Научная статья Original article УДК 378
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
MODERN METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Рябкова Екатерина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент,доцент кафедры Иностранных языков, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Россия, г. Самара Маулекешева Мадина Кемешевна, Студент 1 курс, факультет Базового телекоммуникационного образования, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Россия, г. Самара
Riabkova Ekaterina Sergeevna, Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Russia, Samara Maulekesheva Madina Kemeshevna, 1st year student, Faculty of Basic Telecommunications Education, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Russia, Samara
Аннотация: В статье анализируются современные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Рассматриваются содержание иноязычной коммуникативной компетентности, причины различности процессов обучения языку в лингвистическом и неязыковом вузе и условия, обеспечивающие эффективное обучение иностранным языкам в неязыковом
2177
вузе. Приводятся подходы современной методологии обучения иностранным языкам в неязыковом вузе и некоторые эффективные технологии и методы преподавания.
Annotation: The article analyzes modern methods of teaching foreign languages in a non-linguistic university. The content of foreign language communicative competence, the reasons for the difference in the processes of teaching a language in a linguistic and non-linguistic university, and the conditions that ensure effective teaching of foreign languages in a non-linguistic university are considered. Approaches to the modern methodology of teaching foreign languages in a non-linguistic university and some effective technologies and teaching methods are given.
Ключевые слова: иностранный язык, неязыковой вуз, обучение, методы обучения, студенты.
Key words: foreign language, non-linguistic university, teaching, teaching methods, students.
Введение
В контексте интеграции России в мировое сообщество применение иностранного языка (далее - ИЯ) в профессиональных целях становится необходимостью для широкого круга специалистов [1]. В сложившихся условиях ИЯ в учреждениях высшего образования должен рассматриваться не в качестве второстепенной дисциплины, а как необходимый инструмент будущей профессиональной деятельности, поскольку соответствие единым международным образовательным стандартам, трудовая и академическая мобильность, совместная научно-исследовательская и производственная деятельность на международном уровне невозможны без высокого уровня владения иностранным языком. Однако на практике уровень и качество владения специалистами неязыковых вузов ИЯ не всегда отвечают предъявляемым требованиям. Для решения данной проблемы требуется модернизация системы высшего образования, подразумевающая внесение
2178
существенных изменений в структуру, содержание, технологии и организацию обучения [2]. В связи с этим актуальным является исследование современной методологии обучения ИЯ, ориентированной на повышение уровня владения языком выпускников неязыкового вуза.
Целью работы является изучение современных методов обучения ИЯ в неязыковом вузе. Для её достижения были использованы методы анализа и синтеза научных публикаций и литературных источников по рассматриваемой теме.
Условия обучения иностранным языкам в неязыковом вузе
Для студентов неязыковых вузов, изучающих ИЯ как вспомогательную дисциплину, основным аспектом обучения является формирование иноязычной коммуникативной компетенции [3]. Особую актуальность она приобретает для студентов, будущая профессиональная деятельность которых подразумевает изучение отраслевой литературы на ИЯ и общение с зарубежными коллегами. Иноязычная коммуникативная компетентность включает следующие умения и навыки [4]:
• владение вокабуляром для осуществления иноязычной коммуникации в различных формах для решения поставленных задач;
• знание лексического материала по профильной деятельности;
• умение применять отраслевые знания с использованием ИЯ;
• умение применять ИЯ с целью решения профессиональных задач;
• владение ИЯ для обработки, анализа и систематизации данных.
При создании условий для обучения ИЯ в неязыковом вузе важно учитывать отличность этого процесса от аналогичного процесса в лингвистическом вузе, обусловленную следующими причинами [5]:
• недостаточное отведённых учебным планом на изучение ИЯ количество часов;
• низкий либо неодинаковый уровень знаний ИЯ у выпускников школ;
2179
• низкий уровень мотивации студентов, связанный с непониманием возможностей применения ИЯ в будущей профессиональной деятельности;
• слабая техническая оснащённость аудиторий для работы с учебным материалом;
• недостаточный уровень подготовки преподавателей вузов;
• отсутствие достаточного для приобретения качественных учебных материалов финансирования;
• использование устаревших методов и технологий обучения.
Ключевой новеллой российского высшего образования является
применение компетентностного подхода, обеспечивающего соответствие знаний и навыков выпускника вуза требованиям будущей профессии [6]. Компетентностный подход ориентирован на комплексное освоение обучающимися знаний и их практическое применение. При формировании направленности образования учитываются потребности студентов, благодаря чему последние самостоятельно добывают не только необходимую, но и интересующую их информацию. Вузам необходимо создавать условия, в которых обучающиеся смогут отслеживать собственный рост и достижения, а также будут способны осуществлять самооценку и самоанализ своей деятельности.
Основная роль при формировании благоприятных для освоения ИЯ условий отводится педагогической работе [7]. Так, преподавателю ИЯ необходимо:
• иметь доступ к онлайн-ресурсам, в полной мере обеспечивая его студентам;
• свободно оперировать актуальной подборкой информационных ресурсов, соответствующих индивидуальной учебной траектории студентов;
• обучать необходимым для продуктивной работы в эпоху компьютеризации навыкам, включая написание и чтение текстовых,
2180
графических, схематических и иных электронных инфоструктур, а также способствовать коммуникации и публикациям в онлайн-формате;
• полноценно и всестороннее развивать компьютерную грамотность с целью выстраивания гармоничной и целостной учебной программы.
Методы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе
Современная методология обучения ИЯ в неязыковом вузе основывается на следующих основных подходах [8]:
1. Профессионально ориентированный. Реализуется при выделении общих и специальных задач обучения и отборе его содержания, которое должно быть аутентичным, профессионально направленным и отражать современное состояние и развитие профильной отрасли.
2. Компетентностный. Направлен на приобретение знаний и навыков, необходимых в профессиональной деятельности.
3. Личностно ориентированный. Воплощается в принципах обучения ИЯ, таких как принцип наглядности и индивидуализации.
4. Межкультурный. Реализуется в предоставлении студентам текстов, дающих возможность сравнивать и анализировать отечественные и зарубежные отраслевые системы, пополняя свой личный тезаурус новыми концептами.
Обеспечение качественного обучения ИЯ, ориентированного на современные потребности общества, требует внедрения инновационных образовательных технологий, которые нацелены на решение творческих проблемно-поисковых задач, обеспечивают интеграцию предметных знаний и способствуют накоплению эффективного опыта практического применения ИЯ в опосредованном и непосредственном общении в профессиональных целях [9]. Среди продуктивных образовательных методов и технологий, способствующих значительному повышению мотивации студентов не только к изучаемому ИЯ, но и к образовательному процессу в целом, относятся:
1. Деловая игра. Имитирует процесс естественной профессиональной коммуникации и приближает занятия по ИЯ к условиям реального общения.
2181
Этот вид образовательных технологий способствует активизации личностного потенциала и развитию стремления к успеху, открывая большие возможности для эффективной работы студентов, осуществляемой самостоятельно.
2. Интерактивные методы. Превращают обучающихся в субъекты учебной деятельности [10]. В результате у студентов формируются не только необходимые профессиональные навыки, но и набор гибких навыков, таких как установление личных контактов, адаптация в команде, ответственность за командную работу, генерирование планов и идей, принятие нестандартных решений, эффективное управление деятельностью и временем, предвидение и анализ результатов совместной работы. Одной из интерактивных технологий обучения ИЯ является кейс-технология, предполагающая формирование реальной ситуации, требующей речевого взаимодействия [11].
3. Проектный метод. Позволяет поставить студентов в центр учебного процесса, сделав их активными субъектами образовательного процесса, организовать их взаимодействие и придать учебному процессу реальную практическую ориентированность [12]. Метод проектов позволяет вывести обучающихся на максимальный уровень формирования иноязычной коммуникативной компетентности в условиях малого объёма времени и минимального уровня владения ИЯ студентами неязыковых вузов.
4. Предметно-языковое интегрированное обучение. Представляет собой двухфокусную образовательную технологию, при реализации которой ИЯ выступает одновременно в качестве объекта изучения и средства, применяемого в обучении специальному предмету [13]. За счёт интегрирования в образовательном процессе изучения специального предмета и ИЯ при возможности гибкого перемещения акцентов на разных этапах обучения у обучающихся формируются и консолидируются предметные и языковые знания, умения и навыки и существенно расширяется интеллектуальный диапазон, способствующий развитию аналитического и критического мышления.
Заключение
2182
В рамках компетентностного подхода к образованию современному преподавателю ИЯ в неязыковом вузе необходимо отказаться от использования готовых методических стандартов, отдавая предпочтение новым технологиям и методам, обеспечивающим условия, необходимые для овладения языком. Использование современных образовательных технологий даёт возможность реализации личностно ориентированного подхода в обучении и обеспечения индивидуализации образования с учётом потребностей и способностей студентов, их интересов и уровня владения ИЯ. Современные методы обучения языку формируют основу для интегрирования всех получаемых в вузе знаний, повышают заинтересованность в изучении ИЯ и способствуют созданию оптимальных условий для эффективного обучения ИЯ в неязыковом вузе.
Список литературы
1. Бабакулова Л.Р. Процесс обучения иностранному (английскому) языку в нефилологических вузах // European Science. - 2019. - № 7 (49). - С. 6971.
2. Хлыбова М.А. Особенности смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10, № 2 (35). - С. 311-313.
3. Рогожова А.М. Практические аспекты формирования коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов // Инновационная наука. -2021. - № 1. - С. 120-124.
4. Жданкина И.Ю., Игнатьева Н.Н. Оценка сформированности компетенций на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах // Kant. - 2018. -№ 2 (27). - С. 41-47.
5. Ленская Н.А. Новые модели и лингвообразовательные технологии в обучении иностранному языку в вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 11-1 (50). - С. 133-136.
6. Батунова И.В. Современный подход к обучению иностранному языку студентов технического вуза / И.В. Батунова, Т.В. Жавнер, Е.И.
2183
Лобынева, А.Ю. Николаева // Современные исследования социальных проблем. - 2018. - Т. 9, № 9-1. - С. 19-37.
7. Максудов У.О. Современные методы и приёмы обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Язык и культура. - 2020. - № 49. -С. 242-254.
8. Барбакова Е.В. Методологические основы моделирования учебника иностранного языка для магистров неязыкового вуза // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 6. - С. 51-60.
9. Соболева О.С., Казарян О.В. Методики, имитирующие естественную профессиональную коммуникацию, при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 3. - С. 109-116.
10. Куликова К.М. Интерактивные методы обучения на современном занятии по иностранному языку в неязыковом вузе // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 6. - С. 17-21.
11. Зудина А.И. Формирование коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза через использование кейс-технологии при обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 4 (33). - С. 134-136.
12. Гетманская М.К. Обучение иностранному языку студентов неязыковых вузов с использованием кросс-культурных проектов // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3 (140). - С. 109-115.
13. Пичкова Л.С., Чертовских О.О. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку в неязыковых вузах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8, № 1 (26). - С. 227-230.
Bibliography
1. Babakulova L.R. The process of teaching a foreign (English) language in non-philological universities // European Science. - 2019. - No. 7 (49). - S. 69-71.
2184
2. Khlybova M.A. Features of blended teaching of a foreign language in a non-linguistic university // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology.
- 2021. - T. 10, No. 2 (35). - S. 311-313.
3. Rogozhova A.M. Practical aspects of the formation of communicative competence among students of non-linguistic universities // Innovative science.
- 2021. - No. 1. - P. 120-124.
4. Zhdankina I.Yu., Ignatieva N.N. Assessment of the formation of competencies in the classroom in a foreign language in non-linguistic universities // Kant. -2018. - No. 2 (27). - S. 41-47.
5. Lenskaya N.A. New models and linguo-educational technologies in teaching a foreign language at a university // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. - 2020. - No. 11-1 (50). - S. 133-136.
6. Batunova I.V. A modern approach to teaching a foreign language to students of a technical university / I.V. Batunova, T.V. Zhavner, E.I. Lobyneva, A.Yu. Nikolaev // Modern studies of social problems. - 2018. - T. 9, No. 9-1. - S. 1937.
7. Maksudov U.O. Modern methods and techniques of teaching a foreign language to students of non-linguistic universities // Language and Culture. -2020. - No. 49. - P. 242-254.
8. Barbakova E.V. Methodological foundations of modeling a foreign language textbook for masters of a non-linguistic university // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2019. - No. 6. - P. 51-60.
9. Soboleva O.S., Kazaryan O.V. Methods imitating natural professional communication when teaching a foreign language in a non-linguistic university // Pedagogy and psychology of education. - 2019. - No. 3. - P. 109-116.
10. Kulikova K.M. Interactive teaching methods in a modern foreign language lesson in a non-linguistic university // Modern Pedagogical Education. - 2020.
- No. 6. - P. 17-21.
11. Zudina A.I. Formation of the communicative competence of students of a non-linguistic university through the use of case technology in teaching a foreign
2185
language // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. - 2020. -V. 9, No. 4 (33). - S. 134-136.
12. Getmanskaya M.K. Teaching a foreign language to students of non-linguistic universities using cross-cultural projects // Kazan Pedagogical Journal. - 2020.
- No. 3 (140). - S. 109-115.
13. Pichkova L.S., Chertovskikh O.O. Formation of intercultural communicative competence in the process of teaching a foreign language in non-linguistic universities // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. - 2019.
- V. 8, No. 1 (26). - S. 227-230.
© Рябкова Е.С., Маулекешева М.К., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №4/2022
Для цитирования: Рябкова ЕС., Маулекешева М.К. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «БШёКеЪ» №4/2022
2186