Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / мотивация / профессиональные компетенции / тренинги / мозговой штурм / дискуссия / interaction / motivation / professional competencies / trainings / brainstorming / discussion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибкова Ольга Владимировна, Каргина Наталья Вячеславовна, Ваганова Ольга Игоревна

Образовательное пространство современного высшего учебного заведения является достаточно сложным механизмом, основным назначением которого является обеспечение условий для взаимодействия всех элементов вуза с целью достижения высокого качества образовательной деятельности. Одной из форм организации совместной деятельности студентов, при которой все участники обучения коллективно решают проблемы, моделируют ситуации, взаимодействуют друг с другом, выступают интерактивные технологии.Интерактивное обучение повышает уровень мотивации студентов и их вовлеченность в решение актуальных задач, что способствует дальнейшей активности обучающихся, побуждает их проявлять инициативность в процессе познавательной деятельности. В рамках исследования была проведена первичная диагностика мотивации обучения в вузе, затем внедрены интерактивные технологии обучения, после чего была проведена итоговая диагностика. Проведенное исследование стало доказательством того, что внедрение интерактивных технологий в познавательный процесс способствует повышению уровня мотивации обучения. Очевидным преимуществом при использовании интерактивных технологий является взаимное обогащение субъектов взаимодействия, активизация учебно-познавательной деятельности, межличностная коммуникация и достижение взаимопонимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибкова Ольга Владимировна, Каргина Наталья Вячеславовна, Ваганова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational space of a modern higher educational institution is a rather complex mechanism, the main purpose of which is to provide conditions for the interaction of all elements of the university in order to achieve high quality educational activities. Interactive technologies are one of the forms of organizing students' joint activities, in which all participants of the training collectively solve problems, model situations, interact with each other. Interactive learning increases the level of motivation of students and their involvement in solving urgent tasks, which contributes to the further activity of students, encourages them to take initiative in the process of cognitive activity. As part of the study, the primary diagnosis of the motivation for studying at the university was carried out, then interactive learning technologies were introduced, after which the final diagnosis was carried out. The conducted research proved that the introduction of interactive technologies in the cognitive process contributes to an increase in the level of motivation for learning. The obvious advantage of using interactive technologies is the mutual enrichment of the subjects of interaction, the activation of educational and cognitive activity, interpersonal communication and the achievement of mutual understanding.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и педагогической психологии Грибкова Ольга Владимировна Государственный университет просвещения (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных, социальных и общих дисциплин Каргина Наталья Вячеславовна

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород)

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБУЧЕНИИ

Аннотация. Образовательное пространство современного высшего учебного заведения является достаточно сложным механизмом, основным назначением которого является обеспечение условий для взаимодействия всех элементов вуза с целью достижения высокого качества образовательной деятельности. Одной из форм организации совместной деятельности студентов, при которой все участники обучения коллективно решают проблемы, моделируют ситуации, взаимодействуют друг с другом, выступают интерактивные технологии.Интерактивное обучение повышает уровень мотивации студентов и их вовлеченность в решение актуальных задач, что способствует дальнейшей активности обучающихся, побуждает их проявлять инициативность в процессе познавательной деятельности. В рамках исследования была проведена первичная диагностика мотивации обучения в вузе, затем внедрены интерактивные технологии обучения, после чего была проведена итоговая диагностика. Проведенное исследование стало доказательством того, что внедрение интерактивных технологий в познавательный процесс способствует повышению уровня мотивации обучения. Очевидным преимуществом при использовании интерактивных технологий является взаимное обогащение субъектов взаимодействия, активизация учебно-познавательной деятельности, межличностная коммуникация и достижение взаимопонимания.

Ключевые слова: взаимодействие, мотивация, профессиональные компетенции, тренинги, мозговой штурм, дискуссия.

Annotation. The educational space of a modern higher educational institution is a rather complex mechanism, the main purpose of which is to provide conditions for the interaction of all elements of the university in order to achieve high quality educational activities. Interactive technologies are one of the forms of organizing students'joint activities, in which all participants of the training collectively solve problems, model situations, interact with each other. Interactive learning increases the level of motivation of students and their involvement in solving urgent tasks, which contributes to the further activity of students, encourages them to take initiative in the process of cognitive activity. As part of the study, the primary diagnosis of the motivation for studying at the university was carried out, then interactive learning technologies were introduced, after which the final diagnosis was carried out. The conducted research proved that the introduction of interactive technologies in the cognitive process contributes to an increase in the level of motivation for learning. The obvious advantage of using interactive technologies is the mutual enrichment of the subjects of interaction, the activation of educational and cognitive activity, interpersonal communication and the achievement of mutual understanding.

Key words:interaction, motivation, professional competencies, trainings, brainstorming, discussion.

Введение. Широкое распространение цифровых технологий в образовательной среде влечет за собой переосмысление педагогического процесса. Благодаря современным цифровым инструментам меняются подходы к обучению, обеспечивая при этом развитие личностного и профессионального потенциала, удовлетворяя потребности студентов в саморазвитии [2]. Образовательное пространство современного высшего учебного заведения является достаточно сложным механизмом, основным назначением которого является обеспечение условий для взаимодействия всех элементов вуза с целью достижения высокого качества образовательной деятельности.

Педагогическое сообщество предъявляет новые требования к содержанию обучения. В процессе познавательной деятельности по-прежнему востребованы цифровые технологии, в то время как общество заинтересовано в использовании личностно-ориентированных технологий. Совершенствование системы образования связано не только с изменением содержания преподаваемого материала, но и модернизацией подходов к процессу обучения, применением инновационных приемов, активизацией творческих, коммуникативных способностей обучающихся [5]. Работодатели заинтересованы в том, чтобы выпускники были способны найти необходимую информацию, аргументированно высказывать свою точку зрения, участвовать в обсуждениях, выполнять различные роли в процессе профессиональной деятельности. Современное сообщество испытывает потребность в воспитании инициативной, социально-активной личности, развитии внутренних возможностей и индивидуальных особенностей каждого субъекта обучения. Для этого важно четко определить подходы и технологии, используемые в процессе обучения [1].

Одной из форм организации совместной деятельности студентов, при которой все участники обучения коллективно решают проблемы, моделируют ситуации, взаимодействуют друг с другом, выступают интерактивные технологии. В качестве особенности интерактивного обучения является диалог, а точнее активное общение между пользователем и цифровым пространством в режиме реального времени. Благодаря интерактивным инструментам обучения формируется способность креативного мышления, развиваются навыки слушания, сотрудничества. Студенты могут вступать в партнерские взаимоотношения, проявляя при этом эмпатию и доброжелательность [7]. Интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса способствует раскрытию их новых возможностей, что выступает важнейшим условием совершенствования профессиональных компетенций. В рамках интерактивного обучения студенты получают новые знания и применяют их на практике, что позволяет в будущем сделать данный процесс более гибким и гуманным.

Изложение основного материала статьи. В психологии интерактивные технологии подразумевают один из способов личности обеспечивать диалоговый режим взаимодействия. В социологии интерактивность понимается как влияние людей друг на друга своим поведением. В педагогике интерактивные технологии представляют собой способ совместного обучения, в рамках которого обучающиеся моделируют профессиональные условия, решают проблемы и оценивают результаты коллективной работы.

А.Г. Наджарян, Е.К. Самсонова отмечают, что для продуктивного использования интерактивных технологий в процессе обучения важно заранее планировать предстоящую деятельность. Под интерактивным преподаванием авторы понимают обучение, в процессе которого прослеживается значительная степень взаимодействия всех участников обучения, включая

преподавателей. Зачастую взаимодействие реализуется в форме диалога. К примеру, студенты могут обсуждать шаги преодоления конкретной проблемы. В процессе интерактивной деятельности важно осознавать, что внимание следует уделять не самому ответу, а процессу решения поставленной задачи. Цель интерактивного подхода состоит в том, чтобы не просто получить готовые знания, а развить навыки коллективной работы для самостоятельного поиска ответов. По мнению авторов, в качестве признаков инициативности выступают такие проявления как: вопросы педагогу, активное участие в коллективной деятельности, стремление понять истинную причину проблемной ситуации, самоконтроль [4].

А.Р. Сивцева рассматривает влияние интерактивных технологий на формирование навыков коллективной деятельности. Для этого автором были проведены психолого-педагогические тренинги. В процессе группового взаимодействия создается определенный продукт, который после промежуточной рефлексии предъявляется всем субъектам обучения, что в результате способствует повышению мотивации. В процессе интерактивного обучения педагог выступает в роли координатора, предоставляя каждому студенту право высказать собственную точку зрения, принять противоположную позицию. Использование интерактивных технологий на занятиях формирует у обучающихся деловые и личностные качества [6].

С точки зрения Г.Ю. Колчиной, A.C. Гордеевойинтерактивные технологии основаны на диалоговых механизмах интеллектуального процесса. Обучение с использованием интерактивных инструментов предполагает коллективную деятельность, игровое прогнозирование, обсуждение вопросов. Перечисленные подходы к обучению определяют возможность каждого студента стать полноправным участником познавательного процесса. В рамках взаимодействия участники образовательной деятельности формируют коммуникативные умения. Работа в микрогруппахнаправлена на снижение дистанции между субъектами [3].

В качестве отличительной черты интерактивных образовательных технологий выступает развитие инициативы, коммуникативных умений, творческого мышления, выработки стремления к освоению новых знаний.

Педагог принимает на себя роль консультанта и создает оптимальные условия для продуктивного взаимодействия студентов. Функции преподавателя сводятся к стимулированию новых идей, поддержке активности участников обучения, поощрению самостоятельности, выявлению и сравнению различных мнений студентов, определению ориентиров будущей деятельности.

Интерактивное обучение повышает уровень мотивации студентов и их вовлеченность в решение актуальных задач, что способствует дальнейшей активности обучающихся, побуждает их проявлять инициативность в процессе познавательной деятельности.

С целью определения востребованных интерактивных технологий обучения и их влияния на мотивацию обучения в вузе было проведено исследование среди студентов 2 курса, обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина.Числовая выборка составила 112 студентов. Исследование проводилось в течение второго семестра в 2023 году.

В первую очередь было проведено анкетирование, направленное на выявление востребованных интерактивных технологий обучения. Студентам необходимо было оценить каждую из предложенных технологий по шкале от 1 до 10. В результате должно получиться 3 технологии, которые в дальнейшем будут использованы в исследовании. По мнению студентов, наиболее востребованными интерактивными технологиями выступают метод мозгового штурма, дискуссия, тренинги.

Вторая часть исследования предполагает изучение мотивации обучения в вузе по методике Т.И. Ильиной. В нее включены три шкалы:

- приобретение знаний (стремление студентов к освоению учебного материала, раскрытию собственных возможностей);

- овладение профессией (стремление сформировать профессиональные компетенции);

- получение диплома (стремление получить диплом при формальном усвоении знаний).

Исследование предполагает проведение первичной диагностики, внедрение интерактивных технологий обучения и проведение итоговой диагностики.

Для изучения мотивации обучения в вузе студентам было предложено 50 утверждений, напротив каждого необходимо поставить согласие знаком «+» или несогласие знаком «-».

Первичная диагностика была проведена в начале второго семестра и показала следующие результаты (рисунок 1).

45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

Пр по бр етенне знаний Овладение профессией Получение диплома

Рисунок 1. Результаты первичной диагностики по методике изучения мотивации обучения в вузе

По результатам первичной диагностики студенты показали следующие результаты: приобретение знаний (21,7%), овладение профессией (36,4%), получение диплома (41,9%). Так, большинство студентов в качестве мотивации обучения выбирают получение диплома, что свидетельствует о низком уровне мотивации к приобретению знаний и овладению

профессией. По нашему мнению, необходимо внедрить интерактивные технологии обучения для увеличения уровня мотивации студентов в интеллектуальную деятельность.

На протяжении семестра педагоги использовали на учебных дисциплинах «Гуманистические системы воспитания», «Имитационные методы обучения», «Формы и методы обучения педагогов» интерактивные технологии, которые студенты выделили по результатам анкетирования (мозговой штурм, дискуссия, тренинги). Мозговой штурм направлен на активизацию мыслительной деятельности в процессе совместного обсуждения вопроса. В процессе дискуссии студенты высказывали аргументы и примеры из общественной и личной жизни. Также активно применялись тренинги для развития профессиональной направленности личности. Многие занятия проходили в онлайн-режиме с использованием цифровых сервисов. Интерактивный подход к обучению позволял сокращать время на изучение материала за счет наглядности представляемой информации. Благодаря использованию интерактивных технологий занятия были не похожи друг на друга. Чувство новизны повышало заинтересованность студентов в следующих занятиях. Нередко участники обучения проявляли инициативу в выборе методик и содержания дисциплины.

После внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс на протяжении семестра, была проведена итоговая диагностика мотивации обучения в вузе. Результаты представлены на рисунке 2.

60,00% 50,00%

40,00% 30,00% 20,00% 10,00%

0,00%

Пр но бр етенне знаний Овладение профессией Получение диплома

Рисунок 2. Результаты итоговой диагностики по методике изучения мотивации обучения в вузе

Повторная диагностика демонстрирует нам повышение показателей по шкалам «приобретение знаний» (было 21,7%, стало 45,8%) и «овладение профессией» (было 36,4%, стало 49,6%). По шкале «получение диплома» показатель снизился до 4,6%, что свидетельствует о том, что студентам стало важнее освоить информацию и развить профессиональные компетенции, а не искать обходные пути при сдаче экзаменов и зачетов.

Выводы. Преобладание мотивов по шкалам «приобретение знаний» и «овладение профессией» свидетельствует об адекватном выборе студентов профессии и удовлетворенности ею. Проведенное исследование стало доказательством того, что внедрение интерактивных технологий в познавательный процесс способствует повышению уровня мотивации обучения. Очевидным преимуществом при использовании интерактивных технологий является взаимное обогащение субъектов взаимодействия, активизация учебно-познавательной деятельности, межличностная коммуникация и достижение взаимопонимания.

Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает формирование нового опыта через теоретическое осмысление и применение полученных знаний и навыков. Использование тренингов, мозгового штурма, дискуссии вносят новизнув процесс обучения. Студенты берут инициативу изучения нового материала на себя, а преподаватель лишь координирует их деятельность.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Возможности технологии дистанционного обучения в вузе / М.Н. Булаева, A.B. Гущин, И.Р. Воронина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 4(33). - С. 48-51. - DOI 10.26140/anip-2020-0904-0008. - EDN UZRCBU

2. Брмолаева, Б.Л. Педагогическая проблема профессионально-педагогического развития ценностных ориентаций обучающихся / Б.Л. Ермолаева, А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2021. - № 1(4). - С. 7-15. - DOI 10.17853/2686-8970-2021-1-7-15. - EDN UPZPGW

3. Колчина, Г.Ю. Инновационная интерактивная технология обучения или групповая технология обучения / Г.Ю. Колчина, A.C. Гордеева // Инновационное развитие в XXI веке: потенциал науки и современного образования: сборник материалов IX Международной заочной научно-практической конференции, Стерлитамак, 15 октября 2019 года. -Стерлитамак: Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал, 2019. - С. 23-24. - EDN EXWFPP

4. Наджарян, А.Г. Использование интерактивных технологий в процессе обучения студентов педагогического высшего учебного заведения / А.Г. Наджарян, Е.К. Самсонова // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7, № 3(28). -С. 166. - DOI 10.15862/20PVN315. - EDN SPADYJ

5. Петров, А.Ю. Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе / А.Ю. Петров, М.Н. Булаева, A.A. Сиротова // Человек и образование. - 2016. - № 4(49). - С. 134-138. - EDN YTDMOJ

6. Савченков, A.B. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / A.B. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2(43). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5. - EDN PKHAIU

7. Сивцева, А.Р. Интерактивные технологии как средство формирования коммуникативной компетенции студентов / А.Р. Сивцева//Мир науки, культуры, образования,-2017. -№ 5(66). - С. 111-114. - EDN ZQTMEX

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.