УДК 373.3.016:794.1 DOI 10.37972/chgpu.2023.118.1.012
А. Ю. Доглаев
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ В ПРОЦЕССЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ОПЫТА
Спортивная школа им. А. Ф. Орловского, г. Нягань, Россия
Аннотация. Важнейшим фактором становления творческого опыта детей является развивающая игровая деятельность, формирующая гибкость мышления, интеллект, который представляет собой навыки обработки информации («книжный ум»), развивающие беглость, гибкость, оригинальность и разработанность мышления. В процессе обучения игре в шахматы используются методы решения шахматных задач, современные информационные технологии и методы, реализация врожденных задатков, превращение их в способности, креативное мышление, наличие цели достижения шахматных высот, определяющих его дальнейшую деятельность. В качестве диагностического инструментария оценки уровня сформированности творческого опыта младших школьников, обучающихся шахматам, использовались тест креативности Торренса, «карта одаренности» (А. И. Савенкова), опрос родителей и др. Обучение шахматам состоит из последовательности занятий, имеющих два уровня сложности, распределенных по годам обучения. Важным условием реализации творческого опыта младших школьников является соблюдение принципов развивающего обучения. Активно используются компьютер, задачный подход в обучении, решение сложных и многогранных шахматных задач. Учащимся даются для решения шахматные задачи, развивающие беглость, гибкость, оригинальность и разработанность мышления, предлагаются позиции для решения и разыгрывания нестандартных шахматных задач. Полученные результаты позволяют сделать заключение о последовательности актуализации творческого опыта младших школьников от осмысления генетического опыта до решения сложных шахматных задач.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, актуализация, творческий опыт, внутренняя деятельность, нестандартные шахматные задачи, тест Торренса
А. Yu. Doglaev
REALIZATION OF THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF YOUNG CHESS PLAYERS WHEN ACTUALIZING CREATIVE EXPERIENCE
A. Orlovsky Sports School, Nyagan, Russia
Abstract. The most important factor in the formation of the creative experience of children is the developmental play activity, which forms the flexibility of thinking, intellect, which is information processing skills ("book mind"), which develops fluency, flexibility, ingenuity and development of thinking. In the process of learning to play chess, methods for solving chess problems, modern information technologies and methods, the implementation of innate inclinations, their transformation into abilities, creative thinking, the goal of reaching heights in playing chess are used. As a diagnostic tool to evaluate the level of formation of the creative experience of junior schoolchildren learning chess, we used Torrance Tests of Creative Thinking, the Map of Giftedness by A.I. Savenkov, a survey of parents, etc. Teaching chess consists of a sequence of lessons that have two levels complexity, distributed over the years of training. An important condition for the implementation of the creative experience of younger students is the observance of the principles of developmental education. The computer, the task-based approach to learning, and the solution of complex and multifaceted chess problems are actively used. Students are offered to solve chess problems that develop fluency, flexibility, originality and development of thinking, positions are offered for solving and playing non-standard chess problems. The obtained
results make it possible to draw a conclusion about the sequence of actualization of the creative experience of younger schoolchildren from understanding the genetic experience to the solution complex chess problems.
Keywords: intellectual potential, actualization, creative experience, internal activity, nonstandard chess problems, Torrance Tests of Creative Thinking
Введение. Решение проблемы реализации интеллектуального потенциала юных шахматистов в процессе актуализации творческого опыта осуществлялось в системе дополнительного образования в условиях интенсивной практики решения оригинальных шахматных задач.
По указанной проблеме имеет место значительный объем специальных психолого-педагогических исследований, в которых представлены различные подходы к обоснованию эффективных технологий активизации интеллектуального потенциала, творческих способностей, творческого опыта в процессе обучения игре в шахматы.
Анализ работ Л. С. Выготского [1], В. В. Давыдова [3], Л. В. Занкова [6], Д. Б. Элько-нина [17, с. 21-36], [18], исследовавших деятельностный подход, позволяющий проектировать развивающие возможности игры; И. А. Зимней [7], И. А. Каминской [9], В. В. Серикова [13], изучавших личностно ориентированный подход, нацеливающий на выявление условий развития опыта личности; Й. Хейзинги [15], Г. П. Щедровицкого [16], О. Н. Иконниковой [8], разработавших теоретические основы игры и игровых методов обучения; И. М. Линдера [10], М. Е. Николаева [11], изучавших педагогические основы обучения шахматам младших школьников; П. М. Эрдниева [19], разработавшего систему укрупнения дидактических единиц, дающего ориентиры для построения системы задач и упражнений; А. Б. Панькина, Н. А. Шагаевой [20], исследовавших духовно-нравственный, творческий опыт образования, привел нас к пониманию того, что творческий опыт - это готовность младшего школьника к внутренней деятельности, в процессе которой осуществляются раскрытие и превращение врожденной одаренности, генетических задатков в уникальные способности, позволяющие стимулировать рациональное мышление, разум, целенаправленные действия, достижение жизненных целей, успешно разрешать духовно-нравственные проблемы, разнообразные задачи, обеспечивающие развитие памяти, способности контролировать собственную умственную, мыслительную деятельность, адаптацию к постоянно изменяющимся условиям в современном обществе, цифровом мире.
Наиболее благоприятный период для развития творческого опыта личности -младший школьный возраст - создает условия для формирования изобретательности и дисциплины, выдержки и воли, решительности и терпения, сосредоточенности и усидчивости, способности к риску, обогащению своих знаний.
Цель процесса обучения младших школьников шахматам рассматривается нами как активизация творческого опыта, личностных свойств младших школьников, опыта решения усложняющихся шахматных задач, т. е. как апробация педагогических условий формирования творческого опыта младших школьников в системе дополнительного образования.
Важнейшим фактором становления творческого опыта детей является развивающая игровая деятельность, формирующая гибкость мышления, интеллект, который представляет собой навыки обработки информации («книжный ум»), развивающие беглость, гибкость, оригинальность и разработанность мышления.
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что обретенный в детстве творческий опыт является предпосылкой успешной адаптации личности к меняющемуся миру, к решению возникающих нестандартных проблем в неопределенной изменчивой среде, обуславливает необходимость максимальной реализации интеллектуального потенциала, являющегося фундаментом формирования жизненно необходимых умений и навыков.
Вместе с тем формирование творческого опыта детей продолжает оставаться педагогической проблемой, требующей поиска новых ресурсов для решения - включения в образовательное пространство ребенка таких дел, занятий, событий, которые бы потребовали интеллектуальных проявлений его опыта. Решению этой проблемы препятствует недостаточная осведомленность педагогов о различных психолого-педагогических источниках творческого опыта детей и механизмах поддержки процесса его освоения [12].
Одним из источников творческого опыта может быть система занятий в шахматной школе. Лежащая в основе занятий шахматами интенсивная практика поиска и конструирования оригинальных решений шахматных задач является благоприятной средой для развития творческого опыта школьников, что соответствует положениям Государственной программы РФ «Развитие образования» [2].
Актуализация творческого опыта юных шахматистов является, по сути, одной из технологий развития творческих способностей личности, превращения ее генетических задатков в творческие способности и интеллектуальный потенциал. В ходе развития творческого опыта младших школьников происходит актуализация личностных особенностей ребенка, его задатков, успеваемости, так как обучение шахматам развивает интерес к интеллектуальной логистике вообще.
Материал и методы исследования. Экспериментальной базой исследования явилось МАУ МО «Школа им. А. Ф. Орловского» (г. Нягань, ХМАО). В качестве диагностического инструментария оценки уровня сформированности творческого опыта младших школьников, обучающихся шахматам, использовались тест креативности Торренса, «карта одаренности» (А. И. Савенкова), опрос родителей и др.
Реализация творческого опыта предполагала внедрение в учебный процесс курса «Дебют». Основная часть учебного курса состоит из анализа партий у демонстрационной доски, объяснения новых приемов, тактических ударов. Используется решение задач, этюдов, типовых позиций. Большая часть времени отводится на практические занятия, такие как разыгрывание типовых позиций, игра друг с другом.
Результаты исследования и их обсуждение. Обучение шахматам состоит из последовательности занятий, имеющих два уровня сложности, распределенных по годам обучения. На каждом занятии изучается новая тема на реальных шахматах с постепенным переходом к выполнению заданий на диаграммах. Определены этапы обучения учащихся работе с графическими и знаковыми моделями: схематизация шахматной доски и фигур, взаимопереходы между реальными шахматами и их графическими изображениями; схематизация ходов с использованием шахматной нотации; схематизация шахматных позиций, с использованием шахматной нотации; самостоятельное, графическое решение шахматных задач с использованием шахматной нотации; решение многоходовых шахматных задач на диаграммах, по алгоритму, конструирование шахматных позиций в виде графической модели.
Вместе с этим совокупно в образовательном процессе используется задачный подход, обеспечивающий умение мыслить нестандартно, креативно.
Реализация творческого опыта на основе задачного подхода развивает природные задатки и способности, активизирует мыслительную деятельность, главным становится активная интеллектуальная деятельность самого ребенка. В процессе решения шахматной задачи у младших школьников реализуется способность к анализу, синтезу, обобщению.
В учебном процессе используется система различных по сложности и исполнению шахматных задач, решение которых позволяет дифференцировать работу с учащимися по степени сложности, с учетом их индивидуального творческого опыта.
Учащимся даются шахматные задачи, развивающие беглость, гибкость, оригинальность и разработанность мышления, предлагаются позиции для решения и разыгрывания нестандартных шахматных задач.
В ходе опытно-экспериментального исследования были реализованы «Контрольные задания с пошаговым ростом уровня трудности», позволяющие определять сформи-рованность способности к осуществлению различных мыслительных действий аналитического характера в процессе решения шахматных задач.
Педагог в процессе обучения реализует игровые технологии, применяя различные методы и средства, активизирующие интеллектуальный потенциал юных шахматистов: проблемные формы обучения; групповой анализ нестандартных шахматных ситуаций; интегрированные занятия; инновационные интерактивные (компьютерные) технологии; сеансы одновременной игры; шахматные олимпиады, турниры, соревнования, встречи с мастерами шахматной игры, иные интеллектуальные игры и др.
Углубляются знания по основным разделам и игровым приемам. Важнейшим моментом при обучении игре в шахматы является то, что дети сами считают, сравнивают, группируют, выявляют закономерности, делают выводы, учатся составлять план, сначала думать, а затем только делать ход, просчитывать не только свои ходы, но и ходы соперника.
Содержательная часть занятий включает в себя разнообразные задания и задачи, которые помогают детям осваивать учебный материал, нестандартные, занимательные задания, постепенно нагружающие их интеллектуальными компонентами, развивающие логическое мышление, способствующие положительной динамике роста уровня реализации интеллектуального потенциала, творческого опыта юных шахматистов.
Творческий опыт младшего школьника, как правило, реализуется в элементарных партиях, конструировании оригинальных шахматных задач, их решении нестандартными способами [4], в процессе записывания шахматных партий, решения оригинальных, нестандартных шахматных задач, рефлексии ментальных оснований деятельности школьников (по анкетам родителей), систематического мониторинга уровня реализации творческого опыта школьников.
Динамика этапов процесса реализации творческого опыта младшего школьника обеспечивалась последовательным решением усложняющихся шахматных задач, стимулированием постоянной новизной и оригинальностью шахматных задач, сложностью интеллектуальной деятельности, включающей в себя эмоциональный компонент.
Важным условием реализации творческого опыта младших школьников является соблюдение принципов развивающего обучения.
В процессе занятий часто используется анализ исходных ситуаций. Преподаватель подводит итоги выполненных обучающимися заданий, дает им свою оценку, проводит детальный разбор хода и результатов работы, определяет недостатки и дает рекомендации по их устранению [14]. В конце занятия, рассматривая взгляд детей к форме обучения, сообщает позицию автора в той или иной ситуации, опыт педагогов других шахматных школ, свою позицию.
Особенно актуальна проблема реализации творческих способностей юных шахматистов в условиях использования современных информационных технологий, формирующих аналитичность, гибкость, оригинальность, перспективность мышления, навыки самостоятельного формулирования проблемы, способность обосновывать выбор решения, находить нестандартные решения возникающих проблем [5]. Использование мультимедийной техники является одним из основных условий современного занятия. Предусматриваются встречи, сеансы одновременной игры с гроссмейстерами, чемпионами; организация экскурсий; использование интерактивных технологий; знакомство с новыми шахматными идеями; разрешение противоречий между реальными условиями и интересами юных шахматистов.
Для проведения занятий преподаватель подбирает видеофрагменты по избранной теме, готовит видеоряд конкретных действий, при этом активно использует информационные технологии, Интернет.
Тренировочный план изучения шахмат: использование интерактивных технологий; проведение шахматных олимпиад и активное участие в турнирах, других играх; участие в областных и всероссийских соревнованиях и т. д.; предоставление научно-методической помощи педагогам, проведение психолого-педагогических консилиумов, семинаров и т. д.
К практической части мы относим участие в сеансах одновременной игры и в различных турнирах. Привлекаются мастера, чемпионы для выступлений перед учащимися. На формирование творческого опыта юных шахматистов большое влияние оказывает подготовка к различным соревнованиям.
Внедрялись технологии: «Шахматная олимпиада»; мотивация на решение постепенно усложняющихся шахматных задач; стремление к саморазвитию и самореализации, к самостоятельным заключениям и обобщениям. Ранжирование позволило установить и распределить вышеназванные возможности школьников.
Данные виды деятельности, способствующие актуализации творческого опыта детей, осуществляются посредством демонстрации фильмов - учебных, научно-популярных, исто-рико-архивных.
Опытно-экспериментальная работа показала, что шахматное образование, цифро-визация, реализация педагогических условий, постепенное усложнение шахматных задач, повышение профессионального уровня педагогов, постоянный мониторинг содействуют активизации творческого опыта юных шахматистов.
Серьезная, систематическая игра в шахматы реализует творческий опыт, составляющими которого являются воображение и оригинальное, нестандартное, нестереотипное мышление, умение прогнозировать на несколько ходов развитие ситуации на шахматной доске.
Предусматривается знакомство младших школьников с шахматными партиями, которые для них являются новыми и в то же время увлекательными шахматными идеями. Данные виды деятельности, способствующие развитию детей, осуществляются посредством демонстрации научно-популярных, историко-архивных фильмов. Использование мультимедийной техники является одним из основных условий современного занятия.
В процессе обучения используются методы решения шахматных задач, современные информационные технологии и методы, педагогические технологии, методы и средства, активизирующие творческий опыт.
Происходят качественные изменения в сформированности творческого опыта младшего школьника, проявляющиеся при диагностике, - это глубина, гибкость, оригинальность, логика, обобщенность мышления (умение делать обобщения и выводы, достичь поставленной цели, анализировать шахматные партии).
На заключительном этапе определялся уровень сформированности качеств мышления у младших школьников по тесту П. Торренса. Повторно проведенный тест «Закончи рисунок» дал результат, значительно отличающийся от начального: выросла, стала более устойчивой концентрация внимания, респонденты научились обобщать, перешли на следующий уровень шахматного мастерства, снизился низкий уровень реализации творческого опыта.
Опытно-экспериментальная работа по актуализации творческого опыта младших школьников, динамика уровня реализации их творческого опыта, анализ полученных положительных результатов на контрольном этапе исследования, которые корригируют с представлениями об уровне мышления младших школьников, выделяемых П. Торренсом, таких как легкость, гибкость, оригинальность и точность, подтверждают положения выдвинутой нами гипотезы.
Результаты тестирования показывают, что количество младших школьников, успешно выполнивших задания тестов, в экспериментальной группе больше, чем в контрольной. Экспериментальная группа продемонстрировала более высокие показатели
развития творческого опыта, чем контрольная, что говорит о положительной динамике развития творческого опыта младших школьников. Уменьшилось количество учащихся с низким уровнем сформированности творческого опыта.
Мы подтвердили свои предположения о том, что реализация творческого опыта в школе шахмат будет более эффективной, если разработать и систематизировать задания, направленные на реализацию интеллектуальных задатков и способностей, если будут учтены условия их реализации, систематизированы развивающие задания.
При создании в шахматной школе соответствующих педагогических условий происходят качественные изменения в сформированности творческого опыта младшего школьника, проявляющиеся при диагностике, - это глубина, гибкость, оригинальность, логика, обобщенность мышления (умение делать обобщения и выводы, достичь поставленной цели, анализировать шахматные партии).
Окончательная диагностика показала: количество респондентов с высоким уровнем творческого опыта в экспериментальной группе увеличилось на 43,4 % (с 20,0 % до 63,4 %), в контрольной группе - на 7,4%. Показатель среднего уровня творческого опыта в экспериментальной группе уменьшился на 5,0 % (с 35,0 % до 30,0 %), показатель низкого уровня понизился на 38,4 % (с 45,0 % до 6,6 %), в то время как в контрольной группе он уменьшился на 10 % (с 44,0 % до 34,0 %).
В исследовании подтверждена эффективность информационной среды, способствующей обогащению знаний школьников о состоянии и возможностях информационных технологий, развитию умений и навыков игры в шахматы; использования возможностей системы шахматного образования, обеспечивающих накопление опыта игры в шахматы; методического сопровождения деятельности педагогов, повышения их квалификации; систематического мониторинга уровня развития творческого опыта школьников.
Актуализация творческого опыта - это формирование готовности младшего школьника к внутренней деятельности, в процессе которой осуществляется раскрытие и превращение врожденной одаренности, генетических задатков в уникальные способности, позволяющие стимулировать рациональное мышление, разум, целенаправленные действия, достижение жизненных целей, получать новые продукты деятельности, успешно разрешать проблемы, решать разнообразные задачи, обеспечивающие развитие мышления, памяти.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования об эффективности педагогических условий, таких как креативное образовательное пространство, информационная среда, использование возможностей шахматного образования в реализации творческого опыта младших школьников; опора на задачный подход, обеспечивающий способность мыслить нестандартно, использование разноуровневых шахматных задач с несколькими вариантами решения; эффективное использование интеллектуального потенциала младших школьников в ходе занятий в условиях шахматной школы, способствующей активизации мыслительной деятельности учащихся; методическое сопровождение деятельности педагогов, повышение их квалификации; систематический мониторинг уровня реализации творческого опыта младших школьников, что позволяет установить особенности организации учебно-воспитательного процесса с учетом спецификий обучения шахматам.
Полученные результаты показывают уменьшение количества респондентов с низким уровнем сформированности творческого опыта, максимально используются задатки и способности в реализации творческого опыта школьника, благодаря рациональности построения содержания предмета обучения.
Актуализация творческого опыта претворяется в процессе решения шахматных задач, опыта рефлексии ментальных оснований их деятельности (по анкетам родителей);
систематического мониторинга уровня реализации творческого потенциала школьников, что в дальнейшем определяет его собственный характер деятельности.
В процессе опытно-экспериментальной работы была осуществлена проверка эффективности выявленных педагогических условий реализации творческого опыта младших школьников в процессе освоения шахмат: создание и использование в образовательном пространстве школы шахмат информационной среды, способствующей реализации творческого опыта младших школьников; внедрение в образовательный процесс учебной программы «Дебют»; методическое сопровождение деятельности педагогов и повышение их квалификации; систематический мониторинг реализации творческого опыта, обращение к эмоциональным состояниям младших школьников, осуществляя трансформацию когнитивного содержания в эмоциональное.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в развитие основ формирования творческого опыта учащихся основам шахматной игры. В исследовании расширены представления об условиях стимулирования творческого опыта младших школьников и переноса приемов творческой деятельности из сферы шахмат в другие области жизнедеятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в совершенствование педагогического инструментария актуализации творческого опыта младших школьников в системе образования: подобран и реализован диагностический инструментарий мониторинга процесса формирования творческого опыта младших школьников; разработан комплекс методов исследования, включающий элементы математической обработки.
До настоящего времени не проводились всесторонние исследования по обобщению, систематизации и теоретическому осмыслению подходов, теорий и представлений, связанных с изучением процесса реализации творческого опыта младших школьников в школе шахмат.
Дальнейшие исследования могут включать следующие направления: процесс развития творческого опыта школьников в условиях цифровизации образования, сетевых форм общения; реализация творческого опыта старшеклассников в ходе выполнения требований ФГОС, в условиях цифровизации образования, сетевых форм общения; максимальная реализация творческого опыта гроссмейстеров и др.
Выводы. Важнейшим фактором реализации интеллектуального потенциала юных шахматистов в процессе актуализации творческого опыта является развивающая игровая деятельность, формирующая гибкость мышления, интеллект, который, представляет собой навыки обработки информации («книжный ум»), развивающие беглость, гибкость, оригинальность и разработанность мышления. В процессе обучения игре в шахматы используются методы решения шахматных задач, современные информационные технологии и методы, происходит превращение генетических задатков в интеллектуальные способности, творческий опыт. Важным условием актуализации творческого опыта младших школьников является соблюдение принципов развивающего обучения. Полученные результаты позволяют сделать заключение о последовательности актуализации творческого опыта младших школьников от осмысления генетического опыта до решения нестандартных шахматных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : АСТ : Астрель : Люкс, 2005. - 671 с.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2019-2025 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ecШf/ (дата обращения: 05.01.2023).
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М. : Педагогика, 1986. - 239 с.
4. Доглаев А. Ю. Опыт активизации интеллектуальных задатков и способностей младших школьников в системе дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 3(88). - С. 63-64.
5. Доглаев А. Ю. Реализация интеллектуальных способностей юных шахматистов на основе задачного подхода // Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». - 2020. - № 4(147). - С. 91-95.
6. Занков Л. В. Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 1990. - 418 с.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. - 3-е изд., пересмотр. -М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 447 с.
8. Иконникова О. Н. Педагогические основы обучения шахматам младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4311-4315 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://e -koncept.ru/2014/55127.htm.
9. Каминская И. А. Проблемно-задачная технология обучения математике учащихся общеобразовательных школ в контексте развивающего обучения // Вопросы современной науки и практики. - 2009. -№ 11(25). - С. 45-51.
10. Линдер И. М. Эстетика шахмат. - М. : Советская Россия, 1981. - 240 с.
11. Николаев М. Е. Шахматное образование в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1sakhapresident.ru/index.php/ru/component/content/article/401 (дата обращения: 05.01.2023).
12. Панькин А. Б., Доглаев А. Ю. Педагогические условия формирования интеллектуальной активности младших школьников в процессе обучения игре в шахматы: теоретические основания // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2021. - № 1. - С. 65-75. - DOI 10.26653/2076-4685-2021-1-06.
13. Сериков В. В. Педагогическая реальность и педагогическое знание: опыт методологической рефлексии. - М. : Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2018. - 292 с.
14. Филиппов А. Н. Формирование ценностного отношения к воинскому долгу в процессе патриотического воспитания // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2(81). - С. 134-136. - DOI 10.24411/19915497-2020-00234.
15. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. - М. : Азбука. 2019. - 398 с.
16. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М. : Издательство Школы Культурной Политики, 1994 // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 20.02.2011. - Режим доступа : https://gtmarket.ru/ library/basis/3961/4003
17. Эльконин Б. Д. Образовательное пространство: связанность разных форм действия // Деятельност-ный подход в образовании : в 2 кн. Кн. 1 / сост. В. А. Львовский. - М. : Авт. клуб, 2018. - С. 21-36.
18. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.
19. Эрдниев П. М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения : в 2-х ч. - М. : Просвещение, 1992. Ч. I. - 176 с., Ч. II. - 256 с.
20. Pankin A. B., Shagaeva N. A. Formation of spiritual and moral foundations of management culture among educational managers // Amazonia investiga. - 2018. - № 7. - Vol. 17. - P. 658-669.
Статья поступила в редакцию 09.01.2023
REFERENCES
1. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaya psihologiya. - M. : AST : Astrel' : Lyuks, 2005. - 671 s.
2. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2019-2025 gody [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e 34f26f87ec138f (data obrashcheniya: 05.01.2023).
3. Davydov V. V. Problemy razvivayushchego obucheniya. - M. : Pedagogika, 1986. - 239 s.
4. Doglaev A. Yu. Opyt aktivizacii intellektual'nyh zadatkov i sposobnostej mladshih shkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2021. - №3 (88). - S. 63-64.
5. Doglaev A. Yu. Realizaciya intellektual'nyh sposobnostej yunyh shahmatistov na osnove zadachnogo podhoda // Izvestiya VGPU. Seriya «Pedagogicheskie nauki». - 2020. - № 4(147). - S. 91-95.
6. Zankov L. V. Izbrannye psihologicheskie trudy. - M. : Pedagogika, 1990. - 418 s.
7. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psihologiya : uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po pedagogicheskim i psihologicheskim napravleniyam i special'nostyam. - 3-e izd., peresmotr. -M. : Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo in-ta ; Voronezh : MODEK, 2010. - 447 s.
8. Ikonnikova O. N. Pedagogicheskie osnovy obucheniya shahmatam mladshih shkol'nikov // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhuinal «Koncept». - 2014. - T. 20. - S. 4311-4315 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://e-koncept.ru/2014/55127.htm.
9. Kaminskaya I. A. Problemno-zadachnaya tekhnologiya obucheniya matematike uchashchihsya obshche-obrazova-tel'nyh shkol v kontekste razvivayushchego obucheniya // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. - 2009. -№ 11(25). - S. 45-51.
10. Linder I. M. Estetika shahmat. - M. : Sovetskaya Rossiya, 1981. - 240 s.
11. Nikolaev M. E. SHahmatnoe obrazovanie v Rossii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.1sakhapresident.ru/index.php/ru/component/content/artide/401 (data obrashcheniya: 05.01.2023).
12. Pan'kin A. B., Doglaev A. Yu. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya intellektual'noj aktivnosti mlad-shih shkol'nikov v processe obucheniya igre v shahmaty: teoreticheskie osnovaniya // Nauchnoe obozrenie. Seriya 2. Gumanitarnye nauki. - 2021. - № 1. - S. 65-75. - DOI 10.26653/2076-4685-2021-1-06.
13. Serikov V. V. Pedagogicheskaya real'nost' i pedagogicheskoe znanie: opyt metodologicheskoj refleksii. - M. : Redakcionno-izdatel'skij dom Rossijskogo novogo universiteta, 2018. - 292 s.
14. Filippov A. N. Formirovanie cennostnogo otnosheniya k voinskomu dolgu v processe patrioti-cheskogo vospi-taniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2020. - № 2(81). - S. 134-136. - DOI 10.24411/1991-5497-2020-00234.
15. Hejzinga J. Homo ludens. CHelovek igrayushchij. - M. : Azbuka. 2019. - 398 s.
16. Shchedrovickij G. P. Izbrannye trudy. - M. : Izdatel'stvo Shkoly Kul'turnoj Politiki, 1994 // Elektronnaya pub-likaciya: Centr gumanitarnyh tekhnologij. - 20.02.2011. - Rezhim dostupa : https://gtmarket.ru/library/basis/3961/4003
17. El'konin B. D. Obrazovatel'noe prostranstvo: svyazannost' raznyh form dejstviya // Deyatel'nostnyj pod-hod v obrazovanii : v 2 kn. Kn. 1 / sost. V. A. L'vovskij. - M. : Avt. klub, 2018. - S. 21-36.
18. El'konin D. B. K probleme periodizacii psihicheskogo razvitiya v detskom vozraste // Voprosy psihologii. -1971. - № 4. - S. 6-20.
19. Erdniev P. M. Ukrupnenie didakticheskih edinic kak tekhnologiya obucheniya : v 2-h ch. - M. : Pro-sveshchenie, 1992. Ch. I. - 176 s., Ch. II. - 256 s.
20. Pankin A. B., Shagaeva N. A. Formation of spiritual and moral foundations of management culture among educational managers // Amazonia investiga. - 2018. - № 7. - Vol. 17. - P. 658-669.
The article was contributed on January 9, 2023 Сведения об авторе
Доглаев АрслангЮрьевич - тренер по шахматам Спортивной школы им. А. Ф. Орловского, г. Нягань, Россия, https://orcid.org/0000-0001-5721-0509, [email protected]
Author Information
Doglaev, Arslang Yuryevich - Chess Coach, A. Orlovsky Sports School, Nyagan, Russia, https://orcid.org/0000-0001-5721-0509, [email protected]