Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕКСТОВОЙ ОСНОВЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕКСТОВОЙ ОСНОВЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ / ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бренчугина-Романова Анна Николаевна, Денисова Лариса Оганесовна

Грамматическая правильность речи характеризуется умением говорящего мотивированно и адекватно употреблять слова и конструкции в условиях речевой ситуации, с целью получения от собеседника нужной реакции. Под речевой ситуацией нами понимаются условия для продуцирования высказывания с целью сообщения, общения, воздействия. Важно отметить также персонализированный, тексториентированный и текстоцентричный подходы к изучению русского языка. При решении коммуникативно-ориентированных задач преподаватель, во-первых, работает над мотивационной стороной высказываний обучающихся, формируя коммуникативную потребность в общении. Во-вторых, учебный диалог предполагает включение обучающихся в процесс коммуникации на любом этапе работы, т.е. способствует самостоятельному выбору школьником наиболее интересных и ценных с его точки зрения коммуникативных заданий, что отвечает условиям персонализации обучения. Цель статьи заключается в выявлении особенностей коммуникативно-речевых упражнений и заданий для организации коммуникативно-направленного обучения русскому языку в 5-7 классах. В статье дано описание коммуникативно-речевых упражнений и заданий на основе связного текста и результативность использования этих заданий в ходе проведения экспериментальной работы. Как показало проведённое исследование, выполнение коммуникативно-речевых упражнений и заданий в ходе аналитической работы с текстом способствует развитию коммуникативных умений обучающихся и речевому развитию в целом, а также стимулирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бренчугина-Романова Анна Николаевна, Денисова Лариса Оганесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF COMMUNICATIVE-ORIENTED TEACHING OF THE RUSSIAN LANGUAGE ON A TEXT BASIS DURING THE TRANSITION TO THE PERSONALIZATION OF EDUCATION

Grammatical correctness of speech is characterized by the speaker's ability to use words and constructions in a motivated and adequate manner in a speech situation, in order to get the right reaction from the interlocutor. By a speech situation, we mean the conditions for producing an utterance for the purpose of communication, communication, and influence. It is also important to note personalized, text-oriented and text-centric approaches to learning the Russian language. When solving communicative-oriented tasks, the teacher, firstly, works on the motivational side of students' statements, forming a communicative need for communication. Secondly, the educational dialogue involves the inclusion of students in the communication process at any stage of work, i.e. it contributes to the students' independent choice of the most interesting and valuable communicative tasks from his point of view, which meets the conditions of personalization of learning. The purpose of the article is to identify the features of communicative-speech exercises and tasks for the organization of communicative-oriented teaching of the Russian language in grades 5-7. The article describes the communicative-speech exercises and tasks based on a coherent text and the effectiveness of using these tasks in the course of experimental work. According to the study, the implementation of communication and speech exercises and tasks in the course of analytical work with the text contributes to the development of students ' communication skills and speech development in general, as well as stimulates mental activity, develops cognitive interest.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕКСТОВОЙ ОСНОВЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Б01: 10.51635/27129926_2022_1_23

Реализация коммуникативно-ориентированного обучения русскому языку на текстовой основе в период перехода к персонализации образования

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка, Московский педагогический государственный университет,

Россия, Москва Ьгепс1ш^1па[М]таП. ги

доцент кафедры методики преподавания русского языка, Денисова Лариса Оганесовна Московский педагогический государственный университет,

Россия, Москва

Аннотация. Грамматическая правильность речи характеризуется умением говорящего мотивированно и адекватно употреблять слова и конструкции в условиях речевой ситуации, с целью получения от собеседника нужной реакции. Под речевой ситуацией нами понимаются условия для продуцирования высказывания с целью сообщения, общения, воздействия. Важно отметить также персонализированный, тексториентированный и текстоцентричный подходы к изучению русского языка. При решении коммуникативно-ориентированных задач преподаватель, во-первых, работает над мотивационной стороной высказываний обучающихся, формируя коммуникативную потребность в общении. Во-вторых, учебный диалог предполагает включение обучающихся в процесс коммуникации на любом этапе работы, т.е. способствует самостоятельному выбору школьником наиболее интересных и ценных с его точки зрения коммуникативных заданий, что отвечает условиям персонализации обучения. Цель статьи заключается в выявлении особенностей коммуникативно-речевых упражнений и заданий для организации коммуникативно-направленного обучения русскому языку в 5-7 классах. В статье дано описание коммуникативно-речевых упражнений и заданий на основе связного текста и результативность использования этих заданий в ходе проведения экспериментальной работы. Как показало проведённое исследование, выполнение коммуникативно-речевых упражнений и заданий в ходе аналитической работы с текстом способствует развитию коммуникативных умений обучающихся и речевому развитию в целом, а также стимулирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес.

Ключевые слова: коммуникативно-ориентированное обучение; персонализация обучения; текстоори-ентированный подход; коммуникативная компетенция; речеведческие понятия; аналитическая работа с текстом; задания и упражнения коммуникативно-речевой направленности.

1Для цитирования: Бренчугина-Романова А.Н., Денисова Л.О. (2022). Реализация коммуникативно-ориентированного обучения русскому языку на текстовой основе в период перехода к персонализации образования. ТИЕОЙ/Л: педагогика, экономика, право. 3(1), 23-29. https://doi.org/10.51635/27129926_2022_1_23

Бренчугина-Романова Анна Николаевна

Implementation of communicative-oriented teaching of the Russian language on a text basis during the transition to the personalization of education

PhD, Associate Professor of the Department of methods of

teaching the Russian language, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia

brench ugin a[atpn ail. ru

Associate Professor of the Department of Methods Larisa O. Denisova of Teaching the Russian Language,

Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia

Abstract. Grammatical correctness of speech is characterized by the speaker's ability to use words and constructions in a motivated and adequate manner in a speech situation, in order to get the right reaction from the interlocutor. By a speech situation, we mean the conditions for producing an utterance for the purpose of communication, communication, and influence. It is also important to note personalized, text-oriented and text-centric approaches to learning the Russian language. When solving communicative-oriented tasks, the teacher, firstly, works on the motivational side of students' statements, forming a communicative need for communication. Secondly, the educational dialogue involves the inclusion of students in the communication process at any stage of work, i.e. it contributes to the students' independent choice of the most interesting and valuable communicative tasks from his point of view, which meets the conditions of personalization of learning. The purpose of the article is to identify the features of communicative-speech exercises and tasks for the organization of communicative-oriented teaching of the Russian language in grades 5-7. The article describes the communicative-speech exercises and tasks based on a coherent text and the effectiveness of using these tasks in the course of experimental work. According to the study, the implementation of communication and speech exercises and tasks in the course of analytical work with the text contributes to the development of students ' communication skills and speech development in general, as well as stimulates mental activity, develops cognitive interest.

Keywords: communicative-oriented learning; personalization of learning; text-oriented approach; communicative competence; speech-related concepts; analytical work with text; tasks and exercises of communicative-speech orientation.

I For citation: Brenchugina-Romanova A. & Denisova L. (2022). Implementation of communicative-oriented teaching of the Russian language on a text basis during the transition to the personalization of education. THEORIA: Pedagogy, Economics, Law. 3(1),

23-29. https://doi.org/10.51635/27129926_2022_1_23

Введение. Коммуникативно-ориентированное обучение русскому языку

Персонализация как развивающееся современное направление в образовании (Ермаков, 2020), тесно связано с развитием коммуникативных умений и навыков обучающихся, которое традиционно реализуется в рамках коммуникативно-ориентированного обучения, под которым мы, вслед за Э.Г. Азимовым и А.Н. Щукиным, понимаем такую организацию обучения русскому языку, которая направлена на формирование у обучающихся умения осуществлять коммуникацию в реальных или смоделированных условиях (Азимов & Щукин, 2019).

Как обозначено в образовательных программах по русскому языку, современная направленность обучения русскому языку на

Anna N. Brenchugina-Romanova

практическое владение языком - это требование времени, продиктованное необходимостью достижения выпускниками школ, учреждений СПО (среднее профессиональное образование) и вузов высоким уровнем коммуникативной компетенции, умением осуществлять эффективный диалог в условиях реального общения в учебном заведении и за его пределами, в том числе - в профессиональной деятельности (11).

Формирование коммуникативной компетенции в школе осуществляется в рамках изучения многих разделов курса русского языка, в том числе - в процессе работы со связным текстом.

Одной из часто встречающихся проблем, связанных с формированием коммуникативной компетенции школьников, является

комплексное развитие все видов речевой деятельности (слушания - говорения, чтения -письма) и овладение речеведческими понятиями на материале связного текста.

Объект и методы исследования. Специфика заданий и упражнений коммуникативно-речевой направленности с учётом персонализации.

Указанные проблемы определили выбор объекта и предмета исследования, в качестве которых выступает процесс обучения русскому языку на основе заданий и упражнений коммуникативно-речевой направленности с целью развития коммуникативных умений обучающихся. Основные методы исследования - теоретические, эмпирические, экспериментальные, включающие анализ, построение гипотезы, наблюдение, проведение эксперимента и др.

Задания коммуникативно-речевой направленности, как правило, содержатся в упражнениях, которые в соответствии с классификацией В.Л. Скалкина, представленной в современном словаре методических терминов (Азимов & Щукин, 2019, с. 37), могут быть: респон-сивными (вопросно-ответными), имитирующими процесс общения в ходе рассуждения-ответа на поставленный вопрос, где элементами рассуждения выступают вводные слова и конструкции я думаю, считаю, по моему мнению и т.п.; достоинством таких упражнения является универсальность, т.е. возможность использовать их при изучении материала любого раздела русского языка в речевых условиях; ситуативными, предполагающими наличие естественной учебной или смоделированной ситуации для стимуляции речевой деятельности обучающихся в рамках заданной темы; диску-тивными, когда организуется учебная дискуссия (неподготовленная) по какому-либо вопросу или осуществляется его комментирование; композиционными, т.е. направленными на устный пересказ (подготовленный и неподготовленный); импровизацию - высказывание обучающегося на тему по выбору; или драматизацию - диалог или устное сочинение.

Существуют и другие упражнения коммуникативно-речевой направленности, однако характер любых коммуникативно-речевых упражнений определяется диалогом, который является основной единицей обучения общению, т.е. коммуникации (Ядгарова & Шака-рова, 2016, с. 955). В этом смысле учёт возможность самостоятельно выбрать тему обсуждения и форму участия в учебном диалоге значительно повышает мотивационный и познавательный уровень обучающихся, обеспечивает

достижение успеха, что имеет большое значение при персонализированном обучении.

Не менее важным аспектом коммуникативно-ориентированного обучения является работа со словом в процессе анализа связного текста или его фрагмента (Жеребило, 2010, с. 395). Для обогащения словарного запаса школьников новые слова вводятся в соответствии с изучаемым материалом и уровнем усвоения материала классом. Методика работы со словом строится следующим образом: определение значения слова - использование слова в словосочетании - работа с дидактическим материалом, в котором встречается данное слово - работа с аналогичным дидактическим материалом на следующем уроке. Обогащению словарного запаса школьников способствуют следующие виды работ:

- работа со словарями (толковым, синонимов, сочетаемости слов и т.д.);

- подбор слов разных частей речи, которые сочетаются с новым словом;

- включение в речь учащихся новых слов при самостоятельном конструировании предложений и словосочетаний;

- работа по выбору необходимого слова из ряда, предложенного учителем;

- работа над языковыми средствами (анализ слов, употребленных в художественном тексте);

- лингвистический анализ текста.

В ходе семантизации нового слова целесообразно вести работу со словарями синонимов, антонимов, проводить словообразовательный и семантический анализ, использовать наглядность в виде предметов, их изображений или действий, а также определять значение слова, используя контекст.

Для организации занятий по русскому языку (аудиторных или дистанционных) мы отобрали связные тексты на тему сказок. Для школьников средних классов это может быть текст об авторе сказок писателе А.Н. Толстом (или тексты его сказок и их адаптированные варианты) (Бренчугина-Романова & Денисова & Бельве-бер, 2015). Приведём пример текста «Слово о писателе» (рис. 1), а также вопросы и задания к нему (рис. 2), в том числе - задания со звёздочкой* (рис. 3), которые рассчитаны на школьников с русским языком как неродным или иностранным (Денисова, 2016).

Вопросы и задания к тексту (рис. 2) (Бренчу-гина-Романова & Денисова & Бельвебер, 2015, с. 102-103).

Слово о писателе

Алексей Николаевич Толстой (29 декабря 1882 (10 января 1883), Николаевск, Самарская губерния, Российская империя - 23 февраля 1945, Москва) - русский советский писатель и общественный деятель из рода Толстых, граф. А.Н. Толстой - автор исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. Именно Алексей Николаевич написал всем известную и любимую сказку «Золотой ключик, или приключения Буратино». Перу Толстого принадлежат два сборника авторских сказок: «Сорочьи сказки («Сорока»3 «Лиса», «Кот Васька»,

«Петущки) »__и___«Рус а лочьи_ w сказки _ j4tPyc îал к а»,_ w «В о^щной>>,_ w «Соломе нный

жеш1х>>.<<^^ Писатель также сделал большую подборку русских

народных сказок для маленьких детей в авторской обработке («Гуси-лебеди», «Репка, «Иван коровий сын», «Теремок», «Колобок»)» и др.

Сказки, по словам А.Н. Толстого, это его первые опыты прозы.

Рис. 1. Текст (3) Fig. 1. Text (3)

1. Найдите на карте Николаевск, Самарскую губернию, Российскую империю. Какой картой вы воспользовались? Как сейчас называются эти места?

2. Как вы понимаете выражение из рода Толстых? Кто ещё из этого известного рода был писателем?

Сравните: Толстых - тожпшх^ Изменилось ли значение слова?

3. Составьте 3 словосочетания со словом произведение (литературное, музыкальное, живописи). Каким выражением можно заменить все эти словосочетания? (произведения искусства)

4. В тексте есть слово Перу, которое имеет омонимичную пару, Укажите тип омонима:

а) омофон {фонетический омоним);

б) омограф (графический омоним);

в) омоформа (грамматический омоним).

Замените выражение Перу Толстого принадлежат... подходящим по смыслу выражением.

5. Что значит авторская сказка1 (сказка, имеющая автора) Являются ли синонимами выражения авторская сказка и литературная сказка^ Какие еще бывают сказки? (народные)

6. Являются ли синонимами выражения золотой ключик и приюючения Буратино? Обоснуйте своё мнение.

7. Письменно перескажите текст (возможен свободный диктант или изложение).

8. Дискуссия (дополнительное задание по выбору учителя) Какие сказки А,Н.Толстого вам нравятся или не нравятся и почему? Приведите аргументы».

Рис. 2. Вопросы и задания к тексту Fig. 2. Questions and tasks to the text

Выполняя задания к тексту и отвечая на поставленные вопросы в ходе естественной учебной ситуации (ситуативные упражнения), обучающиеся не только активно работают с различными словарями русского языка (2), (4), (7), (9), но и принимают участие в диалоге

Результаты и их обсуждение

Экспериментальная работа осуществлялась на базе общеобразовательной школы №1360 г. Москвы учителями-словесниками в 2019-2021 учебном году. В эксперименте был задействован 61 обучающийся 5-7 классов.

В ходе обучающей работы школьники выполняли устные и письменные задания, коммуникативно-речевые упражнения, участвовали в дискуссиях. Устные и письменные высказывания школьников оценивались в соответствии с требованиями ФГОС к коммуникативным учебно-познавательным действиям (УУД), которые подразумевают:

(репонсивные упражнения), высказывают своё мнение по теме обсуждения (дискутивные упражнения), устно пересказывают текст или продуцируют устное сочинение на заданную тему (композиционное упражнение).

- социальную компетентность;

- учёт позиции всех участников коммуникации;

- умение слушать, вступать в диалог и др. (10).

На этапе констатирующего эксперимента наибольшие затруднения у школьников вызывало выполнение заданий, где необходимо было работать в группе и выполнять различные социальные роли (учитель - ученик в разноуровневых группах); выразительно читать текст и устно его пересказывать в свободной форме; вступать в диалог, приводя аргументы (табл. 1).

Вопросы и задания*

1. Выразительно прочитайте текст, правильно расставлял ударение в словах*.

2. В тексте встречаются слова граф. писатель, роман, повесть, рассказ, прдизведение},,,деторл^ Объясните значение этих слов. Какими из этих слов можно назвать А.Н.Толстого*?

3. Закончите предложение*:

4. Роман, повесть, рассказ, произведение, сказка - это ...(книга). Какие ещё слова из текста связаны по смыслу со словом книга? (сборник, проза)

5. Замените выражение соломенный жених, звериный царь, коровий сын синонимичными выражениями (жених из соломы, царь зверей, сын коровы - телёнок) *.

6. Выпишите из текста имена людей, названия животных и растений*. Какие слова нельзя отнести к этим группам? {водяной, русалка) Почему? В каких сказках встречаются эти персонажи? (волшебные сказки)

Рис. 3. Вопросы и задания к тексту для школьников с русским языком как неродным или иностранным Fig. 3. Questions and tasks for the text for schoolchildren with Russian as a non-native or foreign language

В процентном отношении прирост в комму- достигнутый уровень умений школьников 5-7

никативно-речевых умениях выражается соот- классов в среднем возрос на 25% по сравнению

ношением, представленном в таблице, где с исходным (табл. 2).

Таблица 2 Table 1

Таблица 1 Table 1

Коммуникативные универсальные учебные действия

Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

Уровень сформированности в процентах

Работа в группе 25% -60%

Выразительное чтение и пересказ текста 65% 85%

Участие в диалоге 30% 55%

Всего: 61 обуч. Исходный уровень коммуникативно-речевых умений Достигнутый уровень коммуникативно-речевых умений

5-7 классы 40 % 65%

Подробный отчёт о проведённой экспериментальной работе в 2020-2022 гг. докладывался авторами на заседаниях кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, обсуждался на научно-исследовательских и международных научно-практических конференциях как в России, так и за рубежом. Заключение (выводы) Как показало проведённое исследование, коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку на основе текста с

учётом персонализации способствует формированию коммуникативной компетенции школьников, помогает ввести в их активный словарь лексику, позволяющую продуцировать самостоятельные высказывания в учебных ситуациях речевого общения, активно и осознанно принимать участие в обсуждении актуальных для школьников тем, принимать точку зрения собеседников и аргументированно высказывать своё мнение, что, в свою очередь, отвечает задачам персонализации обучения.

Литература

1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. (2019). Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. Издательство: Русский язык. Курсы.

2. Березович, Е. Л. (2020). Этимологический словарь русского языка. 7-11 классы / Редактор: Гали-нова Н.В. Аст-Пресс Книга. 2020. 304 с.

3. Бренчугина-Романова, А. Н., Денисова, Л. О., Бельвебер, Ю. Г. (2015). Урок русского языка в полиэтнической школе: словарная работа на основе адаптированного текста. Сб. материалов: XМеждународная научно-практическая конференция «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени». Национальная Ассоциация Ученых. Россия, Екатеринбург 05-06 июня 2015. 101-104.

4. Грамматическая правильность русской речи: стилист. слов. вариантов (2004). / Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. АСТ: Астрель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Денисова, Л. О. (2016). Использование разноуровневых заданий на уроках грамматики русского языка в полиэтнических классах. Русский язык в школе, 7, 11-14.

6. Ермаков, Д. С. (2020). Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков. Образовательная политика. https://edpolicy.ru/personalized-education.

7. Ефремова, Т. Ф. (2000). Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Русский язык. https ://www.efremova.info/.

8. Жеребило, Т. В. (2010). Словарь лингвистических терминов. ООО «Пилигрим».

9. Каленчук, М. Л., Касаткин, Л. Л., Касаткина, Р. Ф. (2017). Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты. АСТ-ПРЕСС КНИГА.

10. Сайт Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений». https://fipi.ru/.

11. Статья 12. Образовательные программы / Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации». https://base.garant.ru/77308190/.

12. Ядгарова, Г. И., Шакарова Ф. Д. (2016) Система коммуникативных упражнений по развитию. Молодой ученый. 3 (107). 953-959. https://moluch.ru/archive/107/25708.

References

1. Azimov, E. G., Shchukin, A. N. (2019). Modern dictionary of methodological terms and concepts. Theory and practice of language teaching. Publishing house: Russian language. Courses. (In Russian).

2. Berezovich, E. L. (2020). Etymological dictionary of the Russian language. Grades 7-11 / Editor: Gali-nova N.V. Ast-Press Book. (In Russian).

3. Brenchugina-Romanova, A. N., Denisova, L. O., Belweber, Yu. G. (2015). Russian language lesson in a multiethnic school: vocabulary work based on an adapted text. Collection of materials: X International Scientific and Practical Conference "Domestic science in the era of changes: postulates of the past and theories of modern times". National Association of Scientists. Russia, Yekaterinburg 05-06 June 2015. pp. 101-104. (In Russian).

4. Grammatical correctness of Russian speech: stylist. words. variants (2004). / L. K. Graudina, V. A. Itsko-vich, L. P. Katlinskaya. AST: Astrel. (In Russian).

5. Denisova, L. O. (2016). The use of multi-level tasks in Russian grammar lessons in polyethnic classes. Russian language at school, 7, 11-14. (In Russian).

6. Ermakov, D. S. (2020). Personalized model of education: development of flexible skills. Educational policy. https://edpolicy.ru/personalized-education. (In Russian).

7. Efremova, T. F. (2000). A new dictionary of the Russian language. Explanatory-word-formation. Russian language. https://www.efremova.info/.

8. Zherebilo, T. V. (2010). Dictionary of linguistic terms. LLC "Pilgrim". (In Russian).

9. Kalenchuk, M. L., Kasatkin, L. L., Kasatkina, R. F. (2017). A large orthoepical dictionary of the Russian language. Literary pronunciation and stress of the beginning of the XXI century: the norm and its variants. ASTPRESS BOOK. (In Russian).

10. Website of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Federal Institute of Pedagogical Measurements". https://fipi.ru/.(In Russian).

11. Article 12. Educational programs/Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 17.02.2021) "On Education in the Russian Federation". https://base.garant.ru/77308190/. (In Russian).

12. Yadgarova, G. I., Shakarova F. D. (2016) The system of communicative exercises for development. A young scientist. 3 (107). 953-959. https://moluch.ru/archive/107/25708. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.