Научная статья на тему 'Реализация интеграционных процессов в экономике региона на основе кластерной политики (на примере республики Дагестан)'

Реализация интеграционных процессов в экономике региона на основе кластерной политики (на примере республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REGIONAL ECONOMY / CLUSTER APPROACH / SPATIAL DEVELOPMENT POLICY / STATE INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хансверов Р. Х.

The article considers influence of the cluster approach on some parameters of regional economic policy of Dagestan Republic. The author points out that in the world scientific practice there have been no conventional methods for evaluation of cluster development efficiency. So, for the analysis of regional economic policy of Dagestan Republic the author proposes the set of indirect parameters that as a whole may help to judge on the successfulness of one or another cluster and necessary efforts of the state or self-government towards overcoming the negative barriers. To increase efficiency of cluster development and coordinate activities of the interested parties the author finds expedient to establish the center of cluster development in Dagestan Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация интеграционных процессов в экономике региона на основе кластерной политики (на примере республики Дагестан)»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

© Хансверов Р.Х.*

Государственный университет управления, г. Москва

The article considers influence of the cluster approach on some parameters of regional economic policy of Dagestan Republic. The author points out that in the world scientific practice there have been no conventional methods for evaluation of cluster development efficiency. So, for the analysis of regional economic policy of Dagestan Republic the author proposes the set of indirect parameters that as a whole may help to judge on the suc-cessfulness of one or another cluster and necessary efforts of the state or self-government towards overcoming the negative barriers. To increase efficiency of cluster development and coordinate activities of the interested parties the author finds expedient to establish the center of cluster development in Dagestan Republic.

Key words: Regional economy; cluster approach; spatial development policy; state investment policy.

Мировой опыт развития экономических систем показывает, что прочные конкурентные преимущества в глобальной экономике базируются в значительной степени на факторах, имеющих локальный характер. Факторы географической и пространственной концентрации в качестве конкурентных преимуществ играют существенную роль в рамках взаимосвязанных бизнес-структур. Кластеры представляют собой географическую концентрацию на определенной территории совокупности взаимосвязанных между собой предприятий и институтов, обеспечивающих конкурентоспособность совокупности этих предприятий и предпринимательских структур региона.

Они включают в себя поставщиков определенных товаров, производственных услуг, сырья, энергии, а также инфраструктурных услуг. Кроме того, многие кластеры могут охватывать государственные и иные институты, например университеты, агентства по стандартам, научные центры, центры переподготовки и профессиональные организации, а также структуры, обеспечивающие специализированную поддержку в области обучения, переподготовки кадров, а также информационную, исследовательскую и техническую поддержку.

В Республике Дагестан имеются предпосылки формирования и развития следующих территориальных кластеров промышленного типа: машино-

* Соискатель кафедры Государственного и муниципального управления.

строительный и судостроительный кластер; производственный кластер в промышленности строительных материалов и конструкций; гидрогенери-рующий кластер, вино-коньячный кластер.

Первоочередные усилия органов государственной власти, по нашему мнению, должны быть направлены на интеграцию кластерного подхода в общерегиональную, отраслевую и инвестиционную политики, а также стратегию долгосрочного социально-экономического развития Республики Дагестан и региональные инвестиционные программы, а также стратегии и программы развития отдельных отраслей и предприятий. Ключевые параметры корректировки политик управления региональным развитием с учетом применения принципов кластерного подхода изложены в таблице 1. Это важно потому, что в принятой стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года задача кластерного развития также поставлена [1].

Таблица 1

Влияние принципов кластерного подхода на некоторые параметры региональной политики

Вид политики Традиционный подход Новый подход Характеристика кластерной программы

Политика пространственного развития Перераспределение от ведущих территорий региона в отстающие Создание конкурентоспособных территорий регионов посредством объединения местных «игроков» и активов - Основная цель - отстающие территории региона. - Упор делается на небольшие компании в противоположность крупным. - Широкий подход к целям сектора, в том числе и инновационным. - Упор на взаимодействие «игроков».

Государственная инвестиционная политика Финансирование отдельных рыноч-но привлекательных проектов Финансирование совместных проектов, имеющих эффекты системных инноваций - Упор на высокие технологии. - Использование и укрепление территориальных воздействий на инвестиции в исследования. - Продвижение совместных исследований и инструментов для поддержки коммерциализации. - Работа как с крупными, так и с небольшими компаниями; возможна поддержка дочерних компаний и новых проектов.

Отраслевая политика Субсидии ведущим компаниям Поддержка общих нужд групп компаний, групповое осваивание технологий (особенно в отношении малого бизнеса) Программы часто выбирают один из следующих подходов: - Работа с компаниями, отвечающими за рост региональной экономики. - Поддержка предприятий, переживающих совместные проекты развития и занятости. - Помощь небольшим компаниям в преодолении барьеров роста и осваивания технологий. - Создание конкурентных преимуществ для привлечения инвестиций и создания экспортных брэндов.

Источник: разработано автором.

1. Создание системы мониторинга и оценки реализации кластерных инициатив. Для эффективной реализация кластерной политики требуется создание адекватной системы мониторинга и оценки реализации кластер-

ных инициатив. Важным условием функционирования систем мониторинга должна быть их непрерывность, т.е. возможность в реальном времени отслеживать рост и барьеры, препятствующие развитию кластеров.

Напомним, что в мировой практике не существует общепринятых методик оценки эффективности развития кластеров [2]. Существуют «универсальные» критерии оценки, основанные на подходе М. Портера [3]. К сожалению, данные критериальные подходы не могут дать ответы на вопрос об эффективности той или иной кластерной инициативы для всех ее стейкхолдеров.

Тем не менее, можно предложить набор косвенных параметров, которые в своей совокупности могут дать представление об успешности того или иного кластера и необходимых усилиях органов государственной власти и местного самоуправления по снижению негативных барьеров (рис. 1):

1. Влияние кластера на региональную экономику. Данную группу характеризуют показатели объема добавленной стоимости на уровнях компаний-резидентов туристско-рекреационного кластера, всего кластера, показатель доли предприятий кластера в ВРП, объем налоговых поступлений от резидентов кластера, показатель уровня занятости населения (% занятых в кластере).

2. Уровень развития человеческого капитала. Данную группу характеризуют такие показатели, как уровень производительности труда, количество человек вовлеченных в деятельность кластера через участие в программах профессиональной подготовки и переподготовки, количество дипломированных специалистов привлеченных в кластер, количество программ сотрудничества бизнеса и университетов в области подготовки специалистов для нужд кластера, количество практикантов и учащихся, вовлеченных в кластер.

Рис. 1. Система показателей оценки эффективности развития кластера

3. Инновационная и инвестиционная активность. Данную группу могут характеризовать показатели общего объема привлеченных инвести-

ций, в том числе иностранных, оценки участия банков в деятельности кластера, объемов государственных и частных инвестиций в развитие инфраструктуры, объема нефинансовых инвестиций.

4. Рыночный рост кластера характеризуют показатели, свидетельствующие о стадии роста кластера. Кластерный рост могут характеризовать показатели темпов роста производительности труда на предприятиях, образующих кластер, объемов работ, переданных и выполненных на условиях аутсорсинга (в финансовом выражении), количество оказанных консультаций и привлеченных консультантов, количество компаний предоставляющих продукцию и услуги для нужд кластера.

5. Уровень развития внешних связей могут характеризовать такие показатели как число совместных предприятий, союзов, маркетинговых консорциумов, число внешних обменов, количество предприятий, участвующих в разработке и реализации стратегии развития кластеров [4].

6. Уровень социальной активности. Данную группу могут характеризовать такие показатели как количество профессиональных, деловых и торговых ассоциаций, количество участников в каждой, уровень активности ассоциаций, анализ их взаимодействия.

7. Качество делового климата. Данная группа характеризуется показателями количества вновь открытых предприятий в кластере, количества компаний, вовлеченных в кластер, интегральной оценки индивидуальных опросов предприятий-участников кластера об их деятельности за оцениваемый период и среднесрочных ожиданиях.

8. Инновационное развитие в кластере характеризуют показатели объемов средств, вовлеченных из государственных и частных источников в НИОКРы в рамках кластера, количества патентов, зарегистрированных компаниями-участниками кластера, объемов инвестиций в новые технологии, количества новых продуктов, выпущенных участниками кластера.

9. Уровень конкурентоспособности резидентов кластера оценивается исходя из количества сделок, заключенных резидентами кластера, доли кластера на макрорегиональном, национальном и международном рынках туризма и рекреации, общего объема туристско-рекреационных услуг кластера и объемов продаж продукции резидентов кластера за пределами региона, объемов туристско-рекреа-ционных услуг, предоставленных иностранным гражданам.

2. Формирование институтов и эффективная организация бизнес-среды для развития региональных кластеров и обеспечения высокого уровня его конкурентоспособности. Данное направление предусматривает формирование эффективной среды для деятельности участников кластера. Долж-

ны быть разработаны инструменты по формированию и длительному поддержанию особой творческой атмосферы конкуренции и партнерства между участниками кластера [5]. В вопросах регламента деятельности корпоративных структур речь идет не просто о системе договоров, но об активном поощрении инновационного развития и модернизации внутри корпоративных структур регионального кластера, поощрение компаний к развитию креативности даже в условиях, когда внешних стимулов к этому у них не возникает (финансово-экономический кризис, высокие мировые цены на топливо и др.). Задачей руководства Республики Дагестан является создание условий, в которых участники кластера должны конкурировать за кадры, инвестиции, проекты, квоты, используя для этого весь спектр инструментов, вплоть до самых активных. Среди необходимых мероприятий достижения поставленной задачи можно выделить следующие:

- формирование региональных планов действий по развитию частно-государственного партнерства;

- создание конкурентоспособного в сравнении с другими регионами налогового режима, развитие региональной системы льгот и преференций для компаний-резидентов туристско-рекреационного кластера;

- попытка создания в Республике Дагестан особой экономической зоны туристско-рекреационного типа;

- развитие регионального брендинга;

- реализация программ поддержки малого предпринимательства;

- разработка системы гарантий и компенсаций процентных ставок по бизнес кредитам наиболее значимых для создания кластера проектов;

- содействие внедрению международных стандартов корпоративного управления;

- формирование и реализация программ привлечения бизнеса;

- создание фондов инновационного развития в рекреации (выдача грантов на исследования, помощь в получении венчурного финансирования и пр.);

- реализация программ и проектов трансферта технологий в региональные кластеры.

3. Модернизация объектов инфраструктуры, обеспечивающих устойчивое развитие существующих и стимулирование появления новых кластерных инициатив. В рамках данного направления приоритетной задачей правительства Республики Дагестан является актуализация ключевых инфраструктур региона, в том числе:

- повышение эффективности и развитие университетов, научно-исследовательских институтов и технико-исследовательских организаций;

- повышение адекватности, эффективности и конкурентоспособности транспортной инфраструктуры региона;

- повышение адекватности, эффективности и надежности энергетической инфраструктуры;

- коренная модернизация и связанное развитие всей инженерной инфраструктуры региона;

- развитие финансовой инфраструктуры (в т.ч. содействие формированию эффективной банковской системы, элементов фондового рынка, институтов коллективного инвестирования, развитие лизинга и факторинга, обеспечение доступа компаний к рисковому и венчурному капиталу, развитие услуг по мультивалютной конвертации, создание системы конкурсных грантов и т.д.);

- развитие телекоммуникационной инфраструктуры, включая развитие широкополосного доступа в Интернет, содействие диверсификации услуг и видов связи;

- обеспечение доступа к земле и коммерческой недвижимости (снятие местных административных барьеров, невыгодных условия аренды земли и пр. упрощение процедур и сроков оформление земельного участка под средства коллективного размещения, питания, отдыха и развлечения;

- общее развитие социальной инфраструктуры региона.

4. Формирование эффективной системы привлечения, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для формирования и эффективного функционирования регионального кластера. В рамках данного направления ключевой задачей Правительства республики является улучшение качества человеческих ресурсов, временное или постоянное привлечении квалифицированных специалистов из других регионов и стран для укрепления конкурентного потенциала туристско-рекреационного кластера. Мировой опыт кластерного развития региональной экономики показывает, что длительное поддержание конкурентоспособности кластера возможно только через непрерывный инновационный процесс, который опирается на квалифицированные кадры. Чаще всего успех кластера базируется на особом знании о его специфике, которое не всегда может быть передано целиком формальным образом через письменные и электронные источники информации (только частично, с неизбежными потерями). Во многом оно привязано к эксперту - его носителю. В этой связи необходима поддержка местной научной рекреационной школы и местных кадров специалистов, которые сохраняют специфическое знание о свойствах имеющихся природных туристических и рекреационных ресурсов.

Кадровая задача решается инструментами, предусмотренными в региональной политике занятости, образовательной политике, политике в области малого предпринимательства - в той части, которая затрагивает развитие регионального кластера. Исключительно важны мероприятия власти по созданию региональной инновационной системы, которые содействуют повышению интеллектуальности развития кластера, напрямую связаны с укреплением кластерного сообщества квалифицированными кадрами.

С целью координации деятельности заинтересованных сторон целесообразно создание Центра кластерного развития Республики Дагестан. Деятельность данной структуры будет направлена на:

- разработку концепции и стратегий развития кластерных образований и их реализации;

- разработку предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере деятельности участников кластерных образований;

- разработку и реализацию совместных (кластерных) проектов с привлечением предприятий малого и среднего бизнеса, учреждений образования и науки, инфраструктуры, работающей в сфере аутсорсинга и субконтрактации;

- организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, инженерных и управленческих кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников кластерных образований;

- содействие выводу на рынок новых продуктов (услуг);

- организацию конференций, семинаров, выставок, ярмарок, тренингов, форумов конгрессов в сфере деятельности участников кластерных образований;

- предоставление информационной поддержки организациям и предприятиям, входящих в структуру кластерных образований;

- обеспечение координации и взаимодействия участников при реализации совместных (кластерных) проектов;

- продвижение в регион инноваций, поддержки инновационного развития предприятий, повышения их инновационной активности;

- обеспечение доступа к инновациям для малых и средних производственных предприятий;

- развитие территориальных кластеров.

Список литературы:

1. Стратегия социально-экономического развития республики Дагестан до 2025 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minec-rd.ru (дата обращения: 12.01.2013).

2. European Commission. Innovation Clusters in Europe - A Statistical Analysis and Overview of Current Policy Support. - Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2006.

3. Портер М. Конкуренция. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2003.

4. Милякова Л.В. Кластерный подход в управлении промышленным предприятием // Российское предпринимательство. - 2007. - № 11.

5. Сулиманов А.Р. Кластерный подход к повышению конкурентоспособности региона // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9, Ч. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.