых актов и их восприятие. Речевой акт представляет собой разноаспектное явление, в котором, как в фокусе, отражаются обозначаемая ситуация, условия коммуникации, коммуникативные задачи, выступающие в качестве детерминанта всякого речевого акта [11, с. 242-264; 2, с. 251-276]. Речевой акт есть определенный фрагмент информации как результат познавательной деятельности человека, служащий каждый раз предметом общения (обмена мыслями).

Семиотическое представление речевого акта, по Греймасу, представляет одновременно: 1) значащее жестикуляционное действие; 2) специфически коммуникативное действие информирования, т.е. реализацию конъюнкции между («говорящим») субъектом и объектом («знание»); 3) действие - создание нового бытия, идентифицируемое с семиозисом, т.е. соединяющее означающее и означаемое и обеспечивающее означивание; 4) действие как воздействие одного говорящего субъекта на другой с помощью словесных манипуляций [16, с. 422].

Основным признаком единиц, из которых складывается языковая коммуникация, может быть завершенная единица информации, которая, с одной стороны, формируется коммуникантом для определения адресата, а с другой стороны, принимается адресатом. Эта единица языка должна обладать смысловым признаком, ибо только на этом качестве и может строиться сам обмен мыслями. Полноценной единицей общения, выполняющей указанную функцию, может быть только единица, включающая в себя два необходимых признака: быть носителем полноценной информации и быть структурно организованной [7, с. 174].

Высказывание и есть та исходная единица, которая отвечает этим требованиям. Высказывание представляет собой первичную полноценную коммуникативную единицу потому, что оно объединяет в себе грамматический, смысловой и прагматический признаки, приобретая в любом отрезке общения относительную однозначность в единстве всех названных аспектов. В основе каждого высказывания лежит определенная когнитивная структура, которая является стержнем содержания предложения.

Текст является высшей сферой, в которой реализуется коммуникация. Структура речевой коммуникации, внутренняя организация речевого процесса как социального события являются

78

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

© Ф.Р. Имамутдинова, 2010

определенными способами взаимодействия коммуникативных деятельностей и текста [12, с. 139].

Язык является средством формирования и выражения мысли, и эта сторона языка реализуется его когнитивной функцией. На этапе коммуникативной деятельности говорящий осуществляет актуализацию когнитивной функции языка в полном объеме через информирование и именование, а коммуникативная функция реализуется частично через контактоустанавливающую функцию и информирование, т.е. можно отметить одновременную актуализацию коммуникативной (контактоустанавливание и информирование) и когнитивной функции языка (информирование и именование).

Через восприятие и мыслительную деятельность человека в языке отражаются явления внешнего мира, т.е. данная функция обусловливает формирование знаний субъекта и накопление общественного опыта.

Когнитивность интерпретируется как свойство языка представлять в обобщенном виде познанные человеком явления, свойства и отношения между явлениями внешнего мира, способствующие созданию концептуальной (понятийной) картины мира [14, с. 214].

Когнитивность лежит в основе формирования концептуальной картины мира и отражает процесс восприятия и осмысления действительности, который осуществляется в концептах, представляющих собой «своего рода лингвокультурные изоглоссы и пучки изоглосс» [1, с. 37-67]. Когнитивная функция осуществляет сложное взаимодействие языка и мышления, рассматриваемое в современном языкознании в аспекте концептуализации, обобщения ментального опыта человека, и способствует созданию понятийной, концептуальной картины мира. Концептуализация мира осуществляется через язык. Выражение общих концептов с помощью языка служит основанием для выделения языковой картины мира, отражающей общественный опыт десятков поколений на протяжении многих тысячелетий. Основу концептуальной картины мира составляют понятийные категории, которые являются универсальными для всех языков. Эти категории репрезентируются в языковой модели семантическими категориями с помощью лексических и грамматических средств.

Между концептуальной картиной и языковыми моделями мира существуют сложные связи и

отношения. Языковая картина мира представляет часть концептуального мира человека, которая имеет «привязку» к языку и преломляется через языковые формы.

Когнитивная функция осуществляет сложное, многогранное взаимодействие языка, мышления и объективной действительности. Неразрывная связь мысли, органов речи и слуха с языком навечно заложена в первоначальном, необъяснимом точно устройстве человеческой природы [3, с. 37-298]. Язык является обязательной предпосылкой мышления. Язык - это орудие не только коммуникации, но и формирования и экспликации мысли [6, с. 110]. Процесс мышления и рече-образования неотторжимы один от другого и представляют собой единый речемыслительный процесс [6, с. 4]. О связи языка и мышления

В. Гумбольдт писал, что в языке «все направлено на выполнение определенной задачи, а именно на выражение мысли... Действительная материя языка - это, с одной стороны, звук вообще, а с другой - совокупность чувственных впечатлений и непроизвольных движений разума, предшествующих образованию понятий, которое совершается с помощью языка» [3, с. 37-298].

Язык является составной частью мыслительной деятельности человека и отражает познание, выступая как основное средство выражения мысли [17, с. 2]. Язык гораздо глубже и объемней проникает как в деятельность разума, так и в формирование знаний. В абсолютном смысле в языке не может быть материи без формы, так как в нем все направлено на выполнение определенной задачи, а именно, на выражение мысли.

Продуктом мыслительной деятельности является знание. «Знание есть проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий» [9, с. 45]. Знание, как правило, воспроизводится в языковой форме. За каждым словом, высказыванием, языковой категорией стоит существенный пласт знаний. Языковая форма является отражением когнитивных структур, т.е. структур человеческого познания и сознания. Структуры представления знаний, долговременная память, оперативная память, внимание, активизация являются важнейшими когнитивными феноменами, детерминирующими языковую форму. Структуры знаний, называемые фреймами, схе-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

79

мами, планами, - это пакеты информации, которые хранятся в памяти и выполняют значимую роль в функционировании языка: они помогают устанавливать связность текста, обеспечивают вывод необходимых умозаключений, поставляют контекстные ожидания, с помощью которых прогнозируются будущие события на основе уже встречавшихся сходных событий.

Наши знания о мире организованы в сознании в виде фреймов. Это пакеты информации, хранимые в памяти или создаваемые в ней по мере необходимости из содержащихся в памяти компонентов [10, с. 7].

Восприятие высказываний как определенных речевых актов основывается на сложном процессе, включающем использование различных видов информации (общий характер знаний о мире, «фреймы», хранящиеся в памяти знания, мнения о говорящем и его свойствах, информация об особенностях коммуникативной ситуации, знания и мнения, полученные из предыдущих речевых актов). Речевые акты можно рассматривать как «фреймы». Речевые акты являются действиями, они конвенциональны по своей природе. Интуитивно мы все знаем, как надо обещать, сообщать новость, благодарить кого-то, и это знание - часть нашего знания о мире. Как указывает Т.А. ван Дейк, речевые акты можно связать с фреймами. Во-первых, существуют типизированные последовательности речевых актов, которые имеют относительно конвенциональный характер, - такие, как ведение повседневных разговоров. Во-вторых, речевые акты могут интерпретироваться на основе заключенных во фреймы знаний мира, когда они являются частью самих этих фреймов (например, таких речевых актов, как бракосочетание, вынесение приговора). В-третьих, для правильного понимания речевых актов требуется знание метафреймов, то есть знание общих условий совершения успешных действий [4, с. 18].

Рассматривая речевую деятельность как единство общения и обобщения, можно сказать, что язык выполняет различные функции в речевой деятельности, используя разнообразные языковые средства. Все современные направления изучения функций языка в речевой деятельности можно объединить одной идеей - когнитивным взглядом на мир. Антропоцентрический принцип изучения языка сводится к когнитивным задачам его описания, а именно, к описанию роли языка в получении, обработке, фиксации, хранении,

организации, накоплении, использовании и росте информации о мире.

Библиографический список

1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. - 1995. - №»1. - С. 37-67.

2. ВежбицкаА. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1985. - Вып. 16. -

С. 251-276.

3. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влияния на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984. - С. 37-298.

4. Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.

5. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. - Л. : Наука, 1972. - 216 с.

6. Кацнельсон С.Д. Речемыслительные процессы // Вопросы языкознания. - 1984. - .№4. - С. 3-12.

7. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. - М.: Наука, 1984. - 174 с.

8. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. - М.: Наука, 1990. - 103 с.

9. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология -когнитивная наука // Вопросы языкознания. -1994. - №>4. - С. 34-46.

10. Минский М. Фреймы для представления знаний. - М. : Энергия, 1979. - 152 с.

11. Серль Дж., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1986. - Вып. 18. - С. 242-264.

12. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. - М.: Наука, 1987. - 139 с.

13. Слюсарева Н.А. Проблемы функционального синтаксиса современного английского языка. - М.: Наука, 1981. - 206 с.

14. Слюсарева Н.А. Проблемы функциональной морфологии современного английского языка. - М.: Наука, 1986. - 214 с.

15. Уфимцева А.А. Лексическое значение: Принцип семиологического описания. - М.: Наука, 1986. - 231 с.

16. GreimasA.-J., Courtes J. Semiotique: Dist. Raisonne de la theorie du land. - P. : Classiques Hachette, 1979. - VI, 422 p. - (Coll. «Land., ling., communication»).

17. Harman G. Cognitive science // The making of cognitive science. Essays in honour of George Miller. - Cambridge, 1988. - P 258-269.

80

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.