Поляков А.А., старший преподаватель кафедры профессиональных дисциплин, аспирант
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
ЮВЕЛИРОВ
Аннотация. В статье раскрываются возможности использования интегративного подхода в процессе профессионального обучения студентов декоративно-прикладного искусства. В статье на основе исторического анализа применения интегративного подхода раскрываются: этапы формирования обучения студентов на основе Федерального государственного образовательного стандарта, раскрытие содержания дисциплин общепрофессионального и профессионального цикла.
Ключевые слова: Интегративный подход, Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональное обучение, декоративно-прикладное искусство, производственное обучение, ювелирное искусство, проектирование ювелирных изделий, выполнение изделия в материале.
Poliakov A.A., Senior lecturer of the department ofprofessional disciplines
THE IMPLEMENTATION OF AN INTEGRATIVE APPROACH TO THE JEWELERS EDUCATION
Summary. This article describes the possibility of using an integrative approach in the course of students' vocational training of arts and crafts. On the basis of the historical analysis of the application of an integrative approach are revealed: the students' training steps formation on the basis of the Federal State Educational Standard, disclosure of general professional disciplines and professional cycle.
Keywords: Integrative approach, Federal government standard, vocational training, arts and crafts, job training, jewelry arts, jewelry design, metalcraft.
Усовершенствование подготовки студентов по специальности «Ювелирное искусство» связано с быстрыми темпами развития новых технологий и новыми требованиями, предъявляемыми рынком труда к выпускникам в области ювелирного искусства. Это требования к знаниям современных технологий, созданию серийных коллекций, полу-эксклюзивных коллекций, единичных эксклюзивных ювелирных гарнитуров, посуды как на производственном уровне, так и вручную, проектно- графическому выполнению ювелирных изделий, созданию коллекций, к знанию современных пакетов моделирования ювелирных изделий, знанию прототипирования, к знанию начального маркетинга, менеджмента, умению презентовать свои выполненные проекты в материале, умению работать на выставках, умению объяснить идею создания коллекции, работе в команде.
С позиции нашего исследования мы обратились к интегративному подходу в историческом аспекте.
Интегративный подход не новое явление и к нему обращались ученые практики на различных этапах развития образования:
В 30-е годы XX в. были предприняты попытки ввести новые программы, построение которых предполагало предметную основу. В связи с этим, стояла задача определения «стержней», объединяющих разно системные знания.
В 50-е годы интеграция в педагогическом процессе рассматривалась с позиции системного подхода к процессу обучения.
К концу XX в. усилиями ученых-педагогов была создана достаточно стройная система взглядов и представлений, раскрывающих понятие интеграции в педагогическом процессе.
На сегодняшний день проблема интеграции в педагогическом процессе изучена с различных позиций - это общетеоретический и педагогический аспекты
интеграции, вопрос интеграции и дифференциации научного знания, проблема практического синтеза, а также протекание интеграционных процессов в профессиональном образовании.
Педагогический аспект интеграции нашел отражение в исследованиях В.С. Безруковой, Г.М. Доброва, В.М. Максимовой, Л.Г. Савенкова, О.М. Сичивицы, И.П. Яковлева и др. В частности, Яковлев, называя интеграцию ведущей тенденцией развития общества, науки и образования, указывает на большое значение выявления условий наиболее успешного протекания интеграционных процессов в образовании и на «необходимость их теоретического анализа».
Большое значение для понимания природы интеграции имеют исследования, посвященные раскрытию содержания целостного обучения с точки зрения взаимодействия различных наук. Ученые рассматривали интеграцию как неотъемлемую составляющую дифференциации научного знания.
Вопросы практической интеграции в педагогическом процессе нашли свое отражение во многих научных работах (В.В. Гузеев, В.А. Кленикова, В.М. Панфилова, В.Б. Синников, С.Ю. Страшнюк и др.). Практическая интеграция подразумевает использование различных приемов, методов и путей обучения. В первую очередь, это создание интегрированных курсов, интеграции предметов и их составляющих. Предлагая различные пути реализации интеграции в педагогическом процессе, авторы подчеркивают их положительное влияние на процесс обучения и воспитания и выделяют ряд преимуществ: исключение дублирования материала; возможность опираться на уже полученные знания при изучении нового материала; формирование в сознании учащегося целостной картины мира, основ научных знаний и умений, и, как следствие, повышения интереса к учебе.
На современном этапе также большое внимание уделяется вопросу
применения интеграции в образовательном процессе средних и высших учебных
заведений. Различные исследования (И.Б. Богатова, П.В. Гусева, В.Г. Иванов,
О.В. Козлова, Т.М. Носань, Е.М. Стрижевская и др.) показывают, что взаимосвязь
49
между учебными дисциплинами является средством реализации единства общего, политехнического и профессионального образования. Интеграционные подходы в обучении позволят увязать личностные и профессиональные устремления студентов; помочь им в формировании самооценки и обеспечить повышение качества подготовки специалистов.
На сегодняшний день сложилась определенная система взглядов и подходов в определении понятия интеграции в педагогическом процессе, раскрывающая различные аспекты его содержания. В целом, в педагогике под интеграцией понимается высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результатом функционирования которых является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений.
Всестороннее изучение проблемы интеграции в образовании подтвердило ее значимость и положительное влияние на педагогический процесс, выразившиеся в стремлении развития современной личности, обладающей системным мышлением, способностью к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, а также приобретению новых знаний и умений.
Таким образом, анализ существующей теории и практики использования интегративного подхода в образовании позволил нам, с учетом специфики нашего исследования, рассматривать интегративный подход следующим образом.
Актуальность использования интегративного подхода подчёркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего
образования по направлению подготовки 54.03.02. - Декоративно-прикладное
искусство и народные промыслы (квалификация (степень) «бакалавр») указано, что
образовательные учреждения при разработке учебных планов, рабочих программ,
учебных курсов, предметов, дисциплин (модули) и других материалов
обеспечивают воспитание и качество подготовки обучающихся; ежегодно
обновляют основные образовательные программы с учетом развития науки,
50
техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
В соответствии с требованиями указанных стандартов потребовалось усовершенствование подготовки студентов по направлению «Художественный металл» (ювелирное искусство) и соответственно его образовательных программ.
На решение этой задачи в настоящее время ориентированы дисциплины общепрофессионального цикла: «Технический рисунок»; «Основы композиции»; профессионального цикла: «Пропедевтика», «Основы производственного мастерства», «Совершенствование мастерства», «Проектирование" которые включены в направление «Художественный металл» (ювелирное искусство), рассчитанное на ручное изготовление ювелирных изделий с минимальными изобразительно-техническими, исполнительскими требованиями для специалиста, так как они действуют самостоятельно без взаимодействия. Такой подход не позволяет студенту выполнить ювелирное изделие самостоятельно, при этом студент, не понимая общего замысла изготовления проекта и технологии его выполнения, испытывает соответствующие затруднения. Преподаватель в такой ситуации также испытывает затруднения, так как он вынужден постоянно за студента решать задачи, связанные с выполнением (техническим и проектном) ювелирного изделия. В этой связи студенту требуется более длительное время, в том числе, на его профессиональное становление. В итоге выпускаемый специалист испытывает сложность, попадая в условия производства, затрачивая ресурс компаний, а главное время, так как ему приходиться самостоятельно и дополнительно (тратя дополнительно время и ресурсы на изучения современных технологий изготовления ювелирных изделий) и зачастую меняет квалификацию выбранной специальности.
Усовершенствованная нами подготовка студентов по профилю
«Художественный металл» заключается в реализации интегративного подхода,
основанного на том, что дисциплина «Проектирование» выступает в качестве
системообразующего фактора, объединяющая содержание дисциплин
общеобразовательного цикла: «Технический рисунок»; «Основы композиции»
профессионального цикла: «Пропедевтика», «Специальная композиция»,
51
«Моделирование ювелирных изделий», «Совершенствование мастерства», «Материаловедение», «Современные технологии в ювелирном искусстве» и в свою очередь объединяющихся между собой в многофункциональную систему междисциплинарных связей на всем сроке обучения, по профилю «Художественный металл».
Для удобства системного формирования от простого к сложному потребовалось разделить обучение на этапы формирования:
1. Общий этап заключается в начальной подготовке обучаемых: введение в профессию, изучение общих понятий ювелирного искусства, это подразумевают следующие дисциплины:
- технический рисунок;
- пропедевтика;
- основы композиции;
- специальная композиция;
- проектирование;
- материаловедение;
- основы производственного изготовления.
2. Производственный этап знакомит с требованиями на производственном уровне изготовления ювелирных изделий, от проектирования серийных коллекций до создания полу-эксклюзивных изделий в материале, на это направлены следующие дисциплины:
- проектирование;
- специальная композиция;
- моделирование ювелирных изделий;
- основы производственного мастерства;
3. Художественный этап формирует творческий подход к созданию сложных объемно-конструктивных эксклюзивных изделий, посуды как с производственным изготовлением, так и с использованием современного оборудования, и включает изучение следующих дисциплин:
- проектирование;
- специальная композиция;
- моделирование ювелирных изделий;
- основы производственного мастерства;
- совершенствование мастерства;
- современные технологии в ювелирном искусстве;
В этой связи в содержание дисциплин общеобразовательного цикла: «Технический рисунок»; «Основы композиции» и профессионального цикла: «Пропедевтика», «Специальная композиция», «Моделирование ювелирных изделий», «Совершенствование мастерства», «Материаловедение», «Современные технологии в ювелирном искусстве» внесены новые задания и указаны правила к их выполнению, с учетом требований к технологиям изготовления ювелирных изделий на производстве, экономии времени, проявлению творчества основываясь на традициях прошлых лет, определению более точного расчёта выполняемого изделия, а также активизации работы в команде, что позволяет студенту целостно представить весь объем работ по изготовлению изделия, начиная от его проектирования до окончательного создания продукции, включая его художественное оформление.
Изменения повлекло за собой созданию нового научного материала, такого как методические пособия по каждой дисциплине с рекомендациями.
Это позволяет студенту проявить большую самостоятельность при освоении
всех технологических этапов выполнения ювелирного изделия и коллекций от
проектирования его до изготовления в материале, дает более систематический
подход к формированию будущего специалиста, внесены новые задания и указаны
правила к их выполнению, с учетом требований к технологиям изготовления
ювелирных изделий на производстве, экономии времени, проявлению творчества,
определению более точного расчёта выполняемого изделия, интересу к выбранной
специальности, изучению дополнительных художественных и технологических
приемов изготовления ювелирных изделий, а также активизации работы в команде,
позволяет целостно представить весь объем работ и пути по изготовлению изделия,
53
начиная от его проектирования до окончательного создания, включая его художественное оформление, презентацию ювелирного изделия.
Студент, проходя этапы обучения, углубленно изучает произведения ювелирного искусства прошлых лет, современные произведения ювелирного искусства, знакомится с традиционно-культурным наследием декоративно-прикладного ювелирного искусства, изучает техническую литературу, современное оборудование производства ювелирных изделий. Он может художественно и технически воплотить свою идею в материале и создать произведение не только ювелирного искусства, но и художественного искусства, повышается интерес к избранной профессии, происходит адаптация к коллективному изготовлению коллекций, умеет логически верно объяснить идею создания ювелирного изделия.
Таким образом, в результате использования интегративного подхода в обучении Декоративно-прикладному искусству повышается уровень мотивации, осознанное отношение к избранной профессиональной сфере. Студент приобретает опыт принятия самостоятельного решения в выборе пути изготовления изделия от проектирования до воплощения в материале, что в итоге влияет на успешность будущей профессиональной карьеры, сокращает сроки выполнения изделий в материале.
Список литературы:
1. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. - СПб.: Соло, 2000.
2. Дронов Д.С. Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ Д.С. Дронов - М., 2009. - 22с.
3. Марченков В.И. Ювелирное дело. Практ. пособие. - М.: Высшая школа,1992.
4. Новиков В.П., Павлов В.С. Ручное изготовление ювелирных украшений. -СПб .:Политехника, 1991.
5. Савельева, Л. В. Межпредметные связи в средних техпрофучилищах строительного профиля / Л. В. Савельева. - М.: Высш. шк., 1984. - 72 с.
6. Савенкова Л.Г. Творческое задание в практике работы педагога образовательной области «Искусство»// Педагогика искусства: электронный журнал, №1, 2007.
7. Флеров А.В. Технология художественной обработки металлов. Учебник. -М.: Высшая школа, 1968.
8. Хохлов, Н. Г. Интегрированная система обучения в высшей школе за рубежом / Н. Г. Хохлов. - М.: МАСИ, 1990. - 111 с.
9. Чепиков, М. Г. Интеграция наук / М. Г. Чепиков. - М.: Мысль, 1988. - 135 с.
10.Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства): дис. д-ра пед. наук: 13.00.01/ В.Ф. Максимович; РАО ин-т худож. образования - М., 2000. - 293 с.
11.Яковлев, И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством / И. П. Яковлев. - Л.: Издательство ЛГУ, 1987. - 128 с.
12. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов: Учебник. -М.: Изд-во В. Шевчук, 2001.
13. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Н. Г. Чернышевский. - М.: Педагогика, 1983. - 336 с.