Научная статья на тему 'Методологические и практические рекомендации по повышению способности к морально-нравственной рефлексии современного взрослого'

Методологические и практические рекомендации по повышению способности к морально-нравственной рефлексии современного взрослого Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL-ETHICAL VALUES / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL DEVELOPMENT / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELFREALIZATION / ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМНОСТЬ / PERSONAL AUTONOMY / ОСОЗНАННОСТЬ / MORAL-ETHICAL REFECTION / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокофьева Наталья Владимировна

Статья посвящена исследованию феномена морально-нравственной рефлексии как интегрального свойства личности, отражающего ценностно-смысловые ориентиры, влияющие на особенности личностного развития. Мы описываем актуальность данного вопроса с точки зрения современного общественного устройства и необходимости системного пересмотра психологических основ новейших гуманитарных направлений в сторону выстраивания практических шагов решения данной проблематики; также необходимости возрастания активной, ответственной позиции современного человека в выборе вектора личностного самоопределения и необходимости для этого морально-нравственной определенности и автономности. В статье коротко описаны постановка, цели и гипотезы эмпирического диссертационного исследования, этапы его проведения и основные выводы; описана программа семинара-тренинга, созданного по результатам теоретического и эмпирического исследования данной работы; особенности и результаты проведения пилотажных тренингов. А также намечены шаги дальнейшего применения на практике данных нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological and Practical Guidelines on Increasing Capacity for Moral-Ethical Reflection of a Modern Adult

The article deals with studying a phenomenon of moral-ethical reflection as an integral personality trait refecting sense-value guidelines which influence features of personal development. The author describes the urgency of this matter from the point of view of the modern social structure and the necessity of the system revision of psychological bases of the latest humanitarian schools towards making practical steps in solving this range of problems, and also the necessity of increasing a modern person’s active, responsible position in choosing a vector of personal self-determination and the necessity of moral-ethical definiteness and autonomy for this purpose. This article brief y characterizes purposes and hypotheses of the empirical dissertation study, stages of its carrying out and the main conclusions. The author describes a seminar-training program created by the results of the theoretical and empirical study of this work, and also features and results of carrying out primary trainings. Steps of the further practical application of the data of the research are also outlined.

Текст научной работы на тему «Методологические и практические рекомендации по повышению способности к морально-нравственной рефлексии современного взрослого»

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Прокофьева Н. В.

Методологические и практические рекомендации по повышению способности к морально-нравственной рефлексии современного взрослого

Статья посвящена исследованию феномена морально-нравственной рефлексии как интегрального свойства личности, отражающего ценностно-смысловые ориентиры, влияющие на особенности личностного развития. Мы описываем актуальность данного вопроса с точки зрения современного общественного устройства и необходимости системного пересмотра психологических основ новейших гуманитарных направлений в сторону выстраивания практических шагов решения данной проблематики; также необходимости возрастания активной, ответственной позиции современного человека в выборе вектора личностного самоопределения и необходимости для этого морально-нравственной определенности и автономности. В статье коротко описаны постановка, цели и гипотезы эмпирического диссертационного исследования, этапы его проведения и основные выводы; описана программа семинара-тренинга, созданного по результатам теоретического и эмпирического исследования данной работы; особенности и результаты проведения пилотажных тренингов. А также намечены шаги дальнейшего применения на практике данных нашего исследования.

Ключевые слова: морально-нравственные ценности, морально-нравственная рефлексия, личностное развитие, самореализация, личностная автономность, осознанность.

Современный психологический взгляд на проблему гармоничного личностного развития однозначен: «Сознание определяет бытие человека». Именно такое отношение кдействительности позволяет, исходя из индивидуального ценностного наполнения, полноценно творить свою жизнь.

Трансформация, постоянно происходящая в общественном устройстве, требует от современного человека, поиска для себя нового ценностного смыслового содержания. Это ведет к необходимости поиска опоры внутри себя, к тому, чтобы самостоятельно направлять и регулировать свою жизнь. Эта духовно-психологическая перестройка дается легко далеко не всем. Современный человек вынужден

жить в постоянной суете. Реактивный образ мышления и реактивное поведение стало обычным и привычным. Духовная и ментальная «пустота» заполонила все сферы жизнедеятельности. Многие люди находятся в ситуации экзистенциального и идеологического вакуума, теряют смысл жизни. Крайне редко можно найти личность со стройной, логически осмысленной и соподчиненной системой норм и правил, в которых человек существует и выстраивает определенную стратегию своей жизнедеятельности.

К началу XXI в. сформировалось огромное количество философских и психологических течений, которые в своей практической и теоретической деятельности стараются помочь человеку обрести себя, ответить на вечные экзистенциальные вопросы: Откуда? Куда? Для чего? Какими средствами? Современные ученые подчеркивают важность изучения морально-нравственного самоопределения человека, так как данная проблематика рассматривает и раскрывает сущностные особенности человека. И сейчас речь идет уже не просто об изучении данного феномена, а о системном пересмотре философских, психологических, педагогических основ современных гуманитарных направлений сточки зрения выстраивания практических шагов по возвращению человека самому себе.

И все же понимания психологами значимости и необходимости процесса морально-нравственного становления в общем контексте гармоничного личностного развития еще недостаточно для ответа на вопрос о том, что же приводит современного человека к образу жизни, который порождает безнадежность, обреченность, отчаяние и неуверенность в завтрашнем дне. Постоянная тревога вытесняет веру в позитивные моменты жизни, закрепляет тоску по счастью, удовлетворенности и радости, и человек больше не видит пути своей дальнейшей самореализации и постепенно перестает быть хозяином своей жизни.

В. Франкл назвал XX в. веком страха и неопределенности. В XXI в. мало что изменилось в лучшую сторону с той лишь разницей, что появились новые, современные социальные и личностные причины психологической деформации, приводящие к тревожным расстройствам и потере смысла существования.

Возникает реальная потребность, как науки, так и общества в новом психологическом осмыслении данной проблематики.

Способность к морально-нравственной рефлексии является одним из важных критериев здорового личностного становления. Для того, чтобы обустроить жизнь по своему сценарию, необходимо иметь внутреннюю систему ценностей, свою точку отсчета в главных жизненных вопросах Невозможно быть творцом своей жизни без осознания своих творческих, ментальных и нравственных интенций, умения открывать в себе новые способности и реализовывать их во благо себе и общества. «Полноценное созидание возможно, когда духовность реализуется через нравственные категории личности» [5].

К высшей ступени духовно-нравственного бытия человека - индивидуальности, приводит способность личности «...рефлексировать себя, возвышаться над собой, быть по ту сторону самой себя, по ту сторону всякого фактического своего состояния, даже своей фактической общей природы. Человек как индивидуальность раскрывается в самобытном авторском прочтении социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального (уникального и неповторимого) способа жизни, своего мировоззрения, собственного «необщего» лица, в следовании голосу собственной совести» [4]. Умение переосмысливать прошлое, осознавать настоящее и уметь размышлять о предстоящем - необходимый навык для человека современного, прогрессивного, стремящегося к саморазвитию и духовному росту.

Морально-нравственная рефлексия так же, как и личностная рефлексия, может быть подразделена на ретроспективную, ситуативную и перспективную. Ретроспективная морально-нравственная рефлексия проявляется в склонности человека канализу морально-нравственных ценностей, которые до определенного возраста были в нем заложены семьей и социальным окружением. Ситуативная морально-нравственная рефлексия обеспечивает самоконтроль поведения человека в конкретной актуальной ситуации. Возможность осознания того, какие морально-нравственные ценности, принятые индивидом как свои, влияют на его выборы, поведение и отношения в настоящем. Перспективная морально-нравственная рефлексия соотносится с функцией анализа предстоящей деятельности. Возможность оценить и проанализировать возможности предстоящей деятельности, которая может быть осуществлена исходя из собственных морально-нравственных ценностей.

Сформированное в рамках гуманистически ориентированных направлений представление о природе человека как о существе свободном, ответственном, имеющем двойственную материально-духовную природу, что не отрицает также его социальности, позволяет говорить о проблематике морально-нравственного самоопределения и вопросах самореализации как о двух взаимосвязанных и взаимно инициирующих категориях предполагающих личностное развитие.

Актуальность нашего исследования заключается в понимании морально-нравственной рефлексии как интегрального свойства личности, отражающего ценностно-смысловую ориентацию, которая определяет гармоничное личностное развитие; очевидной необходимости возрастания активной роли человека в самостоятельном определении вектора личностного развития и необходимости для этого морально-нравственной определенности и автономности.

Цель нашего исследования - изучить особенности морально-нравственной рефлексии современного взрослого и ее взаимосвязь с ценностно-смысловой сферой личности, и самореализацией.

Объект исследования - психология современного взрослого.

Предмет исследования - изучение морально-нравственной рефлексии как фактора, определяющего личностное развитие современного взрослого.

Гипотеза исследования: морально-нравственная рефлексия является существенным фактором определяющим специфику личностного развития современного взрослого.

Основная гипотеза конкретизируется в ряде частных гипотез.

1. Существует взаимосвязь между уровнем морально-нравственной рефлексии личности и уровнем развития ценностно-смысловой сферы, общей личностной осознанности (рефлексии), ответственности, способности к самореализации, а также наличием у человека желательных ценностных отношений к жизни, себе, людям (что можно назвать общим уровнем нравственной воспитанности).

2. Есть возможность разработать программу для повышения уровня общей личностной и морально-нравственной осознанности, что позволит снизить уровень личностной дезориентации, повысит уровень удовлетворенности жизнью, мотивирует человека к поиску индивидуальных путей духовного развития, способности к морально-нравственной автономности, возможности планировать и осуществлять здоровое личностное развитие.

На первом этапе экспериментального исследования нами были разработаны две анкеты для изучения уровня морально-нравственной рефлексии респондентов. Проанализировав обобщенные показатели по двум анкетам, нами были сформированы две экспериментальные группы по 60 человек в каждой: группа 1 - респонденты с низким уровнем морально-нравственной рефлексии, группа 2 - респонденты с высоким уровнем морально-нравственной рефлексии.

На втором этапе экспериментального исследования мы сформировали тестовую батарею для исследования ценностно-смысловой сферы личности и особенностей самореализации респондентов двух экспериментальных групп по следующим параметрам: актуальность потребности в самореализации; степень реализации потребности в саморазвитии; устойчивость желательных ценностных отношений кжизни, к людям, к себе; смысложизненные ориентации: осмысленность (наличие целей в жизни), интерес к процессу жизни (насыщенность жизни), удовлетворенность прожитой частью жизни, направленность локуса ответственности; общий уровень рефлексивности.

На третьем этапе для сравнения двух экспериментальных групп по степени различимости вышеописанных параметров, нами был проведен корреляционный анализ с помощью и-критерия Манна-Уитни.

На четвертом этапе с помощью коэффициент ранговой корреляции Спирмена был проведен статистический анализ связи между результатами, полученными по всем методикам нашего экспериментального исследования.

Полученные результаты.

Респонденты с высоким уровнем морально-нравственной рефлексии (группа 2) в отличие от респондентов группы 1 показали более высокие показатели по следующим параметрам: в целом, ценностно-смысловое наполнение жизни (в частности, интерес к процессу жизни, внутренний локус контроля - возможность брать ответственность за свою жизнь, общий уровень нравственной воспитанности), саморефлексия, потребность в самореализации, реализация потребности в саморазвитии. Мы установили, что уровень морально-нравственной рефлексии коррелирует с показателями ценностно-смысловой сферы личности, общим уровнем личностной рефлексивности, желанием самореализации и способностью ксаморазвитию.

На пятом этапе нами была разработана двухдневная программа семинара-тренинга, направленная на повышение уровня общей личностной и морально-нравственной осознанности.

Программа данного семинара-тренинга основана на наиболее эффективных психологических моделях и методиках, которые совместимы с естественным самовыражением и прирожденным состоянием человека - быть свободным от препятствий навязанных различными формами обстоятельств и реакциями на жизнь, которые формируются под воздействием неблагоприятных внешних и внутренних обстоятельств.

Цели и задачи семинара-тренинга: снизить уровень личностной дезориентации, повысить уровень удовлетворенности жизнью, мотивировать к поиску индивидуальных путей личностного и духовного развития, повысить способность к морально-нравственной автономности, создать возможность планирования и осуществления здорового личностного развития.

Данная программа включает в себя: лекционный материал; игры, упражнения, творческие задания, направленные на самопознание; ответы на вопросы; групповые дискуссии. Методики, направленные на повышение уровня морально-нравственной и личностной осознанности, предлагаемые участникам тренинга, включают в себя сплав философии, психологии и духовных учений.

В 2014 г. нами была проведена серия пилотажных тренингов, в которых приняли участие 115 человек: жители г. Москва в возрасте от 35-63 лет. Большинство из них ранее принимали участие в нашем экспериментальном исследовании.

Далее мы представляем краткое содержание семинара-тренинга «Морально-нравственные ценности, которые формируют мою жизнь».

1. Современные лики ценностно-смысловых проблем (причины морально-нравственной деградации).

2. «Сознание определяет бытие человека» - отношение к действительности, которое позволит стать полноправным, ответственным участником своей жизни.

3. Концепция трех уровневой природы человека (Дух, Душа и Тело).

4. Внимание, осознанность, ответственность: как стать полноправным хозяином своей жизни.

5. Особенности реактивного поведения.

6. Механизм осознанного поведения.

7. «На свете счастья нет, но есть покой и воля» (особенности здорового эмоционально-волевого поведения).

8. Внешний и внутренний локус контроля.

9. Динамическое внимание (отработка навыков избирательного внимания).

10. «Жертва» и «Хозяин жизни»: две возможные жизненные позиции.

11. Создание кодекса «Хозяина своей жизни».

12. Мужество творить (Жизнь как творчество. Творец- Творчество- Творение).

13. Три вида морально-нравственной рефлексии (взгляд в прошлое - ценности, вынесенные из семьи и привитые социумом; реалии настоящего - истинно мои ценности, которыми я живу сейчас; перспектива будущего - ценности, на основании которых я буду строить свою действительность).

14. Пять главных ценностей моей жизни.

15. Упражнение «Карта моей жизни» (особенности моего межличностного и профессионального общения).

16. Возможность практической интеграции знаний, полученных на тренинге в свою жизнь.

Через 2 недели после проведения тренинга были проведены 3-х часовые пост-тренинговые мероприятия, направленные на изучение психологического состояния и возможных изменений в общественно-социальной деятельности участников тренинговых групп. Данные мероприятия включали в себя заполнение анкеты и встречу группового формата, на которой каждый участник имел возможность, задать возникшие вопросы и высказаться перед группой в свободной форме. Цель посттренинговой встречи - обратная связь по процессу прошедшего тренинга и отреагирование личностных состояний.

Результаты анкетирования и посттренинговой беседы с участниками обрабатывались при помощи количественного контент-анализа. Процедура проведения контент-анализа заключалась в обработке текста и речи посредством поиска единиц анализа отражающих подтверждение присутствия признака объекта отражающегося в оценке респондентами качества изменений, которые они наблюдают у себя после участия втренинге.

Категории анализа были выделены дедуктивным методом из смыслового поля желаемых положительных изменений участников, которые были заложены в целях и задачах семинара-тренинга и индуктивным методом из ответов участников тренинга. Подкатегории анализа отражали либо присутствие, либо отсутствие данной категории в ответах участников тренинга.

В результате мы выделили 9 категорий контент-анализа: 1) оценка участником семинара-тренинга как мероприятия, способствующего общему личностному развитию; 2) повышение общего уровня осведомленности о феномене морально-нравственного; 3) повышение ответственной позиции относительно уровня своего нравственного развития; 4) улучшение психоэмоционального состояния и уровня общей удовлетворенности жизнью; 5) снижение уровня личностной дезориентации, повышение уровня осмысленности относительно своей жизни (смысл существования стал более очевидным, и предметным); 6) повышение мотивации к поиску индивидуальных путей личностного и духовного развития; 7) повышение способности к морально-нравственной и личностной автономности; 8) совершение реальных практических шагов по улучшению межличностных отношений; 9) планирование конкретных шагов по переформатированию своей профессиональной деятельности с целью получения от нее наибольшего морального и эмоционального удовлетворения. Для наглядности представим графически долевое присутствие в ответах участников тренинга каждой категории контент анализа (таб. 1).

Таблица 1

Присутствие в ответах участников тренинга каждой категории контент анализа

Категория Долевое присутствие

1 95%

2 100 %

3 65%

4 80%

5 75%

6 70%

7 60%

8 65%

9 65%

Таким образом, мы можем констатировать, что программа нашего семинара-тренинга зарекомендовала себя как отвечающая всем требованиям, целям и задачам, которые мы перед ней ставили, и мы можем рекомендовать ее для использования в работе учебных заведений, психологических и социальных служб для клиентов, сталкивающихся с такими проблемами личностного развития, как проблемы ценностно-смыслового наполнения жизни, личностная и профессиональная неуверенность, личностная и профессиональная неудовлетворенность, творческая нереализованность, проблемы личностного общения и другие.

К сожалению, современный психологический опыт показывает, что среднестатистический человек живет вне осознанности, вне истинно своих ценностей, вне ответственности за себя и свою жизнь, вне формата реального времени: либо в постоянных мыслях о прошлом, либо в мечтах о будущем, «проскакивая» мимо очень важного для себя «здесь и сейчас». Человек просто обязан стремиться к сущностному пониманию себя и самореализации. Но сделать это можно, только осознав свои истинные нравственные истоки, реализацию их в себе нынешнем, и стремлении с каждым днем становиться более осмысленным, духовным, готовым к новым рубежам человеческого бытия.

В дальнейшем мы планируем опубликовать учебно-методические материалы рекомендованные педагогам, психологам и социальным работникам, более полно раскрывающие материалы данной публикации.

Литература

1. Абакумова И. В. Смыслодидактика: учебник для магистров психологии и педагогики. - М.: КРЕДО, 2008. - 386 с.

2. Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Савин В. А. Диалог культур как смысло-технология формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. - № 1. -С. 46-59.

3. МаксумоваА.О. Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса): дис.... канд. псих. наук. -Казань, 2010.

4. Слободчиков В. И. Проблемы человека в современном мире. - URL: http://www. xpa-spb.ru/libr/Slobodchikov/realnost-duha.html

5. Тарасьян Н .А. Особенности духовности и самосознания современного россий -ского юношества: дис.... докт. псих. наук. - Ставрополь, 2012.

6. Штумпф С. П. Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития: дис.... канд. псих. наук. - Иркутск, 2007.

7. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed.by P.T. P.Wong, P. S. Fry. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998, p. 1-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.