Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА: НА ПРИМЕРЕ ТРЕНИНГА «ИНТЕГРИРОВАННЫЙ «ВЗРОСЛЫЙ» В ОСОЗНАННОМ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА: НА ПРИМЕРЕ ТРЕНИНГА «ИНТЕГРИРОВАННЫЙ «ВЗРОСЛЫЙ» В ОСОЗНАННОМ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Димитриев Максим Вениаминович

Статья посвящена описанию и результатам эмпирической проверки эффективности тренинга «Интегрированный Взрослый в осознанном выборе профессиональной деятельности», направленного развитие эффективной личностной позиции в процессе ответственного профессионального выбора у студентов - бакалавров старших курсов Института психологии Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского. В статье приведены теоретические обоснования, послужившие основой для создания тренинга, создания, подбора и модификации упражнений, включенных в тренинг. Статья содержит краткое описание логической структуры тренинга, ключевых этапов его проведения, а также краткое описание упражнений. Для каждого этапа установлены свои цели, логически вытекающие из предыдущего этапа и подчинённые основной цели тренинга. В статье даётся результат статистической проверки эффективности проведённого тренинга и направления дальнейшего развития данной работы по развитию продуктивной личностной позиции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Димитриев Максим Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CAREER GUIDANCE TOOLS IN THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY: ON THE EXAMPLE OF THE TRAINING “INTEGRATED “ADULT” IN THE CONSCIOUS CHOICE OF PROFESSIONAL ACTIVITY”

The article is devoted to the description and results of empirical verification of the effectiveness of the training “Integrated Adult in the conscious choice of professional activity”, aimed at developing an effective personal position in the process of responsible professional choice among undergraduate students of the senior courses of the Institute of Psychology of Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky. The article presents the theoretical foundations that served as the basis for the creation of the training, the creation, selection and modification of exercises included in the training. The article contains a brief description of the logical structure of the training, the key stages of its implementation, as well as a brief description of the exercises. Each stage has its own goals that follow logically from the previous stage and are subordinate to the main goal of the training. The article gives the result of statistical verification of the effectiveness of the training and the direction of further development of this work on the development of a productive personal position of students.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА: НА ПРИМЕРЕ ТРЕНИНГА «ИНТЕГРИРОВАННЫЙ «ВЗРОСЛЫЙ» В ОСОЗНАННОМ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

Реализация инструментов профориентации в условиях ВУЗа: на примере тренинга «Интегрированный «взрослый» в осознанном выборе профессиональной деятельности»

Димитриев Максим Вениаминович,

аспирант, кафедра психологии развития и образования, Институт психологии Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского E-mail: dim-maksim@yandex.ru

Статья посвящена описанию и результатам эмпирической проверки эффективности тренинга «Интегрированный Взрослый в осознанном выборе профессиональной деятельности», направленного развитие эффективной личностной позиции в процессе ответственного профессионального выбора у студентов - бакалавров старших курсов Института психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. В статье приведены теоретические обоснования, послужившие основой для создания тренинга, создания, подбора и модификации упражнений, включенных в тренинг. Статья содержит краткое описание логической структуры тренинга, ключевых этапов его проведения, а также краткое описание упражнений. Для каждого этапа установлены свои цели, логически вытекающие из предыдущего этапа и подчинённые основной цели тренинга. В статье даётся результат статистической проверки эффективности проведённого тренинга и направления дальнейшего развития данной работы по развитию продуктивной личностной позиции студентов.

Ключевые слова: тренинг, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, личностная позиция, профессиональная деятельность, транзакционный анализ.

о с

U

со см о см со

Основная задача статьи - дать описание и показать результаты эмпирической проверки эффективности тренинга, направленного развитие личностной позиции «Взрослый» в процессе ответственного профессионального выбора у бакалавров Института психологии.

Прежде всего, необходимо обсудить понятие выбора в процессе самоопределения, включая и профессиональное самоопределение. Выбор это и процесс, и результат этого процесса. Под выбором можно говорить о выработке решения в ситуации сравнения существующих альтернатив и принятии наиболее выгодного, для человека решения и от того на сколько выбор был осознанным зависит эффективность и успешность принятого решения. Осознанность выбора и принятие ответственности за сделанный выбор являются важными условиями успешности в решении разного рода личностных задач, в том числе и задачи самоопределения, которая является неотъемлемой частью всего процесса жизни.

С точки зрения различных психологических теорий выбор определяется и изучается по различным критериям. К таким критериям можно отнести: сферу личности, в которой выбор может быть личностным, мотивированным, ценностно-смысловым, неинтеллектуальным, свободным, преднамеренным, целевым, ограниченным опытом познания и организацией этого опыта; сферу участия сознания, где выбор может быть сознательным, самосознательным; сферу уровня психической регуляции поведения и деятельности, включающие волевой и произвольный выбор; сферу эффективности выбора, наличия альтернатив выбора, структуры выбора, обратимости выбора, масштаба выбора и т.д.

Значимым для разработки представленного в статье тренинга является теория трансакцион-ного анализа, предложенная американским психологом и психиатром Эриком Берном [1]. Осуществление ответственного, рационального и осознанного выбора с точки зрения теории личности, разработанной Э. Берном, производит человек, находящийся в позиции «Взрослого». Личностная позиция «Взрослый» предполагает критическое осмысление действительности, принятие ответственности за свои решения и действия, разумное распределение личностных и временных ресурсов и т.д. Логично полагать, что особенности личностной позиции «Взрослый» будут также актуальны для совершения человеком и профессионального выбора, поскольку профессиональное самоопре-

деление является частью жизненного самоопределения в целом. [4]

С целью создания условий для формирования и развития интегрированной личностной позиции «Взрослый» был разработан тренинг «Интегрированный Взрослый в осознанном выборе профессиональной деятельности», который прошёл апробацию в системе профессионально-консультационной помощи студентам бакалаврам КГУ им. К.Э. Циолковского.

Основой для разработки тренинга послужил анализ проблем и трудностей, возникающих у студентов-бакалавров в процессе профессионального самоопределениями] На основании данных полученных по результатам проведённого анализа был сделан вывод о том, что у студентов-бакалавров проявляются определенные характеристики функционирования неэффективной личностной позиции в ситуации выбора: нерешительность и неосновательность профессионального выбора, его идеализация, мешающая реалистичной оценке будущей профессиональной деятельности, чрезмерное доверие субъективному впечатлению от внешних атрибутов профессии.

В связи с этим можно утверждать, что эффективность выбора зависит от степени социальной зрелости и сформированности осознанной и ответственной позиции личности. [12]

В процессе разработки и реализации тренинга были поставлены и решены следующие задачи:

1) осознание студентами-бакалаврами своих актуальных, личностных Эго-состояний, которые проявляются в ситуации профессионального выбора;

2) проектирование оптимального образа Интегрированного «Взрослого» как субъекта ответственного профессионального выбора;

3) формирование опыта применения оптимальной модели Интегрированного «Взрослого» как субъекта ответственного профессионального выбора в ситуации профессионального самоопределения с целью рефлексии и выбора стратегии функционирования и взаимодействия на рынке труда, а также саморазвития в процессе профессионального выбора.

Реализация программы тренинга осуществлялась через групповую форму работы со студентами-бакалаврами. Это обусловлено возможностью оказания помощи одновременно большому количеству участников и активному включению их в обсуждение ситуации выбора с различных точек зрения (участник, наблюдатель, эксперт), с целью повышения качества осознанности процесса выбора. [8]

В исследовании принимали участие студенты-бакалавры 4-го курса института психологии КГУ им. К.Э. Циолковского в количестве 18 человек (16 девушек, 2 юноши), средний возраст 22 года.

Процесс тренинга был реализован в соответствии с выработанной логической схемой:

1) предварительная мотивация и целеполага-ние участников тренинга;

2) моделирование практического опыта в целях активизации стереотипных переживаний, мыслей, установок и способов функционирования и взаимодействия в ситуации профессионального выбора;

3) осознание личностных особенностей и паттернов функционирования и взаимодействия;

4) индивидуальная и групповая работа по выделению общих механизмов и стратегий различных видов функционирования и взаимодействия, а также потребностей и установок, детерминирующих как особенности взаимодействия, так и его предполагаемые последствия;

5) постановка целей осознанного и ответственного функционирования и взаимодействия во взаимосвязи с мотивами, установками, ценностями и средствами их достижения;

6) приобретение практического опыта осознанного и ответственного функционирования и взаимодействия как возможности использования полученного опыта и знаний с целью расширения поведенческого репертуара, увеличения гибкости, пластичности, адекватности его применения в различных жизненных ситуациях, сравнение проживаемого опыта на разных этапах тренинга;

7) саморазвитие в результате слияния опыта, приобретённого в результате участия в тренинге.

Реализация тренинга проходила через три логически вытекающих друг из друга этапа.

На первом этапе тренинговой работы решалась задача по определению актуального Эго-состоя-ния участников тренинга и помощь в установлении контроля над личностными Эго-состояниями, а также предпринята попытка разработки оптимальной модели Интегрированного «Взрослого».

Работа с участниками тренинга начиналась с определения и анализа психологических особенностей Эго-состояний личности в каждом его аспекте «Родитель», «Взрослый», «Дитя». В процессе тренинговой работы проводилась диагностика сформированности Эго-состояний личности студентов-участников тренинга с помощью методики, разработанной на основе теории Э. Берна, а также анализ признаков актуализации Эго-со-стояний личности в ситуации профессионального выбора.

Полученные результаты послужили основанием для построения индивидуальных Эго-грамм участников тренинга с целью визуализации структуры строения личности и веса Эго-состояний в структуре личности. [3]

В качестве дополнительного диагностического метода применялся контент анализ эссе «Моя карьера», которое участники писали в процессе реализации первого этапа тренинга.

После применения диагностических методик, с целью теоретического знакомства с основными аспектами теории о структуре личности и её функционировании была проведена мини-лекция на тему «Трансакционный анализ. Часть 1.». [5]

Для закрепления и актуализации знаний о структуре и способах функционирования лично-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

сти в ситуации профессионального выбора проводилось групповое обсуждение результатов применения методики и индивидуальных Эго-грамм личности, в ходе которого была построена Эго-грам-ма оптимальной модели Интегрированного Взрослого.

Для определения оптимальной модели Интегрированного Взрослого и помощи в установлении контроля за индивидуальными Эго-состояниями личности были проведены упражнения на моделирование и проживание различных, дифференцированных Эго-состояний личности «Родитель», «Взрослый», «Дитя» в ситуации профессионального выбора. В процессе обсуждения внимание участников акцентировалось на вербальные и не вербальные признаки проявления различных Эго-состояний личности. [4]

Важным показателем продуктивности проводимой работы было то, что в ходе дискуссии студенты-участники тренинга осуществляли самоопределение возможных изменений соотношения Эго-состояний в структуре своей личности в целях более эффективного функционирования.

Участники тренинга рассказывали о своём отношении к сделанному выбору (причины, мотивы, чувства, ожидания) и моделировали различные варианты функционирования и взаимодействия с «Родительской», «Детской» и «Взрослой» позиции личности. Далее студенты-участники тренинга демонстрировали вербальные и невербальные проявления и реакцию, последовательно каждого из Эго-состояний на процесс профессионального выбора. Затем проводилось групповое обсуждение с акцентированием внимания на наиболее значимых характеристиках чувств, мыслей, поведения различных Эго-состояний личности и проводился анализ доминирующего Эго-состояния личности, оказывающего наибольшее влияние на выбор в обозначенной ситуации. [14]

В результате реализации первого этапа тренинга участники смогли достичь осознания своих актуальных Эго-состояний, которые проявляются в ситуации профессионального выбора, что указывает на сформированность понятия о структуре личности, функционировании Эго-состояний, их взаимосвязь, внутреннее и внешнее взаимодействие.

Исходя из предположения, что эффективность профессионального выбора зависит от умения осознавать и контролировать внутренние и внешние трансакции в различных ситуациях на втором этапе реализации тренинга проводилось исследование мотивов и установок, оказывающих влияние на выбор профессиональной деятельности, оказывалась помощь в осознании внутренних и внешних трансакций в ситуации профессионального самоопределения и развитие способно-5 сти осознанного управления трансакциями в раз-§ личных жизненных ситуациях. Важным аспектом Я данного этапа тренинговой работы являлось выяв-° ление профессиональных целей, мотивов и уста-1 новок. [12]

Для достижения целей второго этапа была проведена мини-лекция «Трансакционный анализ. Часть 2.», в ходе которой были раскрыты понятия трансакций, система их функционирования и типы жизненных позиций, влияющих на качество выбора. [5]

С целью увеличения степени осознанности различных видов трансакций, проведено упражнение, направленное на анализ трансакций в смоделированных ситуациях профессионального выбора и профессионального взаимодействия. Студентам-участникам тренинга было предложено разделиться на микрогруппы, смоделировать реальную ситуацию профессионального выбора и профессионального взаимодействия из своей жизни содержащих пример каждой из трансакций. (прямой, перекрёстной, дополнительной, скрытой), продемонстрировать выявленные трансакции и обсудить прогнозы динамики взаимодействия с применением различных видов трансакций. Затем в общей группе проведено обсуждение особенностей различных трансакций, результатов их применения, возможные затруднения и пути преодоления выделенных трудностей в ситуации ответственного выбора.

Для закрепления полученных знаний и навыков проведено упражнение, направленное на моделирование игровой ситуации взаимодействия. Отслеживалась динамика, и планировался результат смоделированной ситуации. Два участника группы, определив для себя роли в ситуации профессионального выбора, начинают спонтанное взаимодействие. Группа отслеживает актуальные Эго-состояния, вид и направление трансакций.

По результатам упражнения участниками было отмечено, что им стало проще определять своё Эго-состояние и Эго-состояние партнёра при взаимодействии, вид и направление трансакций. Студентами было выражено мнение, что при взаимодействии с позиции оптимальной модели «Интегрированного «Взрослого»» взаимодействие происходило бы эффективнее и с наименьшими затратами имеющихся ресурсов. В качестве подведения итогов данного упражнения проведено обсуждение качества осознания каждым участником тренинга характеристик оптимальной модели «Интегрированного «Взрослого»» и преимущества взаимодействия в различных ситуациях профессионального выбора из данной позиции.

С целью приобретения студентами-участниками тренинга навыков управления Эго-состояниями личности и закрепления позиции «Интегрированного «Взрослого»» было проведено закрепляющее упражнение. Участники разбились на группы по три человека. В группах после распределения ролей наблюдателя и двух активных участников студенты-участники тренинга рассказывали значимую ситуацию профессионального выбора и затем моделировали её, при этом первоначально взаимодействуя спонтанно, а затем взаимодействуя из позиции «Интегрированного «Взрослого»». Наблюдатель фиксировал динамику пере-

хода из одного Эго-состояния личности в другое и особенности продемонстрированных трансакций. Ход и эффективность взаимодействия первоначально обсуждался в микрогруппах, затем в общей группе. Анализу подвергались конкретные характеристики, которые демонстрировали участники в ходе выполнения упражнения и которые могут рассматриваться как корреляты поведения ответственного профессионального выбора. [8]

Для интеграции опыта применения трансакци-онного анализа, а также разработанной модели «Интегрированного «Взрослого»» в различных ситуациях выбора проводилось групповая дискуссия с расстановкой акцентов на психологических характеристиках данной модели как субъекта ответственного выбора, обобщением полученных теоретических знаний и практического опыта. [14]

В целях осознания индивидуальных особенностей взаимодействия Эго-состояний в структуре личности и интеграции эго-состояния «Ди-тя»-«Родитель» в состояние «Взрослого» применялся гештальт-метод пустого стула. Участники разделились на группы с распределением ролей клиента, консультанта и наблюдателя. Участники мысленно рассаживали свои Эго-состояния на пустые стулья и моделировал их функционирование и взаимодействие, описывая переживания и мысли, появившиеся в процессе выполнения упражнения. [8]

Прояснение индивидуальных особенностей взаимодействия Эго-состояний личности ведет к формированию навыков ответственного принятия решений в ситуациях профессионального выбора. Следовательно, дальнейшая работа со студентами-участниками тренинга была направлена на помощь в выработке и развития оптимальных поведенческих паттернов, которые являются проявлением практической реализации оптимальной модели «Интегрированного «Взрослого»» как субъекта ответственного профессионального выбора.

Так как профессиональное самоопределение во многом зависит от умения осознанно управлять своим выбором и нести за него ответственность, то в ходе реализации третьего этапа тре-нинговой работы проводилась работа по исследованию непродуктивных трансакций, оказывающих негативное влияние на выбор профессиональной деятельности, а так же оказывалась помощь в выработке оптимальных поведенческих паттернов, как проявления соответствующих установок модели «Интегрированного «Взрослого»», в ситуации профессионального самоопределения и предпринималась попытка практической реализации оптимальной модели «Интегрированного «Взрослого»» - как субъекта ответственного профессионального выбора. [12]

На данном этапе работа начиналась с проведения мини-лекции «Трансакционный анализ. Часть 3.» в которой раскрывается понятие игр в трансакционном анализе как серии следующих друг за другом скрытых и дополнительных тран-

сакций с предсказуемым итогом как непродуктивного взаимодействия. Выделены основные характеристики игр, а также влияние игр на взаимодействие в различных жизненных ситуациях и, в частности, в ситуации профессионального выбора. [5] Для развития навыка определения и дифференциации скрытых трансакций выполнялось упражнение, в ходе которого участники делились на пары и моделировали ситуацию, связанную с профессиональным самоопределением в которой демонстрируются различные виды трансакций, включая скрытые. Далее ситуации демонстрировались перед всей группой каждой парой по очереди. В задачу группы входило определение скрытых трансакции, определение социального и психологического уровня их проявления. [4]

В целях применения анализа игр на практике студентам-участникам тренинга предлагалось воспроизвести конфликтную ситуацию взаимодействия в ситуации профессионального самоопределения и разобрать её по следующим пунктам: 1) причины ситуации; 2) развитие ситуации; 3) итог ситуации; 4) эмоции и чувства в ходе и после завершения ситуации; 5) предполагаемые или известные чувства другой стороны конфликта в ходе и после завершения ситуации. В ходе анализа конфликтной ситуации по формуле игр: «Крючок» + «Клёв» = «Реакция» + «Переключение» + «Смущение» + «Расплата» участниками тренинга были осознаны их слабые места, воздействие на которые запускает механизм игры, сформулированы выводы об основных факторах включения в игру и о типичных играх характерных для участников тренинга. В целях осознания механизмов включения в игру проведена игра «Футболка», в которой каждый студент-участник группы придумывал себе название на майке. На груди писалось открытое выражение показывающее сознательную цель на спине скрытое послание психологического уровня. [6]

Активно обсуждалось влияние психологического послания на особенности взаимодействия, а также особенности скрытого послания в ситуации взаимодействия по формуле игр.

Для дальнейшего осознания и контроля над скрытыми психологическими трансакциями в целях более успешного взаимодействия и осознания своей роли был проведён ряд упражнений «Драматический треугольник» в процессе которого анализировались роли участников, обсуждались факты смены ролей, и способы выхода из этой игры. В ходе упражнения трём участникам из группы давалось задание, в котором первый обозначал проблему, второй пытался помочь решить её, а третий обвинял.

На следующем этапе исследования была проведена повторная оценка Эго-состояний личности в ситуации профессионального. Для статистической оценки эффективности тренинговых процедур производилось сравнение количества участников, которые придерживались личностной позиции «Родитель» (непродуктивная позиция в само-

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см со

определении) и позиции «Взрослый» (продуктивная позиция в самоопределении) до и после обучения. Подсчитывался точный критерий Фишера, для обработки использовался компьютерный пакет Statistica 10. Было обнаружено, что соотношение этих ролевых позиций существенно изменяется в пользу позиции «Взрослый» после проведенного тренинга: р = 0,023. Распределение испытуемых с указанными позициями до и после тренинга указаны на рисунке 1.

I

■ Личностная позиция "Взрослый"

Личностная позиция "Родитель"

Рис. 1. Распределение испытуемых, занимающих продуктивную («Взрослый») и непродуктивную («Родитель») личностную позицию в процессе профессионального самоопределения до (1) и после (2) тренинга

Таким образом, тренинг оказывается эффективным инструментом развития позиции «Взрослый» как продуктивной личностной позиции в ситуации выбора профессии у бакалавров-психологов.

Следующим этапом нашего исследования является разработка учебно-профессиональной задачи, направленной на развитие у студентов-педагогов навыков проектирования ситуаций профессионального выбора. Конструирование данной задачи осуществляется на основе концепции психологической подготовке к педагогической деятельности (А.Э. Штейнмец, А.Е. Фомин) и с учётом нормативных требований, предъявляемых к педагогам.

Предполагается, что решение учебно-профессиональной задачи будет осуществляться при проведении профориентационного мероприятия с учащимися средних образовательных школ

Литература

1. Наука жить [Текст]: [перевод с английского и немецкого]/Альфред Адлер; [сост. и общ. ред. А.А. Юдина; оформ. М. Сарычевой]. - Киев: Port-Royal, 1997. - 286 с

2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / Александр Асмолов. - 3-е изд., ис-пр. и доп. - Москва: Смысл: Academia, 2007. -526 с.

3. Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. - Екатеринбург: ЛИ-ТУР, 2003. - 272 с.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры: Что вы говорите после того, как сказали «Здравствуйте»? / Под ред. Н. Бу-рыгиной, Р. Кучкаровой. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 г. - 640с.

5. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: [Пер. с англ. / Эрик Берн; Авт. предисл. Н.Н. Траугот]. - СПб.: Изд-во Междунар. фонда истории науки, 1991. - 424 с.

6. Берн Э. Групповая психотерапия / Эрик Берн; [Пер. с англ. А.Ю. Калмыкова [и др.]. - Москва: Акад. Проект, 2000. - 456 с.

7. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. -Москва: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. -1006 с.

8. Гулдинг М, Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997-288 с

9. Джанерьян С.Т. Методические указания по спецкурсу «Профессиональное развитие личности». - Ростов-на-Дону: РГУ,1998. - 43 с.

10. Забродин Ю.М. Фришман Е.З., Шлях-тин Г.С. Особенности решения сенсорных задач человеком. - М.: Наука, 1981. - 200 с.

11. Комлев А.А. Жизненный выбор человека: виды и факторы влияния в аспекте возможностей / Мир психологии. - 2004. - № 4 - С. 4151.

12. Леонтьев Д.А., Пилипенко Н.В. Выбор как деятельность // Вопросы психологии. - 1995. -№ 1. - С. 97-110.

13. Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ - восточная версия / В.В. Макаров, Г.А. Макарова. - Москва: Акад. проект: ОППЛ, 2002. -494 с

14. Штайнер К. Сценарии жизни людей: Клод Штайнер; [перевела с английского Е. Клиори-на]. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 409 с.

IMPLEMENTATION OF CAREER GUIDANCE TOOLS IN THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY: ON THE EXAMPLE OF THE TRAINING "INTEGRATED "ADULT" IN THE CONSCIOUS CHOICE OF PROFESSIONAL ACTIVITY"

Dimitriev M.V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kaluga state university named after K.E. Tsiolkovsky

The article is devoted to the description and results of empirical verification of the effectiveness of the training "Integrated Adult in the conscious choice of professional activity", aimed at developing an effective personal position in the process of responsible professional choice among undergraduate students of the senior courses of the Institute of Psychology of Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky. The article presents the theoretical foundations that served as the basis for the creation of the training, the creation, selection and modification of exercises included in the training. The article contains a brief description of the logical structure of the training, the key stages of its implementation, as well as a brief description of the exercises. Each stage has its own goals that follow logically from the previous stage and are subordinate to the main goal of the training. The article gives the result of statistical verification of the effectiveness of the training and the direction of further

14

12

10

8

5

4

2

0

2

development of this work on the development of a productive personal position of students.

Keywords: training, professional self-determination, professional choice, self-personality position, professional activity, transaction-al analysis.

References

1. The science of living [Text]: [translation from English and German] / Alfred Adler; [comp. and general ed. A.A. Yudina; formal. M. Sarycheva]. - Kyiv: Port-Royal, 1997. - 286 p.

2. Asmolov A.G. Psychology of personality: cultural and historical understanding of human development: a textbook for students of higher educational institutions studying in the specialty "Psychology" / Alexander Asmolov. - 3rd ed., Rev. and additional -Moscow: Meaning: Academia, 2007. - 526 p.

3. Bern E. Healing the soul. Transactional analysis in psychotherapy. - Yekaterinburg: LITUR, 2003. - 272 p.

4. Bern E. Games that people play: the psychology of human relations. People who play games: What do you say after you say "Hello"? / Ed.N. Burygina, R. Kuchkarova. - M.: EKSMO-Press, 2001. - 640s.

5. Bern E. Introduction to psychiatry and psychoanalysis for the uninitiated: [Trans. from English. / Eric Berne; Auth. foreword

N.N. Traugot]. - St. Petersburg: Publishing House of the International. Foundation for the History of Science, 1991. - 424 p.

6. Berne E. Group psychotherapy / Eric Berne; [Trans. from English. A. Yu. Kalmykova [i dr.]. - Moscow: Acad. Project, 2000. -456 p.

7. Vygotsky L.S. Psychology / L.S. Vygotsky. - Moscow: April press: EKSMO-press, 2000. - 1006 p.

8. Goulding M, Goulding R. Psychotherapy of a new solution. Theory and practice. - M .: Independent firm "Class", 1997-288 s

9. Janeryan S.T. Guidelines for the special course "Professional Development of the Personality". - Rostov-on-Don: RGU, 1998. - 43 p.

10. Zabrodin Yu.M. Frishman E.Z., Shlyakhtin G.S. Features of solving sensory problems by a person. - M.: Nauka, 1981. -200 p.

11. Komlev A.A. Life choice of a person: types and factors of influence in terms of opportunities / World of Psychology. - 2004. -No. 4 - S. 41-51.

12. Leontiev D.A., Pilipenko N.V. Choice as an activity // Questions of psychology. - 1995. - No. 1. - P. 97-110.

13. Makarov V.V., Makarova G.A. Transactional analysis - Eastern version / V.V. Makarov, G.A. Makarova. - Moscow: Acad. project: OPPL, 2002. - 494 p.

14. Steiner K. Scenarios of people's lives: Claude Steiner; [translated from English by E. Kliorina]. - St. Petersburg: Peter, 2018. -409 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.