Научная статья на тему 'Кластерная политика - основа инновационного развития экономики региона'

Кластерная политика - основа инновационного развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1462
858
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИИ / CLUSTER / CLUSTER POLICY / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фильченков Валерий Александрович, Погребова Елена Сергеевна

Развитие территориальных кластеров в регионах Российской Федерации является одним из важнейших условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и обеспечения инновационного пути ее развития. В статье рассмотрены основные проблемы формирования и развития кластеров в Российской Федерации, охарактеризованы основные направления развития экономики Московской области на основе эффективной реализации стратегии кластерной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of regional clusters in the regions of the Russian Federation is one of the most important conditions for improving the competitiveness of the domestic economy and ensuring innovative ways for its development. The authors considered the basic problems of formation and development of clusters in the Russian Federation, described the main directions of economic development of Moscow Region through effective implementation of the strategy of cluster policy.

Текст научной работы на тему «Кластерная политика - основа инновационного развития экономики региона»

6. КоломиецА.Л., МельникА.Д. О понятиях налогового и финансового потенциалов регионам/Налоговый вестник. 2000. № 1.

7. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития/М.: Эдиториал УРСС, 2003.

8. МатрусовН.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М., 1995.

9. Национальное Бюро Статистики. Методологические пояснения. URL: http://www.statistica.md/pageview. php? l=ru&idc=302&id=2252. (Дата обращения: 05.10.2011).

УДК 35.078.42

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА — ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Фильченков Валерий Александрович, кандидат экономических наук, Первый заместитель министра экономики Правительства Московской области,

filchenkov_pr@me.mosreg.ru

Погребова Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент», nir_pogrebova@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Development of regional clusters in the regions of the Russian Federation is one of the most important conditions for improving the competitiveness of the domestic economy and ensuring innovative ways for its development. The authors considered the basic problems of formation and development of clusters in the Russian Federation, described the main directions of economic development of Moscow Region through effective implementation of the strategy of cluster policy.

Развитие территориальных кластеров в регионах Российской Федерации является одним из важнейших условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и обеспечения инновационного пути ее развития. В статье рассмотрены основные проблемы формирования и развития кластеров в Российской Федерации, охарактеризованы основные направления развития экономики Московской области на основе эффективной реализации стратегии кластерной политики.

Keywords: cluster, cluster policy, innovations

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, инновации

Кластер (в экономике) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Кластерная политика — система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций.

В Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического

развития до 2020 года и нашли отражение в подготовленных Министерством экономического развития России (письмо от 26 декабря 2008 года № 20615-АК/Д19) методических рекомендациях, направленных на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России.

Активация и развитие кластеров является новым подходом к формированию инновационной экономики. Кластерная политика стремительно набирает популярность за рубежом и в российских регионах. Однако до сих пор нет единого мнения по поводу специфики кластерной политики, ее места в ряду уже существующих инструментов экономической политики государства. В России пока слабо находят применение наиболее действенные инструменты активации и развития кластеров.

Помимо отраслевой составляющей (в которую включается в данном случае инфраструктура, ресурсы, рабочая сила, — все то, что обеспечивает функционирование отрасли) для формирования кластера необходимо наличие тесных инновационно-ориентированных взаимодействий между его участниками.

Промышленная политика подразумевает выбор приоритетных отраслей для государственной поддержки. Кластерная политика, напротив, констатирует, что все существующие хозяйственные агломерации приоритетны. Реальность состоит в том, что в любом регионе существует пространство для множества различных успешных кластеров, где каждый из них может играть свою уникальную роль. Тем самым кластерная политика, апеллируя к сложившейся структуре экономики, способствует более полному раскрытию потенциала региона.

Грамотная промышленная политика создает предпосылки для формирования кластера. Понимание промышленной и кластерной политик как дополняющих друг друга особенно характерно в ситуации, когда хозяйственные агломерации (и, затем и кластеры) создаются целенаправленно за относительно короткий период. Первоначально необходимо создание промышленных зон, под которые формируются условия, необходимые для промышленного производства, прежде всего, физическая инфраструктура, общественно-деловые институты, человеческие ресурсы и социальная среда, определяющая качество жизни.

Благоприятные условия в промышленных зонах привлекают ключевые компании (фир-

мы). Ключевые фирмы (anchorfirms) — это фирмы, стимулирующие появление других фирм или даже целых отраслей. Формирующиеся хозяйственные агломерации привлекают банки, логистические компании, отечественных и зарубежных поставщиков оборудования и деталей.

Когда хозяйственная агломерация сформирована, наступает черед кластерной политики, задача которой сделать локализованные организации инновационно активными.

Формирование кластера требует активизации деятельности существующих в регионе или создания новых профильных вузов и НИИ, формирования инновационной инфраструктуры, увеличения количества местных фирм, предоставляющих наукоемкие услуги.

Если одной из важных задач промышленной политики является привлечение передо -вого производства, то кластерная политика нацелена на привлечение высококвалифицированных кадров, которые могли бы наладить полный цикл развития продукта: от его разработки до производства. В конечном счете, желательным является формирование собственной научной и образовательной базы и появление сильных национальных компаний в данной отрасли (или в связанных отраслях).

Задача повышения инновационной активности в указанном случае становится все более актуальной пропорционально развитию хозяйственных агломераций. В то же время сложно говорить о инновационно-ориентированных взаимодействиях, если каких-либо важных отраслей в регионе просто не существует. Формирование кластеров затрудняет отсутствие базовых объектов физической инфраструктуры. Эта проблема характерна для некоторых регионов России. В некоторых случаях говорить о кластерной политике невозможно. По отношению к неразвитым регионам со слабыми хозяйственными агломерациями разумная промышленная политика может быть практичнее, чем попытки воплотить несбыточные мечтания об инновационной экономике.

Более того, как показывает опыт реализации кластерных проектов по всему миру, успешными становятся кластерные проекты, которые опираются на сильные хозяйственные агломерации. В этой связи, первым шагом в реализации кластерной политика должно стать выявление существующих хозяйственных агломераций и анализ потенциала их кластеризации.

Место государства в процессе активации и развития кластеров заключается в том, что государство выступает как одна из трех равноправных сторон, каждая их которых осуществляет свои специфические функции. Такой подход в зарубежной литературе называют концепцией Тройной спирали (Triple Helix). Смысл указанного подхода в том, что инновационное развитие наиболее эффективно может быть обеспечено путем совместной деятельности государства, бизнеса и научного сообщества. На практике отношения по поводу создания или использования инноваций часто носят характер «двойной спирали»: государство — наука, бизнес — наука, государство — бизнес. Интенсификация и усложнение инновационных процессов в обществе привели к тому, что двусторонние отношения теряют свою эффективность.

В нашей стране устойчиво функционирует иерархическая система двусторонних отношений, когда наука и бизнес по отдельности ориентируются на государственную помощь, не взаимодействуя друг с другом. Поэтому одной из существенных проблем, затрудняющих формирование инновационной экономики в России, является слабость трехсторонних связей между основными субъектами инновационного процесса.

Роль государства в активации и развитии кластера заключается в активном посредничестве и как следствие — устранении ряда провалов рынка. Как известно, провалы рынка связаны с несовпадением частных и общественных издержек и выгод. По отношению к кластеру можно говорить о слабой связанности субъектов кластера. Индивидуальные субъекты, взаимодействуя в кластере, создают положительные внешние экстерналии (выгоды) для других субъектов кластера. Однако в силу того, что данные положительные экстерна-лии не приносят им непосредственную выгоду (или эта выгода не осознается ими), то они «не-допроизводят» связи с другими локализованными субъектами.

Таким образом, роль государственных, особенно местных (региональных), органов в активации и развитии кластера является решающей. Государство может и должно формировать благоприятные условия для самостоятельного возникновения кластеров.

Московская область является одним из тех регионов России, в котором развитие кластерной системы как основы формирования эко-

номики инновационного типа наиболее приемлемо.

Потенциал для формирования кластеров заложен в наиболее конкурентоспособных секторах специализации производства области — машиностроении и металлообработке, промышленности строительных материалов, химической и нефтехимической промышленности, транспортно-логистическом секторе, а также в сфере жизнеобеспечения и благополучия человека — туристско-рекреационном кластере и кластере медицинских технологий.

Правительство Московской области видит свою задачу в диагностике, высвечивании преимуществ, кластерных организаций и кластерных отношений для предприятий и организаций. Поэтому основой региональной экономической политики и государственного управления является выстраивание цепей взаимосвязей между производителями и поставщиками, наукой и бизнесом через трансфер технологий, создание соответствующих институтов развития. В регионе довольно успешно реализуется Программа развития промышленных округов на территории Московской области. Основная целевая установка данной программы заключается в обеспечении условий для создания и эффективного функционирования территориально -производственных кластеров.

Важнейшую объединяющую основу формирования кластеров Правительство Московской области видит в продвижении инноваций, развитии перспективных технологических платформ, технологической базы предприятий. В Московской области организована система поддержки инновационных проектов, инновационных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность продукции и услуг региональных предприятий через созданные и создаваемые для этих целей институты развития:

• Венчурный фонд Московской области;

• Московский областной фонд поддержки малого предпринимательства;

• Московский областной фонд развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства;

• Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства;

• Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы Московской области;

• Ассоциация малых инновационных предприятий Подмосковья;

• Финансово-проектная лизинговая компания Московской области и т.д.

Кроме наличия и многообразия отраслей и видов промышленной деятельности, являющихся основой конкурентного преимущества региона, Московская область обладает богатейшим ресурсным потенциалом для развития туристско-рекреационного комплекса.

На территории области проложены десятки экскурсионных маршрутов, знакомящих с историей, архитектурой, культурой, искусством, народным художественным творчеством (ремеслами и промыслами), достижениями науки и техники.

Наиболее посещаемыми объектами показа являются:

• всемирно известные православные святыни: Троице-Сергиева Лавра, Иосифо-Во-лоцкий, Саввино-Сторожевский и НовоИерусалимский монастыри и др.;

• центры народных художественных промыслов Подмосковья: Федоскино, Жосто-во, Гжель, Хотьково, Богородское, Павловский посад и др.;

• музеи: «Музей бронетанковой техники» (в Кубинке); «Музей военно-воздушных сил» (в Монино), «Архангельское»; «Абрамцево»; Музей А.П. Чехова;

• всемирно известные исторические праздники: «День Бородина», «Стойкий оловянный солдатик», «Москва за нами. 1941 год». Театральный фестиваль «Мелиховская весна» (Чеховский район), фестиваль духовной музыки «Неупиваемая чаша» (г. Серпухов), музыкальный фестиваль «Именины П. И. Чайковского» (г. Клин) и др. стали визитной карточкой Подмосковья.

Весь этот туристский потенциал делает Подмосковье интересным не только для россиян, но и для зарубежных гостей.

Благоприятные природно-климатические условия, богатство растительного мира, наличие большого количества рек и водоемов позволяют развивать такие виды туризма, как экологический, сельский и спортивный.

В Сергиево-Посадском, Дмитровском и Рузском районах приемом туристов занимаются крестьянские (фермерские) хозяйства. Широкое развитие в этих районах получил охотничий и рыболовный туризм.

Подмосковье с успехом развиваются горнолыжные курорты, причем некоторые их них получили всероссийскую известность. Горнолыжный курорт «Сорочаны», горнолыжная школа Леонида Тягачева, горнолыжный комплекс «Степаново».

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что на базе туристических активов в Московской области, в первую очередь могут быть сформированы и должны получить активное развитие такие туристские кластеры, как кластер культурно-познавательного туризма, кластер этнокультурного туризма (базирующийся на развитии народно-художественных промыслов).

Создание туристских кластеров на территории Подмосковья окажет благоприятное влияние на формирование имиджа региона как в России, так и за рубежом.

К числу одной из наиболее значимых задач, определенной Концепцией федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011— 2016 годы)», относится задача создания современных туристско-рекреационных комплексов на территории наиболее перспективных туристских кластеров Российской Федерации.

Муниципальные туристско-рекреацион-ные комплексы могут образовывать единый кластер в рамках границ как отдельного региона — субъекта Российской Федерации, так и нескольких регионов. В последнем случае Московская область может стать частью туристского кластера «Золотое кольцо России».

Для обеспечения эффективного развития туристско-рекреационного кластера в рамках субъекта Российской Федерации региональные администрации в тесной интеграции с бизнес-структурами должны разработать инвестиционный туристский проект, предлагаемый к реализации в рамках Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2016 годы)».

В 2010 году на конкурсной основе в рамках названной инициативы регионами было представлено более 250 инвестиционных туристских проектов, однако большая их часть, к сожалению, имела рекламно-повествовательный характер и не содержала в своем составе про-ектно-сметной документации. В результате государственную поддержку получили 8 проектов, в которых был представлен весь комплекс

необходимой документации. Основная суть государственной поддержки сводится к возможности привлечения средств федерального бюджета на развитие инфраструктуры осваиваемой территории под формирование или развитие туристско-рекреационного комплекса как перспективного инвестиционного проекта, имеющего высокую региональную значимость.

Таким образом, основной задачей сегодня является организация согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти с целью вывести кластерные инструменты развития на системный уровень, на основе конструктивного взаимодействия выработать конкретный механизм государственной поддержки кластерных инициатив и кластерных организаций, принять Концепцию кластерной политики в Российской Федерации как составной части Концепции и Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и осуществлять реальные действия по созданию новой промышлен-

ной среды. Используя кластерную политику как инструмент инновационного развития, необходимо определить целевые параметры крупных территориально-производственных кластеров. На этой основе федеральное правительство сможет определить место и роль экономики каждого региона в социально-экономическом и пространственном развитии страны. Бизнес и регион будут видеть конкретные цели и приоритеты экономического развития, ощущать конкретную поддержку и заинтересованность федерального центра. Необходимо сформировать законодательную и финансовую базу поддержки и развития территориально-производственных кластеров. Механизмы государственной кластерной политики должны обеспечивать максимальное использование имеющихся конкурентных преимуществ конкретных регионов, стимулировать создание новых компетенций и, в конечном счете, — укрепить позиции России как одного из мировых лидеров.

Литература

1. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Подготовлены Министерством экономического развития России (письмо от 26 декабря 2008 года № 20615-АК/Д19).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р).

УДК 338.1

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА МАРКЕТИНГА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ

I Зайцев Алексей Геннадьевич, кандидат экономических наук, доцент, alexgz@rambler.ru, I ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

There are many opinions about the importance of marketing in increasing economic growth. In this article, the author proposed to consider marketing as an informal institution, which is an important element of the institutional environment of the modern market. In this case, the ejfect of marketing will focus on the harmonization of private and public interests in the process of production and consumption of economic benefits and on forming of a competitive market environment and an equal access of market agents to public economic information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.