Научная статья на тему 'Реализация коммуникативного подхода при обучении иностранному языку с использованием новых информационных технологий'

Реализация коммуникативного подхода при обучении иностранному языку с использованием новых информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NEW INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE APPROACH / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF LIFELONG LEARNING / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенева Ирина Аркадьевна, Соколова Антонина Борисовна

Раскрывается роль коммуникативного подхода и внедрения в учебный процесс новых информационных технологий с целью организации системы непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшенева Ирина Аркадьевна, Соколова Антонина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applying of communicative approach and new informational technologies in foreign language teaching

The article reveals the role of the communicative approach and new informational technologies in foreign language teaching in order to organize a system of lifelong learning.

Текст научной работы на тему «Реализация коммуникативного подхода при обучении иностранному языку с использованием новых информационных технологий»

УДК 372.881.111.1 ББК 74.48

РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИРИНА АРКАДЬЕВНА ГОРШЕНЕВА,

заведующая кафедрой иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат юридических наук, профессор; АНТОНИНА БОРИСОВНА СОКОЛОВА, доцент кафедры иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается роль коммуникативного подхода и внедрения в учебный процесс новых информационных технологий с целью организации системы непрерывного образования.

Ключевые слова: новые информационные технологии, коммуникативный подход, система непрерывного образования, электронное обучение.

Annotation. The article reveals the role of the communicative approach and new informational technologies in foreign language teaching in order to organize a system of lifelong learning.

Keywords: new informational technologies, communicative approach, the system of lifelong learning, e-learning.

Современное общество предъявляет принципиально новые социальные требования к подготовке специалистов во всех областях народного хозяйства, в том числе к сотрудникам правоохранительных органов. Реформа МВД была вызвана к жизни необходимостью пересмотреть роль полиции в деле формирования гражданского общества и построения правового государства. Наша страна все более расширяет профессиональные контакты на международном уровне. А следовательно, подготовка по иностранным языкам становится важнейшей компонентой ведомственного полицейского образования, задача которого состоит в обеспечении должного качества знаний выпускников вузов системы МВД.

В свете современных тенденций непрерывного образования учебное заведение должно создать обучающемуся прочные предпосылки его дальнейшего профессионального и культурного роста. В условиях ведомственной направленности обучения

приоритетное значение для учащихся приобретает формирование умений обрабатывать информацию, связанную с его специальностью. Растущие международные связи предполагают тесное взаимодействие сотрудников правоохранительных ведомств разных стран в деле профилактики и пресечения преступности и прежде всего ее транснациональных форм. Успешное сотрудничество невозможно без владения иноязычными навыками. Поэтому очевидной выступает необходимость выведения подготовки по иностранным языкам на качественно новый уровень. Достижению этой цели может в первую очередь способствовать использование в образовательном процессе современных технологий обучения, в том числе и информационных.

Сегодня важнейшим источником информации, помимо печатных изданий, являются Интернет ресурсы. Поэтому, когда мы говорим о том, что специалист должен научиться работать с информацией, мы подразумеваем также, что он должен обладать

соответствующими знаниями и в области информационных технологий.

Таким образом, иноязычная подготовка специалиста должна носить комплексный характер. Формирование соответствующих компетенций не должно ограничиваться рамками аудитории в пределах отведенных учебных часов. Необходимо расширить эти границы, используя, помимо традиционных учебных материалов, работу с информацией из глобального информационного пространства, формируя у обучающихся умения самостоятельно обрабатывать и применять получаемые сведения как на родном, так и на иностранном языке.

Современный процесс подготовки по иностранным языкам ориентирован на реализацию Болон-ских соглашений по интернационализации образования. Реформы, проводимые в рамках Болонского процесса, предполагают решение ряда ключевых спорных вопросов общеевропейского образовательного пространства, связанных с уточнением содержания образования, поиском оптимальных способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования. Особое внимание в этих реформах уделяется иностранным языкам, поскольку их изучение способствует воспитанию толерантности, стремлению к сотрудничеству, достижению взаимопонимания между народами, уважению личности независимо от ее расовой, национальной, религиозной и политической принадлежности.

В связи с новыми социальными задачами были выработаны наиболее оптимальные технологии и методики обучения иностранным языкам, где на первый план выступает прагматический аспект. Отвлеченные знания бесполезны. Поэтому сегодня обучение иностранному языку, формирование иноязычной коммуникативной компетенции должны быть неразрывно связаны с будущей или реальной профессиональной деятельностью обучающихся.

В настоящее время широко востребованы международные полицейские контакты, нацеленные на обеспечение безопасности граждан, предотвращение террористических актов, противодействие экстремизму. Наша страна активно сотрудничает в этих направлениях со странами Запада и Востока, в том числе и в рамках Интерпола и Европола. Поэтому

подготовка сотрудников, владеющих иностранными языками все более становится насущной необходимостью. Специалисты должны усвоить навыки использования иноязычной компетенции как для осуществления элементарного делового общения, так и для получения информации из зарубежных источников. И здесь важно владение новыми информационными технологиями, так как большой объем необходимой информации на иностранном языке возможно получить прежде всего в Интернете, наиболее доступном информационном источнике. Таким образом, необходимость формирования у обучающихся информационной компетенции находится в неразрывной связи с формированием иноязычной коммуникативной компетенции. Решению этой задачи может способствовать четкая, логически выверенная организация учебного процесса.

Методики обучения иностранным языкам эво-люционизировали в зависимости от существующего в обществе социального заказа. В разное время это были, например, бихевиористский подход (Б. Скин-нер), когнитивный подход (Дж. Брунер, У. Риверс), дедуктивный у. Gollin) и др.

Основным направлением современных методик выступает коммуникативный подход, который неразрывно связан с реализацией прагматической направленности обучения. Он возник в Великобритании в 1970-х гг. В это время, время бурного развития международных связей, как раз и появился новый социальный заказ, касающийся обучения иностранным языкам: от специалиста требовалось овладеть языком прежде всего как средством общения.

Существенное влияние на развитие данного подхода в нашей стране оказали И.Л. Бим, Е.С. По-лат, Н.И. Гез , Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов , Г.А. Китайгородская, которые заложили теоретическую основу деятельностной методики обучения иностранным языкам и определили ее главную функцию как реализацию принципа коммуникативной направленности.

В контексте современных тенденций образования и реформирования всей системы правоохранительных органов Российской Федерации именно принцип коммуникативной направленности обучения, в том числе и иноязычной, призван сыграть ключевую роль в подготовке нового поколения специалистов для органов внутренних дел.

Рассматривая специфику предмета «иностранный язык», важно четко определить организационные формы учебного процесса, исходя из специфики подготовки специалистов для конкретного ведомства МВД РФ. Например, исследователь Р.Г. Потапова отмечает деятельностную основу иностранного языка, «что предусматривает необходимость организации самостоятельной деятельности обучающихся, предоставления каждому обучающемуся достаточной практики в соответствующем виде речевой деятельности, в упражнениях по формированию соответствующих навыков» [2, С. 162]. Поставленной задаче способствует внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, прежде всего, новейших информационных и коммуникационных, активных методов обучения, направленных на раскрытие индивидуальных способностей обучающегося, формирование его личной учебной траектории.

Внедрение ИКТ в преподавание любого предмета, включая иностранный язык — не дань моде, а осознанная необходимость, обусловленная велением времени. Очевидно, что использование новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает доступ к получению новых знаний, обеспечивает выход в мировое информационное пространство. Квалифицированный полицейский, как и любой другой специалист, в целях повышения своего профессионального уровня обязан овладеть навыками работы с любыми, в том числе и зарубежными, источниками информации, относящимися к его профессиональной деятельности.

Термин eLearшng (электронное обучение) сегодня стал ключевым понятием всей системы обучения. Таким образом, новые информационные технологии являются предпосылкой создания современного образовательного пространства способного обеспечить возможность непрерывного образования. Внедрение новых ИКТ в учебный процесс по иностранному языку является необходимой предпосылкой дальнейшего успешного профессионального роста сотрудников правоохранительных органов.

Интернет является на сегодняшний день важнейшим источником информации, который, что важно, постоянно обновляется. Овладение навы-

ками находить, отбирать, контекстуализировать и толковать нужную информацию из аутентичных иностранных источников является одной из приоритетнейших задач современного образовательного процесса. По окончании вуза выпускники должны владеть иностранным языком как средством межкультурного профессионального общения, инструментом познания определенной области знаний, что в дальнейшем будет способствовать его постоянному личностному и профессиональному росту. Поэтому процесс обучения в вузе должен быть также нацелен на развитие умений самостоятельной работы с иноязычными источниками информации, электронными словарями, справочными материалами и т.д.

Между тем, как показывает практика, как раз таких навыков и не хватает обучающимся. Недостаточно получить инструмент, необходимо научиться им пользоваться. В этой связи в курс обучения уместно внедрять такие формы и методы учебной работы, которые способствуют отработке у учащегося алгоритма действий по поиску и обработке информации. Важно также при возможности организовывать элементы межличностного профессионального взаимодействия с зарубежными коллегами, что, в свою очередь, предполагает формирование навыков письменной коммуникации в виртуальном пространстве. Иными словами, процесс обучения иностранному языку должен быть направлен на все сферы коммуникации: не только на диалогическое устное общение, но и на письменное общение в Интернете. При этом, как справедливо отмечает Н.Ю. Северова, «необходимо учитывать не только языковой, но и прагматический аспект с учетом особенностей речевого взаимодействия собеседников» [4, С. 100].

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.

1. Возможность повышения профессионального и культурного уровня специалистов становится неразрывно связанной с овладением навыками пользования новыми ИКТ как источником получения информации.

2. Новые информационные технологии являются предпосылкой создания современного образовательного пространства и способствуют организации системы непрерывного образования.

3. При формировании навыков межкультурного профессионального общения следует развивать умения не только устной, но и письменной коммуникации с обязательным учетом коммуникативно-прагматического аспекта.

Литература

1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.

2. Потапова Р.Г. Новые информационные технологии и лингвистика: Учебное пособие. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с.

3. Романова К.Е. Модель организации образовательного технологического процесса на основе использования потенциала электронных образовательных ресурсов / Е.К. Васин, К.Е. Романова // Школа будущего. 2013. №5. С. 176—182.

4. Северова Н.Ю. Обучение иноязычной письменной коммуникации в социальных сетях с учетом

лингвопрагматического аспекта. / Н.Ю. Северова. Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 1. С. 94—100.

References

1. PolatE.S. Modern pedagogical and information technologies in education: textbook. a manual for students of higher. proc. institutions / E.S. Polat, M.Y. Bukharkina. M.: Publishing center «Academy», 2007. 368 p.

2. Potapova R.G. New information technologies and linguistics: a manual. Ed. 2-E. M.: editorial URSS, 2004. 320 p.

3. Romanova K.E. Model of organization of educational process at the basis of the potential of electronic educational resources / E.K. Vasin, E.K. Romanova // the school of the future. 2013. No. 5. P. 176—182.

4. Severova N.Yu. Teaching foreign-language written communication in social networks taking into account pragmatic aspects. / N.Yu. Severova, Bulletin of Moscow state regional University. 2015. No. 1. P. 94—100.

УДК 355.55 ББК 68.49

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ (КОНЕЦ XX — НАЧАЛО XXI ВЕКА)

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ДМИТРИЕВ,

кандидат военных наук,

заместитель начальника кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: dmitriev-740@mail.ru

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются электронные стрелковые тренажеры, созданные на основе инновационных технологий. Определяются их основные направления развития. Делается вывод, что такие системы со временем приобретали все более высокую степень приближения условий тренировки к реальной обстановке. Автор приходит к заключению, что использование тренажеров, разработанных в конце XX — начале XXI вв., в совокупности с реальными стрельбами дает значительные результаты.

Ключевые слова: тренажер, электронные стрелковые тренажеры, лазерные стрелковые комплексы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.