Научная статья на тему 'Об интегративном характере исследовательской деятельности школьников'

Об интегративном характере исследовательской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ИНТЕГРАЦИЯ / RESEARCH WORK / RESEARCH METHOD / INTEGRATION / SUBJECT INTERRELATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Н. Д.

В статье рассматривается проблема организации исследовательской деятельности школьников. Она понимается как инструмент повышения качества образования. Исследовательской деятельности присуща интегративная характеристика. При организации исследования учащийся не только целостно воспринимает окружающий мир, но и происходит перевод знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболева Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE CHARACTERISTIC OF PUPILS RESEARCH WORK

This article deals with the problem of pupils research work organization. It is considered as a tool of quality education improvement. Research work has got an integrative character. Carrying on research work pupils not only perceive the whole world but knowledge got while studying is transformed with other subjects.

Текст научной работы на тему «Об интегративном характере исследовательской деятельности школьников»

Н.Д. СОБОЛЕВА

старший преподаватель кафедры общей педагогики Орловского государственного универси-

тета

Е-шай: [email protected] Тел. 8 920 283 91 00

ОБ ИНТЕГРАТИВНОМ ХАРАКТЕРЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается проблема организации исследовательской деятельности школьников. Она понимается как инструмент повышения качества образования. Исследовательской деятельности присуща интегративная характеристика. При организации исследования учащийся не только целостно воспринимает окружающий мир, но и происходит перевод знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей.

Ключевые слова: исследование, исследовательский метод, исследовательская деятельность, межпредметные связи, интеграция.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и другой сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

С точки зрения развития технического прогресса в обществе, как известно, давно поставлена проблема развития в образовании новых подходов, которые могли бы дать возможность осваивать не суммы готовых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества и актуальной необходимости для каждого человека зрелого возраста уже в современности осваивать принципиально новые специальности, инструменты деятельности и т.д. Это позволяет говорить о том, что исследование как инструмент освоения действительности в ближайшее время способно занять в образовании центральную роль. Исследование в скором времени может перейти в сферу образования как главную сферу своего воплощения и культурного существования.

Касаясь этимологического анализа слова «исследование», заметим, что под этим типом деятельности подразумевается извлечь нечто «из следа», то есть восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. В математике такой подход называется «решением обратной задачи» - по данным измерений в разных точках восстановить весь ход явления. Это является принципиальной особенностью организации мышления в исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических

навыков, в отличие, например, от проектного типа организации мышления, при котором ставится задача решения «прямой задачи» - по заданным начальным условиям промыслить конкретные результаты.

Спонтанное, неосознанное исследование

свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности.

Исследование есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель - установление истины, «того, что есть», «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий.

Хотя технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, тем не менее, происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять

© Н.Д. Соболева

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся.

Исследовательский метод обучения давно используется в преподавании и предполагает построение обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, согласуясь с его личным интересом именно в этом знании. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Проблема исследования, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для учащихся, для решения ко -торой им предстоит приложить усилия, применить знания уже имеющиеся и приобрести новые, стимулирует интерес детей, направляет мысль в нужном направлении для самостоятельного поиска ее решения.

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научноисследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования [2, с.5].

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, харак-

терных для научного исследования:

• постановку проблемы,

• ознакомление с литературой по данной проблематике,

• овладение методикой исследования,

• сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

• выводы.

Использование исследовательского метода отвечает насущным требованиям к образованию сегодняшнего дня. Личностная ориентация педагогического процесса, поиск, развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы невозможны без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению умениями самообразования. Таким образом, индивидуальная исследовательская деятельность обогащает практику личностно-ориентированных технологий.

Приобщение учащихся в проведению различного вида исследований способствует решению следующих задач:

• принудительная активизация мышления, когда учащиеся вынуждены быть активными, независимо от их желания;

• осуществление непроизвольного стимулирования учеников к познанию мира, себя, себя в этом мире;

• достаточно устойчивая и длительная активность вовлечения в учебный процесс;

• самостоятельность, творческая выработка решений;

• повышение степени мотивации;

• развитие важных интеллектуальных качеств человека, обеспечивающих и в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике. Приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности по выдвижению и реализации в научных исследованиях творческих идей;

• формирование навыков исследовательской работы для получения знаний при подготовке научных работ и проектов;

• расширение представления о способах получения информации;

• развитие коммуникативных способностей, создание условий для расширения среды общения;

• участие в проводимых в рамках школы, района, края , страны олимпиадах и научнопрактических конференциях[4, с.30-31].

Исследовательская деятельность представляет одну из весьма продуктивных моделей образования - трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей от старшего поколения к младшему. Даже если ориентироваться на трансляцию именно традиций науки, основной целью остается создание средового контекста для становления позиции, что подразумевает создание как можно более разнообразных ситуаций социокультурного взаимодействия, в которых учащиеся играют активные роли.

В исследовании деятельность учащегося характеризуется целостным восприятием, умением находить как внутрипредметные, так и межпредметные связи.

Целостность научной картины мира в сознании обусловлена наличием логических связей между отдельными ее элементами. Недостаток какого-либо звена приводит к разрыву логических связей. Необходимость приобретения конкретного знания для придания целостности субъект определяет самостоятельно. Учащийся ориентируется на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивает и выбирает информационный материал, переводит знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей.

В отличие от познавательных умений, ограниченных предметным содержанием, межпредметные умения представляют собой умения обобщать разнопредметные знания. Специфичным для таких умений является познавательное действие широкого переноса предметных знаний и умений в новые межпредметные ситуации. Сущность этого действия заключена в установлении связей между элементами разнопредметных знаний и их обобщение в новое межпредметное знание (общенаучное, понятие, мировоззренческая идея, универсальный закон природы и др.).

Межпредметные умения - это обобщенные познавательные умения высокого уровня развития, которые обеспечивают широкий перенос и обобщение разнопредметных знаний и умений учащихся в условиях их комплексного применения. Межпредметные умения носят комплексный характер. Они включают в себя действия разной степени обобщенности, в частности:

• предметные действия, связанные с содержанием конкретного материала различных предметов;

• обобщенные действия, характеризующие в целом мыслительную и поисковую деятельность и приобретающие специфику в условиях межпредметных связей;

• действия переноса и установления связей между элементами разнопредметных знаний и умений в деятельности на основе межпредметных связей, что и составляет ее специфику [1,с.145].

Овладение межпредметными умениями ведет к развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении.

Важное значение имеет содержание межпредметной проблемы, которое определяет отбор необходимых знаний, их систематизацию, последовательность изложения. Существенно также учитывать характер самостоятельной деятельности (проблемность, обобщенность задания, поиск, широкий охват материала), который отражается на системе знаний ученика. Важным фактором, способствующим формированию системы знаний, является и методика обучения, которая создает у учащихся определенный опыт межпредметного обобщения в познавательной деятельности [1, с.148].

Межпредметное учебное исследование - это исследование, требующее привлечения знаний для его выполнения из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Результаты такого межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в результате его изучения.

Это исследование помогает ученику углубить свои знания по нескольким учебным предметам или образовательным областям. Мотивом межпредметного исследования чаще всего становится глубокий интерес ученика к проблеме, которая рассматривается в различных образовательных областях по-разному. Интерес к пониманию проблемы приводит ученика к изучению различных трактовок проблемы и, в конечном счете, к межпредметному исследованию.

Важное значение имеет содержание межпредметной проблемы, так как она формирует опыт межпредметного обобщения в познавательной деятельности.

Продуктивность познавательной деятельности, формирование системы знаний в значительной степени определяются умением увидеть суть межпредметной проблемы, осознать познавательную задачу как субъективную цель, приводящую в движения знания, способы и мотивы деятельности [1, с.149].

Таким образом, исследовательская деятельность требует глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Межпредметные связи реализуются на основе плодотворного сочетания интеграции и координации знаний, которые дополняют друг друга. Интеграция содержания образования помимо обобщающих курсов выражается и в том, что в учебный

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

материал включаются элементы смежных областей научных и научно-прикладных знаний. Например, курс анатомии, физиологии и гигиены человека включает элементы гистологии, медицины, общей биологии, а также химии, физики и др., все они структурно выстраиваются в логически цельный учебный предмет, исходя из содержания которого осуществляется его координация с другими предметами.

Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплек-сирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем.

Интеграции способствует и координация. Координация - это согласование учебных программ по родственным предметам с точки зрения общности трактовки изучаемых понятий, явлений, процессов и времени их изучения, то есть тщательно разработанная взаимосвязь учебных предметов (межпредметные связи в узком смысле), которая способствует и интеграции знаний.

Использование межпредметных связей может применяться при организации исследовательской деятельности учащихся. Исследовательский метод обучения обеспечивает эффективный перенос знаний и умений учащихся в новые условия данной учебной деятельности.

Знания и умения учащихся, обобщающие учебный материал различных предметов с позиций основополагающих идей, философских категорий, общенаучных теорий и понятий и сформированные на основе межпредметных связей, мы называем

межпредметными [1, с.74]. Межпредметность - это качество знаний, которое они приобретают в процессе предметного обучения, реализующего многообразие видов содержательно-информационных связей. Межпредметность знаний - необходимое звено в формировании целостного мировоззрения школьников - диалектико-материалистических представлений, идейно-политических убеждений, нравственно-эстетических идеалов.

Одной из характеристик исследовательской деятельности является интегральность как взаимопроникновение знаний различных областей наук друг в друга, подкрепление значимой информации на различном материале, что обеспечивает большую эффективность ее осмысления в процессе развития, связанная с объединением в целом ранее разрозненных частей и элементов научной картины мира в сознании [3, с.7].

Знания и методы одной научной дисциплины переносятся в другую, происходит их взаимное обогащение и развитие (принцип эвристического взаимодействия знаний), они становятся универсально значимыми. Исследовательская деятельность приобретает характер интегрированности, что возможно при условии возбуждения эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и освоению, обеспечения непротиворечивости всех усваиваемых знаний.

Таким образом, исследовательской деятельности как дидактическому пространству становления мировоззренческой позиции присущи характеристики не только активной, объективной, логической, гуманистической, ориентирующей, но и интегрирующей познавательной деятельности, выражающейся в осознанности и смысловой направленности действий, имеющей эмоциональную привлекательность для учащегося.

Библиографический список

1. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. 160 с.

2. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. Авт.-сост. Б.А. Татьянкин, О.Ю. Макаренков, Т.В. Иванникова, И.С. Мартынова, Л.В. Зуева. Под ред. Б.А. Татьянкина. М.: 5 за знания, 2007. 272 с. («Электив»).

3. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М., 2001. (Профессиональная библиотека учителя). С. 48-63.

N.D. SOBOLEVA INTEGRATIVE CHARACTERISTIC OF PUPILS’ RESEARCH WORK

This article deals with the problem of pupils’ research work organization. It is considered as a tool of quality education improvement. Research work has got an integrative character. Carrying on research work pupils not only perceive the whole world but knowledge got while studying is transformed with other subjects.

Key words: research work, research method, integration, subject interrelation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.