I УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1 Рус
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТОГО ОСЛОЖНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 8 КЛАССЕ: КОГНИТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
П. С. Белозеров
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам преподавания синтаксиса простого предложения в средней школе. В процессе анализа современных методических подходов к изучению русского языка, автор приходит к выводу, что наиболее значимым из них может быть назван когнитивно-семантический. Выбор данного подхода, при изучении грамматики может усилить коммуникативную составляющую теоретического курса и сделать освоение лингвист ических знаний осознанным за счет обращения к значению языковых единиц, что может стать возможным при введении в школьный курс понятий семант ического синтаксиса. Одним из способов реализации данного подхода может стат ь разработ ка граммат ико-коммуникат ивных упражнений.
Ключевые слова: когнитивно-семантический подход, методика преподавания синтаксиса,, коммуникативная компетенция, семантический, синтаксис, простое осложненное предложение, грамматико-коммуникативные упражнения.
DEVELOPING OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE LESSONS OF STUDYING EXPANDED SENTENCE IN THE 8™ GRADE: COGNITIVE-SEMANTIC APPROACH
P. S. Belozerov
Abstract. The article deals with the issues of teaching simple sentence syntax in a, secondary school. Analyzing contemporary approaches to learning the Russian, language the author concludes that, the most, significant, one is the cognitive-semantic approach. The choice of this approach in studying grammar can, enhance the communicative component, of the theoretical course and, make the development, of linguistic knowledge conscious by referring to the meaning of language units, which may become possible when, introducing the concepts of semantic syntax into a, school course. One of the ways to implement, this approach can, be the development, of grammatical-communicative exercises.
Keywords: cognitive-semantic approach, methods of teaching syntax, communicative competence, semantic syntax, expanded, sentence, grammar-communicative tasks.
На современном этапе развития методики преподавания русского языка когнитивно-семантический подход представляет собой одно из значимых направлений, которое может быть положено в основу изучения любого тематического блока курса средней и старшей школы по причине того, что каждый элемент содержания образовательной программы должен быть освоен учеником сознательно, а это представляется невозможным без активизации когнитивных процессов у школьника при его изучении. Наиболее востребованным когнитивно-семантический подход может быть назван при организации работы над теми блоками, в которых теоретический материал превалирует над практическим, так как усвоение абстрактных знаний о структуре языка представляется ученику одной из самых сложных учебных задач: приобретаемые лингвистические сведения школьного курса во многих случаях лишены семантической базы, необходимой для связи явления с действительностью. Соответственно, использование когнитивно-семантического подхода может стать одним из средств борьбы с формализмом в школьном курсе русского языка. Наиболее теоретизирован-ным модулем программы является грамматика, в частности синтаксис, что заставляет рассмотреть возможность обращения к когнитивно-семантическому подходу при его изучении в первую очередь [1].
Реализация когнитивно-семантического подхода невозможна без наличия обширного поля значений изучаемых языковых единиц в учебном материале. Говоря о школьном синтаксисе, следует отметить, что в современных пособиях по русскому языку формальные языковые единицы находят свое семантическое осмысление как в пропедевтическом курсе, так и в курсе 8-9-го классов, однако предлагаемый для школьников путь открытия значений грамматических элементов не допускает введения когнитивной составляющей по следующей причине. Синтаксические язы-
ковые единицы изучаются как формальные категории, которые последовательно наделяются смысловым содержанием, соответственно, ученик фиксирует утверждения, построенные следующим образом: в языке имеется определенная форма - она наделена соответствующим значением. Такой принцип подачи материала не предоставляет возможности активизации когнитивного и коммуникативного потенциалов в лингвистическом сознании учащихся, так как синтаксис остается ограниченным однонаправленным принципом «заучивания» теоретического материала. По этой причине перед современной методикой стоит задача поиска иного способа интерпретации соотношения формы и значения в языке, а следовательно, расширения и обогащения теоретической базы школьного курса.
Использование когнитивных процессов на уроках, связанных с изучением синтаксиса, возможно при обратной схеме построения формально-семантических зависимостей в языке. Ученик, основываясь на своем личном лингвистическом опыте языковой личности, на эмпирическом уровне склонен понимать наличие определенных смыслов в языковой реальности и вести отбор средств для коммуникации самостоятельно. Так, воспринимая высказывание, он может определить степень его категоричности, понять, какую информацию говорящий предпочел выдвинуть на первый план, а какие сведения, наоборот, старается не упоминать в акте коммуникации. Однако синтаксические средства, которые ученик выбирает для решения данных задач, зачастую являются теоретически не отработанными в рамках школьной программы, а актуализируются в речи школьника благодаря его речевому опыту. Соответственно, многие из грамматических конструкций, которые изучаются в курсе синтаксиса и могли бы способствовать обогащению речи учащихся, остаются коммуникативно неактивными. Таким образом, важным вектором, который может быть положен в основу развития когнитивно-се-
мантического подхода в области синтаксиса, может стать поиск формальных средств выражения для выявленного круга универсальных значений, описывающих экстралингвистическую действительность. Для этих целей необходимо совершить отбор лингвистического материала для школьного курса русского языка, отвечающего поставленным задачам.
Большое количество трудов по современному синтаксису базируется на теоретических достижениях в области семантического синтаксиса, которые были совершены во второй половине ХХ в. Данное грамматическое направление в основу своей теории закладывает понятие «ситуация», которое понимается как «некоторый факт действительности... факт взаимосвязи между событиями, ставший предметом внимания говорящего и, соответственно, предметом общения в акте коммуникации» [2]. Таким образом, описание языковой действительности отталкивается от внеязыко-вой: структура языка в целом понимается как система формальных категорий, направленных на кодирование посредством его элементов информации о действительности, окружающей человека как в физическом, так и материально-духовном аспектах жизни. Обращение к такому направлению в изучении синтаксиса будет иметь положительное влияние на познавательную деятельность учащегося: имея промежуточное между реальностью и языком явление, ситуацию, ученик сможет познавать принципы ее устройства и способы передачи сведений о ней средствами языка. Именно такой материал позволит утвердить когнитивную составляющую учебного процесса при изучении грамматики языка.
Важно отметить, что обращение к семантике грамматической единицы не является новаторством в области методики преподавания синтаксиса в школе, так как в учебном пособии для 8-го класса авторов Л. А. Тростенцо-вой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой [3] при рассмотрении простого предложения вводятся понятия, близкие
семантическому синтаксису, например «фрагмент действительности». Однако большое количество материалов по семантическом синтаксису дают возможность говорить о расширении школьного понятийного аппарата, что будет способствовать повышению роли когнитивно-семантической составляющей в современном образовательном процессе. Безусловно, данное расширение должно быть четко регламентировано традиционной школьной программой, поэтому новые теоретические сведения должны быть органично интегрированы в функционально-семантическое поле школьной грамматики, последовательно сопрягаясь с ее составляющими и расширяя их значения. Немаловажным является факт того, что работа с новым синтаксическим знанием будет требовать от методистов разработки новой системы грамматических упражнений, имеющих в своем содержании когнитивные установки по работе над полученным материалом в его тесной связи с действительностью.
Одним из типов таких упражнений могут стать грамматико-коммуникативные упражнения, цель выполнения которых сводится не к простому поиску грамматических значений указанных языковых единиц, а заключается в актуализации коммуникативного потенциала каждого осваиваемого элемента синтаксиса. Соответственно, такой подход к освоению грамматики языка позволяет говорить об осмысленности учебных действий ученика, так как изучение структуры языка влияет на формирование навыков грамотной устной и письменной речи.
Так, изучение модуля синтаксиса простого предложения в 8-м классе «Осложненное предложение» не только может сводиться к формированию правописных умений школьника, позволяющих ему не допустить ошибку в расстановке запятых в предложении, содержащем одну из осложняющих конструкций, но и будет основываться на изучении коммуникативного потенциала оборотов, что позволит
ученику активизировать их использование в процессе порождения собственной речи. Рассмотрим примеры упражнений данного модуля, носящих грамматико-коммуникативную направленность.
Упражнение 1. Ответьте на приведенные ниже вопросы по следующей модели:
Какой город является столицей Латвии? Рига - столица Латвии.
1. Какой напиток является вашим любимым?
2. Как называется самый быстрый поезд в России?
3. Что можно назвать самым вкусным десертом в Макдональдсе, по вашему мнению?
4. Кто для вас стал самым близким человеком?
Рассмотрите ситуации, описанные в полученных предложениях: назовите количество участников. В этих предложениях говорящий сообщает о действии участника ситуации или о его главном признаке? Выделите грамматическую основу каждого предложения, обоснуйте выбор использования знаков препинания.
В составленные предложения добавьте подходящую по смыслу информацию: может разгоняться до 250 км/ч, располагается на берегах реки Даугава, поддерживает меня в трудных ситуациях, радует своим вкусом каждого посетителя, сейчас продается в «Пятерочке» со скидкой.
Как изменится функция слов, выступавших в роли сказуемого? Какой аспект ситуации действительности они теперь будут отражать? Роль какого члена предложения будут выполнять данные слова?
Упражнение построено по принципу чередования видов ученической активности на уроке русского языка: работа с коммуникативной стороной речевой действительности чередуется с семантическим и структурным анализом языкового явления, что позволяет напрямую связывать процесс изучения языка с действительностью не только посредством
ориентации семантического синтаксиса на реальное положение дел в окружающем мире, но и при помощи включения ученика в социальное взаимодействие через диалог на актуальные для него темы. Таким образом, включение упражнения такой структуры в курс русского языка позволяет говорить как о его функционально-семантической составляющей, так и о когнитивно-семантической направленности.
Упражнение 2. В приведенных предложениях укажите участников ситуации и главные действия.
Самолет неожиданно остановился.
На вокзале мы купили билеты до Санкт-Петербурга.
В парке у школы зацвел шиповник.
Песня звучала заунывно и тоскливо.
Используйте следующие конструкции, чтобы распространить предложения выше: посаженный в прошлом году, доносящаяся из соседнего окна, не долго думая, выходя на взлетную полосу.
Проанализируйте полученные предложения. Подумайте, как позволяют выбранные вами конструкции дополнить ситуацию: какие из них характеризуют ее участников, а какие сообщают о добавочном действии?
Определите часть речи слов посаженный, доносящаяся, думая, выходя. Как называются обороты, которые они образуют? Каким членом предложения они являются?
Перестройте два предложения, чтобы в них изменилась пунктуация.
Подводя итоги рассуждению о выборе подхода в изучении грамматики в современной школе, необходимо отметить, что такая модель изучения синтаксиса, «от смысла к форме», будет также являться ключевой в поиске средств для обогащения методики преподавания русского языка в полиэтнической школе. Это будет обусловлено следующими причинами. Семантические значения, присутствующие в языках, являются в большинстве случаев универсальными и, соответственно, могут быть
одинаково легко вычленены при анализе ситуации действительности как человеком, для которого язык является родным, так и для той языковой личности, которая использует язык в качестве неродного или иностранного. Таким образом, изучение синтаксиса будет связано не с анализом материала языка, который представляет для ученика трудность из-за выше-обозначенных причин, а с последовательным изучением многообразия его форм, требуемых для корректной передачи универсальных семантических значений.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дейкина А. Д. Когнитивно-семантическое направление в обучении русскому языку // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. - М., 2015. -№ 1. - С. 65-69.
2. Володина Г. И. Описание семантических классов предложений в целях преподавания русского как неродного. - М., 1989. - 127 с.
3. Русский язык. 8 класс: учебник для обще-образоват. организаций / Л. А. Тростенцо-ва, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина,
О. М. Александрова; науч.ред. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2014. - 271 с.
4. Боброва С. В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка // Вестн. Московского гос. обл. унта. Сер.: Педагогика. - 2011. - № 4. -С. 83-88.
REFERENCES
1. Deykina A. D. Kognitivno-semanticheskoe napravlenie v obuchenii russkomu yazyku. Vestn. Rossiyskogo un-ta druzhby narodov. Ser.: Voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsi-alnost. Moscow, 2015, No. 1, pp. 65-69.
2. Volodina G. I. Opisanie semanticheskikh klassov predlozheniy v tselyakh prepoda-vaniya russkogo kak nerodnogo. Moscow, 1989. 127 p.
3. Trostentsova L. A., Ladyzhenskaya T. A., Deykina A. D., Aleksandrova O. M. Russ-kiy yazyk. 8 klass: uchebnik dlya obshcheo-brazovat. organizatsiy. Moscow: Prosvesh-chenie, 2014. 271 p.
4. Bobrova S. V Formirovanie kommunika-tivnoy kompetentsii na urokakh russkogo yazyka. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Pedagogika. 2011, No. 4, pp. 83-88.
Белозеров Павел Сергеевич, ассистент кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета, учитель русского и иностранных языков ГБОУ г. Москвы «Школа №2097». E-mail: [email protected]
Belozerov Pavel S., teaching assistant, Methods of teaching Russian language Department, Moscow Pedagogical State University, teacher, Russian and foreign languages, School No 2097 E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.12.2018 The article was received on 25.12.2018