Научная статья на тему 'Реализация инновационного проекта на основе комплексного управления подготовкой персонала'

Реализация инновационного проекта на основе комплексного управления подготовкой персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОМПЬЮТЕРНАЯ БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова Елена Владимировна

В статье рассматривается инструмент управления комплексной подготовкой персонала для реализации инновационных проектов с использованием возможностей информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация инновационного проекта на основе комплексного управления подготовкой персонала»

Реализация инновационного проекта на основе комплексного управления подготовкой персонала

Implementation of the innovation project on the basis of integrated

management of staff training

Емельянова Елена Владимировна Российский Государственный Торгово-Экономический Университет,

г. Москва Факультет управления Кафедра управления персоналом

Соискатель e-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается инструмент управления комплексной подготовкой персонала для реализации инновационных проектов с использованием возможностей информационных технологий.

Abstract: The article contains a research of the tools of the integrated management of staff training for the implementation of innovation projects with application of IT options.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновация, инновационный процесс, инновационный проект, инновационная среда, человеческие ресурсы, компетенция, модель компетенций, компьютерная бизнес-симуляция

Keywords: innovation activity, innovation, process of innovation, innovation project, innovation environment, human resources, competence, competence model, computer business simulation

Общепризнанно, что важным аспектом выхода России на траекторию устойчивого развития и перехода к инновационной экономике является инновационная деятельность российских предприятий. В 1998 - 2010 г.г. был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие национальной инновационной системы.

Понятие «инновационная деятельность» в этих документах используется в следующих значениях:

• процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [12];

• выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса [17];

• выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

о создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

о создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

о применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии [11].

В кратком терминологическом словаре ЦИСН приведено следующее определение инновационной деятельности:

• вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно

результатов научных исследований и разработок либо иных научнотехнических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической

деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям [15].

Необходимо отметить, в трактовке «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» [12] инновационная деятельность сводится лишь к реализации результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, что является только частью инновационной деятельности.

Наиболее точное определение, на наш взгляд, приведено в кратком терминологическом словаре ЦИСН [15]. В нем сделан акцент на «комплексе мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям», как опорной характеристики инновационной деятельности, имеющее

принципиальное значение для осуществления российскими предприятиями инноваций. Однако в нем не определены признаки нововведения. В связи с этим, в рамках исследования определено, что инновационная деятельность -это совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на создание и внедрение на рынке продукта/услуги, обладающего признаками новизны,

удовлетворяющего рыночному спросу, приносящего прибыль инноватору и обеспечивающего общественную выгоду.

Таким образом, инновация (нововведение) - это результат

инновационной деятельности, трансформации новшества в нововведение, обладающее вышеуказанными признаками (рис. 1).

Рис. 1. Признаки инновации (нововведения)

В инновационной деятельности объектом управления является инновационный процесс.

Инновационный процесс - это процесс преобразования новшества в инновацию, т.е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании [4]. При этом формой реализации инновационного процесса является инновационный проект.

Инновационный проект реализуется в условиях инновационной среды. Структура инновационной среды организации представлена на рисунке 2. Инновационная среда включает в себя внутреннюю инновационную среду (потенциал организации) и внешнюю инновационную среду (инновационный климат).

Рис. 2 Структура инновационной среды организации [6, 9,16]

Рассмотрим характеристики инновационной среды. Внешняя инновационная среда - это совокупность институтов и организаций в структуре национальных систем, содействующих развитию инновационной экономики каждой страны, представляет собой национальную инновационную систему (НИС) (см. рис. 2) [6].

Национальная инновационная система включает в себя два блока:

• научно-производственный,

• институциональный.

В свою очередь, научно-производственную среду можно структурировать следующим образом: наука и образование (источник идей),

предпринимательский сектор, инновационная инфраструктура.

Институциональная среда обеспечивается деятельностью государства в рамках формирования государственной научно-технической и инновационной политики.

Внутренняя инновационная среда (потенциал организации) - это ресурсы всех видов, которые могут быть использованы для достижения целей предприятия [16]. Различают:

• научно-технический потенциал;

• инновационный потенциал.

Научно-технический потенциал характеризует способность организации к производству знаний и технический решений (изобретений, промышленных образцов, ноу-хау), инновационный - степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного проекта), как «своего» (созданного своими силами в подразделениях НИОКР), так и «чужого» (приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау и т.д.).

Во внутренней инновационной среде научно-технический потенциал реализуется в процессе осуществления инновационных проектов. Ключевым условием реализации инновационных проектов является качество человеческих ресурсов, требующее непрерывного совершенствования. В свою очередь возрастают требования к профессиональным и личностным качествам управленческого персонала в рамках реализации инновационного проекта.

Эти требования определены возросшей закономерной потребностью в специалистах, занимающихся различными направлениями организационноэкономических аспектов нововведений, умеющих организовывать проведение научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществлять организационно - технологическую подготовку внедрения нововведений, способных работать на рынке нововведений.

Сегодня работодатели формируют профессионально-квалификационные требования к работникам через понятие «компетенция», что в свою очередь вызывает необходимость разработки механизма управления развитием персонала с применением компетентностного подхода.

В привычном для Human Resource Development (HRD) (пер. с англ. Развитие человеческих ресурсов) смысле компетенции показывают, каким должен быть сотрудник, как он должен действовать, что знать и уметь, чтобы добиваться успехов в той деятельности, ради которой компания его наняла.

Термин «компетенция» происходит от латинского глагола competo -добиваюсь; соответствую, подхожу [13]. Существует много определений того, что является компетенцией, поскольку разные исследователи в области управления человеческими ресурсами предпочитают собственные трактовки этого понятия.

Но большинство определений в итоге фактически является вариацией двух подходов к компетенциям - английского (функциональный подход) и американского (поведенческий подход).

Английский подход интерпретирует компетенцию как стандарт деятельности или ожидаемые результаты работы, в соответствии с которыми измеряется способность работника действовать. Разрабатывались профессиональные стандарты компетентности на основе функционального анализа работ. В отличие от поведенческого подхода эти стандарты определяют минимальные приемлемые уровни. Кроме того, они основаны на изучении должностей, в то время как американский подход изучает людей.

Американский подход к компетенциям, разработанный Д.К.МакКлелландом и Ричардом Бояцисом, описывает поведение, необходимое для эффективной работы. По определению Р.Бояциса «компетенция - это характеристики, которые обычно причинно связаны с эффективной и/ или высокоэффективной работой» [2].

В литературе, посвященной проблемам управления человеческими ресурсами, существует много определения понятия «компетенций»:

Компетенция - базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях (Л. и С.Спенсеры) [14].

Компетенции - это совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения (А.В.Хуторской) [5].

Компетенция - это способность сотрудника воспроизводить определенный тип поведения для достижения целей организации, применяя свои знания, умения, навыки, личностные качества (В.В.Музыченко) [10].

Компетенции - знания, навыки или поведение, критические для достижения стратегических результатов работы организации (Л.В.Картошова) [7].

Таким образом, компетенции - это качества сотрудника, необходимые ему для эффективного выполнения работы на определенной должностной позиции.

Понятие «компетенция», пришло в Россию из англосаксонской традиции управления. С начала 90-ых годов этот термин активно используется в теории и практике управления человеческими ресурсами. На основе компетенций службы по управлению человеческими ресурсами разрабатывают и реализуют программы по подбору, оценке, развитию, вознаграждению персонала.

Механизм управления развитием персонала с применением компетентностного подхода представлен на рис. 3 и 4.

Рис. 3. Управление инновационным проектом

Рис. 4. Механизм управления развитием персонала с применением компетентностного подхода

Системообразующую и интегрирующую роль в представленном механизме играет модель компетенций. Модель компетенций - набор компетенций и их индикаторов, характерный для должностей одного уровня иерархии компании, необходимый сотрудникам для успешного достижения стратегических целей компании.

Компетенции, их сочетания в модели, индикаторы, шкала измерения уникальны для каждой отдельно взятой организации, поскольку разрабатываются исходя из стратегических целей и особенностей организационной культуры, в первую очередь - под должности (типы работ), которые имеют стратегическое значение для развития компании [8].

Модель компетенций позволяет решать следующие задачи организации:

1. задает согласованные со стратегией компании критерии подбора персонала. В компанию привлекаются кадры, потенциал которых максимально соответствует потребностям развития организации;

2. выделяет согласованные со стратегией критерии аттестации (оценки) работающих сотрудников. Это фокусирует сотрудников на развитии приоритетных для организации качеств и повышает обоснованность принимаемых руководством кадровых решений;

3. выступает основой для построения комплексной системы обучения и развития персонала в компании и позволяет точно отслеживать успешность ее реализации. Процесс развития согласуется с другими компонентами системы управления персоналом и поддерживает реализацию стратегии компании;

4. определяет критерии формирования группы управленческого (кадрового) резерва и приоритеты дальнейшего развития резервистов. Выделяются наиболее талантливые люди, инвестиции, в развитие которых принесут максимальную отдачу;

5. является средством управления корпоративной культурой компании. Компания получает эталон рабочего поведения сотрудников, трансляция которого позволяет создать единый корпоративный образ.

К разработке Модели компетенций привлекаются эксперты в области управления персоналом (внешние консалтинговые компании, имеющие опыт разработки «универсальных», стандартных моделей компетенций), специалисты HR-подразделения компании, руководство компании, линейные менеджеры, специалисты подразделений. Этапы разработки модели компетенций представлены на рис. 3.

Модель компетенций используется в таких блоках работы с персоналом как подбор, оценка, развитие и обучение, кадровый резерв, мотивация и система оплаты труда.

В качестве инструмента, нацеленного на совершенствование внутренней инновационной среды (потенциала организации, рис. 2), автором предложена компьютерная бизнес-симуляция, выступающая в качестве постоянно действующего блока системы управления человеческими ресурсами предприятия.

Бизнес-симуляция (business simulation) - это деловая игра, в которой моделируются бизнес-процессы, максимально приближенные к условиям конкретной компании, и позволяющая участникам в искусственных условиях приобрести опыт решения сложных управленческих задач [1].

Компьютерная бизнес-симуляция позволяет тестировать модель компетенций, проводить диагностику и оценку ключевых компетенций, обучение сотрудников.

Применение механизма управления развитием человеческих ресурсов с использованием компетентностного подхода на ряде российских предприятий позволило:

• сформировать непрерывную систему развития профессиональных компетенций менеджеров, основанную на разработанной в компании

модели компетенций;

• системное и систематическое проведение бизнес-симуляций позволило обеспечить подготовку менеджмента предприятия для реализации инновационных проектов.

Список литературы

1. Беспалов И. Бизнес-симуляция. Практика современного подхода. URL: http://www.sbsc.ru/business/business simulation.html (дата обращения: 10.11.2011).

2. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. Пер. с англ. М.: ГИППО, 2008, с. 29.

3. Гуриева Л.К. Концепция национальных инновационных систем.// Инновации. 2004. № 4.

4. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1998. 216 с.

5. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. - М.: Университетская книга; Логос, 2009, с. 12.

6. Иващенко Н.П., Энговатова А.А. Вузовские малые инновационные

предприятия в формирующейся научно-образовательной и инновационной среде России. Интернет-ресурс: URL:

http://ied.econ.msu.m/cmt2/lib/c/371/füe/ivashenko engovatova.pdf (дата обращения: 05.08.2011).

7. Картошова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009, с. 231.

8. Красностанова М.В., Осетрова Н.В., Самара Н.В. Assessment Center для руководителей. Опыт реализации в российской компании, упражнения, кейсы. - М.: Вершина, 2007. - 208 с.

9. Маренков Н.Л. Инновации. - М.: Издательство национального

института бизнеса, 2004. - 576 с.

10.Музыченко В.В. Управление персоналом. Лекции: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/ М.: Издательский центр «Академия», 2003, с.29.

11.Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. N 2473п-П7). Текст документа официально опубликован не был. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ».

12.Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы" //Рос.газ. - 1998. - 19 августа.

13.Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М.Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985, с 613.

14.Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе/ Лайл Спенсер, Сайн Спенсер [Пер. с англ. А.Яковенко] - М.: ГИППО, 2010, с. 9.

15.Статистика науки и инновация: краткий терминологический словарь. М.: ЦИСН, 1998 г.

16.Управление инновациями в организации: учеб. пособие / А.А.Бовин, Л.Е.Чередникова, В.А.Якимович. - М.: Омега-Л, 2006, с. 207.

17.Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике" (Принят Государственной Думой 1 декабря 1999 г., одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 г., отклонен президентом РФ 3 января 2000 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.