МЕЖВУЗОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Педагогические науки
УДК: 801
Завьялова Ю.Г.
Кандидат филологических наук, Кисловодский гуманитарно-технический институт
Кисловодск, Россия
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье с позиций современной лингвистической теории рассматриваются спорные вопросы морфологической и синтаксической системы современного русского литературного языка, коммуникативно-когнитивный потенциал единиц русского языка, участвующих в формировании языковой картины мира.
Ключевые слова: морфологическая парадигма, синтаксическая парадигма, коммуникативный синтаксис.
Развитие инновационных методик в науке связано как с внешними, так и с внутренними факторами. Внутренние зависят от содержания исследуемого предмета, внешними руководит социокультурная ситуация, которая трактует повышение коммуникативной компетенции. Среди умений, составляющих данную компетенцию, наиболее важным является умение выбора адекватных речевых единиц, а поскольку данные единицы изучает грамматика, то следует говорить о функциональном методе при изучении языка. Его суть состоит в одновременном исследовании особенностей и языковых единиц, и их функций. В итоге в процессе изучения грамматики мы формируем и учебно-языковые умения: опознавательные, квалификационные, аналитические; и коммуникативные умения(обоснование выбора автором языковых единиц, собственный выбор определенных грамматических форм для представления «авторского я» при создании текста). В инновационной парадигме исследования морфологической системы языка: от обучения языку — к обучению речи, т.е. к речевой деятельности, — к обучению общению функциональный подход определен как наиболее важный с коммуникативно-деятельностным, текстоориентированным, этнокультурологическим, социолингвистическим. Данные современные подходы позволяют выстроить инновационную методику обучения морфологии: «вопрос употребления единиц языка в речи соединяет грамматику с практикой создания учащимися текстов разных стилей и жанров. Реализация функционального принципа в изучении морфологии создает условия для «открытия» учениками возможностей частей речи в создании высказывания. Таким образом, методика функционального подхода позволяет изучать любую часть речи в единстве грамматического значения и коммуникативной функции» [1, с.3-4]. Следовательно, в современной практике преподавания морфологии необходимо опираться на функциональный принцип изучения, который совмещает в себе изучение и языка, и речи, а также выводит обучение на уровень текста. Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать детям их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций. Осуществление функционального подхода в морфологии создает предпосылки для «открытия» учениками всех перспектив частей речи в создании высказывания, что и позволяет рассматривать любую часть речи в единстве грамматического значения и коммуникативной функции.
Задача инновационного занятия по морфологии — знакомство учащихся с функцией грамматических форм в составе цельного высказывания (текста), что впоследствии будет
способствовать решению коммуникативных задач. Для этого следует помнить о необходимости морфологической интерпретации теста как одного из главных средств на современном уроке.
Во-первых, во время морфологической интерпретации учащиеся исследуют определенный структурно-семантический тип текста, определяют тип речи, употребление форм глагола (вид, время, наклонение), как морфологические свойства частей речи (прежде всего глаголов), выполняют в тексте изобразительно-выразительную функцию. Приведем пример: «Раздался звонок. За стеклянными дверями скучающие муравейники зашевелились. Одна за другой стали отворяться двери. Держа журналы у левого бока, вышли учителя, вяло и скучновато. Вывалили ученики — коридор сразу загудел» (Б.Зайцев). «Прошедшее время несовершенного вида, представляя прошлое действие в его течении, а не в его результате, живописно и изобразительно. Само по себе оно не определяет последовательности действий в прошлом, а размещает их все в одной плоскости, изображая и воспроизводя их» [6, с. 485]. Видовременные формы глагола обозначают действие или состояние в процессе его осуществления и служат основой описаний: мать сидела ровная и спокойная. Паром медленно плыл к берегу по совсем тихому месту, раздвигая кусты. Звезды текли. И уж нельзя было сбиться — с суши сияла церковь (Б.Зайцев). Следовательно, первая особенность инновационного занятия морфологии — изучение функционирования языковых единиц в речи. Во-вторых, благодаря морфологической интерпретации учащиеся рассматривают текст как источник новых знаний о функциях грамматических форм. И, в-третьих, возможен анализ когниолингвистической составляющей речевого пространства автора. Речевая направленность современного занятия морфологии включает систему текстовых упражнений, которые являются школой стилистического употребления языковых единиц при формировании речевых умений. Система упражнений учитывает грамматическую и речевую природу употребления языковых единиц: мы формируем одновременно учебно-языковые и коммуникативные умения учащихся, ибо грамматические формы в их разнообразных функциях ученики употребят в тексте, реализуя в изложении авторский (писательский) замысел, а в сочинении — свой собственный. Например, возьмем текст М.Жванецкого, в котором употребление именно данных языковых форм создает комический эффект и раскрывает основной замысел автора. Приведем возможные задания: 1) Определите время и вид глаголов во фрагментах текста. 2) С какой целью о прошедших событиях автор употребляет глаголы настоящего времени? 3) Сделайте вывод о значениях грамматических форм и функциях, которые они выполняют в тексте. Новые знания о функционировании грамматических форм в тексте учащиеся осваивают на практическом уровне. Это путь «от текста к тексту»: от ознакомления школьников с функцией грамматических форм в тексте — через осознание ценностного значения грамматической формы — к продуцированию текста [1, с.8].
Объектом наблюдения при проведении анализа текста выступают грамматические формы, представленные в их взаимодействии внутри данного текста. Главное в морфологической интерпретации текста — исследование языковой личности автора: как воплощен замысел в художественной форме, какие языковые коды используются.
На инновационном занятии по морфологии необходимо использовать элементы функциональной грамматики, лингвистики текста, стилистики текста, коммуникативной грамматики, когнитивной лингвистики, при этом все части речи необходимо изучать в комплексном аспекте: какую функцию они играют в создании текста, что и ведет к повышению научного уровня преподавания морфологии.
Теперь нам хотелось бы рассмотреть инновационные методики преподавания синтаксиса. Смена научных направлений в лингвистике, в том числе и в русистике, изменившиеся условия подготовки специалистов-филологов — все это требует новых подходов к формированию научного и учебно-методического пространства. В частности,
появляется необходимость смещения акцентов в традиционном распределении разделов при изучении систематического курса современного русского языка.
Золотова Г.А. по вопросу синтаксиса пишет: «в речи получает выражение все содержание жизни человека, все представления об окружающем мире, о предметах, категориях и связях действительности, наблюдаемых и осмысляемых, обобщённых и расчленённых так или иначе национальным языковым сознанием. Человек высказывает сообщения о фактах и событиях или реакции на них, чувства и желания, формирует понятия, мысли и умозаключения в процессе познавательной деятельности, вступает в коммуникативные контакты, побуждает собеседников к действию. Всё это многообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, с помощью синтаксических ресурсов языка. Единицы других уровней языковой системы — фонемы, морфемы, лексемы — участвуют в формировании речи только через синтаксис. Отсюда — роль синтаксиса как «организационного центра грамматики» (по определению Виноградова В.В.) Отсюда — сложность устройства синтаксической системы языка как научного объекта» [7, с.321].
Особенно это актуально сейчас, когда в качестве одной из инновационных технологий в области обучения языку определяют технологию вариативности. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.
Современное обучение языку необходимо строить с ориентацией на новые лингвофилософские и лингводидактические принципы, учитывая процессы в области номинации, лингвокультурологии, когнитивистики, фреймовой семантики, межкультурной коммуникации и т.д.
Высшая школа в начале XXI века претерпела существенные изменения: поменялись условия образовательной системы, характер деятельности преподавателя, сам студент, методический подход к реализации задач обучения и воспитания, поэтому на данный момент высшая школа настоятельно требует разработки и внедрения новых программ, учебников, учебно-методических комплексов, а также нуждается в интенсивном поиске современных путей и средств обучения, адекватных актуальному содержанию образования.
Это особенно актуально для подготовки филолога широкого профиля, изучающего не только русский, но и иностранный язык и в перспективе, имеющего возможность специализироваться в русском языке как иностранном, ведь хорошее владение синтаксическими категориями способствует тому, что акцентоноситель более свободно и легко оперирует языковыми единицами, интенсивно задействует все уровни лингвистической системы, формируя при этом синтаксическое пространство языка.
Курс синтаксиса позволяет студентам освоить новые понятия, совершенствует умения и навыки, полученные в школе, развивает любовь и интерес к языку и языкознанию в целом, потому что именно синтаксическая система способствует расширению знаний об особенностях языковой картины мира, учитывая все уровни лингвистики, образует целостное пространство, в котором отражаются изменения, происходящие и в лексике, и в морфологии, и в грамматике.
Опыт преподавания в школе и вузе обнаружили, что традиционное обучение синтаксису, ориентированное лишь на знакомство с синтаксической структурой, не позволяет добиться оптимальных результатов. Поэтому представляется целесообразным разработать несколько иную систему, которая включала бы в себя инновационные подходы к изучению синтаксиса русского языка.
Для реализации этой задачи необходимо на занятии достигать следующих целей: научить студентов творческому осмыслению русской речи; показать особенности синтаксической системы современного русского языка и ее функционирование в речевом общении; заложить основы научного представления о синтаксисе русского языка;
познакомить с наиболее сложными и спорными проблемами современной науки о синтаксисе; создать базу для усвоения курса общего языкознания; совершенствовать навыки школьного и научного анализа синтаксических явлений.
Современный подход в обучении синтаксису обязательно должен учитывать коммуникативную ориентацию языка, поскольку сама по себе синтаксическая система сосредотачивает в себе все коммуникативно-прагматические функции языка. В связи с этим представляется важным рассмотреть синтаксис с позиций современного научного осмысления следующих понятий: семантика и прагматика предложения, пропозиция, актуальное членение (его изложение в школьном учебнике), текст и его единицы в школьной грамматике, научные взгляды последних лет на признаки текстуальности и единицы текста, а также в теоретической части следует представить данные об активных процессах в синтаксической системе русского языка.
Изучение русистики, базирующееся на синтаксическом уровне, решает грамматические задачи, способствуя формированию новой парадигмы в преподавании, усиливая такие общедидактические принципы, как принцип коммуникативности, принцип доступности, принцип последовательности, принцип преемственности, принцип комплексности, формирует новые подходы к изучению родного языка.
Литература
1. Алексеева М. П. Русская языковая картина мира и межкультурная коммуникация //Русский язык и межкультурная коммуникация. — Пятигорск, 2002. — С. 519.
2. Арутюнова Н. Д. Синтаксис //Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. — С. 449-451.
3. Белошапкова В .А. Современный русский язык. /В.А. Белошапкова. — М.: Азбуковник, 2002. — 928 с.
4. Безяева М. Г. К вопросу о номинативной мотивации коммуникативных значений /М.Г. Безяева// Вестник МГУ, — сер.9.:филология. — 2005. №4. — С. 125-131.
5. Буров А.А., Завьялова Ю.Г. Фразовая номинация и актуальное членение высказывания (когниолингвистическое измерение)- Пятигорск, 2007. — 186 с.
6. Диброва Е. И. ред. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц.
— ч. II: Синтаксис /- М.: Академия, 2006. — 620 с.
7. Золотова Г.А., Онипенко П.К., Коммуникативная грамматика русского языка. — М., 2002. — 428 с.
8. Максимов Л. Ю. Многомерная классификация сложноподчиненных предложений.
— Ставрополь — Пятигорск, 2011. — 680 с.
9. Русская грамматика. В 2-х тт. — М., 1980.
10. Степанов Ю. С. В мире семиотики //Семиотика: Антология. — М., 2001. — С. 342.
11. Шанский Н. М., Тихонов А.Н. Современный русский язык: В 3-х чч. Ч.2: Словообразование. Морфология. — Издание 2-е. — М., 1987. — 452 с.
12. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка.- УРСС, 2001. — 624 с.
13. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. — М., 1956. — 380 с.