Научная статья на тему 'Реализация когнитивно-семантического подхода при изучении сказуемого на основе понятий семантического синтаксиса в 8 классе'

Реализация когнитивно-семантического подхода при изучении сказуемого на основе понятий семантического синтаксиса в 8 классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
203
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СИНТАКСИСА / СКАЗУЕМОЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС / ГРАММАТИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / COGNITIVE-SEMANTIC APPROACH / METHODS OF TEACHING SYNTAX / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PREDICATE / SEMANTIC SYNTAX / GRAMMAR AND COMMUNICATIVE TASKS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белозеров П. С.

Автор анализирует возможные пути развития современного образования и приходит к выводу, что содержание каждого учебного предмета школьного курса должно отвечать за формирование социально адаптированной личности. В статье подробно рассматривается роль изучения родного языка в процессе социализации, которая заключается в формировании коммуникативной компетенции. Работа над данным аспектом предметной составляющей, по мнению автора, невозможна без обращения к активизации познавательных процессов ученика в процессе изучения семантики языковых единиц. В качестве примера реализации такого подхода в изучении грамматики автор рассматривает возможность изучения сказуемого в 8-м классе на основе понятий семантического синтаксиса, что позволяет сформировать определенные коммуникативные навыки при работе с грамматикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realising of Cognitive-Semantic Approach in Learning Predicate Basing on Terms of Semantic Syntax in the 8th Grade

The article analyses all the possible ways of developing modern educational system and concludes that the content of each discipline should be responsible for bringing up a successful personality for social living. This article describes in details the role of studying native language which influences the forming of the communicative competence. The author supposes that it is impossible to form it without activating cognitive processes when learning language items semantic. As an example of implementing such approach in studying grammar the author regards a possibility of studying predicate in the 8th grade basing on terms of semantic syntax that permits to from communicative skills when learning grammar.

Текст научной работы на тему «Реализация когнитивно-семантического подхода при изучении сказуемого на основе понятий семантического синтаксиса в 8 классе»

педагогический i

поиск|

1УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус

РЕАЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗУЕМОГО НА ОСНОВЕ ПОНЯТИЙ СЕМАНТИЧЕСКОГО СИНТАКСИСА В 8 КЛАССЕ

П. С. Белозеров

Аннотация. Автор анализирует возможные пути развития современного образования и приходит к выводу, что содержание каждого учебного предмета школьного курса должно отвечать за формирование социально адаптированной личности. В статье подробно рассматривается роль изучения родного языка в процессе социализации, которая заключается в формировании коммуникативной компетенции. Работа над данным аспектом предметной составляющей, по мнению автора, невозможна без обращения к активизации познавательных процессов ученика в процессе изучения семантики языковых единиц. В качестве примера реализации такого подхода в изучении грамматики автор рассматривает возможность изучения сказуемого в 8-м классе на основе понятий семантического синтаксиса, что позволяет сформировать определенные коммуникативные навыки при работе с грамматикой.

Ключевые слова: когнитивно-семантический подход, методика преподавания синтаксиса, сказуемое, коммуникативная компетенция, семантический синтаксис, грамматико-комму-никативные упражнения.

REALISING OF COGNITIVE-SEMANTIC APPROACH IN LEARNING PREDICATE BASING ON TERMS OF SEMANTIC SYNTAX IN THE 8th GRADE

P. S. Belozerov

Abstract. The article analyses all the possible ways of developing modern educational system and concludes that the content of each discipline should be responsible for bringing up a successful personality for social living. This article describes in details the role of studying native language which influences the forming of the communicative competence. The author supposes that it is impossible to form it without activating cognitive processes when learning language items semantic. As an example of implementing such approach in studying grammar the author regards a possibility of studying predicate in the 8th grade basing on terms of semantic syntax that permits to from communicative skills when learning grammar.

Keywords: cognitive-semantic approach, methods of teaching syntax, communicative competence, predicate, semantic syntax, grammar and communicative tasks.

Развитие современного образования во всех его сферах подчиняется единому вектору, заданному федеральным государственным образовательным стандартом: по окончании курса средней школы выпускник должен представ-

лять собой личность социально адаптированную и готовую к самостоятельному успешному существованию в обществе [1]. Соответственно, содержание каждой из школьных дисциплин должно отвечать за получение и формирование таких зна-

ний, умений и навыков, которые будут использованы индивидуумом при решении задач, выдвигаемых социумом. Именно по этой причине в педагогике в целом и в предметных методиках в частности происходит поиск новых подходов к обучению, определяющих впоследствии структуру курсов и содержание рабочих программ.

Одним из условий успешной социализации современного выпускника является наличие у него навыков грамотной работы с текстом, так как в каждой из общественных сфер человек вступает в коммуникативные акты, направленные на обмен информацией, представленной в текстовой форме. Таким образом, именно умения воспринимать, интерпретировать и создавать высказывания являются неотъемлемыми составляющими для адаптации человека в общественной среде. Безусловно, каждый учебный предмет в той или иной мере отвечает за формирование коммуникативной компетенции, однако ведущая роль в решении этого дидактического вопроса принадлежит курсу русского языка, так как именно на уроках родного языка ученики могут изучить систему языка, с помощью элементов которой они будут выстраивать все сопутствующие их общественной жизни акты коммуникации. Такая ориентация на компетенцию, связанную с формированием навыков всестороннего общения, не может не спровоцировать появление новых предметных подходов в методике преподавания русского языка по причине того, что цели и содержание учебного курса обновлены и уточнены, а соответственно, с ними должно быть модифицировано и ведущее направление в изучении предмета.

Освоение учащимся коммуникативной компетенции не может быть достигнуто только при работе, связанной с анализом языка «от формы к смыслу», так как в таком случае учебный процесс строится по модели «я узнаю новый материал - я запоминаю», на этом ограничивая возможность развития познавательного потенциала ученика. Уровень сознательного отношения к изучению языка может быть повышен только за счет обращения к изучению смыслового аспекта определенной единицы языка с последующим поиском путей его формального выражения, поэтому ведущим подходом в современной методике преподавания русского языка стал когнитивно-семантический подход.

Согласно теоретическим основам данного направления, любое изучение языкового материала должно быть сознательным, то есть ученик должен, во-первых, видеть проблему, которую можно решить только посредством приобретения нового лингвистического знания, а во-вторых, применить полученное знание при работе над ней, что приведет к формированию определенного предметного умения, которое впоследствии при неоднократном повторении трансформируется в навык. Важно подчеркнуть, что «ядром инновационного когнитивного подхода является отношение знаний к объективной реальности» [2]. Это может быть достигнуто в процессе преподавания при помощи усиления семантической составляющей каждого из разделов рабочей программы по русскому языку. Важно отметить, что на данном этапе развития методики семантике языковых единиц уделяется повышенное внимание, однако некоторые из наиболее теоретизированных отрезков курса требуют обновления своего содержания как с лингвистической, так и с методической стороны. Это требуется для усиления связи языка с экстралингвистической действительностью, что и является необходимым условием для реализации когнитивно-семантического подхода на практике. Одним из компонентов школьной программы по русскому языку, требующих развития в семантическом аспекте, является синтаксис.

Знания, приобретаемые учеником при освоении традиционного курса школьного синтаксиса, безусловно, связаны с семантикой языковой единицы. Так, например, при изучении вводных слов ученики основываются на классификации данной синтаксической единицы по семантическому принципу; разряды обстоятельств соотносятся с теми экстралингвистическими событийно-логическими категориями, которые они обозначают: место, время, условие и т. д. Однако в описанных теоретических сведениях семантика является вторичной по отношению к форме, так как ученик сперва определяет функцию языкового знака и только после этого обращается к его значению. Такая модель анализа делает невозможной реализацию когнитивной составляющей процесса: связь с реальностью в процессе познания утрачивается. Решением такого положения дел в методике преподавания синтаксиса может стать поиск иной лингвистической основы, отличной

от формальной грамматики. В качестве искомого направления в области синтаксического учения может стать семантический синтаксис. Рассмотрим его основные положения.

В качестве точки отсчета в анализе языкового материала в семантическом синтаксисе выбирается понятие, находящееся на границе между языковой и внеязыковой действительностью, -ситуация. Под данным термином в семантическом синтаксисе понимают «некоторый факт действительности... факт взаимосвязи между событиями, ставшими предметом внимания говорящего и, соответственно, предметом сообщения в акте коммуникации» [3]. Таким образом, язык рассматривается не как система, обладающая множеством элементов с определенными значениями, а как способ сообщения информации об окружающей действительности по причине наличия в его корпусе форм с определенным значением. Постигая грамматику под данным углом зрения, ученик будет, во-первых, анализировать окружающую действительность и находить в положении дел универсальные значения и, во-вторых, искать верные способы передачи этих значений средствами языка. Именно такой анализ и поиск будут представлять собой действия когнитивного характера, необходимые для развития познавательных способностей ребенка при формировании его коммуникативной компетенции. Проанализируем возможность семантической модификации грамматической составляющей учебной программы по русскому языку на примере изучения сказуемого в курсе простого предложения в 8-м классе.

Обращение к данной теме в качестве примера не случайно, так как при формировании коммуникативной компетенции важно научить школьника грамотно строить высказывания, а согласно лингвистическим замечаниям Ф. И. Буслаева, «вся сила суждения содержится в сказуемом» [4]. Использование понятий семантического синтаксиса в рамках изучения второго члена грамматической основы, сказуемого, будет провоцировать необходимость изменения традиционной тематической структуры уроков, на которых происходит освоение и отработка этого теоретического материала. Среди понятий семантического синтаксиса, на которых будет базироваться структура данного учебного блока, будут присутствовать понятия

ситуация, модель ситуации, участник ситуации (в частности, субъект), модус. Рассмотрим полученную структуру тематического модуля и его лингвометодическое содержание.

Следование тем, связанных с изучением сказуемого, в традиционном курсе школьной грамматики определяется формальным строением данного члена предложения: за вводным уроком, содержащим основную теоретическую информацию о сказуемом как о члене предложения, следуют занятия, каждое из которых рассматривает определенный тип сказуемого. Изучение сказуемого при условии введения в школьный курс понятий семантического синтаксиса должно претерпеть определенные структурные изменения. Поскольку в основу курса изучения простого предложения на основе понятий семантического синтаксиса заложено понятие ситуации, при изучении сказуемого важно подчеркнуть, что именно данный член предложения несет на себе самую высокую предикативную нагрузку, а соответственно, напрямую отвечает за связь означающего и означаемого. Безусловно, данное лингвистическое утверждение находит отражение в теоретическом блоке учебника Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой: «выбор сказуемого определяется тем, какой отрезок действительности отражает предложение» [5], однако методически необходимым является развитие этой идеи при помощи семантического анализа данного члена предложения.

Двумя стержневыми направлениями в построении блока, направленного на усвоение грамматического материала о сказуемом, должны стать, во-первых, ориентация на модель ситуации, согласно представляемой в ее ядре информации, и, во-вторых, поиск модусных значений в семантике сказуемого. Стоит отметить, что модус в школьном курсе синтаксиса рассматривается только как «прямая оценка говорящим событий действительности» [6], поэтому введение данного многоаспектного понятия идеографической грамматики именно в таком объеме считается оправданным. В таком случае понятие диктума, соотносимого с понятием модуса в трудах по семантическому синтаксису, может не рассматриваться в рамках курса 8-го класса отдельно, так как будет представлять собой «ситуацию, не получившую оценку говорящим».

Таким образом, изучение сказуемого необходимо начинать с определения его семантики в конкретной ситуации: ученик должен понимать, какую именно информацию передает говорящий посредством сказуемого - сообщает о действии, состоянии относительно или безотносительно к определенному участнику ситуации или дает информацию о его основной характеристике или признаке. На основе семантической классификации может проводиться последующая типологическая характеристика сказуемого, так как для каждого из значений будет иметься определенный способ выражения: например, при сообщении характеристики предмета будет использоваться составное именное сказуемое, а действие субъекта может быть выражено при помощи как простого глагольного сказуемого, так и составного глагольного сказуемого, что порождает необходимость в дальнейшем обращении к понятиям семантического синтаксиса с целью семантической дифференциации данных грамматических структур. Составное глагольное и составное именное сказуемые должны рассматриваться в неразрывной связи с упрощенным понятием модуса, так как они обладают грамматическим потенциалом для отражения таких значений. В традиционном школьном курсе уделяется внимание данному грамматическому аспекту, однако это делается второстепенно и индивидуально для каждого из типов сказуемых: либо в дополнительной теоретической сводке («вспомогательные глаголы выражают значения его [действия] желательности, необходимости, возможности» [5]), либо в рамках работы по развитию речи (упражнения 109, 110 [5]). Программа обучения, основывающаяся на понятиях семантического синтаксиса, подразумевает унификацию семантического значения данных грамматических структур с последующей практической актуализацией, что соотносится с принципом подачи материала от обобщенного и абстрактного к конкретному, который был заложен в основу методики преподавания М. Т. Барановым [7].

Также понятием семантического синтаксиса, которое должно быть использовано при формировании структуры блока изучения сказуемого, является субъект, так как в большинстве случаев сказуемое характеризует действие, состояние или признак субъекта, совпадающего позицион-но с подлежащим. Обращение к субъекту помо-

гает определить границы сказуемого, что необходимо при распознании косвенного дополнения, выраженного инфинитивом глагола.

В ходе изучения сказуемого согласно предложенной структуре у школьника будут формироваться следующие умения:

• соотносить синтаксическую позицию сказуемого с главной информацией, относящейся к фрагменту действительности;

• осознавать выбор определенной формы сказуемого при передаче разных типов информации;

• соотносить информацию о субъекте ситуации и верно определять границы сказуемого на семантическом уровне;

• учитывать наличие модальной составляющей в составных сказуемых и использовать ее при выражении собственного отношения к фрагменту действительности и верно анализировать суждения говорящего.

Формирование указанных умений не представляется возможным без использования на уроках системы оригинальных упражнений, которые базируются на понятиях семантического синтаксиса и направлены на формирование коммуникативной компетенции школьника, так как основной целью и выполнения является актуализация изученных грамматических значений в речи школьника путем кодирования информации об отрезке действительности соответствующими средствами языка. Рассмотрим некоторые из них с соответствующим методическим комментарием.

Упражнение 1

1. Рассмотрите следующую ситуацию: ваш класс будет участвовать в межрайонной конференции по проектной деятельности. Перед вашим классным руководителем стоит задача сообщить данную информацию. Для этого составьте несколько возможных предложений, используя слова можно, надо, желательно, необходимо, нужно.

2. Расставьте получившиеся предложения по степени важности посещения этого мероприятия.

3. Выделите грамматические основы, укажите тип сказуемых. Отметьте зеленым цветом слова, которые называют основное действие ситуации, а красным цветом - слова, показывающие отношение говорящего к нему.

4. Каким словам, выделенным красным цветом, будут синонимичны слова должны и обязаны? Составьте с ними предложение. Укажите, в чем будет заключаться разница в представлении главного участника ситуации.

Данное упражнение относится к типу заданий по языковому кодированию ситуации действительности при помощи грамматических конструкций, освоенных ранее. Выполнение упражнения позволит школьникам обогатить свой грамматический строй речи за счет актуализации сведений о модальных значениях, которые могут быть присущи вспомогательному глаголу в составном глагольном сказуемом.

Упражнение 2

1. Разделите приведенные ниже предложения на две группы. В первую группу запишите предложения, при помощи которых говорящий описывает участника ситуации, а во вторую -те, которые необходимы для сообщения о действии субъекта:

Ты оказался в нужное время в нужном месте.

Петр приходится мне сводным братом.

Незнакомец явился в полночь.

Вы уже были в Берлине?

Друг оказался предателем.

Он является действующим чемпионом мира по теннису.

В детстве моя жизнь была счастливой и беззаботной.

Ребенок с осторожностью стал на лед у берега.

Описание субъекта Действие субъекта

2. Укажите, в какой группе в состав сказуемого необходимо включать именную часть для передачи основной информации о ситуации.

3. Подчеркните грамматические основы.

4. Используйте слова показаться, представляться, бывать, чтобы передать информацию о следующих ситуациях иным способом:

Он иногда посещает это кафе. Порой он может злиться.

Новый мальчик из класса рассказал, как его зовут. Работу по новой теме написать не сложно.

На горизонте появился корабль. Человек оставил о себе приятное впечатление сначала.

5. Выделите грамматические основы в полученных предложениях. Укажите тип сказуемых в них.

Данное упражнение позволяет совершенствовать работу над одним из самых сложных аспектов в области структурного строения сказуемого. В первую очередь перед учениками ставится задача определить структуру ситуации, исходя из которой и должен осуществляться отбор говорящим языкового материала, в данном случае - типа сказуемого. После анализа семантического строения ситуации и разделения предложений на соответствующие группы целесообразным представляется обращение к формальной стороне языкового знака. После соотнесения семантического и структурного планов предложения школьник может самостоятельно проделать такую же последовательность действий при решении задачи, связанной с работой над конкретной ситуацией с применением полученного лингвистического опыта.

Упражнение 3

1. Назовите участников ситуации в следующих предложениях, разделяя их на субъекты и объекты:

Капитан корабля приказал матросам вернуться на палубу.

Учитель попросил учеников работать быстрее.

Мать научила дочку вышивать.

Вас кто-нибудь вынуждал уходить отсюда?

2. Укажите, при помощи каких глагольных форм называются действия в данных ситуаций. Как соотносятся эти действия с участниками ситуации? Сделайте вывод о синтаксической роли слов, обозначающих участников ситуации и действия.

3. Составьте предложения со следующими словами и укажите их синтаксическую функцию:

начальник, подчиненный, объяснить, заставить;

друг, я, уговорить, прийти;

учитель, ученик, участвовать, предложить;

брат, сестра, помочь, выучить.

Данное задание представляет собой комбинированный тип упражнения, последовательное выполнение пунктов которого позволяет сформировать у школьника четкое представление о субъектном и объектном инфинитиве. Традиционная школьная грамматика на теоретическом уровне освоения данной темы ограничивается знакомством школьника с группой

глаголов, после которой возможно использование объектного инфинитива, являющегося косвенным дополнением, однако это знание приобретается школьником по принципу «изучил - запомнил». Ориентация на понятия семантического синтаксиса при работе с данной темой позволяет усилить когнитивный аспект в работе школьника с грамматическими явлениями, направляя его действия в рамках структуры «изучил - понял - применяю».

Подводя итог, можно с уверенностью отметить, что введение понятий семантического синтаксиса в процессе изучения сказуемого позволяет продемонстрировать прямую связь предложения с действительностью и систематизировать семантико-коммуникативный потенциал, заложенный в каждой структурной единице, включенной в типологию данного главного члена предложения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 класс) / Федеральный государственный образовательный стандарт. - URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id =osnov (дата обращения: 02.06.2018).

2. Дейкина А. Д.Когнитивно-семантическое направление в обучении русскому языку // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. - 2015.- С. 65-69.

3. Володина Г. И. Описание семантических классов предложений в целях преподавания русского языка как неродного. - М., 1989. - 127 с.

4. Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. Синтаксис. - М., 1869.

5. Русский язык. 8 класс: учебник для общеоб-разоват. организаций / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. -М.: Просвещение, 2014. - 271 с.

6. Зеленщиков А. В. Пропозиция и модальность. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. - 244 с.

7. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. проф. М. Т. Баранова. - М.: Просвещение, 2000.

REFERENCES

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (5-9 klass). Available at: https://fgos.ru/LMS/wm/ wm_fgos.php?id=osnov (accessed: 02.06.2018).

2. Deykina A. D. Kognitivno-semanticheskoe napravlenie v obuchenii russkomu yazyku. Vestn. Rossiyskogo un-ta druzhby narodov. Ser.: Voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsialnost. 2015, pp.65-69.

3. Volodina G. I. Opisanie semanticheskikh klass-ov predlozheniy v tselyakh prepodavaniya russkogo yazyka kak nerodnogo. Moscow, 1989. 127 ps.

4. Buslaev F. I. Istoricheskaya grammatika russkogo yazyka. Sintaksis. Moscow, 1869.

5. Trostentsova L. A., Ladyzhenskaya T. A., Deykina A. D., Aleksandrova O. M. Russkiy yazyk. 8 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovat. organi-zatsiy. Moscow: Prosveshchenie, 2014. 271 p.

6. Zelenshchikov A. V. Propozitsiya i modalnost. St. Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 1997. 244 p.

7. Baranov M. T. (Ed.) Metodika prepodavaniya russkogo yazyka: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov. Moscow: Prosveshchenie, 2000.

Белозеров Павел Сергеевич, аспирант Кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета, ассистент Кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета, учитель русского и иностранных языков ГБОУ г. Москвы «Школа № 2097» E-mail: [email protected]

Belozerov Pavel S., Post-graduate student, Methods of teaching Russian language Department, Moscow Pedagogical State University, Russian and foreign languages teacher, School No 2097 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.