Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 1 (41). С. 162-169 Pedagogical Review. 2022, vol. 1 (41), pp. 162-169
Научная статья УДК 159.9: 376.37
https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-1-162-169
РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА К ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Елена Ермолаевна Дмитриева1, Надежда Викторовна Сухарникова2
12 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,
Нижний Новгород
1 dmitrievaele@gmail.com
2 suharnikovanv@std.mininuniver. ru
Аннотация
Представлено исследование, реализующее коммуникативный подход к диагностике и коррекции коммуникативно-речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями.
Приведены результаты теоретико-экспериментального изучения коммуникативно-речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи, свидетельствующие о бедности мотивационных побуждений детей в общении с партнером, низком уровне развития вербальных средств общения и неспособности к диалогическому общению.
Предложена система коррекционно-развивающих интегрированных занятий с использованием логопсихологического тренинга и кейс-технологии. Обозначена важность использования работы в диадах при организации диалогического общения старших дошкольников.
Эффективность реализованной логопсихологической программы подтверждают представленные в статье результаты контрольного среза.
Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, коммуникативно-речевые нарушения, коммуникативный подход в логопедии, вербальное взаимодействие, взаимодействие в диадах, интегративные занятия, логопсихологический тренинг, кейс-технологии
Для цитирования: Дмитриева Е. Е., Сухарникова Н. В. Реализация коммуникативного подхода к диагностике и коррекции коммуникативно-речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 1 (61). С. 162169. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-1-162-169
Original article
IMPLEMENTATION OF A COMMUNICATIVE APPROACH TO THE DIAGNOSIS AND CORRECTION OF COMMUNICATIVE AND SPEECH DISORDERS IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Elena E. Dmitrieva1, Nadezhda V. Suharnikova2
12 Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod
1 dmitrievaele@gmail.com
2 suharnikovanv@std.mininuniver. ru
Abstract
The paper presents a study that implements a communicative approach to the diagnosis and correction of communicative-speech disorders in children with speech disorders. The results of a theoretical and
© Е. Е. Дмитриева, Н. В. Сухарникова, 2022
experimental study of the communicative-speech development of older preschoolers with general speech underdevelopment, indicating the poverty of children's motivational impulses in communicating with a partner, a low level of development of verbal means, a low communicative orientation of speech, lack of interest in contacts, inability to navigate in communication situations, are presented. lack of desire to develop dialogue. The possibility of using a logo psychological approach in the correction of communicative-speech disorders in older preschoolers with general speech underdevelopment is substantiated, aimed at mastering the norms and values adopted in society and the need to integrate the correctional and educational process for the development of speech and full-fledged communication skills in older preschoolers. A system of correctional and developmental integrated lessons is proposed, during which the teacher - speech therapist, simultaneously solves speech therapy and psychological tasks using speech therapy training and case technology, which encourage older preschoolers to develop an active position, defend their point of view, form communicative activity on the basis of verbal interaction in groups. The importance of using work in dyads in organizing dialogical communication of older preschoolers is indicated. The effectiveness of the implemented logo psychological program is confirmed by the results of the control section presented in the article.
Keywords: children with general speech underdevelopment, communicative speech disorders, communicative approach in speech therapy, verbal interaction, interaction in dyads, integrative classes, speech psychology training, case technologies
For citation: Dmitriyeva E. E., Sukharnikova N. V. Implementation of a communicative approach to the diagnosis and correction of communicative and speech disorders in older preschoolers with general speech underdevelopment [Realizatsiya kommunikativnogo podkhoda k diagnostike i korrektsii kommu-nikativno-rechevykh narusheniy u starshikh doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiyem rechi]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 1 (61), pp. 162-169. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-1-162-169
Процессы интеграции, происходящие на современном этапе развития отечественной системы образования, затрагивают все сферы образовательного процесса и выдвигают на первый план проблему социализации детей с нарушениями в речевом развитии и включения их в систему социальных отношений. Речь является ключевым фактором социализации, необходимым условием полноценного формирования качеств личности.
Эффективность адаптации ребенка в социуме зависит в первую очередь от полноценности процесса общения и межличностного взаимодействия [1, 2].
В связи с этим важнейшим аспектом для коррекционной психологии является поиск эффективных путей развития у детей, имеющих речевые нарушения, навыков вербальной коммуникации и адекватного коммуникативного поведения. На современном этапе развития логопедической практики особую актуальность приобретает коммуникативный подход в реализации коррекционно-логопедической помощи детям с речевыми нарушениями [3].
По мнению Е. Е. Дмитриевой, потребностно-мотивационные установки на общение с партнером у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) как самой многочисленной группы детей с речевыми нарушениями определяют функционально-содержательные характеристики используемых детьми в общении вербальных средств [4, 5]. Т. Н. Волковская, рассматривая недоразвитие вербальных средств в качестве ведущего показателя, детерминирующего психологическую структуру коммуникативных нарушений, устанавливает взаимосвязь коммуникации и уровня сформиро-ванности средств общения. Речевая недостаточность в настоящее время приобретает у большинства детей более недифференцированный, мозаичный характер и, как правило, сопряжена с сопутствующей патологической симптоматикой в перцептивной, когнитивной, двигательной и других сферах психической деятельности ребенка. Усиление социальной направленности коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, смещение приоритетов в сторону коммуникативного и личностного развития, как отмечает автор, детерминировали активизацию межпредметных связей логопедии с психологией, и в первую очередь с логопсихологией. При этом психоло-
гическая составляющая в комплексной системе коррекции становится необходимым условием обучения детей с общим недоразвитием речи и значимым фактором, оказывающим влияние на успешное решение задачи их коммуникативной адаптации [6].
Цель статьи - экспериментальное изучение коммуникативно-речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи и возможности коррекции коммуникативно-речевых нарушений при целенаправленной организации коммуникативного пространства и решения детьми коммуникативных задач в общении с партнером.
Возрастание роли коммуникации в современном обществе обуславливает необходимость применения нетрадиционных методов обучения и инновационных технологий. Данный аспект предполагает переосмысление базовых форм организации учебного процесса, постепенный уход от статичной системы обучения и воспитания дошкольников к развивающейся, динамической нелинейной системе.
В целях диагностики коммуникативно-речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи было проведено экспериментальное исследование. Базой исследования стало муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 „Золотая рыбка"» г. Богородска Нижегородской области. В эксперименте участвовали старшие дошкольники 6-7 лет с нормальным речевым развитием (НРР) (20 человек) и воспитанники группы компенсирующей направленности, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня речевого развития (20 человек). Диагностическая программа предполагала изучение вербального общения детей в специально созданных коммуникативных ситуациях. Исследование коммуникативно-речевых особенностей у дошкольников осуществлялось в диаде «НРР + НРР» и «ОНР + ОНР» и включало в себя приведенные ниже методы диагностики.
Для определения уровня успешности совместного решения задачи в процессе сотрудничества была использована методика Н. В. Кругловой «Взаимосвязи характеристик сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с успешностью совместного решения задачи» [7], включающая в себя специальные критериальные оценки:
- оценка понимания сказки, в т. ч. оценка пересказа сюжета вместе с партнером по диаде, понимания содержания и основной мысли сказки и оценка собственного отношения ребенка к сказке;
- оценка уровня сотрудничества, в т. ч. согласованность ответов детей при работе в паре, характер сотрудничества, умение сконцентрироваться, готовность и желание выполнить задание, заинтересованность в достижении поставленных целей.
Выбор данной методики обоснован тем, что позволяет проследить характер взаимодействия детей, умение работать в парах и их способность к сотрудничеству. Для объективности исследования дети были распределены по парам.
С целью изучения навыка использования и развития речевых средств общения детей в диадах, обследования особенностей диалогического общения была использована методика А. Г. Арушано-вой «Оценка уровня диалогического общения» [8].
Показатели результативности, которые оценивались по следующим критериям:
- понимание содержания диалога;
- активность и инициатива в процессе диалогового общения;
- средства общения (использование простых либо развернутых ответов, соблюдение диалогической последовательности, сопряженного диалога);
- коммуникативно-семантический тип высказывания;
- использование различных способов коммуникации. Особое внимание обращалось на открытость в общении, правильную аргументацию, ее объективность, направленность на собеседника.
Результат диагностического исследования сотрудничества в парах представлен в табл. 1.
Таблица 1
Показатели понимания сказки и характера сотрудничества в парах, %
Тип диады Понимание сказки Уровень сотрудничества в парах
высокий средний низкий высокий средний низкий
ОНР + ОНР 20 43 37 10 40 50
НРР + НРР 53 37 10 53 43 4
В соответствии с данными, представленными в табл. 1, можно сделать вывод, что в диадах НРР + НРР уровень понимания сказки выше, в сравнении с парами ОНР + ОНР. Высокий уровень в диадах с НРР показали 53 % воспитанников, в диадах ОНР + ОНР только 20 % испытуемых. Дети с нормальным речевым развитием позитивно настроены на сотрудничество, умеют слушать и задавать вопросы партнеру, используют развернутые ответы, у них отмечалась направленность на собеседника, активность и инициатива в процессе диалогового общения, соблюдение диалогической последовательности. В диадах ОНР + ОНР коммуникация испытуемых была направлена на себя, согласия в подходе к пониманию сказки не было, диалогическая последовательность отсутствовала, использовались простые малораспространенные предложения, поэтому пересказ не получился. Показатели сотрудничества в диадах НРР+НРР в основном на высоком уровне (53 %) и среднем (43 %). В диадах ОНР + ОНР на среднем (40 %) и низком уровнях (47 %). Детям с НРР характерна согласованность в действиях, желание совместно с партнером найти общее решение поставленной задачи. В диадах ОНР + ОНР большинство испытуемых оказались не готовы к сотрудничеству, низкий уровень показали 50 % от общего числа детей группы. Между детьми часто возникали конфликты, которые самостоятельно не разрешались, только с вмешательством взрослого их можно было уладить.
Результаты изучения особенностей диалогического общения и диалогической речи представлены в табл. 2.
Таблица 2
Особенности развития диалогического общения у старших дошкольников, %
Тип диады Оценка уровня диалогического общения
высокий средний низкий
ОНР + ОНР 17 47 36
НРР + НРР 57 33 10
Данные, представленные в табл. 2, показывают, что в диадах ОНР + ОНР преобладает средний уровень диалогического общения (47 %), в диадах НРР + НРР высокий (57 %). Диалог в парах НРР + НРР выстраивался по принципу сопряженного цикла взаимосвязанных высказываний. Дети активно задавали вопросы и отвечали, комментировали свои действия побуждающими высказываниями, использовали вербальные средства. В диадах ОНР + ОНР диалог не развивался, дети не могли договориться, привести аргументы, не обращали внимания на партнера, использовали дополнительные жесты, были сконцентрированы только на себе. Таким образом, в результате диагностического исследования у старших дошкольников с ОНР были выявлены нарушения как коммуникативного, так и речевого развития, которые выражались в неумении ориентироваться на партнера, направленности на себя, на собственные интересы в ситуативности общения, в нарушении логической организации, взаимосвязанности и распространенности высказываний, отсутствии размышления. Дети с ОНР неохотно пользовались речью, шли на контакт со сверстниками. Выявленные недостатки существенно ограничивают диапазон коммуникативных, речевых задач и используемых для этого диалогических средств общения.
В целях коррекции выявленных коммуникативно-речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи была реализована коррекционно-развивающая логопсихологическая программа. Мы полагали, что обогащение коммуникативного опыта детей, расширение решаемых
ими коммуникативных задач создает психолого-педагогические условия для активизации и коррекции вербальных средств общения детей. В работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, которым свойственна замкнутость, закрепощенность в общении, речевой негативизм, особенно в крупных по составу группах, эффективна в применении такая организационная форма обучения, как работа в диадах [9]. По мнению О. Б. Даутовой, данная форма работы успешно сочетает в себе плюсы как в психологическом, так и в коммуникативном аспекте.
Один ребенок внутренне настраивается на волну своего партнера, в результате чего вырабатываются навыки успешной коммуникации. Работа в паре (диаде) как нельзя лучше влияет на самоощущения и самооценку детей, устраняет психологический дискомфорт, помогает раскрытию их внутреннего потенциала, способствует активному включению вербальных средств общения для налаживания коммуникации, стимулирует речевое развитие. Кроме того, взаимодействие в диадах помогает детям с общим недоразвитием речи увидеть и оценить собственное поведение во взаимодействии с партнером и ощутить на себе реакцию партнера в процессе взаимодействия. Поэтому программа была реализована нами именно в диадах (ОНР + ОНР) со старшими дошкольниками 6-7 лет (20 человек). Испытуемые были разделены на две группы - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Коррекционное воздействие осуществлялось через интегрированные занятия, в ходе которых учитель-логопед решает одновременно и логопедические (обогащение словаря, развитие связной и диалогической речи и др.,), и психологические (расширение потребностно-мотива-ционных установок в общении с партнером, преодоление эгоцентрической позиции в коммуникативном процессе и др.) задачи. Для повышения эффективности логопедического воздействия, стимулирования детей к активному включению в коррекционный процесс был использован прием игровой психокоррекции и логопсихологический тренинг как способ развития навыков взаимодействия детей в диадах. Занятия с использованием логопсихологического тренинга имели интегрированный характер и включали в себя работу по формированию коммуникативных умений и навыков во взаимосвязи с формированием речевого поведения [10]. Кроме логопсихологического тренинга в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ОНР нами использовалась довольно редко применяемая в логопедической практике кейс-технология. «Кейс» в переводе латинского casus означает «необычный, запутанный случай» и от английского case - «чемоданчик, портфель».
Технология кейсов основана на проблемном обучении, на проведении активного проблемно-ситуационного анализа посредством решения поставленных проблемных задач-ситуаций, или кейсов, в аспекте коллективного взаимодействия. Другими словами, метод кейсов - это метод коллективного анализа проблемной ситуации. Главным предназначением кейсов является формирование у ребенка способности решить поставленную проблему посредством группового взаимодействия. При этом особое внимание акцентируется не на получение уже готового ответа, а на его поиск, разработку, создание, т. е. на сотрудничество, сотворчество детей между собой. Кейс-технологии ориентируют на анализ и глубокую проработку ситуаций, взятых из реальной жизни, которые соответствуют детям дошкольного возраста. Задачей дошкольников в связи с этим является анализ предложенной проблемной ситуации, ее подробный разбор, выработка на основе совместных обсуждений варианта решения проблемы, который, по мнению детей, будет наиболее правильным применительно к данной ситуации. Кейс-технология побуждает дошкольников к выработке активной позиции, формирует коммуникативную деятельность на основе вербального взаимодействия в группах, при этом дети получают ценный опыт межличностного общения, умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения. В отношении старших дошкольников с общим недоразвитием речи метод кейсов используется в рамках коммуникативного подхода как обязательная часть совместной детской деятельности для формирования у них коммуникативно-речевой компетентности. С экспериментальной группой проводились коррекционные интегрированные занятия, контрольная группа занималась по плановой коррекционной программе ДОУ.
Результаты коррекционной работы были проверены посредством контрольного среза, представленного в табл. 3.
Таблица 3
Результаты изучения коммуникативно-речевого развития старших дошкольников с ОНР по результатам контрольного эксперимента, %
Группа испытуемых Понимание сказки Сотрудничество в диадах Диалогическое общение
высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий
ЭГ 53 28 19 44 37 19 56 31,5 12,5
КГ 19 38 43 13 43 44 19 37 44
Из табл. 3 видно что, испытуемые экспериментальной группы показали положительную динамику по следующим параметрам: понимание сказки и ее пересказ совместно с партнером по диаде. В сравнении с первичной диагностикой высокий уровень в группе с ОНР показали 53 % детей. Результаты в контрольной группе детей, не участвовавших в коррекции, остались низкими (только 19 % из них показали высокий уровень). Значительно уменьшилось число испытуемых экспериментальной группы с низким уровнем. После проведения коррекции на контрольном этапе только 19 % дошкольников показали низкий уровень, в сравнении с ними в группе испытуемых, не участвовавших в коррекционной работе, выявлено 43 % дошкольников с низким уровнем. Следует отметить активную работу детей в диадах, дошкольники прислушивались к мнению партнера, обсуждали варианты пересказа сказки, выражали свою позицию. Сам пересказ отличался точностью передачи сюжета, последовательностью и пониманием основной мысли сказки. Уровень сотрудничества при взаимодействии в диадах также показал высокие результаты в экспериментальной группе: высокий уровень показали 44 % испытуемых, в контрольной - только 13 %. Дошкольники экспериментальной группы показали согласованность в действиях, желание работать в диаде, совместно с партнером обсуждать ситуацию, чтобы выполнить поставленную задачу - правильно передать содержание.
После проведенных коррекционных интегрированных занятий дети стали свободнее вести себя с партнером, проявляли заинтересованность в совместной работе. Уровень сформированности диалогического общения также имел положительную динамику: в экспериментальной группе высокий уровень показали 56 % от общего числа испытуемых, в то время как в контрольной - только 19 %. Дошкольники, участвовавшие в реализации коррекционной программы, продемонстрировали хорошее владение диалогом, готовность к диалогу, его развитию. Отмечались общение в диалоге с явной ориентацией на партнера, инициативность, активная ответная позиция, дети прислушивались и давали возможность высказаться друг другу. В контрольной группе диалоговое общение находилось в зачаточном состоянии, диалог не развивался, высказывания детей были непоследовательными, выявлялись затруднения лексико-грамматического характера при продуцировании высказываний, ошибки в понимании речи, аграмматизмы, трудности в построении развернутого высказывания, дети не могли договориться с партнером в паре, ориентировались на себя, а не на партнера.
Таким образом, в процессе проведенного экспериментального исследования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи были обнаружены нарушения коммуникативно-речевого развития, которые выражались в отсутствии потребности в общении, неумении сотрудничать, ориентироваться на партнера, ограниченности диалоговой речи и языковых средств, несформирован-ности навыков диалогового общения. С целью коррекции коммуникативно-речевых нарушений была реализована система интегрированных занятий со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, позволяющая детям решать в общении с партнером различные коммуникативные
задачи с использованием вариабельных речевых средств. Полученные результаты контрольного среза подтвердили эффективность использования коммуникативного подхода в коррекции коммуникативно-речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В экспериментальной группе положительная динамика была достигнута по исследуемым параметрам: сфор-мированность диалогического общения в процессе совместной работы в диаде, уровень сотрудничества в парах. В контрольной группе явных положительных изменений не выявлено.
Апробированная нами система интегрированных занятий со старшими дошкольниками с ОНР позволила оптимизировать коммуникативно-речевое развитие детей, их способность к сотрудничеству и диалогическому общению и обогащению их вербальной коммуникации.
Список литературы
1. Кузьмина Т. И. Диагностика Я-социального у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 4. 17 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155. М., 2013. 96 с.
3. Дмитриева Е. Е. Коммуникативный подход к изучению речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 8. С. 118-122.
4. Дмитриева Е. Е. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Нижний Новгород: Мининский ун-т, 2017. 101 с.
5. Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Реализация коммуникативного подхода к развитию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 39-43.
6. Волковская Т. Н., Левченко И. Ю. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития // Дефектология. 2020. № 3. С. 17-21.
7. Круглова Н. В. Взаимосвязь характеристик сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с успешностью совместного решения задачи // Право. Экономика. Психология. 2021. № 1 (21). С. 95-101.
8. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 120 с.
9. Даутова О. Б. Образовательная коммуникация. Традиционные и инновационные технологии. СПб.: КАРО, 2018. 93 с.
10. Буянова О. В. Коррекция коммуникативно-речевого развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопсихологического тренинга // Проблемы современного педагогического образования, 2019. № 65-С. С. 69-72.
Referenсes
1. Kuzmina T. I. Diagnostika YA-sotsial'nogo u mladshikh shkol'nikov s intellektual'nymi narusheniyami [Diagnostics of the social self with younger schoolchildren with intellectual disabilities]. VestnikMininskogo universiteta -Vestnik of Minin University, 2019, vol. 7, no. 4. 17 p. (in Russian).
2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya: utverzhden prikazom Minis-terstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 oktyabrya 2013 g., № 1155 [Federal State Educational Standard of Preschool education: approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 17, 2013, No. 1155]. Moscow, 2013. 96 p. (in Russian).
3. Dmitriyeva E. E. Kommunikativnyy podkhod k izucheniyu rechevogo razvitiya starshikh doshkol'nikov s ob-shchim nedorazvitiyem rechi [A communicative approach to the study of speech development of older preschoolers with general speech underdevelopment]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledo-vaniy - International Journal of Applied and Fundamental Research, 2018, no. 8, pp. 118-122 (in Russian).
4. Dmitriyeva E. E. Razvitiye obshcheniya so vzroslym i sverstnikom u starshikh doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiyem rechi [Development of communication with adults and peers in older preschoolers with general speech underdevelopment]. Nizhny Novgorod, Minin University Publ., 2017. 101 p. (in Russian).
5. Dmitriyeva E. E., Dvurechenskaya O. N. Realizatsiya kommunikativnogo podkhoda k razvitiyu rechi starshikh doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiyem rechi [Implementation of a communicative approach to speech development of senior preschoolers with general speech underdevelopment]. Problemy sovremennogo pedagogiche-skogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2018, no. 61-3, pp. 39-43 (in Russian).
6. Volkovskaya T. N., Levchenko I. Y. Kommunikativnyypodkhodv kontekste sovremennoy metodologiipsikhologo-pedagogicheskoy pomoshchi detyam s nedostatkami rechevogo razvitiya [Communicative approach in the context of modern methods of psychological and pedagogical assistance to children with impaired speech development]. Defektologiya, 2020, no. 3, pp. 17-21 (in Russian).
7. Kruglova N. V Vzaimosvyaz' kharakteristik sotrudnichestva u detey starshego doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazvitiyem rechi s uspeshnost'yu sovmestnogo resheniya zadachi [The relationship of the characteristics of cooperation in older preschool children with general underdevelopment of speech with the success of joint problem solving]. Pravo. Ekonomika. Psikhologiya, 2021, no. 1 (21), pp. 95-101 (in Russian).
8. Arushanova A. G. Rech' i rechevoye obshcheniye. Razvitiye dialogicheskogo obshcheniya: metodicheskoye poso-biye dlya vospitateley [Speech and speech communication. Development of dialogical communication. Methodical manual for educators]. Moscow, Mosaic-Synthesis Publ., 2005. 120 p. (in Russian).
9. Dautova O. B. Obrazovatel'naya kommunikatsiya. Traditsionnyye i innovatsionnye tekhnologii [Educational communication. Traditional and innovative technologies]. Saint Petersburg, KARO Publ., 2018. 93 p. (in Russian).
10. Buyanova O. V. Korrektsiya kommunikativno-rechevogo razvitiya u starshikh doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiyem rechi, sredstvami logopsikhologicheskogo treninga [Correction of communicative speech development of senior preschool children with the General underdevelopment of speech, means logopsychology training]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2019, no. 65-C, pp. 69-72 (in Russian).
Информация об авторах
Е. Е. Дмитриева, доктор психологических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Россия, 603005).
Н. В. Сухарникова, магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Россия, 603005).
Information about the authors
E. E. Dmitriyeva, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (ul. Ul'yanova, 1, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 6030605).
N. V. Sukharnikova, Master's degree student, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (ul. Ul'yanova, 1, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 6030605).
Статья поступила в редакцию 26.10.2021; принята к публикации 27.12.2021. The article was submitted 26.10.2021; accepted for publication 27.12.2021