Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОЙ СРЕДЫ»'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОЙ СРЕДЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНАЯ СРЕДА ДОУ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL / PERSONAL DEVELOPMENT / INTEGRATION / INTEGRATIVE ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTE / CHILDREN WITH LIMITED HEALTH POSSIBILITIES / SOCIALIZATION / SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Е. Е., Артамонова Н. Ф., Чиркова Г. С.

В статье представлены результаты теоретико-экспериментального решения проблемы оптимизации процесса образовательной интеграции в условиях интегративной среды ДОУ комбинированного вида, а также блоки проекта формирования социальной компетентности старших дошкольников, принципы и технологии решения парциальных задач социально-личностного развития детей - воспитанников ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Е. Е., Артамонова Н. Ф., Чиркова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The realization of innovative educational project «The forming of the social competence of the senior preschoolers in the context of integrative environment»

The article represents the results of theoretical / experimental solutions of the problem concerning optimization of educational integration's process in the context of integrative environment of preschool educational institute of the combined type. The directions of the project of the senior preschoolers social competence's forming, principles and technologies to solve the problems of social / personal preschool children's development are also regarded in the article.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОЙ СРЕДЫ»»

10. Нелидов, А. Л. Система вторичной профилактики в отношении детей «группы риска» разного типа: взаимодействие психолого-педагогических и медико-психологических технологий (на модели детей с синдромом минимальной мозговой дисфункции) / А. Л. Нелидов // Проблемы и технологии профилактической работы с детьми «группы риска» в учреждениях образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Арзамас : АГПИ, 2006. — С. 12—25.

11. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. — М. : Тривола, 1995.

12. Родионова, Е. Л. Системная профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ в общеобразовательной школе / Е. Л. Родионова, А. Л. Нелидов // Психолого-педагогические и социальные модели профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. — Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2004. — С. 5—85.

13. Славина, Л. С. Трудные дети / Л. С. Славина. — М. ; Воронеж : АПиСН, 1998.

14. Строжнова, Е. В. Психологическое исследование и психокоррекционная работа с больными гемофилией детьми : дипл. раб. / Е. В. Строжнова. — Н. Новгород, 1999.

15. Шевченко, Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом / Ю. С. Шевченко. — М. : Вита-Пресс, 1997.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОЙ СРЕДЫ»

Е. Е. ДМИТРИЕВА, доктор психологических наук, профессор НГПУ кУрр_334 @таИ.ги

начальник отдела дошкольного образования департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации Н. Новгорода depobr@admgor.nnov.ru

Н. Ф. АРТАМОНОВА,

Г. С. ЧИРКОВА, заведующая МДОУ Детский сад комбинированного вида № 36 Н. Новгорода mdou36@mail.ru

В статье представлены результаты теоретико-экспериментального решения проблемы оптимизации процесса образовательной интеграции в условиях интегративной среды ДОУ комбинированного вида, а также блоки проекта формирования социальной компетентности старших дошкольников, принципы и технологии решения парциальных задач социально-личностного развития детей — воспитанников ДОУ.

The article represents the results of theoretical / experimental solutions of the problem concerning optimization of educational integration's process in the context of integrative environment of preschool educational institute of the combined type. The directions of the project of the senior preschoolers social competence's forming, principles and technologies to solve the problems of social / personal preschool children's development are also regarded in the article.

Ключевые слова: интеграция, интегративная среда ДОУ, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, социальная компетентность, со-циалъно-личностное развитие

Key words: integration, integrative environment of preschool educational institute, children with limited health possibilities, socialization, social competence, social / personal development

Многолетняя опытно-экспериментальная работа доказала, что для осуществления целенаправленной образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее адекватными условиями располагают комбинированные дошкольные образовательные учреждения.

В современной образовательной практике процессы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья стали реальностью. Однако, по мнению Н. Н. Малофеева [4], преждевременно говорить о развитии интеграции как системе условий, обеспечивающих эффективность развития таких детей в общеобразовательной школе. Стихийная неполноценная образовательная интеграция детей с нарушениями развития порождает условия психологического насилия, обнаруживает себя в дезадаптивных процессах, росте наркомании, преступности несовершеннолетних [3].

Реализация задач оптимальной образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум актуализирует ряд организационно-методических и научных проблем изучения условий интеграции, вариативных, доступных детям с раз-

личными нарушениями развития моделей образовательной интеграции, закономерностей их социализации, определяющих ее факторов, разработки и внедрения в практику работы с детьми личностно ориентированных диагностических, коррекци-онно-развивающих, профилактических программ.

Дошкольные воспитание и обучение могут быть организованы в ДОУ трех видов: обычных, комбинированного и компенсирующего видов.

Многолетняя опытно-экспериментальная работа доказала, что для осуществления целенаправленной образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее адекватными условиями располагают комбинированные дошкольные образовательные учреждения, позволяющие учитывать уровень развития каждого ребенка; выбирать полезную и возможную для него «порцию» образовательной интеграции (постоянную полную, постоянную неполную, постоянную частичную, временную частичную); организовывать подлинное взаимодействие специ-

альных и массовых педагогов [4]. Совместное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей позволяет создать в учреждении комбинированного вида интегративную среду и обеспечить специальное образование детей с нарушениями развития и качественное образование нормально развивающихся детей, обогатив их социально-личностное развитие уникальным опытом безусловного принятия человека с особыми социальными и образовательными потребностями, воспитав толерантное отношение к человеческой «инакости», уважение к различиям между людьми.

В современной коррекционной психологии и педагогике активно обсуждаются различные научно-методические проблемы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. При таких очевидных ее преимуществах, как расширение границ общения этих детей и их семей с социумом, обогащение сферы их социального развития, специалисты обращают внимание на проблемы формирования позитивной социальной ситуации их развития в условиях образовательной интеграции. Проблемы заключаются в неумении детей с ограниченными возможностями здоровья воспринять запросы окружающей среды и адекватно ответить на них, в недостаточной готовности сверстников и педагогов понять и принять особенности их мировоззрения, поведения, эмоционального реагирования (Е. Е. Дмитриева, А. В. Закрепина, У. В. Ульенкова, Л. М. Ши-пицына и др.).

Опыт образовательной интеграции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений комбинированного вида свидетельствует о сложных проблемах взаимодействия детей с нарушениями развития в социуме: низком уровне развития социальной компетентности и коммуникативных навыков; отсутствии толерантного отношения нормально развивающихся детей к сверстникам, имеющим

проблемы в физическом и психическом развитии; большом количестве негативных форм поведения во взаимоотношениях детей с окружающими (конфликтность, агрессивность, демонстративность и др.); неготовности педагогов и родителей к общению с детьми, находящимися в интегра-тивной среде, их психологической поддержке.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность психологических проблем образовательной интеграции дошкольников, на базе МДОУ Детский сад комбинированного вида № 36 мы провели исследование социально-личностного развития дошкольников и реализовали инновационный образовательный проект «Формирование социальной компетентности старших дошкольников в условиях интегратив-ной среды» (руководитель — профессор Е. Е. Дмитриева).

МДОУ Детский сад комбинированного вида № 36 с 2007 года является экспериментальной площадкой департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации Нижнего Новгорода по проблеме социально-личностного развития старших дошкольников в условиях интегративной среды. Разработчиками инновационных идей стали педагоги МДОУ, объединенные в творческую группу.

Специфические особенности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения, на концептуальном уровне представлены в известных трудах Л. С. Выготского. По мнению ученого, важнейшим фактором развития ребенка как в онтогенезе, так и в дизонтогенезе является общение.

Физический или психический дефект создает почву для возникновения препятствий в общении ребенка с окружающими, установлении широких социальных связей,

При таких очевидных преимуществах образовательной интеграции, как расширение границ общения этих детей и их семей с социумом, обогащение сферы их социального развития, специалисты обращают внимание на проблемы формирования позитивной социальной ситуации их развития в условиях образовательной интеграции.

что является неблагоприятным фактором прежде всего личностного развития, усиливает, «питает» сам дефект. Своевременное и компетентное включение ребенка в систему коммуникативных отношений с учетом его коммуникативного опыта, актуальных и потенциальных индивидуальных особенностей развития его общения, взаимоотношений с окружающими, его социальной компетентности можно рассматривать в качестве важнейших условий процесса социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегративной среды. Такая среда расширяет границы общения этих детей и их семей с социумом, обогащает сферу их социального развития.

Однако немногочисленные исследования (Е. Е. Дмитриева, Ю. А. Ильина и др.) свидетельствуют о том, что без целенаправленного социального воспитания невозможно решать проблемы включения ребенка в окружающую среду. Инновационный проект «Формирование социальной компетентности старших дошкольников в условиях интегративной среды» предполагает создание в ДОУ педагогической атмосферы понимания и принятия детей с проблемами в развитии, предусматривает непрерывное психологическое сопровождение социально-личностного развития детей в условиях интегративной образовательной среды.

Цели и основные направления деятельности в рамках проекта: 3 коммуникативное развитие детей: формирование возрастных уровней общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

3 оптимизация межличностных отношений детей в условиях интегративной среды ДОУ;

3 формирование когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов социальной компетентности старших дошкольников;

Инновационный проект «Формирование социальной компетентности старших дошкольников в условиях интегративной среды» предусматривает непрерывное психологическое сопровождение социально-личностного развития детей в условиях интегративной образовательной среды.

3 оптимизация взаимоотношений и взаимодействий педагогов и родителей с детьми.

В рамках данных направлений были реализованы диагностический блок, позволяющий выявлять актуальные и потенциальные возможности социально-личностного развития детей, и коррекционно-раз-вивающий блок.

Коррекция межличностных отношений старших дошкольников в условиях интегративной среды.

Задачи: оптимизация межличностных отношений в группе, формирование доброжелательных отношений, коррекция негативных состояний в межличностном общении, формирование невербальных средств общения.

3 Диагностика межличностных отношений в группах, выявление структуры отношений, социометрического статуса воспитанников (методики «Поздравь товарища», «Два домика» и др.).

3 Реализация коррекционно-развива-ющих программ:

— оптимизации межличностных отношений в группе (Я. Коломенский);

— формирования доброжелательных отношений между дошкольниками (Е. О. Смирнова, Л. М. Шипицына);

— коррекции негативных состояний в межличностном общении: застенчивости, конфликтности, агрессивности, обидчивости, демонстративности (О. Е. Смирнова);

— преодоления барьеров в общении, снятия психологического напряжения, создания возможностей для самовыражения («Азбука общения» Л. М. Шипицыной, психогимнастика М. И. Чистяковой);

— овладения невербальными средствами общения (Л. М. Шипицына).

Коррекция коммуникативного развития детей (формирование возрастных уровней общения со взрослыми и сверстниками).

Задачи: расширение знаний о средствах общения и нормах взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; обогащение репертуара средств общения, а также мотивационно-потребностной сферы общения со сверстниками и взрослыми.

3 Диагностика ведущих форм общения со взрослыми, сверстниками:

— методика диагностики форм общения со взрослыми (М. И. Лисина, Е. Е. Дмитриева);

— методика диагностики ведущих форм общения со сверстниками (Е. О. Смирнова).

3 Реализация коррекционно-развива-ющих программ:

— формирования возрастных форм общения со взрослыми (Е. Е. Дмитриева);

— формирования возрастных форм общения со сверстниками (Е. О. Смирнова, Л. М. Шипицина).

Формирование когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов социальной компетентности.

Задачи: расширение знаний о социальном мире, о качествах окружающих и способах взаимодействия с ними; формирование навыков адекватного восприятия, понимания себя и сверстников, навыков гуманного взаимодействия, оценочной деятельности, нравственной саморегуляции, способности к ролевому поведению.

3 Диагностика и коррекция основных компонентов социальной компетентности (методика Е. О. Смирновой, Е. Е. Дмитриевой):

— когнитивного (социального интеллекта): знание норм поведения, средств осуществления совместной деятельности, способов решения проблемных ситуаций; способность оценить личностные качества сверстников и собственные, понимание внутренних причин поступков и отношений людей;

— эмоционального (эмоционального интеллекта): умение относиться к сверстнику как к равноценной себе личности, учет его эмоциональных состояний, желаний, интересов; эмоциональная идентификация с состоянием сверстника; проявление позитивных эмоций, просоциального поведения во взаимоотношениях с окружающими;

— поведенческого: объективная оценка себя и сверстника, контроль над сво-

ими эмоциями и поведением, способность к ролевому поведению.

3 Реализация программы формирования у детей социального и эмоционального интеллекта, а также ролевого поведения (Е. Е. Дмитриева).

Оптимизация общения педагогов с детьми.

Задачи: овладение техникой психологической поддержки ребенка, приемами общения с детьми.

3 Диагностика родительского отношения (методика А. Л. Варга, В. В. Столина), диагностика моделей родительского воспитания («Карта наблюдения» Ч. Осгуда, «Кинетический рисунок семьи»).

3 Реализация программ оптимизации родительско-детских отношений (практикум овладения техниками рефлексивного слушания О. В. Булатова, «я-сообщений» Ю. Б. Гипенрейтер).

Оптимизация общения родителей с детьми.

Задачи: овладение техникой психологической поддержки ребенка, приемами общения с детьми, повышение уровня их психолого-педагогической компетентности.

3 Диагностика стилей взаимодействия с детьми (схема анализа обращений А. Фландерса, Т. И. Чирковой).

3 Реализация программ эффективного общения с детьми (Р. В. Овчарова, Ю. Б. Гиппенрейтер), развития сотрудничества в процессе обучения и воспитания (Л. М. Шипицина).

Коррекционно-развивающая программа, реализуемая в ДОУ и направленная на преодоление социально-личностного недоразвития детей, была выстроена нами на основе следующих принципов.

3 Единство диагностического и кор-рекционного подходов к осмыслению специфических особенностей психического развития ребенка как основополагающий принцип. Выявленные нами посредством

Оптимизация общения родителей с детьми предполагает овладение техникой психологической поддержки ребенка, приемами общения с детьми, повышение уровня психолого-педагогической компетентности.

диагностического эксперимента уровни развития социальной компетентности, индивидуальные варианты ее развития у детей послужили основой для целенаправленной постановки задач и определения средств коррекционно-развивающей работы, их индивидуализации по отношению к проблемным детям.

3 Ориентация на возрастную норму развития. При этом мы рассматриваем ее как некий эталон, позволяющий видеть оптимальный уровень развития ребенка и, отталкиваясь от него, градуировать и оценивать потенциал его развития: зоны актуального и ближайшего развития. В качестве возрастных нормативов мы рассматривали качественные характеристики развития основных компонентов социальной компетентности дошкольников, апробированные Е. О. Смирновой, а также требования проекта стандарта дошкольного образования к социально-личностному развитию воспитанников ДОУ.

3 При определении конкретных задач психологической коррекции, а также ее средств мы опирались на теоретические положения Л. С. Выготского о создании зоны ближайшего развития в деятельности и на ее основе — развитии личности ребенка в качестве основного содержания кор-рекционной работы. В связи с этим психолого-педагогическая коррекция, по нашему мнению, должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста.

3 Деятельностный принцип коррекции означает, что главным способом коррек-ционно-развивающих воздействий на ребенка является организация его активного отношения к деятельности вообще и общению со сверстниками и взрослыми в частности: поведение ребенка должно быть

Коррекционная работа с детьми должна строиться на основе учета индивидуальных особенностей сформированности на момент начала коррекции составляющих социальной компетентности, а также потенциала ее возможной динамики в социальном развитии.

мотивированным с позиций общепринятых норм и правил и не должно быть ситуативно обусловленным по содержанию. Обусловленность должна определяться соответствующей возрасту социальной компетентностью ребенка.

3 Основная стратегия социально-личностного развития дошкольников — формирование общности с окружающими и возможность видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность понять другого являются фундаментом нравственного отношения к людям, порождающего сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

В этой связи цель социально-личностного развития детей при реализации всех парциальных программ развития и коррекции негативных форм поведения — преодоление внутренней изоляции ребенка, формирование направленности на других, способности понимать другого, гуманного отношения, просоциального поведения на основе сопереживания и сорадова-ния партнеру.

3 Коррекционная работа с детьми строилась на основе учета индивидуальных особенностей сформированности на момент начала коррекции составляющих социальной компетентности, а также потенциала ее возможной социальной динамики. Особое внимание было уделено детям, имеющим низкий уровень развития всех основных компонентов социальной компетентности, проявляющим равнодушие к социальным проблемам и неспособность к сопереживанию сверстнику, к нравственной саморегуляции; детям с проблемными формами поведения (агрессивность, конфликтность, обидчивость и др.). Этим детям необходимы дополнительные индивидуальные и подгрупповые занятия, позволяющие установить с ними оптимальный личностный контакт, многопланово включить их во взаимодействие с ровесниками с учетом актуальных и потенциальных возможностей социально-личностного развития этих детей.

3 Коррекционно-развивающая работа с детьми была организована на основе строжайшего дозирования времени групповых и индивидуальных занятий, чтобы не допустить физических и психических перегрузок; чередования видов деятельности, разнообразия форм проведения занятий различными специалистами.

Ожидаемые результаты реализации инновационного образовательного проекта следующие:

3 создание пространства продуктивного общения и сотрудничества детей и взрослых;

3 повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, других специалистов, родителей; осознание своей позиции по отношению к детям, рефлексия взаимоотношений с ребенком, овладение приемами и техниками общения с детьми;

3 создание модели взаимодействия специалистов при реализации программ социально-личностного развития детей;

3 развитие социального интеллекта дошкольников;

3 организация возрастных форм общения со взрослыми и сверстниками;

3 формирование отношения к сверстнику как к субъекту взаимодействия, проявление гуманного отношения к нему, развитие просоциального поведения;

3 готовность детей к реализации ролевого поведения на основе осознания социальной позиции.

Выполненное нами теоретико-экспериментальное исследование позволяет сформулировать следующие выводы. С определенной долей уверенности можно отметить, что социально-личностное развитие детей (высокий уровень коммуникативного развития, социальной компетентности, навыков и умений межличностного взаи-

модействия со сверстниками) является определяющим фактором оптимизации процесса адаптации детей в условиях интег-ративной среды ДОУ. Это связано с формированием у детей социального и эмоционального интеллекта, со способностью осознавать свою ролевую позицию в межличностных отношениях и соответствующим образом организовывать свое поведение.

Результаты исследования подтвердили объективную значимость нашего теоретико-методического проектирования коррекционно-развиваю-щей программы, по итогам реализации которой мы зафиксировали значительные возрастные достижения детей с ЗПР в социально-личностном развитии, нормально развивающихся детей — в реализации толерантного отношения к сверстникам, имеющим проблемы в развитии.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в условиях интегра-тивной среды ДОУ предполагает изменения не только в содержании образования, но и в организации процесса жизнедеятельности детей, управления ДОУ.

Внедрение результатов исследования в практику работы с детьми в рамках проводимого эксперимента убедительно показало, что разработанные программы диагностики и коррекции социально-личностного развития детей в условиях ин-тегративной среды образовательного учреждения при достаточной профессионал ь-ной подготовке педагогов и других специалистов могут быть использованы в педагогической работе с дошкольниками в условиях образовательной интеграции.

Выполненное нами теоретико-экспериментальное исследование показало, что социально-личностное развитие детей является определяющим фактором оптимизации процесса адаптации детей в условиях интегративной среды ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Дмитриева, Е. Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 6.

2. Ильина, Ю. А. Исследование взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной умственной отсталостью в условиях интегративной среды / Ю. А. Ильина // Дефектология. — 2007. — № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Коробейников, И. А. Нарушение развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. — М., 2002.

4. Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 2.

5. Шматко, Н. Д. Подходы к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2009. — № 1.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ

О. А. ФИЛАРЕТОВА, учитель-логопед высшей категории МДОУ Детский сад комбинированного вида № 36 Н. Новгорода mdou36@mail.ru

В статье представлен опыт реализации в МДОУ № 36 комбинированного вида программы формирования социальной компетентности детей. Автор знакомит читателей с опытом взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ в области психолого-педагогического сопровождения социально-личностного развития детей в условиях интегративной среды ДОУ.

The article represents the experience of realization the program of forming the children's social competence in the preschool educational institute № 36 of the combined type. The author introduces to the readers the way specialists and the preschool's teachers cooperate in the field of psychological / pedagogical support of the children's social / personal development in the context of preschool's integrative environment.

Ключевые слова: взаимодействие специалистов, социализация, карта индивидуального развития, психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальный и дифференцированным подход в работе с детьми

Key words: cooperation of specialists, socialization, the card of individual development, psychological / pedagogical support, individual and differentiated approach in the work with children

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.