Научная статья на тему 'Туристический кластер как механизм привлечения инвестиций в экономику региона'

Туристический кластер как механизм привлечения инвестиций в экономику региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2706
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ТУРИЗМ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / TOURIST CLUSTERS / INVESTMENT IN THE REGION''S ECONOMY / TOURISM / CLUSTER POLICY / STRATEGIC PROGRAM DEVELOPMENT / MECHANISMS OF REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багирян В. А.

В статье рассматриваются кластеры, являющиеся своего рода инновационными системами, способствующими эффективному экономическому росту регионов. Туристический кластер выступает механизмом по привлечению инвестиций в экономику региона. А применение кластерного подхода может стать достаточно перспективной основой, способной создавать новые формы объединения знаний, стимулировать возникновение инновационных и научно-технических направлений, их коммерческих приложений, что позволит косвенно поддерживать сферу образования, науку и бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the clusters, which are are a kind of innovative systems that contribute to efficient economic growth regions. Tourism Cluster is a mechanism to attract investment in the region's economy. A cluster approach could be quite promising foundation, capable of creating new forms of association knowledge, stimulate innovation and the emergence of scientific and technical areas of commercial applications, which will indirectly support the education, science and business.

Текст научной работы на тему «Туристический кластер как механизм привлечения инвестиций в экономику региона»

Багирян В.А.,

РГЭУ (РИНХ)

E-mail: yana_bagiryan@mail. ru

ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР КАК МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА

В статье рассматриваются кластеры, являющиеся своего рода инновационными системами, способствующими эффективному экономическому росту регионов. Туристический кластер выступает механизмом по привлечению инвестиций в экономику региона. А применение кластерного подхода может стать достаточно перспективной основой, способной создавать новые формы объединения знаний, стимулировать возникновение инновационных и научно-технических направлений, их коммерческих приложений, что позволит косвенно поддерживать сферу образования, науку и бизнес.

Ключевые слова: туристические кластеры, инвестиции, экономика региона, туризм, кластерная политика, стратегические программы развития, механизмы регулирования.

Bagiryan V.A.

TOURISM CLUSTER AS A

MECHANISM TO ATTRACT INVESTMENTS TO THE ECONOMY OF THE REGION

The article deals with the clusters, which are are a kind of innovative systems that contribute to efficient economic growth regions. Tourism Cluster is a mechanism to attract investment in the region's economy. A cluster approach could be quite promising foundation, capable of creating new forms of association knowledge, stimulate innovation and the emergence of scientific and technical areas of commercial applications, which will in-

directly support the education, science and business.

Keywords: tourist clusters, investment in the region's economy, tourism, cluster policy, strategic program development, mechanisms of regulation.

В настоящее время туризм - это достаточно глубокое социально-экономическое явление, оказывающее влияние на развитие мировой экономики, мирового устройства, политику ряда государств и регионов мира. На современном этапе развития в сфере туризма происходит интегрирование культур и транспорта, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса, безопасности и международных экономических отношений. Для любого государства, муниципальных образований, субъектов Федерации, а также отдельной личности в частности важно развитие отрасли туризма.

В последние 10 лет в нашей стране туристическая отрасль стала развиваться быстрыми темпами, начала качественно меняться. Ее развитие стало динамичнее, эффективнее, а ее работа стала приобретать глобальный характер.

Со стороны Правительства и региональных властей стало меняться само отношение к туризму. Наша страна обладает высоким туристическим потенциалом, однако в некоторых регионах России отсутствуют зрелые, конкурентоспобные туристско-рекреационные кластеры, способные определить по мировым меркам уникальные природные достопримечательности России.

В РФ развитие территориальных кластеров является одним из перспективных направлений туризма, являющихся важным условием повышения конкурентоспособности отечественной экономики, интенсификации механизмов частно-государственного партнерства. Роль туристических кластеров до-

статочно велика. Успешное развитие кластеров положительно сказывается на укреплении и развитии экономической ситуации в регионе, поскольку туристические кластеры имеют и политическую значимость для органов власти, например, когда происходит выполнение социальных обязательств перед населением.

Органы власти могут повышать эффективность инициатив для стимулирования активизации частного сектора экономики в рамках кластера. Например, при субсидировании программ по подготовке и переподготовке кадров это позволяет открывать новые возможности перед предпринимателями, перед рабочими и специалистами для бизнеса, предоставляет возможности по реальному обеспечению конкурентоспособности в будущем, кадровая инфраструктура улучшается, появляется инфраструктура для исследований и разработок, издержки снижаются, становится возможным выходить на международные рынки, делиться положительным опытом, снижаются затраты, совместно используются аналогичные услуги поставщиков.

Кластер для предпринимателей предоставляет колоссальные возможности для систематизации возникающих проблем, выбираются пути для преодоления. Региональные власти и бизнес могут использовать влияние и авторитет кластера, проводить работу по совместному решению путей для наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры, а также подготовки законопроектов на федеральном уровне.

Согласно анализу отечественного и зарубежного опыта, кластеры оказывают положительное влияние на экономику региона, что впоследствии предопределяет возникновение кластерной инициативы, под которой понимаются императивы, действия, скоординированно направленные на по-

вышение конкурентоспособности и роста регионального кластера, что в перспективе вовлечет включение в него большого количества участников и выход на мировой рынок.

Такого рода инициативы должны, как правило, состоять из последовательных проектных этапов, первый этап из которых будет начинаться с инициирования, затем следуют разработка стратегии и плана действий по развитию кластера, и конечным этапом должно быть формирование специализированной ассоциации участников кластера, а также реализация программы развития ее экономической эффективности.

Кластеры являются своего рода инновационными системами и могут быть основой для эффективного экономического развития регионов. Применение кластерного подхода может стать достаточно перспективной основой, способной создавать новые формы объединения знаний, стимулировать возникновение инновационных и научно-технических направлений, их коммерческих приложений, что позволит косвенно поддерживать сферу образования, науку и бизнес. Чтобы туристические кластеры успешно функционировали, необходимо объединение малых предпринимательских структур, способных инвестировать перспективные проекты на основе инновационных технологий.

На конкурентоспособность регионального туристического рынка оказывают влияние многие факторы, такие как: государственные интересы, состояние внешнего и внутреннего спроса, социально-экономическая система, туристическая политика, интересы бизнеса, населения, наличие и состояние ресурсов, экологической системы.

Целью кластерной политики в Южном и Северо-Кавказском федеральном округе является преобразование среды в соответствии с новыми целями деятельности и условиями. При этом базовой функцией туристи-

ческих кластеров будует являться повышение качества социального и экономического роста в регионах, которое создаст для этого особые условия, усиливающие конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, образующих региональные кластеры.

Как правило, туризм рассматривается как отрасль, способная создавать мультипликативный эффект в развитии региональной индустрии гостеприимства, а также он может служить основой для реализации краткосрочных и долгосрочных планов социального и экономического развития в отдельных субъектах. Для успешного развития туризма, в рамках рыночных условий необходимо координировать деятельность муниципальных и региональных органов управления, туристических фирм, так как это может определить актуальность разработки комплексной стратегии, обеспечивающей развитие туристско-рекреационного комплекса субъектов как Южного, так и СевероКавказского федеральных округов.

Кластер в своем процессе развития затрагивает экономические ресурсы, притекающие к нему из изолированных отраслей. Как показывает опыт различных стран, между развитием туризма и государством существует прямая зависимость, а именно государственная поддержка. В сфере туризма проведение государственной политики предполагает создание такой правовой базы, которая позволяла бы сфере туризма продуктивно функционировать как равноправная отрасль в условиях мирового рынка.

Современный этап развития экономики говорит о невозможности существования без единого национального механизма, обеспечивающего координацию туристической политики как на региональном, так и на общегосударственном уровнях. Одними из подходов по развитию стратегии СевероКавказского федерального округа и по-

вышению привлекательности отечественных курортов выступают рекреация и туризм, а проект горнотуристического кластера, состоящий из пяти комплексов в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Северной Осетии и Адыгее, был одобрен на высшем уровне власти. Главой государства была высказана мысль о необходимости использования и реализации европейского опыта. Так, по словам главы государства, нам необходимо в связи со сложившейся ситуацией в стране, в мировой экономике в срочном порядке строить горноклиматический и туристско-рекреационный кластеры на Кавказе.

Региональная политика в сфере туризма в стратегической перспективе становится в один ряд по актуальности с федеральной политикой ввиду того, что, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в СевероКавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея», а также Стратегия социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа до 2025 г. в совокупности рассматривают всю особенность и специфику, которая характерна для Северо-Кавказского федерального округа, отличающегося довольно широким разнообразием территорий, климатическими характеристиками, природно-ландшафтными особенностями, этническим составом населения, традициями, промыслами, ремеслами, составляющими уникальность и самобытность конкретной республики (области, края).

Региональные Агентства по туризму направляют свою деятельность на развитие законодательно-нормативной базы в сфере туризма. Для этого создают условия, необходимые для реализации туристической инфраструктуры и тем самым привлече-

ния инвестиций, позиционируя Северный Кавказ как регион, который имеет достаточные туристические ресурсы и возможности для дальнейшего продвижения туристического продукта на российском и международном рынках. При проведении грамотных экономических и организационно-правовых подходов в кластерной политике в регионах можно с большим успехом преодолевать особенности неравномерного развития отдельных территорий, проводить процедуры по оживлению региональной экономики за счет дополнительных поступлений доходов в местный бюджет, а также можно улучшать инфраструктуру, обеспечивать занятость населения, предотвращать внешнюю миграцию трудоспособного населения, поддерживать местную промышленность и предпринимательство, обеспечивать спрос на товары местных товаропроизводителей, улучшать экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ.

В настоящее время происходит становление туристско-рекреационного кластера в СКФО, ведущего к привлечению прямых зарубежных инвестиций и активов внешнеэкономической интеграции, то есть можно говорить о том, что туристический кластер может стать инструментом по привлечению инвестиций в регион. Сегодня туристско-рекреационный кластер СКФО находится на стадии формирования, он представлен системой, имеющей средний уровень экономического развития. Если создать благоприятные условия, то ту-ристско-рекреационная отрасль может стать движущей силой экономической стабилизации и развития экономики региона. Северный Кавказ может предложить практически все существующие виды туризма, такие как: лечебный, оздоровительный, пляжный, развлекательный, этнический, познавательный, экстремальный и другие. Сегодня внед-

рение новейших технологий управления в кластерах системно воплощается в региональных стратегиях, постановлениях по созданию и развитию конкурентоспособных кластеров, так как формирование региональных туристско-рекреационных кластеров является существенным подходом для управления в стране. Поэтому данные изменения прямо говорят о необходимости адаптации к новым условиям хозяйствования, для того чтобы обеспечить не только эффективную деятельность туристических компаний, принимающих туристов, но и повысить их конкурентоспособность между собой.

Так, условиями, которые необходимы для успешного развития, функционирования и конкурентоспособности туристско-рекреационного кластера в СКФО, могут стать следующие:

- наличие четко продуманной стратегии для формирования туристического кластера;

- создание особого механизма, позволяющего управлять социально-экономическим развитием региона, его организационно-управленческими и финансово-экономическими составляющими;

- благоприятная экологическая среда в регионе;

- поддержка малого и среднего бизнеса, занятого в сфере туризма.

Если будут выполняться вышеперечисленные условия в регионе, то станет возможным перспективное развитие и успешное функционирование турист-ско-рекреационного кластера.

Несмотря на имеющийся безусловный потенциал и достаточную обеспеченность отдельно взятых направлений, объекты туристско-рекреационного кластера должны работать как единый механизм, то есть функционировать скоординированно. Применяемый кластерный подход предполагает развитие различных форм частно-государственного партнерства, реализацию программных и целевых методов управления. В системе

государственного управления Российской Федерации на уровне СКФО такие подходы уже нашли свое применение, в связи с этим могут быть созданы все условия, привлекающие значительные частные инвестиции в туристстско-рекреационные объекты.

Проводимая кластерная политика в СКФО может стать ключевым рычагом для решения ряда задач, необходимых для качественного развития туристической отрасли в регионе и повышения экономического уровня развития страны в целом. Следует отметить, что кроме природных достопримечательностей, памятников культуры и архитектуры необходимо также организовывать и проводить форумы, съезды, конкурсы, мероприятия с целью привлечения большого туристического потока.

Для достижения полноценного использования объективных конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа необходимо концентрирование организационных, интеллектуальных и материальные средств на следующих приоритетных стратегических направлениях:

- развитие институциональной среды, предполагающей включение механизмов по стимулированию и согласованию интересов, а также совершенствование нормативной правовой базы, налоговой системы, кредитной политики;

- подготовка высококвалифицированных кадров в сфере туризма;

- диверсификация туристического бизнеса, а именно - разработка новых туристических продуктов и эксклюзивных маршрутов;

- организация по продвижению туристических услуг и региональных туристических продуктов на международные рынки;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области морского туризма и рекреации;

- создание туристско-рекреационных кластеров в связи с наличием привлекательных туристических зон различных категорий.

В связи с этим требуется разработка механизмов, необходимых для регулирования туристическими кластерами (рис. 1).

Рисунок 1 - Механизмы регулирования туристических кластеров

У нашей страны имеются все перспективные возможности для развития туризма в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры рынка. Этому могут способствовать процессы интеграции между организациями и компаниями в рамках СевероКавказского туристско-рекреационного кластера, взаимно дополняющими друг друга, а также инструменты, формирующие мощную систему для распространения новых знаний и технологий в этой области. Таким образом, стоит иметь в виду, что для реализации всего вышеперечисленного необходимы институциональные условия, поэтому кластерная инициатива субъектов СКФО должна быть интегрирована в единую стратегию инновационного развития туризма и рекреации юга России. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабышев В.В. Туризм как отрасль национальной экономики // МЭиМО. - 2013. - № 7. - С. 34-37.

2. Биржаков М.Б., Маринин М.М. О приоритетности направлений деятельности в туризме // Туристские фирмы. - 2011. - № 25. - С. 88-90.

3. Боголюбов В.С., Быстров С.А., Боголюбова С.А. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма. - М.: Академия, 2014. - 296 с.

4. Бурлаков В.А. Оценка туристского потенциала российской экономики в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. - 2011. -№ 12. - С. 35-47.

5. Баранов К.А. Состояние и особенности развития рынка туристских услуг в России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: ИйрУ/'^^^еопа-practica.ru/2013/economics/baranov.pdf

6. Быков А. Анализ состояния и перспектив развития рынка туристских услуг // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2014. - № 2. - С. 300-304.

7. Василевская С., Брандин В. Международный туризм без междуна-

родного менеджмента // Туристские фирмы. - 2012. - № 26. - С. 306-307.

8. Воронов Г.П. Туристские ресурсы России в свете развития международного туризма // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - № 3. - С. 102-106.

9. Велединский В. Туристский рынок сегодня: тенденции и перспективы // Туризм: практика, проблема, перспективы. - 2012. - № 4. - С. 10-11.

10. Волошин Н.И. Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 400 с.

11. Гаршина Н.Н. К вопросу о качестве туристско-экскурсионных услуг // Туристкие фирмы. - 2015. - № 25. -С. 98-99.

12. Долгова Ю.В. Особенности развития туристского потенциала как составляющей экономического потенциала // Экономические стратегии. -2014. - № 25. - С. 35-40.

13. Ковшун Д.С. Особенности развития рынка туристических услуг. -Минск: Белорус. гос. ун-т, 2013. - 173 с.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Babyshev V.V. Tourism as a branch of the national economy // MEiMO. - 2013. - № 7. - S. 34-37.

2. Birzhakov M.B., Marinin MM. About priority directions of activity in tourism // Tourist firm. - 2011. - № 25. -S. 88-90.

3. Bogolyubov V.S., Bystrov S.A., Bogolyubov S.A. Economic evaluation of investment in tourism development. - M.: Academy, 2014. - 296 p.

4. Burlakov V.A. Assessment of tourism potential of the Russian economy in international trade // Russian foreign trade bulletin. - 2011. - № 12. - S. 35-47.

5. Baranov K.A. Status and characteristics of development of the market of tourist services in Russia [Electronic resource]. - Mode of access: http: //www.teoria-practica.ru/2013/economics/ baranov.pdf

6. Bykov A. Analysis of the state and prospects of development of the market of tourist services // RISK: resources, information, procurement, competition. - 2014. - № 2. - S. 300-304.

7. Wasilewska S., Brandin B. International tourism without international management // Tourist firmy. - 2012. -№ 26. - S. 306-307.

8. Ravens GP Tourist resources of Russia in the light of international tourism development // Proceedings of the universities. North-Caucasian region. Social Sciences. - Number 3. - S. 102-106.

9. Veledinsky V. Tourist market today: tendencies and prospects // Tourism:

Practice, Problems, perspektivy. - 2012. -№ 4. - S. 10-11.

10. Voloshin N.I. International tourism: legal acts. - M.: Finance and Statistics, 2012. - 400 p.

11. NN Garshina To a question about the quality of tourist and excursion services // Tourist firmy. - 2015. - № 25. -S. 98-99.

12. Dolgov Y. Features of tourism development as a component of the economic potential of the // Economic strategies. - 2014. - № 25. - P. 35-40.

13. Kovshun D.S. Features of development of the market of tourist services. -Minsk: Belarusian State University Press, 2013. - 173 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.