Александрова Н.М., доктор педагогических наук, профессор, директор НИИЦ, заведующая научно-экспериментальной лабораторией Высшей школы народных искусств (института)
МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. В статье на основе интегративной методологии в профессиональном образовании и теории систем изучается процесс интеграции региональных традиций и единого образовательного пространства в процессе подготовки художников традиционного прикладного искусства. Выявлены объем, функции, индекс, уровни интеграции и показатель ее завершенности.
Ключевые слова: Интеграция, методология, теория, профессиональное образование, традиционное прикладное искусство
Aleksandrova N.M, director of the Scientific Research Institute, head of the scientific-experimental laboratory of the Higher School of Folk Arts (institute) METHODOLOGICAL-THEORETICAL BASIS OF INTEGRATION OF REGIONAL TRADITIONS AND A COMMON EDUCATIONAL SPACE IN THE PROCESS OF PREPARING ARTISTS OF TRADITIONAL APPLIED ARTS
Abstract. In the article on the basis of integrative methodology in vocational education and systems theory explores the process of integration of regional traditions and a common educational space in the process of preparing artists of traditional applied arts. The volume, functions, index, levels of integration and the rate of its perfection are identified. Keywords: Integration, methodology, theory, professional education, traditional applied arts
Подготовка художников в конкретном профиле традиционного прикладного искусства, как известно, осуществляется в среднем профессиональном и высшем образовании (уровни бакалавриат, магистратура) по образовательному направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Научные исследования последних лет в области профессионального образования сферы традиционного прикладного искусства, а именно, Гусевой П.В., Лапшиной Е.А., Носань Т.М., Николаевой А.А., Христолюбовой Д.Ю. и других исследователей доказали, что единое образовательное пространство процесса подготовки художников -это пространство, включающее в себя и раскрывающее особые регионально-исторические традиции в конкретных видах этого искусства.
Остановимся на его характеристиках: объеме и функциях.
Объем образовательного пространства подготовки художников: 1) внутри учебного заведения - аудитории, мастерские, производственные помещения, лаборатории, библиотека; 2) вне учебного заведения - музеи, выставочные залы, библиотеки, архивы, предприятия народных художественных промыслов. Образовательное пространство внутри учебного заведения оснащено дидактическими средствами для обучения будущих художников традиционного прикладного искусства. Среди которых учебное оборудование, инструменты, образцы художественных изделий в натуральном или изображенном виде.
Главными функциями образовательного пространства являются: объединение сред обучения в единое пространство, организация учебного процесса.
Для пояснения этого перейдем к методологическому аспекту данного вопроса. Понятие «образовательное пространство» не тождественно понятию «среда обучения». Понятие «среда обучения» определяют в педагогике как среду аудитории, кабинета, мастерской, лаборатории, где обучаются студенты по определенной учебной дисциплине, например, по дисциплине «Исполнительское мастерство» или «Проектирование». Обязательный компонент среды обучения - субъекты обучения (преподаватель и студенты). Образовательное же пространство функционально объединяет все среды учебных дисциплин и всех субъектов образования, поэтому по своему объему пространство больше чем среда обучения.
Функцию организации учебного процесса подготовки художников традиционного прикладного искусства образовательное пространство реализует посредством взаимосвязи и взаимодействия всех его компонентов.
Назовем эти компоненты: учебного заведения - среды обучения отдельным учебным дисциплинам, субъекты образовательного процесса (преподаватели разных дисциплин, студенты разных профилей подготовки и разных курсов, методические, научные работники и административные, учебно-вспомогательный персонал); внешние - музеи, библиотеки, архивы, предприятия. К указанному набору компонентов
относятся и региональные традиции в конкретных видах традиционного прикладного искусства.
Отсюда, единое образовательное пространство процесса подготовки художников традиционного прикладного искусства представляет собой некую сложную систему, которая должна обладать свойством открытости.
Как известно из теории систем, последние, то есть системы создаются интеграцией. Под интеграцией понимают восстановление, восполнение (от лат. integratio) или объединение частей в целое. Интеграция имеет свои формы, при этом система является самой высшей формой объединения частей в целое [1]. И, как известно, в системе есть не только разные компоненты, но системные связи, благодаря которым компоненты взаимодействуют друг с другом и с внешней для системы средой.
В этом плане в едином образовательном пространстве как системе региональные традиции занимают особое место. Они являются внешним окружением системы образовательного пространства и одновременно внутренним. Это связано с тем, что: 1) региональные традиции существуют в не зависимости от учебного заведения (поэтому они создают объективное внешнее окружение); 2) именно региональные традиции изучаются студентами в учебном заведении в соответствии с профилем - конкретным видом традиционного прикладного искусства. Схематично это можно изобразить следующим образом (см. рис.).
егиональные
традиции
Образовательное пространство процесса подготовки художников
(музеи, библиотеки, архивы, выставочные залы, предприятия народных художественных промыслов)
/
Среды обучения
дисциплин: «Композиция», «Технология»,
«Материаловедение »
«Проектирование», «Мастерство»
Субъекты учебного процесса: студенты, преподаватели,
научные и методические работники, учебно-вспомогательный персонал
Рисунок. Схема расположения и влияния региональных традиций на образовательное пространство процесса подготовки художников.
В научных исследованиях преподавателей Высшей школы народных искусств глубоко раскрыто влияние региональных традиций на содержание образования и процесс подготовки художников [2-4].
Например, исследования преподавателя Рязанского филиала ВШНИ Христолюбовой Дарьи Юрьевны доказали, что региональные традиции художественного кружевоплетения Рязанской области, воплощенные в михайловском, ижеславском, скопинском, ряжском, рязанском видах кружевоплетения обязаны учитываться в подготовке художников по профилю «художественное кружевоплетение», обучающихся в Рязани. С этой целью ею не только внесены существенные изменения в содержание профессиональных дисциплин на уровне среднего профессионального образования, а построено образовательное пространство учебного заведения, погружение студентов в которое способствует успешному освоению художественно-технологических, колористических и композиционных особенностей видов кружевоплетения Рязанской области.
Для создания этого пространства в части материальной базы в учебных аудиториях, а также в рекреационных зонах учебного заведения предложено
представлять экспозиции курсовых и дипломных проектов студентов, которые не только определяют внешний вид помещения, но способствуют патриотическому и эстетическому воспитанию студентов, расширяют художественно-творческий кругозор и углубляют знания по изучаемым дисциплинам. В экспозиции учебных аудиторий, где проходят занятия по дисциплинам «Основы композиции», «Проектирование», «Технический рисунок» предложено размещение курсовых и дипломных проектов студентов, стенды с последовательностью выполнения учебных заданий в соответствии с текущим изучаемым материалом дисциплины. Например, полосы растительного орнамента: от этапа создания эскизов до графического изображения орнамента на планшете. В экспозиции учебных аудиторий, где проходят занятия по дисциплинам «Технология художественного кружевоплетения», «Материаловедение», «Мастерство» автор предлагает представить: образцы видов художественного кружевоплетения районов Рязанской области, традиционный народный костюм Михайловского района Рязанской области, стенд с кружевными изделиями - полотенцами, салфетками.
На примере данного исследования видно, что региональные традиции влияют на среды обучения, образовательное пространство и содержание образования одновременно, то есть имеют многоканальное влияние.
Возвращаясь к методолого-теоретическому обоснованию интеграции региональных традиций и единого образовательного пространства в процессе подготовки художников традиционного прикладного искусства необходимо отметить, что интеграция как процесс объединения имеет свои особые признаки. Назовем их: количество соединяемых компонентов, показатель достигнутого объединения, уровень интеграции. Перечисленное имеет научное обоснование в интегративной методологии профессионального образования. В связи с этим более подробно остановимся на признаках в контексте нашей темы.
Количество соединяемых или интегрируемых компонентов называется иначе индексом интеграции. По значению этого показателя проводят сравнение процессов интеграции, если их несколько. В нашем случае индекс интеграции равен 4 (региональные традиции, среды обучения, субъекты образовательного пространства, а также обязательный компонент, расположенный вне образовательного учреждения -музеи, предприятия, библиотеки и архивы).
Показатель достигнутого объединения или показатель завершенности процесса интеграции, который фиксирует (обычно в процентном отношении) насколько глубоко прошла интеграция. Например, при полном слиянии объектов можно считать, что
интеграция как процесс прошла на все 100%. Если же интеграция проходит частично, по некоторым характеристикам, то ее глубина оценивается ниже 100%. Понятно, что этот показатель, как и предыдущий весьма условны, но, однако, они могут дать более развернутую информацию о процессе и результатах интеграции.
Используем этот показатель для оценивания интеграции региональных традиций и единого образовательного пространства. Ввиду того, что региональные традиции проникают в среды обучения учебным профессиональным дисциплинам и практикам, в формирование качеств личности преподавателей, студентов, методических и научных работников учреждения и даже административного и вспомогательного учебного персонала (благодаря изменению эстетики учебных помещений и различных зон учебного заведения, погружения человека в атмосферу высокохудожественных изделий народного творчества с информированием его о видах и техниках традиционного прикладного искусства (лаковой миниатюрной живописи, декоративной росписи (по дереву, металлу и ткани), художественного кружевоплетения и художественной вышивки, художественной резьбы по кости), можно считать показатель завершенности интеграции - 100%.
Показатель завершенности интеграции является важной характеристикой для методолого-теоретического понимания этого процесса. Его количественное выражение указывает на образование конкретных форм интеграции, а именно, множество (совокупность), комплексность, упорядоченность, организация и система. В нашем случае показатель 100% указывает на создание системы.
Показатель - уровень интеграции является качественным показателем и оценивает прохождение интеграции на философском (межнаучном), междисциплинарном, внутридисциплинарном (межпредметном) уровнях.
Остановимся на смысловой нагрузке указанных уровней. Приведенные выше уровни в профессиональной педагогике рассмотрены в плане создания содержания образования. Мы же попробуем их рассмотреть применительно к образовательному пространству.
Философский уровень означает, что интеграция региональных традиций и образовательного пространства формирует у всех участников учебного процесса общее научное знание о традиционном прикладном искусстве, целостное представление о связи региональных традиций с развитием конкретных видов этого искусства. Эти знания о существовании, организации и структуре традиционного прикладного искусства. Они обладают универсальной значимостью и могут быть применимы в
различных областях знаний (философии, искусствоведении, педагогике, культурологии, технологии и т.д.) и видах профессиональной деятельности. Кроме этого формируется эстетическое восприятие произведений конкретных видов традиционного прикладного искусства, понимание этого вида искусства и его необходимости в современном социуме. В этом смысле на философском уровне интеграция региональных традиций и образовательного пространства в подготовке художников формирует свой результат как целостное системное явление.
Под междисциплинарным уровнем интеграции региональных традиций и образовательного пространства предлагаем понимать интеграцию сред обучения, субъектов и компонентов образовательного пространства, посредством чего можно раскрыть региональные особенности конкретного вида традиционного прикладного искусства, например, художественной вышивки - ивановской строчки или вологодского художественного кружевоплетения.
Внутридисциплинарный уровень для интеграции региональных традиций и образовательного пространства невозможен в силу того, что на данном уровне должны соединяться региональные традиции какого-либо вида традиционного прикладного искусства и среда обучения конкретной учебной дисциплине. Это означает, что мы рассматриваем не образовательное пространство, а среду обучения учебной дисциплине.
Итак, мы имеем следующие показатели интеграции региональных традиций и образовательного пространства подготовки художников традиционного прикладного искусства:
- индекс интеграции равен 4,
- показатель завершенности интеграции - 100%,
-интеграции осуществляется на философском (межнаучном) и междисциплинарном уровнях.
Рассмотрение интеграции региональных традиций и образовательного пространства подготовки художников традиционного прикладного искусства методологически можно осуществить и в ином направлении. Например, в направлении оценивания образовательной среды по ее типам. [5]. Согласно проведенной в педагогике типологизации образовательных сред существуют догматическая, идейная, воспитывающая, безмятежная, карьерная образовательные среды. Каждая из перечисленных сред имеет свои признаки, и они определяются в учебном процессе.
Таким образом, в зависимости от методолого-теоретических оснований возможны различные результаты исследования интеграции региональных традиций и единого образовательного пространства в процессе подготовки художников традиционного прикладного искусства.
Литература
1. Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2002. - 240 с.
2. Лапшина, Е.А. Инновационная педагогическая модель профессионального образования в художественном кружевоплетении. [Электронный ресурс] / Е.А. Лапшина // Педагогика искусства. Сетевой электронный научный журнал. - 2009. - №1. - Режим доступа: http://www.arteducation.ru/sites/default/files/iournal рёйарвЫпа ека1егта аЫ^апёгоупа.р Ж
3. Максимович, В.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства / В.Ф. Максимович // Научный диалог. - 2016. - №12 (60). - С. 387-398
4. Носань, Т.М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Татьяна Михайловна Носань. - М., 2012. - 145 с.
5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001.- 365 с.