РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Канд. экон. наук Г. Ю. Гагарина
КЛАСТЕРЫ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
Рассматривается кластеризация как новое направление организации российского экономического пространства, проводится сопоставление кластеров и территориально-производственных комплексов, приводится положительный опыт в этой области, накопленный в отдельных субъектах РФ.
Ключевые слова и словосочетания: экономическое пространство, теория энергопроизводственных циклов, территориально-производственный комплекс, кластер, региональная политика, конкурентоспособность территорий.
В настоящее время процессы кластеризации начали активно влиять на развитие отечественных отраслевых комплексов и рассматриваются в качестве одной из базовых государственных парадигм региональной экономической политики, одним из путей мобилизации ресурсов в регионах для динамичного экономического роста, повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономики.
Кластеризация - новое направление организации российского экономического пространства. Ее теоретическая база находится в стадии разработки. В научном сообществе продолжаются дискуссии о том, что такое кластер, какова его сущность, какие формы и виды кластеров характерны для российской экономики, какие есть возможности влиять на процесс формирования кластерных образований на федеральном и региональном уровнях управления, о степени схожести кластерной концепции с концепцией формирования территориально-производственных комплексов (ТПК). Созданию концепции ТПК предшествовала незаслуженно забытая в настоящее время теория энергопроизводственных циклов, выдвинутая Н. Н. Колосовским1, для отыскания такой стратегии пространственного развития, которая позволила бы преодолевать исключительное сопротивление среды (в условиях колоссальной территории СССР) с минимальным расходом топливно-энергетических и иных ресурсов.
Начиная с 20-х гг. XX в. энергетика становится стержнем экономического и социального развития не только в СССР, но и в других экономически развитых странах. Появление и формирование теории энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) стало возможным только в условиях избытка территории или понимания территории и как ресурса развития, и как обременения. Сопротивление среды проявляется в первую очередь через разнообразие климатических параметров, которые играют здесь первостепенную роль. А создание го-
1 См.: Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. - М. : Мысль, 1969.
родов, агломераций, транспортных коридоров способствует преодолению данного сопротивления.
Основные положения теории ЭПЦ:
а) рациональное размещение производства с точки зрения возможности наименьшей потери труда при переходе от начальной стадии (добыча и обработка) ко всем последующим, вплоть до получения готового продукта;
б) создание энергопроизводственных циклов (сообществ) - многостадийных систем взаимообусловленных производственных процессов, осуществляющихся нередко в разных отраслях, закономерно развивающихся на базе определенных видов сырья и энергии. По мере развития они обрастают «гроздьями» и «гирляндами» производств (вспомогательных, дополняющих основные, работающих на их отходах);
в) отдельные производства, на которых осуществляются процессы каждой стадии циклов, обладают специфическими технико-экономическими особенностями, определяющими их целесообразное размещение. Эффективность их размещения определяется суммарным конечным результатом всей системы производственных процессов (циклов), совокупной экономией времени, средств и общим повышением производительности труда. В этом экономический смысл концепции циклов;
г) изменения в технике и технологии производств и транспорта по мере НТР приводят к использованию новых видов энергии, сырья, формированию новых циклов и в то же время нередко определяют экономическую эффективность территориального разрыва между отдельными стадиями циклов;
д) отсутствие в выявленных системах (циклах) каких-либо технологически взаимосвязанных элементов нацеливает исследователей на выяснение экономико-географических возможностей, экономической целесообразности или, наоборот, неэффективности их создания в данной системе и на данной территории в перспективе.
ЭПЦ стали той целостностью в общесистемном понимании, на базе которой в СССР создавались отраслевые и межотраслевые ТПК разной степени завершенности. ТПК представляют собой взаимосвязанное сочетание предприятий с целью оптимизации использования природных и трудовых ресурсов региона. Под кластером понимается группа географически локализованных, взаимосвязанных и взаимодействующих компаний, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью производственной или непроизводственной направленности и взаимодополняющих друг друга. По базовому определению, данному М. Портером, «кластер, или промышленная группа, - это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга»1. В данном определении кластер может носить двойственный характер: как региональный (географическая концентрация в регионе) и как отраслевой (сосредоточение на определенном виде деятельности, который может быть и виртуальным, не
1 Портер М. Конкуренция : пер. с англ. - М. : Вильяме, 2005. - С. 256.
привязанным географически к какому-либо региону или совокупности реально функционирующих предприятий).
Несмотря на очевидное сходство, между ТПК и кластерами огромное количество различий, начиная от генезиса (ТПК созданы искусственно правительственными решениями с помощью теоретических разработок ученых, а кластеры образуются самостоятельно в результате пространственного проявления деятельности рыночных сил), ориентации на рыночный спрос (в первом случае - минимальная, во втором - максимальная), местоположения (ТПК формируются в первую очередь в регионах пионерного освоения, а кластеры невозможно создать с нуля, они формируются в староосвоенных регионах и являются проявлением самоорганизации социально-экономического пространства) и заканчивая ролью человеческого фактора (в первом случае - второстепенная, во втором - ключевая как носителя неявного знания).
Кластерный подход имеет универсальный и интегрирующий характер. Универсальный характер проявляется по всем направлениям: факторам производства, технологиям, знаниям, занятости, культурной среде и др. Интегрирующий характер заключается в том, что в рамках кластерной политики разрабатываются стратегии социально-экономического развития региона с целью повышения его конкурентоспособности, перехода на инновационную модель регионального развития, развития более глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом в реалиях, определенных рынком, повышения образовательного уровня в регионе, развития региональной инфраструктуры и др.
Несколько лет назад в Российской Федерации предпринималась попытка сформировать единый подход к вопросу о принципах и возможных путях формирования кластеров, но до сих пор теоретическая база применения подобных технологий находится в стадии разработки. На федеральном уровне был опубликован проект Концепции развития кластерной политики Российской Федерации и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2007-2008 годах, который так и остался только проектом. Это отчасти можно объяснить колоссальным разнообразием регионов, которые отличаются не только количественными показателями (населением, территорией, потреблением топливно-энергетических ресурсов, структурой промышленного производства), но и качественными. Территориальные особенности определяют приоритеты и формируют разные сценарии проведения и реализации мероприятий.
Пока только существуют отдельные региональные программы и пилотные проекты, направленные на формирование полноценной кластерной политики. В качестве примеров можно привести Томскую область, на основе концепции кластерной политики которой была создана ОЭЗ технико-внедренческого типа; Республику Бурятию, чье руководство одним из первых в России стало поддерживать формирование ключевых региональных кластеров и добилось уже немалых успехов. В Свердловской области реализуется пилотный проект «Титановая долина», концепцией которого является формирование промышленного кластера по переработке титана. На основе хозяйственного договора Института экономики УрО РАН и ЗАО «Автомобили и моторы Урала» разработана Концепция Уральского автомобильного кластера.
Его создание нацелено на развитие на Урале новой отрасли - автомобилестроения на основе выпуска конкурентоспособных по цене и качеству легковых и грузовых автомобилей, спецтехники, а также современной промышленности по производству автокомпонентов.
Особо следует отметить Самарскую область, которая первой среди российских субъектов Федерации начала использовать кластерный подход для преобразования своего экономического пространства и стимулирования социально-экономического развития. Кластерный подход также положен в основу разработки стратегии развития области на ближайшие десять лет. Здесь формируются:
1. Автомобильный кластер. Автомобилестроение является системообразующей отраслью региона, в которой сконцентрировано около 40% объема промышленного производства, занято 40% трудоспособного населения, задействовано 65% основных промышленных фондов.
2. Авиационно-космический кластер (3% промышленного производства Самарской области), состоящий из двух приоритетных национальных комплексов - ракетно-космического и авиастроительного.
3. Нефтедобывающий кластер, состоящий из нефтедобывающих компаний (во главе с ОАО «Самаранефтегаз»), сервисных, научно-исследовательских и проектных организаций.
4. Химический кластер, сосредоточивший 12% промышленного производства области и имеющий ярко выраженную экспортно ориентированную направленность. В перспективе данный кластер может объединить до 400 предприятий региона.
5. Транспортно-логистический кластер. Регион образует своеобразные ворота России, через которые грузы и пассажиры следуют в Европу и Азию, на Урал и Дальний Восток, в Сибирь, Центральную и Юго-Восточную Азию, регионы Каспийского бассейна. Самарский транспортный узел способен стать одним из центров грузоперевозок в системе международных транспортных коридоров.
6. Туристско-рекреационный кластер, находящийся в стадии формирования и развития. На территории Самарской области расположены уникальные природно-культурные комплексы с множеством памятников природы, истории и археологии (например, «Жигулевская жемчужина»), которые могут быть вовлечены в индустрию отдыха и способствовать возрождению традиционных ремесел.
7. Агроиндустриальный кластер, стержнем которого становятся холдинговые образования (организации пищевой и перерабатывающей промышленности, торговые компании, финансовые группы), интегрирующие значительное количество производственных ресурсов и образующие мощные про-дуктово-технологические цепочки, в первую очередь мясо- и молокопродук-товые.
8. Инновационно-внедренческий кластер, где создается каждая шестая новая производственная технология Приволжского федерального округа, разрабатывается около 4% всех российских передовых технологий.
К сожалению, необходимо отметить, что в результате сложившейся в советский период региональной политики и практики размещения производи-
тельных сил в России до сих пор не удалось сформировать практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера.
В условиях жесткой конкуренции со стороны уже сформированных в мировой экономике кластеров перед государством стоит задача интенсификации процесса достижения отечественными кластерами позиций устойчивых и сильных кластерных образований. Элементы же инфраструктуры, доставшейся нам от советского времени, могут стать частью этих систем. Применение кластерных технологий коренным образом меняет принципы государственной промышленной и региональной политики, что ведет к появлению принципиально новых хозяйственных взаимоотношений, новых методов взаимодействия между властью, бизнесом и другими общественными институтами.
Органы исполнительной власти Российской Федерации с точки зрения ресурсного обеспечения могут использовать различные механизмы финансирования кластерной политики: из средств региональных программ, региональных бюджетных и инвестиционных фондов, региональных венчурных фондов, занимающих важное место в становлении и укреплении малого и среднего бизнеса, а также из средств, выделяемых на реализацию стратегий развития отраслей и секторов, на финансирование ОЭЗ и технопарков.
Государственная власть в субъектах РФ в части развития кластеров имеет одной из главных задач создание таких условий, при которых участники кластеров вступают в конкуренцию за квоты, лицензии, кадры, используя при этом самые разнообразные инструменты.
Для достижения задачи развития кластеров в регионах необходимы следующие мероприятия:
- поддержка частно-государственного партнерства;
- развитие особого налогового режима, включая льготы и преференции для компаний-резидентов;
- создание особых экономических зон различных типов, центров передового опыта, бизнес-инкубаторов и их поддержка со стороны местных и федеральных властей;
- создание в регионах фондов поддержки малого предпринимательства;
- более полное использование международного опыта;
- разработка и внедрение программ по привлечению бизнеса, в том числе иностранного, в региональные кластеры;
- образование структур по распространению и перемещению технологий при крупных университетах и научно-исследовательских институтах, в том числе в региональные кластеры.
Список литературы
1. Гранберг А. Г. Экономическое пространство России // Экономика и управление. - 2006. - № 2 (23).
2. Данько Т. П., Куценко Е. С. Кластеры в субъектах Российской Федерации: инновационный путь развития // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 5 (41).