Реализация коммуникативного подхода в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе
Шанина Александра Ивановна,
старший преподаватель кафедры И-13, Московский авиационный институт, (Национальный исследовательский университет)
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются инновационные тенденции в системе подготовки специалистов в неязыковом вузе и проблемы моделирования образовательного процесса с использованием современных методов и приемов. Автор анализирует интерактивные формы проведения занятий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. В статье представлен анализ факторов, условий и методов реализации данного подхода в процессе обучения студентов иностранному языку. Целью данной работы является анализ основных направлений в процессе реализации коммуникативного подхода при обучении иностранному языку в техническом вузе. В работе предложены виды заданий, направленных на формирование навыков общения на иностранном языке. Особое внимание уделяется анализу методов и приемов, которые используются в процессе реализации данного подхода. Новые требования языковой подготовки мотивируют студентов к изучению иностранного языка и повышают эффективность образовательного процесса.
Ключевые слова: иностранный язык, коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, метод кейсов, мотивация, активные методы обучения, процесс обучения, интерактивный подход.
Введение
Иностранный язык - это не только учебная дисциплина, но и важный инструмент, который отражает уровень конкурентоспособности студентов и выпускников на рынке труда. Поэтому, формирование коммуникативной компетенции - это основная цель обучения иностранным языкам. Известными лингвистами С.Г. Терминасовой и Е.Н. Солововой разработана программа изучения иностранных языков для неязыковых вызов и факультетов. Авторы программы определяют следующую цель изучения иностранного языка в непрофильном вузе: повышение исходного уровня владения иностранным языком и овладение коммуникативной компетенцией для возможности дальнейшего самообразования [1, с.5].
Понятие «компетенция» в рамках высшего образования, по мнению И.А. Зимней, это «способность применения знаний, умений, навыков и личностных умений для успешной деятельности в определенной среде». [6, c.16]
Целью данной работы является характеристика реализации коммуникативного подхода при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. В статье рассматриваются методические приемы и виды работ, направленные на усиление мотивации студентов к общению на иностранном языке.
Основная часть
Существует огромное многообразие методов активного обучения, направленных на реализацию коммуникативного подхода. Особое внимание уделяется групповой форме работы, так как этот метод реализует основной принцип дидактики - активность в обучении. Групповая форма работы - это общение преподавателя с группой обучаемых, которые взаимодействуют между собой. Использование этого методического приема способствует активному участию студентов в аудиторной работе и дает возможность студентам с разными способностями преодолеть языковой барьер и овладеть коммуникативной деятельностью. При организации проведения такой формы работы в рамках аудиторного занятия, необходимо обратить внимание на следующие аспекты: основные принципы формирования групп; цели, которые должны быть достигнуты; дли-о тельность проведения занятия; методы оценивания
работы каждого студента. На начальном этапе дается лексика по теме дискуссии, так как студенты должны усвоить фразы и выражения, необходимые для ведения обсуждения. Очень важен выбор темы.
U
см см
Она должна быть интересной, спорной и мотивировать студента к выражению своего мнения. Групповая форма работы, как метод обучения навыкам разговорной речи на иностранном языке, создает условия, которые близки к реальным жизненным ситуациям, что способствует развитию языковой компетенции студентов.
Следует отметить еще один важный момент. Профессионально- ориентированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе -это главная цель, которая состоит в том, чтобы сформировать у будущих специалистов навыки практического владения иностранным языком в рамках профессионального общения. Поэтому при выборе темы для дискуссии следует учитывать заинтересованность студента и с точки зрения иностранного языка и с точки зрения его специальности. При использовании групповой формы работы можно предложить студентам инженерных специальностей следующие темы для обсуждения: "Prospects in the development of computers", "Applications of computer technologies in the field of cosmonautics and aviation", "Advantages of optical-electronic computers", "Internet and its influence on our daily life", "Is there an end to the computer race?". Такая тематика позволяет развивать речевую инициативу студентов и обеспечивает взаимное обогащение знаниями. Студенты стремятся дополнить информацию, которая была озвучена другими членами группы. Что касается языковых форм, они усваиваются подсознательно.
Целесообразно использовать и такие методы активного обучения как:
1. Веб-квест технологии, основанные на выполнении и защите исследовательского проекта в процессе работы на информационно-виртуальной дидактической площадке;
2. Применение метода кейсов - анализа конкретных ситуаций;
3. Заполнение и презентация однокурсникам учебного портфеля [2, c. 7-8].
Преподаватель также может использовать и другие методы, и приемы для развития коммуникативных навыков студентов. Это проведение круглого стола, на котором обучающиеся смогут закрепить полученные знания. Для эффективного проведения данного мероприятия требуется выбрать многоаспектный вопрос, при котором дискутанты займут определенную сторону, и в процессе обсуждения будут отстаивать свою точку зрения. Если вопрос носит специализированный характер, дискутанты используют свои знания по специальности, которые непосредственно связаны с их будущей профессией.
Одним из наиболее эффективных приемов обучения на этапе формирования речевой практики является деловая игра. Деловая игра предоставляет возможность объединить теоретические знания, полученные студентами из литературы по специальности и навыки диалогической речи.
Игра обеспечивает большую степень интерактивности обучения и отличается спонтанностью речевого поведения участников. Отсутствие однозначного прогноза о результатах выполнения задачи расширяет творческий потенциал игры и приближает к «естественной коммуникации на родном языке». [3, с. 140].
Проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов является одним из новых направлений при обучении иностранному языку. Кейсо-вый метод - это обучение действием. Суть метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений является результатом активной самостоятельной деятельности обучающихся. Прием обучения по принципу от ситуаций и примеров - к правилам, а не наоборот, предполагает креативный метод обучения, основанный на применении реальных ситуаций из практики будущей профессиональной деятельности студентов. В течение длительного времени считалось, что главной целью образования является сообщение определенного объёма теоретических знаний. На современном этапе этот принцип становится менее эффективным. Главная задача - это научить студентов извлекать необходимую информацию и использовать ее для решения стоящих проблем.
«Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления», -писал Сократ. По мнению многих лингвистов, кейс метод обучения или, как его еще называют, эвристический метод обучения является одним из эффективных приемов. Важно отметить, что этот метод можно успешно использовать даже в процессе анализа грамматического материала. Например, при введении темы "The Passive Voice" студентам предлагается текст на английском языке с использование данной конструкций. Путем последовательного анализа, перевода и сравнения особенностей данного грамматического явления, студенты самостоятельно приходят к умозаключению относительно формулы построения данной конструкции, то есть к формулировке правила ее образования. И, что более важно, могут предложить разные способы перевода и обобщить частотность употребления данной конструкции в тексте. Таким образом, эвристический метод обучения способствует не только развитию самостоятельного мышления студента, но и дает возможность реализовать принцип от практики к теории, то есть подвести обучающихся к открытию новых языковых и речевых структур.
Одним из широко используемых методов является презентация. Презентация готового проекта с ответами на вопросы аудитории и возможность написания научной статьи является результатом языковой деятельности студентов, вырабатывает навыки публичного общения и формирует интеллектуальные способности личности.
В работе О.В. Федоровой разработан комплекс условий, направленных на реализацию коммуни-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
кативного подхода при обучении иностранному языку в неязыковом вузе:
1) дидактические условия: использование аудиовизуальных средств, ролевых и деловых игр, выполнение проектов и творческих заданий;
2) организационные условия: создание комфортной и доброжелательной среды на занятиях по иностранному языку [4, с. 6].
Реализация коммуникативного подхода предполагает также и выполнение факторов успешного обучения иностранному языку: 1) особенности языковый среды и использование аутентичных материалов; 2) языковая компетенция как способность предугадать поведение собеседника в процессе общения; 3) влияние личностных качеств обучающихся на различные ситуации общения; 4) важность психологического комфорта на учебных занятиях [5, с.3-4].
Использование выделенных методов обучения, условий и факторов, влияющих на реализацию коммуникативного подхода, позволяет более тщательно проанализировать программу формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов.
Для успешного формирования коммуникативной деятельности студентов необходимы знания грамматических структур, общеупотребительной лексики и технических терминов профессиональной направленности.
Главная цель обучения иностранному языку в нашем вузе основана на принципе: «грамматика и лексика для студентов инженерных специальностей, а не для филологов». Мы не учим своих студентов сухим формулировкам правил, а предлагаем естественное использование грамматических конструкций, слов и выражений на практике. Научить студентов говорить, писать, читать и понимать речь на слух, а не владеть теоретической лингвистикой - основная задача при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Разумное сочетание различных форм обучения способствует повышению эффективности образовательного процесса в целом.
Заключение
Современная система обучения студентов иностранным языкам в неязыковом вузе детерминирована необходимостью импликации двух сегментов подготовки: языковой и профессиональной. Данная система многокомпонентная и включает целевой, содержательный и процессуальный аспекты, которые взаимосвязаны между собой, образуют единство и реализуются в соответствии с ФГОС ВО с целью подготовки студентов к общению на иностранном языке в ситуациях профессиональной о направленности. [7, с. 692-694] Ы Таким образом, образовательный процесс в нея-Я зыковом вузе становится инновационным. И реа-~ лизация языковой системы подготовки студентов ^ наиболее эффективна на базе профессионально-
ориентированного, коммуникативно-деятельного и интерактивного подходов. [8, c.341-347]
Построение учебных занятий на основе данного подхода способствует повышению мотивации студентов, развитию их творческих способностей, а так же комплексной иноязычной коммуникативной компетентности.
Образование 21 века требует изменения структуры учебного плана с учетом различных компетенций. Коммуникативная компетенция является одним из важных аспектов в языковом образовании. Поэтому, внедрение коммутативного подхода в процесс обучения иностранному языку способствует тому, что будущие специалисты смогут использовать языковые навыки за пределами страны на основе собственных потребностей, интересов и возможностей. [9]
Литература
1. Иностранный язык для неязыковых вузов и факультетов. Примерная программа / Авт.-сост. С.Г. Тер-Минасова, Е.Н. Соловова. М., 2009. 23 с.
2. Современные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе: коллективная монография / Рец. Н.В. Молоткова, Т.В. Сорокина-Исполатова. М-во образования и науки РФ, Московский политехнический университет. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. 92 с.
3. Спинова Е.А. Бизнес-диалог/ Business dialogue and negotiation phrases. М.: НИЦ Инфра-М, 2012-72 с.
4. Федорова О.В. Условия формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов (на материале обучения иностранному языку): Автореферат ... дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Федорова Олеся Викторовна. Саратов, 2003. 20 с.
5. Рудомётова Л.Т., Шлангман М.К. Факторы успешного обучения иностранному языку в неязыковом вузе в процессе реализации компетентностного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. Вып. 8 (122).
6. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // ученые записки национального общества прикладной лингвистики. - 2013. - № 4. с. 16-31
7. Шаимова, Г.А. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку в неязыковых вузах / Г.А. Шаимова, Д.Ш. Шавкиева // Молодой ученый. - 2013. - № 11 (58). - С. 692694.
8. Карлина М.А., Шанина А.И. Инновационные тенденции в системе подготовки по английскому языку в неязыковом вузе/ Карлина М.А., Шанина А.И // Педагогический журнал. - 2021-№ 4. - 341-347
9. Morrow C.K. Communicative language testing. The TESOL encyclopedia of English language teaching, 1-7.
IMPLEMENTATION OF THE COMMUNICATIVE APPROACH IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON- LINGUISTIC UNIVERSITY
Shanina A.I.
Moscow Aviation Institute (National Research University)
The article presents the descriptions of the innovative trends in the system of training future specialists in a non-linguistic university and the problems of modelling the educational process using modern methods and techniques. The author examines the interactive methods of conducting practical classes in teaching a foreign language in a non-linguistic university. The article characterizes the factors, conditions and methods of implementations of the communicative approach in the process of students training. The purpose of this paper is to analyze main directions in the application of this method during the process of teaching a foreign language. The work offers different tasks which are aimed at forming skills of dialogic communication. Special attention is paid to the analysis of methods and techniques which are used in the implementation of this approach. New language requirements increase motivation to learn a foreign language and improve the efficiency of the educational process.
Keywords: foreign language, communicative approach, communicative competence, non-linguistic university, case method, active teaching methods, process of teaching, interactive approach.
References
1. Foreign language for non-linguistic universities and faculties. Sample program / Author-comp. S.G. Ter-Minasova, E.N. Solo-vova. M., 2009. 23 p.
2. Modern methods of teaching a foreign language in a non-linguistic university: a collective monograph / Rec. N.V. Molotk-ova, T.V. Sorokina-Ispolatova. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Moscow Polytechnic University. Tambov: LLC "Consulting company Yukom", 2017. 92 p.
3. Spinova E.A. Business dialogue/ Business dialogue and negotiation phrases. Moscow: SIC Infra-M, 2012-72 p.
4. Fedorova O.V. Conditions for the formation of communicative competence of students of non-linguistic universities (based on the material of teaching a foreign language): Abstract ... dis. candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Fedorova Olesya Viktorovna. Saratov, 2003. 20 p.
5. Rudometova L.T., Schlangman M.K. Factors of successful teaching of a foreign language in a non-linguistic university in the process of implementing a competence approach // International Scientific Research Journal. 2022. Issue 8 (122).
6. Zimnaya I.A. Competence and competence in the context of a competence-based approach in education / I.A. Zimnaya // Scientific notes of the National Society of Applied Linguistics. -2013. - No. 4. pp. 16-31
7. Shaimova, G.A. Professionally-oriented teaching of English in non-linguistic universities / G.A. Shaimova, D. Sh. Shavkieva // Young scientist. - 2013. - № 11 (58). - Pp. 692-694.
8. Karlina M.A., Shanina A.I. Innovative trends in the system of English language training in a non-linguistic university/ Karlina M.A., Shanina A.I. // Pedagogical journal. - 2021- No. 4. -341-347
9. Morrow C.K. Communicative language testing. The TESOL encyclopedia of English language teaching, 1-7.