Научная статья на тему 'Реализация интегративного подхода в процессе организации исследовательской деятельности младшего школьника'

Реализация интегративного подхода в процессе организации исследовательской деятельности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ / INTEGRATION / PEDAGOGICAL INTEGRATION / INTEGRATIVE APPROACH / CONTENT OF PRIMARY GENERAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITIES / INQUIRY-BASED LEARNING / PRODUCTIVITY INDICATORS OF STUDENTS'' RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизганова Елена Юрьевна

В статье рассматривается проблема реализации интегративного подхода в процессе организации исследовательской деятельности обучающихся на ступени начального общего образования. Целью исследования, проводимого в аспекте данной проблемы, являлось выявление педагогических условий реализации интегративного подхода в процессе организации исследовательской деятельности младшего школьника. Интегративный подход рассматривается с позиции технологии объединения компонентов содержания образования, в соответствии с конкретными образовательными целями в качестве методологической основы исследовательского обучения. Также в статье определены теоретические основы и сущность исследовательского обучения. При этом подчеркивается интегративный характер такого обучения и его направленность на достижение метапредметных образовательных результатов. Представлены результаты анализа содержания программ начальной школы с точки зрения возможностей осуществления интегративных связей. Названы показатели эффективности исследовательской деятельности учащихся начальной школы: позитивное отношение к исследовательской деятельности, рефлексивная позиция ученика как субъекта исследовательской деятельности, знание и понимание основ исследовательской деятельности, основных методов проведения исследования, умение планировать и анализировать исследование, владение технологиями исследовательской деятельности. Описаны этапы организации исследовательской деятельности младшего школьника на основе интегративного подхода. В результате проведенной работы охарактеризована роль интегративных связей в структуре организации исследовательской деятельности младшего школьника; выявлена специфика содержания интегративного обучения, раскрывающая наиболее благоприятные условия для развития исследовательской позиции младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF AN INTEGRATIVE APPROACH TO PROCESS OF ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF THE JUNIOR SCHOOL STUDENT

The article deals with the problem of implementing an integrative approach to the process of organizing the research activities of students at the stage of primary general education. The aim of the research, conducted in the aspect of this problem, was the identification of the pedagogical conditions of implementation of an integrative approach in the process of organization of the research activities of junior students. The integrative approach is seen in terms of the combining technology of the components of the content of education, according to the particular educational goals as a methodological basis for inquiry-based learning. The theoretical basis and the essence of inquiry-based learning are also defined in the article. At the same time the integrative nature of such teaching and its direction of achieving met problematic educational results are emphasized. The analysis of the content of programs at primary school is presented in terms of the possibilities of integrative connections. Efficiency indicators of the research activities of students at primary school: a positive attitude towards research activities, the reflective position of the student as a subject of research activities, the awareness and understanding of the research activities’ basis and basic methods, the ability to plan and analyze research, the mastery of the technologies of research activities are mentioned. The stages of organization of the junior student’s research activities are described on the basis of the integrative approach. As a result of the conducted work the role of integrative connections in the structure of the research activity of the junior student has been characterized; the specificity of the content of integrative learning, revealing the most favorable conditions for the development of the research attitude of the junior student, has been disclosed.

Текст научной работы на тему «Реализация интегративного подхода в процессе организации исследовательской деятельности младшего школьника»

педагогические науки

Сизганова Елена Юрьевна РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ...

УДК 373.31

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

© 2018

Сизганова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Оренбургский государственный университет, филиал в Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира. 15 а, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации интегративного подхода в процессе организации исследовательской деятельности обучающихся на ступени начального общего образования. Целью исследования, проводимого в аспекте данной проблемы, являлось выявление педагогических условий реализации интегративного подхода в процессе организации исследовательской деятельности младшего школьника. Интегративный подход рассматривается с позиции технологии объединения компонентов содержания образования, в соответствии с конкретными образовательными целями в качестве методологической основы исследовательского обучения. Также в статье определены теоретические основы и сущность исследовательского обучения. При этом подчеркивается интегративный характер такого обучения и его направленность на достижение метапредметных образовательных результатов. Представлены результаты анализа содержания программ начальной школы с точки зрения возможностей осуществления интегративных связей. Названы показатели эффективности исследовательской деятельности учащихся начальной школы: позитивное отношение к исследовательской деятельности, рефлексивная позиция ученика как субъекта исследовательской деятельности, знание и понимание основ исследовательской деятельности, основных методов проведения исследования, умение планировать и анализировать исследование, владение технологиями исследовательской деятельности. Описаны этапы организации исследовательской деятельности младшего школьника на основе интегративного подхода. В результате проведенной работы охарактеризована роль интегра-тивных связей в структуре организации исследовательской деятельности младшего школьника; выявлена специфика содержания интегративного обучения, раскрывающая наиболее благоприятные условия для развития исследовательской позиции младшего школьника.

Ключевые слова: интеграция, педагогическая интеграция, интегративный подход, содержание начального общего образования, исследовательская деятельность, исследовательское обучение, показатели эффективности исследовательской деятельности учащихся.

IMPLEMENTATION OF AN INTEGRATIVE APPROACH TO PROCESS OF ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF THE JUNIOR SCHOOL STUDENT

© 2018

Sizganova Elena Yuryevna, candidate of Pedagogic Sciences, associate professor of the Department of Preschool and Primary Education Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15 a, e-mail: [email protected])

Abstract. The article deals with the problem of implementing an integrative approach to the process of organizing the research activities of students at the stage of primary general education. The aim of the research, conducted in the aspect of this problem, was the identification of the pedagogical conditions of implementation of an integrative approach in the process of organization of the research activities of junior students. The integrative approach is seen in terms of the combining technology of the components of the content of education, according to the particular educational goals as a methodological basis for inquiry-based learning. The theoretical basis and the essence of inquiry-based learning are also defined in the article. At the same time the integrative nature of such teaching and its direction of achieving met problematic educational results are emphasized. The analysis of the content of programs at primary school is presented in terms of the possibilities of integra-tive connections. Efficiency indicators of the research activities of students at primary school: a positive attitude towards research activities, the reflective position of the student as a subject of research activities, the awareness and understanding of the research activities' basis and basic methods, the ability to plan and analyze research, the mastery of the technologies of research activities - are mentioned. The stages of organization of the junior student's research activities are described on the basis of the integrative approach. As a result of the conducted work the role of integrative connections in the structure of the research activity of the junior student has been characterized; the specificity of the content of integrative learning, revealing the most favorable conditions for the development of the research attitude of the junior student, has been disclosed.

Keywords: integration, pedagogical integration, integrative approach, content of primary general education, research activities, inquiry-based learning, productivity indicators of students' research activities.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Реформы социальной, экономической и образовательной сферы в последние годы привели к изменению вектора развития как образования в целом, так и начального образования в частности. В связи с выстраиванием новой государственной образовательной политики и введением федеральных государственных образовательных стандартов наиболее актуальной становится реализация системно-деятельностного подхода, позволяющего осуществлять направленность процесса обучения и воспитания на формирование активной субъектной позиции обучающегося [1].

Между тем, многими исследователями [2-4] неоднократно отмечено существование проблемы поиска оптимальных способов достижения приоритетных задач, стоящих перед современной школой, таких как: развитие личности ребенка в процессе познания окружающего мира, рассматриваемое в качестве основного резуль-

тата образования; признание интегративного характера содержания образования, поиск эффективных способов организации учебной деятельности школьника, направленной на реализацию целей его личностного, социального и познавательного развития.

Еще одной особенностью современного образовательного процесса является так называемая метапред-метность содержания образования, выражающаяся в направленности результатов изучения предметных областей начальной школы на формирование универсальных учебных действий, позволяющих школьнику самоопределиться в постоянно развивающемся мире. Одним из средств реализации стоящих перед образовательным сообществом задач является учебная исследовательская деятельность. В связи с переходом образования от репродуктивного освоения стандартных знаний и умений обучающимися, к формированию у младшего школьника умения и потребности учиться на основе понимания целостности окружающего мира возникает проблема

Sizganova Elena Yuryevna IMPLEMENTATION OF AN INTEGRATIVE .

pedagogical sciences

разработки и реализации новых подходов к организации образовательного процесса. Одним из таких подходов мы считаем интегративный подход в исследовательском обучении

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Рассмотрим основные аспекты нашей проблемы. С точки зрения философии интеграция рассматривается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое разнородных частей и элементов [5]. При этом указывается, что такое объединение, направленное на повышение качества организации, может возникнуть не только в системе уже сформированной, но и в новой системе с еще не установившимися связями, что, собственно и ведет систему к развитию. Если рассматривать интеграцию на основе понятия интегрированности, как результата процесса объединения частей в целое, то оно ведет к упорядочиванию функционирования системы. В другом источнике мы также видим близкое по смыслу понятие интеграции как процесса, или действия, направленного на достижение единства, воссоединение частей, либо их объединение [6].

Некоторые аспекты изучаемой проблемы можно проследить в работах педагогов-классиков. Это идея объединения учебной информации с учетом принципа природосообразности Я.А.Коменского [7], построение системы обучения как комплексного интегративного учебного предмета «Родной язык» К.Д.Ушинского [8]. В классической педагогике в основе образовательной интеграции лежала идея объединения в целостную систему всех учебных дисциплин с целью отображения в процессе обучения синергетики окружающей действительности. Отечественная педагогика рассматривала интеграцию образования с одной стороны как объединение всех компонентов содержания образования, с другой -как комплексное объединение изучения всех учебных предметов с помощью методов исследовательского обучения.

Анализ исследований и публикаций, посвященных интегративному подходу в образовании, позволяет определить педагогическую интеграцию как «механизм, технологию, метод, прием, результат или состояние, в зависимости от конкретных образовательных целей, обстоятельств и условий» [9, с. 3].

Общепринятый взгляд на интеграцию как установление связи между основными понятиями и явлениями, изучаемыми школьниками при усвоении учебных дисциплин, отражен в работе Клепикова В.Н. Он отмечает, что межпредметная интеграция, основанная на сопоставлении и выстраивании взаимопроникающих связей в содержании учебных программ с целью повышения эффективности процесса обучения, все же не заняла лидирующие позиции в образовании, что обусловлено технологической сложностью реализации столь трудоемкого процесса [9].

В аспекте нашего исследования интересна позиция Ш. Файзулло. Она дает определение интегрированного обучения как системы «взаимосвязи, взаимодополнения и взаимопроникновения содержания образования, педагогических условий, методов и средств, систематизирующих родственные или близкие по логике знания (учебные предметы, отрасли знаний) и предметы исследований, осуществляемые как целостный (единый) учебный предмет» [10, с. 320]. Интегрированное обучение рассматривается автором как совместная деятельность субъектов педагогического процесса, имеющая целью понимание обучающимися целостности различных сторон из разнообразных сфер науки и формирование у них умения совокупно применять их в реальной жизни в процессе саморазвития.

Однако важно отметить, что отечественными психологами неоднократно подчеркивалось стремление чело-

века к пониманию и познанию феномена целостности окружающей действительности и способности к осознанию своего места в природе и социуме путем комплексного изучения совокупности понятий и явлений из различных областей наук [11; 12].

Интеграционный подход в современном образовании рассмотрен сегодня с позиции объединения и разделения элементов системы науки как целостной саморазвивающейся системы. В данном контексте следует отметить мнение В.Н. Панферова [13]. Он определяет понятие учебной дисциплины как подчиненное по отношению к понятию научной дисциплины, и делает вывод о том, что интеграция в данном понимании не вполне отражает возможность соединения научных знаний из различных отраслей науки в учебных предметах и предлагает реализовать интегративные связи, синтезируя материал различных учебных предметов в целостной дидактической единице - уроке, используя интегрированные методы обучения, к примеру, исследовательский метод.

Обратимся к следующему аспекту изучаемой проблемы и рассмотрим основные позиции исследовательского обучения, обозначенные в работах современных авторов.

Наиболее значимой в рамках данной темы (особенно в контексте начального общего образования) была концепция исследовательского поведения, предложенная А.И.Савенковым [14]. Суть данной концепции состоит в утверждении, что исследовательское поведение человека обусловлено причинами естественного характера, при этом такое поведение служит толчком к действию механизма поисковой активности субъекта. Автор предлагает рассматривать исследовательскую деятельность как особый вид познавательно-творческой деятельности, являющийся результатом поисковой активности и основанный на исследовательском поведении.

А.Н.Поддьяков, в свою очередь, рассматривает исследовательское поведение как фундаментальную форму взаимодействия человека с реальностью, направленную на изучение и познание данной реальности [15]. Некоторые авторы (Н.Г.Алексеев, Л.Ф.Фомина и др.) суть исследовательской деятельности видят в деятельности, подразумевающей упорядочивание предметов и понятий по наиболее общим признакам [16]. Принципиальной особенностью такой деятельности является развитие определенного типа мышления аналитического характера, мышления направленного на преобразование действительности. Источником исследования как вида деятельности они считают свойственное человеческой природе стремление к познанию, независимое от наличия способностей или социального положения.

А.В.Леонтович рассматривает организацию исследовательской деятельности учащихся как необходимое условие снижения учебной нагрузки, повышения качества образования [17]. По мнению А.С.Обухова исследовательская позиция учащегося представляет собой определяющее личностное основание, благодаря существованию которого человек не просто каким-то образом отвечает на изменения, происходящие в окружающей действительности, но реализует поисковую потребность в изучении и создании нового в процессе исследовательской деятельности [18].

В своей работе мы основываемся на понимании сути исследовательского обучения как целостного дидактического процесса, основанного на удовлетворении потребности человека в активном исследовании окружающего мира и выстроенного с учетом потребностей и интересов обучающегося.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью работы являлось выявление педагогических условий реализации интегративного подхода в процессе организации исследовательской деятельности младшего школьника Гипотеза исследования: организация исследовательской деятельности младшего школьника на основе интегративного подхода будет эффективной при

педагогические науки

Сизганова Елена Юрьевна РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ...

соблюдении следующих педагогических условий: определены роль и место интегративных связей в структуре организации исследовательской деятельности младшего школьника; выявлена специфика содержания интегра-тивного обучения, раскрывающая наиболее благоприятные условия для развития исследовательской позиции младшего школьника [19].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Исследование включало в себя следующие этапы:

1. Теоретический - определение ключевых понятий темы; изучение концепций интегративного подхода в обучении; теории исследовательского обучения и подходов к его организации в школе, особенностей содержания и технологий современного начального общего образования. Задача - раскрыть теоретико-методологические основы интеграции в образовательном процессе современной начальной школы.

2. Аналитический - изучение программ начальной школы, учебников с точки зрения возможностей реализации интегративных связей. Задача - осуществить анализ специфики интегративных связей в структуре содержания образования в начальной школе.

3. Практический - разработка и апробация этапов организации исследовательской деятельности младшего школьника на основе интегративного подхода. Задачи: разработать критерии и показатели эффективности исследовательской деятельности учащихся начальной школы и этапы организации исследовательской деятельности младшего школьника на основе интегративного подхода.

Анализ специфики интегративных связей в структуре содержания образования в начальной школе показал, что современное начальное общее образование направлено как на освоение комплекса политематических знаний обучающимися, так и на формирование у них комплекса универсальных умений и компетенций. В целом, все реализуемые сегодня образовательные программы начальной школы, несмотря на присущие им особенности содержания, имеют потенциал для выстраивания и осуществления множества интегративных связей (на данный момент в практике работы образовательного учреждения наиболее широко распространены программы «Школа России», «Гармония») [20; 21]. Названные программы основаны на соблюдении целостности построения, межпредметных связях, однако существует опасность механического объединения элементов системы учебного материала. Для того, чтобы избежать этого, необходимо найти научное основание для структурирования учебного материала в виде небольших целостных дидактических единиц познавательной деятельности учащегося.

В ходе исследования нами были разработаны критерии и показатели эффективности исследовательской деятельности учащихся начальной школы, включающие мотивационный (позитивное отношение к исследовательской деятельности, рефлексивная позиция ученика как субъекта исследовательской деятельности), когнитивный (знание и понимание основ исследовательской деятельности, основных методов проведения исследования), технологический (умение планировать и анализировать исследование, владение технологиями исследовательской деятельности) компоненты. В исследовании приняли участие учащиеся и учителя начальных классов МОАУ СОШ № 25 г. Орска.

На основе анализа диагностики данных показателей у учащихся выстраивались этапы организации исследовательской деятельности младшего школьника на основе интегративного подхода (названия этапов условные): «интерес»-«познание»-«действие».

Целью этапа «интерес» является формирование у детей положительной мотивации к осуществлению исследовательской и проектной деятельности. Для достижения данной цели разработан и реализован план работы

«Школы исследователя», организован научно-методический семинар для учителей начальных классов, здесь также предполагается присутствие учащихся на научно-практических конференциях и публичных защитах проектов в школе.

Второй этап направлен на формирование у детей понимания сущности исследовательской и проектной деятельности на основе изучения ее теоретических и практических основ с учетом возрастных особенностей учащихся. Наиболее важна здесь деятельность научно-исследовательских секций, в процессе которой учащиеся самостоятельно или с учителем проводят собственные исследования и создают проекты. Данный этап для учителя означает поиск и разработку дидактических единиц изучаемого школьниками материала с учетом специфики содержания таких предметных областей начального образования, как «Филология», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Искусство». При этом дидактические единицы должны отражать темы и содержание исследовательских работ, выполняемых учащимися.

Этап «действие» предполагает непосредственное участие учащихся в осуществлении исследовательской деятельности. В данном случае школьник оценивает себя в качестве субъекта исследования, а результатом рефлексии должно стать сформированное стремление к саморазвитию. На этом этапе исследовательская деятельность строится на основе интеграции знаний о природе, обществе, человеке, технологии с опорой на усвоение обобщенных способов учебно-познавательной и практической деятельности учащегося, формирование коммуникативных умений, умений сбора, анализа и представления обобщенной информации.

По окончанию практического этапа исследования мы провели повторную диагностику эффективности исследовательской деятельности учащихся начальной школы и можем резюмировать, что получены следующие изменения: показатели оптимального уровня развития моти-вационного компонента выросли от 35 % на начальном этапе до 56 % на конечном этапе исследования; показатели оптимального уровня развития когнитивного компонента увеличились от 20 % до 48 %; показатели технологического компонента изменились с 11 % до 36 %.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Интегративный подход в образовании может рассматриваться в качестве методологической основы для научно обоснованного объединения элементов системы понятий и теорий различных областей наук, представляющего собой содержание образования, направленного на формирование целостной структуры личности учащегося.

Особенностью построения образовательных программ современной начальной школы является интеграция знаний о развитии общества и окружающего мира, отражающих содержание начального общего образования, основанных на учете специфики различных учебных предметов, пронизанных взаимосвязями различного рода и позволяющих выстроить целостную картину мира в сознании школьника. Для этого педагогу важно знать структуру и компоненты исследовательской деятельности младшего школьника, владеть технологией организации такой деятельности в образовательном процессе начальной школы.

Перспективным в данном направлении, на наш взгляд, будет вопрос проработки сквозного содержания общего образования, направленного на формирование исследовательской позиции и критического мышления современного школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241,от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс] Режим

Sizganova Elena Yuryevna IMPLEMENTATION OF AN INTEGRATIVE .

pedagogical sciences

доступа - Ы1р5://минобрнауки.рф/документы/922(дата обращения 25.07.2018).

2. Бордовская Н.В. и др. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: «Питер», 2000. 304 с.

3. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. М.: «Вита-Пресс»; 9-е изд., 2009. 112 с.

4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. 416 с.

5. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов, 1983. 840 с.

6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский [и др.]. М.: ИНФРА - М, 2006. 574 с.

7. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песта-лоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М.: Педагогика, 1989. 416 с.

8. Ушинский К.Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 2: Русская школа. М.: Дрофа, 2005. 447 с.

9. Клепиков В.Н. Интеграционные процессы в современном образовании // Школьные технологии. 2014. № 5. С. 3-14.

10. Шарифзода Файзулло. Интегрированное обучение: развитие мышления и целостность восприятия мира // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 317-321.

11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 320 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.Т. 1. М.: Педагогика, 1989. 485 с.

13. Панферов В.Н. Интегративный подход в образовании [Электронный ресурс] Режим доступа -http://cyberleninka.ru/artide/n/integrativnyy-podhod-v-obrazovanii - 14.12.2017.

14. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. С. 22-32.

15. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. С. 29-42.

16. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.

17. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2006. № 4. С. 24-36.

18. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18-23.

19. Сизганова Е.Ю. Интегративный подход к организации исследовательской деятельности младших школьников // Инновационное будущее педагогики и психологии: Сборник статей Международной научно-практической конференции (20 января 2015г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 82-85.

20. Официальный сайт УМК «Школа России» [Электронный ресурс] Режим доступа - http://school-russia.prosv.ru (дата обращения 15.07.2018).

21. Официальный сайт УМК «Гармония» [Электронный ресурс] Режим доступа - http://umk-garmoniya.ru/ (дата обращения 16.07.2018).

Статья поступила в редакцию 23.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.