Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ / КРЕДИТОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурадова С.Р.

Современное развитие нефтегазовой отрасли в стране и инвестирование в эту сферу предполагает создание соответствующих институтов развития. Также благоприятная инвестиционная среда для бизнеса, квалифицированный кадровый потенциал, институциональный потенциал, эффективная инфраструктура, доступность сырья и другие факторы определяют инвестиционную привлекательность нефтегазового сектора. Тем не менее, мобилизация этих объектов, совершенствование структуры нефтегазовой отрасли имеют решающее значение для обеспечения экономического роста в стране и обеспечения ее долговечности. В рыночной экономике растущий социально-экономический спрос общества зависит от полного и эффективного использования существующих производственных мощностей, внедрения достижений ЕТТ (Единый Таможенный Тариф) в производство и таких инноваций, как инвестиции. С этой точки зрения роль инвестиций в жизни общества усугубляются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INVESTMENT CLIMATE AND USE OF INVESTMENTS IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN

The modern development of the oil and gas industry in the country and investment in this area involves the creation of appropriate development institutions. Also, a favorable investment environment for business, qualified human resources, institutional capacity, efficient infrastructure, availability of raw materials and other factors determine the investment attractiveness of the oil and gas sector. However, the mobilization of these facilities, the improvement of the structure of the oil and gas industry are of decisive importance for ensuring economic growth in the country and ensuring its longevity. In a market economy, the growing socio-economic demand of society depends on the full and efficient use of existing production capacities, the introduction of the achievements of the CCT (Common Customs Tariff) into production and innovations such as investment. From this point of view, the role of investment in society is exacerbated.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В

АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Мурадова С.Р.

тютор на факультете «Экономика и Менеджмент» Азербайджанский Государственный Университет Нефти и Промышленности

IMPLEMENTATION OF INVESTMENT CLIMATE AND USE OF INVESTMENTS IN THE

REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Muradova S.

tutor at the Faculty of "Economics and Management" Azerbaijan State Oil and Industry University

Аннотация

Современное развитие нефтегазовой отрасли в стране и инвестирование в эту сферу предполагает создание соответствующих институтов развития. Также благоприятная инвестиционная среда для бизнеса, квалифицированный кадровый потенциал, институциональный потенциал, эффективная инфраструктура, доступность сырья и другие факторы определяют инвестиционную привлекательность нефтегазового сектора. Тем не менее, мобилизация этих объектов, совершенствование структуры нефтегазовой отрасли имеют решающее значение для обеспечения экономического роста в стране и обеспечения ее долговечности.

В рыночной экономике растущий социально-экономический спрос общества зависит от полного и эффективного использования существующих производственных мощностей, внедрения достижений ЕТТ (Единый Таможенный Тариф) в производство и таких инноваций, как инвестиции. С этой точки зрения роль инвестиций в жизни общества усугубляются.

Abstract

The modern development of the oil and gas industry in the country and investment in this area involves the creation of appropriate development institutions. Also, a favorable investment environment for business, qualified human resources, institutional capacity, efficient infrastructure, availability of raw materials and other factors determine the investment attractiveness of the oil and gas sector. However, the mobilization of these facilities, the improvement of the structure of the oil and gas industry are of decisive importance for ensuring economic growth in the country and ensuring its longevity.

In a market economy, the growing socio-economic demand of society depends on the full and efficient use of existing production capacities, the introduction of the achievements of the cCt (Common Customs Tariff) into production and innovations such as investment. From this point of view, the role of investment in society is exacerbated.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, капиталовложения, кредитование, конкурентоспособность, экономическая эффективность.

Keywords: investments, investment climate, investments, lending, competitiveness, economic efficiency.

Одной из стратегических задач, стоящих перед Азербайджанской Республикой, которая уже прошла переходный период, является ускорение перехода к более диверсифицированной, высококонкурентной, ориентированной на экспорт экономике с производительностью и эффективностью.

По оценкам экспертов, для того, чтобы поднять экономику страны до уровня развитых стран, в ближайшие 15 лет потребуются инвестиции в размере примерно 20-22 миллиардов долларов.

Экономическое развитие в стране возможно только при наличии иностранных инвестиций и иностранных технологий, новых организационных структур и жестких бюджетных ограничений. Эти условия дают оптимальный эффект, когда они принимают во внимание местные характеристики и реализуются с этими функциями.

Сложившаяся ситуация в нефтегазовом секторе оказывает существенное влияние на экономику республики и ее прогресс. Государственный

нефтяной фонд Азербайджанской Республики, созданный с целью направления доходов от реализации нефтяной стратегии Азербайджана на общее экономическое развитие страны, продолжает ее дальнейшее развитие. Успешная реализация новой нефтяной стратегии Азербайджана позволит нашей стране в ближайшем будущем остаться в мире крупным экспортером нефти.

В настоящее время 55-60% бюджета страны формируется за счет нефтяной промышленности. С этой точки зрения научный аспект роли нефтяной стратегии в социально-экономическом развитии страны из круга реалий имеет решающее значение.

Экономическая эффективность инвестиционных вкладов обеспечивается решением ряда проблем. Необходимо формирование благоприятного инвестиционного климата и увеличение инвестиций в конкретные инвестиции, т.е. нужно отдать

приоритет методам и технологиям, которые соответствуют современным стандартам для привлечения иностранных инвестиций.

Определение экономической эффективности инвестиций основывается на конкретной методологии, которая опирается на метод определения притока капитала, основываясь на объеме производства и издержках производства. Согласно этому методу, лучший вариант для инвестиций в акционерный капитал определялся нормативным коэффициентом эффективности суммы капитала, вложенного в стоимость годовой продукции будущего предприятия [1].

Азербайджан является участником Женевских конвенций с 1996 года. В годы, последовавшие за Второй мировой войной, к прямым инвестициям применялась ограничительная и надзорная политика, но в современном мире главная задача всех государств - привлечь иностранных инвесторов.

Инвестиционный климат в мире постепенно улучшается и по данным июня 1996 года, в мире насчитывалось 1160 межправительственных инвестиционных соглашений. Эти соглашения охватывали 158 стран, и две трети из них были подписаны после 90-х годов.

В конце 70-х годов двадцатого века начал формироваться новый подход к определению эффективности экономических выгод от капиталовложений, т.е. было начато использование инвестиций двойного назначения как в непроизводственных областях, так и его влияние на промышленное развитие других секторов., т.е. был определен полный и комплексный подход к объективному определению экономических выгод от капиталовложений. Этот метод сыграл положительную роль в выборе барьеров для капиталовложений. В то время это была нелегкая задача. Однако серьезные разногласия, возникшие в экономической системе впоследствии, заставили принять передовой мировой опыт определения экономических выгод от иностранных инвестиций. Определение эффективности инвестиций в наше время является важной проблемой для каждой страны. Таким образом, важность инвестиций в обеспечение перспективного развития тесно связана с социально-экономическим воздействием, которое они создали. В своем недавнем докладе о международных инвестициях в Агентство ООН по развитию и сотрудничеству.

В настоящее время эффективность иностранных инвестиций в экономику стран классифицируется по следующим пяти основным группам:

- увеличение финансовых источников и инвестиций;

- применение и разработка более прогрессивных новых технологий и технологий;

- увеличение экспортного потенциала;

- повышение уровня занятости населения;

- положительное влияние на охрану окружающей среды [1].

В наше время для определения эффективности экономических выгод от инвестиций используются разные методы, которые делятся на две группы на

основе дисконтированных оценок и учетных оценок. Дисконтирование основано на понятиях «затраты-выгоды» и «альтернативная стоимость» и покрывает все затраты. На этом этапе принимаются во внимание не только все материальные затраты, но и моральные.

Наиболее часто используемые инструменты для продвижения эффективности инвестиций в мировой практике следующие:

- применение налоговой системы с разграничением субъектов и объектов налогообложения, налоговых ставок и льгот;

- определение государственных норм и стандартов;

- антимонопольные меры;

- приватизация и приватизация имущества;

- реализация ценовой политики;

- проведение экспертизы инвестиционных проектов [2].

Создание нормальной инвестиционной среды является одной из основных задач государственной экономической, в том числе инвестиционной политики. Посредством инвестиций достигается запланированное развитие общественного производства, обеспечивается эффективность и сбалансированность экономики.

Привлечение прямых иностранных инвестиций являются одной из все более неотложных задач, стоящих перед Европейским союзом после недавнего финансового кризиса. Поэтому все перечисленные ниже политики предназначены для привлечения инвестиций в Европейский Союз:

- расширение и углубление единого рынка;

- обеспечение открытого и конкурентного рынка;

- совершенствование законодательства, касающегося общеевропейских и национальных норм;

- расширение и улучшение европейской инфраструктуры и научной базы [3].

Инвестиции осуществляются в форме капитальных вложений в создание и воспроизводство основных фондов и других форм материального производства.

Одним из важнейших направлений экономических реформ в нашей стране после обретения независимости является повышение эффективности иностранных инвестиций. Одной из мер, принятых в этом направлении, является либерализация внешнеэкономических связей.

Естественно, либерализация распространяется как на текущие операции платежного баланса, так и на счета основного капитала. С этой точки зрения ограничения на текущие транзакции были устранены за короткое время. Отсутствие каких-либо ограничений на текущие валютные операции также было задокументировано в соответствующем законодательстве.

В настоящее время наша страна также присоединилась к VIII Соглашению с МВФ. Процедура принудительной продажи иностранной валюты в страну отменена.

Валютные операции, связанные с движением капитала в соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О валютном регулировании», включают в себя: инвестиции в уставный капитал предприятия для прямых инвестиций, получения новых доходов и права на участие в управлении предприятием; приобретение ценных бумаг; здания, включая землю, а также передачи прав собственности, а также других прав на недвижимое имущество на другое имущество, принадлежащее недвижимому имуществу в соответствии с законодательством страны пребывания; доставка и получение отсрочки платежа за товары и услуги более 180 дней [6].

В Азербайджане нет ограничений на въезд иностранного капитала в страну. Наша страна занимает одно из ведущих мест среди стран СНГ, а также Восточной Европы по доле прямых иностранных инвестиций, которая является наиболее эффективной формой иностранных инвестиций. Правительство, как и другие хозяйствующие субъекты, установило партнерские отношения с ведущими международными организациями по товарному кредитованию в мире и имеет долгосрочные займы в крупных иностранных банках.

Повышение эффективности банковской системы страны в значительной степени либерализовало участие иностранного капитала. Таким образом, лимит иностранного банка был ликвидирован в банковской системе.

Дальнейшее улучшение инвестиционного климата в стране является одной из основных задач по обеспечению необходимого объема и качества инвестиций. Для этого есть необходимость обеспечивать защиту личной собственности и улучшать корпоративное управление; создавать более благоприятную конкурентную среду для всех инвесторов независимо от формы собственности; обеспечивать повышение роли государства в обеспечении стабильного нормативно-правового режима; продолжать дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности; совершенствовать систему информирования инвесторов о предприятиях с целью отбора и анализа объектов инвестирования; расширять помощь процессу развития современной институциональной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений в инвестиции.

Формирование экономики на основе рыночных принципов, правильная реализация экономических реформ и появление новых отношений собственности является важнейшим среди факторов, влияющих на развитие ненефтяного сектора, особенно ненефтяной промышленности в стране.

Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 30 марта 2006 года для содействия развитию ненефтяного сектора экономики и инвестирования в модернизацию материально-технической базы действующих предприятий была создана Азербайджанская инвестиционная компания. Для поддержки развития бизнеса при Президенте создан Совет предпринимателей.

Были предприняты практические шаги для предотвращения негативных ситуаций, таких как неспособность системы лицензирования бизнес-сфер и, следовательно, возникновение бюрократических препятствий в стране, что препятствует развитию экономики, промышленности и частного сектора. Количество лицензированных видов экономической и предпринимательской деятельности было сокращено, и были приняты важные законодательные документы для создания благоприятной среды в этом направлении.

Азербайджан вошел в группу стран с доходом выше среднего по классу общего национального дохода, который на душу населения Всемирного банка быстрее, чем в других странах СНГ. Наша страна перешла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, покинув группу стран со средним уровнем развития человеческого потенциала, согласно докладу Программы развития Организации Объединенных Наций за 2010 год о развитии человеческого потенциала. По макроэкономической стабильности Азербайджан находится на 18 месте в мире.

Тенденция устойчивого развития в ненефтяном секторе рассматривается в качестве основы рейтинга страны международными рейтинговыми агентствами. Также в декабре 2017 года другое влиятельное международное рейтинговое агентство '^аМаМ&РооЛ" повысило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Азербайджана в иностранной и национальной валюте до уровня «ВВВ», тем самым присвоив Азербайджану инвестиционный рейтинг [7].

Агентство также повысило краткосрочный суверенный кредитный рейтинг Азербайджана в иностранной и национальной валюте до уровня «А-3» с уровня «В». Таким образом, одним из ключевых факторов в этот период было устойчивое развитие в ненефтяном секторе.

Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума, характеризующий конкурентоспособность стран мира, в 2017 году занял 39-е место из 148 стран в экономике Азербайджана. Так, индекс конкурентоспособности Азербайджана за последние годы вырос с 4,41 до 4,51, а страна поднялась на 7 позиций в мировых рейтингах. Согласно индексу конкурентоспособности экономики Азербайджана, наша страна является одной из первых среди стран СНГ [5].

При подготовке общей инвестиционной политики Азербайджана риски должны быть сведены к минимуму, необходимо поощрять условия для инвестирования в отечественный производственный и потребительский рынок, а также поощрять иностранные инвестиции для привлечения более 2 лет в производственную зону и предоставлять полную информацию о привлекательности бизнес-среды для иностранных инвесторов.

Азербайджанская Республика является одной из первых в мире по темпам экономического роста, достигнутым за последние годы. Экономическая стабильность в стране, в которую инвестировали

потенциальные иностранные инвесторы, нашла отражение в быстром и устойчивом росте макроэкономических показателей в Азербайджане. Так, по сравнению с 2003 годом ВВП в 2013 году составил 3,2 раза, стратегические валютные резервы увеличились в 31 раз, а доходы государственного бюджета увеличились примерно в 16 раз. Согласно последнему докладу Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности, Азербайджан, занимающий 38-е место в мире, занимает 9-е место из 144 стран по уровню макроэкономической стабильности. В достижении этих достижений особая роль государства в развитии частного сектора также сыграла важную роль. В результате работы, проделанной для улучшения бизнес-среды, сегодня более 80% экономики страны приходится на частный сектор [5].

Однако для дальнейшего улучшения инвестиционного климата целесообразно принять следующие меры:

- расширение спектра электронных услуг для повышения качества услуг;

- расширение видов услуг, предоставляемых соответствующими государственными органами субъектам предпринимательства, в том числе иностранным инвесторам, по принципу «единого окна»;

- укрепление институциональных механизмов для поощрения инвестиций и продвижения экспорта для иностранных инвесторов и экспортеров и совершенствование их в соответствии с лучшей международной практикой;

- стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций через рынок ценных бумаг в экономику страны.

Очевидно, что рынок не может создать независимую инвестиционную среду. Это в первую очередь забота государства. Государство играет особую роль в стимулировании инвестиционной деятельности и реализации эффективной инвестиционной политики. Это необходимо при трансформации экономики.

Правительство должно проводить продуктивную макроэкономическую политику, чтобы максимально использовать свой потенциал для стимулирования экономического роста и инвестиций. И в этом случае внутренние инвестиции могут выступать в качестве движущей силы экономического развития. В целях стимулирования коммерческих банков к долгосрочным инвестициям, корректировки правил налоговых и правовых льгот, их оценки и контроля соответствия международным стандартам, гибкий и эффективный механизм возмещения вкладов и размещения средств в приоритетных областях, инфраструктуры товарооборота и т. Д. является одним из основных вопросов.

Улучшение инвестиционного климата в стране невозможно без совершенствования налогового законодательства. Массовые сокращения налогов для стимулирования иностранных инвестиций являются неправильными. Недавние публикации пока-

зали, что налоговое и недифференцированное применение налоговых льгот не может иметь никакого эффекта.

Необходимо обратить внимание на дифференциацию налогов и решение вопросов налогообложения иностранных инвестиций. Следует отметить, что совместные предприятия, созданные с участием иностранного капитала, подлежат льготному налогообложению в нашей республике.

Предполагается, что было бы целесообразно применять дифференцированное налогообложение с учетом предпосылок сравнительных преимуществ нашей экономики. Привилегии, предлагаемые иностранным инвестициям, должны предполагать конкурентоспособность.

В нашем регионе наша страна имеет преимущество в привлечении в страну иностранных компаний. Вот несколько примеров:

1. Поскольку страна имеет благоприятную транспортно-коридорную позицию, существует также развитая международная транспортная сеть (воздушные, водные, железнодорожные и автомобильные дороги, нефте- и газопроводы), что способствует установлению интенсивных контактов и обменов с международным рынком;

2. Азербайджан обладает сильным природно-экономическим потенциалом;

3. Современная производственно-технологическая база страны включает в себя товарные промышленные предприятия, производственные площади и объекты инфраструктуры;

4. Страна обладает сильным научным потенциалом и квалифицированными кадровыми ресурсами в ряде областей;

5. Привлечение иностранных инвестиций для организации организационного управления с целью их защиты, либерализации и развития внешнеэкономических связей, а также принятия и реализации ряда других нормативно-правовых актов.

Стабильность в стране и экономике снижает бизнес-риски, восстанавливает интеллектуальный капитал и снижает социальное неравенство. Основные цели и задачи создания благоприятной инвестиционной среды должны соответствовать общей стратегии экономического развития. Вот почему радикальное улучшение инвестиционного климата в нашей стране должно стать одной из важнейших целей десятилетия.

В результате реализации нефтяных контрактных проектов нашей республикой были получены огромные экономические дивиденды. К концу 2017 года ГНФАР получил до 81 миллиарда манатов, из которых было потрачено 51,2 миллиарда манатов или 63,2 процента. Кроме того, за период 2009-2017 годов АМОК инвестировала в государственный бюджет 10,1 миллиарда манатов. Из этих двух источников нефтяных доходов 61,3 миллиарда манатов (67,3 процента) из 91 миллиарда манатов, выделенных Азербайджаном на конец 2017 года, были потрачены на различные цели.

В настоящее время продолжающаяся война на Ближнем Востоке является серьезным ударом по экономическим отношениям. В таких странах, как

Иран, Ирак, Сирия, Египет, гражданские войны разрушили производственную и сервисную инфраструктуру. Торговые и транспортные линии были полностью уничтожены.

Вышеуказанные причины указывают на то, что наша страна является экономически стабильным государством в регионе. И это создает основу для будущих иностранных инвестиций в нашу страну.

Для дальнейшего повышения привлекательности иностранных инвестиций принимаются следующие меры: повышение качества услуг, предоставляемых иностранным инвесторам; улучшение и повышение качества электронных услуг при их обслуживании; совершенствование законодательных актов, направленных на привлечение, защиту и продвижение иностранных инвестиций; расширение двусторонней договорно-правовой базы, расширение услуг, предоставляемых иностранным инвесторам на основе «единого окна»; интенсификация механизмов стимулирования инвестиций и экспорта для иностранных инвесторов и экспортеров; организация программы развития для иностранных инвесторов и местных производителей для увеличения местной номенклатуры товаров и услуг, предоставляемых иностранными инвесторами в страну.

Стратегия использования доходов от нефти и газа должна охватывать следующие ключевые области макроэкономической стабильности:

- развитие не нефтяного сектора экономики регионов, малого и среднего бизнеса;

- масштабное развитие инфраструктуры территорий:

- реализация мер по снижению бедности и других социальных проблем;

- стимулирование уровня интеллектуальной и технологической базы экономики;

- развитие "человеческого капитала" (подготовка высоко квалифицированных кадров);

- повышение профессионализма персонала;

- укрепление обороноспособности страны;

- осуществление мер по восстановлению освобожденных территорий и возвращению вынужденных переселенцев на родину.

Список литературы

1. Красильников А.А. Анализ инвестиционной деятельности. М.: Лаборатория книги, 2010, 48 стр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Мехавов Р.Т. Инвестиции и их роль в экономике. М.: Лаборатория книги, 2012, 95 стр.

3. Хрусталев Е.Ю., Шрамко Д.Г. Анализ и оценка направлений инвестиционной политики // Экономический анализ: теория и практика. 2017, Т 16. № 9., стр. 1664-1677.

4. U.S. Burea of Economic Analysis (BEA). URL., www.bea.gov

5. https://www.stat.gov.az/

6. http://base. spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=2

872

7. https://www. epravda.com.ua/rus/tags/standar d-poorjs/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.