Научная статья на тему 'Коррекция агрессивных форм поведения детей, воспитывающихся в условиях интегративной среды ДОУ'

Коррекция агрессивных форм поведения детей, воспитывающихся в условиях интегративной среды ДОУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНОЕ И НЕКОНСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / METHODS AND TECHNIQUES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR'S CORRECTION / EMOTIONAL / BEHAVIORAL DISTURBANCES / CONSTRUCTIVE AND UNCONSTRUCTIVE BEHAVIOR / AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьева И. Е.

В статье представлен опыт реализации в МДОУ № 36 комбинированного вида программы формирования у воспитанников социальной компетентности. Автор знакомит читателей с опытом диагностики и коррекции агрессивных форм поведения в межличностных взаимоотношениях старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников - воспитанников группы комбинированной направленности ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correction of aggressive forms of behavior of children educated in the context of preschool integrative environment

The article describes the way municipal preschool educational institute № 36 of the combined type realizes the program of forming of the pupils' social competence. The author introduces the experience of diagnostics and correction of the aggressive forms of behavior in the interpersonal relationship between pupils of the combined group: the senior preschool children with mental retardation and those with the norm of development.

Текст научной работы на тему «Коррекция агрессивных форм поведения детей, воспитывающихся в условиях интегративной среды ДОУ»

ЛИТЕРАТУРА _

1. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативное развитие детей с задержкой психического развития: диагностика и коррекция / Е. Е. Дмитриева. — Н. Новгород, 2004.

2. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза / Е. Е. Дмитриева. — Н. Новгород, 2004.

3. Ильина, Ю. А. Исследование взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной умственной отсталостью в условиях интегративной среды / Ю. А. Ильина // Дефектология. — 2007. — № 4.

4. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М., 2003.

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОЙ СРЕДЫ ДОУ

И. Е. ВОРОБЬЕВА, воспитатель комбинированной группы МДОУ Детский сад комбинированного вида № 36 Н. Новгорода mdou36 @mail.ru

В статье представлен опыт реализации в МДОУ № 36 комбинированного вида программы формирования у воспитанников социальной компетентности. Автор знакомит читателей с опытом диагностики и коррекции агрессивных форм поведения в межличностных взаимоотношениях старших дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников — воспитанников группы комбинированной направленности ДОУ.

The article describes the way municipal preschool educational institute № 36 of the combined type realizes the program of forming of the pupils' social competence. The author introduces the experience of diagnostics and correction of the aggressive forms of behavior in the interpersonal relationship between pupils of the combined group: the senior preschool children with mental retardation and those with the norm of development.

Ключевые слова: конструктивное и неконструктивное поведение, агрессивность, методы и приемы коррекции агрессивного поведения, эмоционально-поведенческие нарушения

Key words: constructive and unconstructive behavior, aggressiveness, methods and techniques of aggressive behavior's correction, emotional / behavioral disturbances

В образовательных учреждениях комбинированного вида, по мнению ведущих специалистов в области кор-рекционной педагогики, создаются благоприятные условия для реализации доступных каждому ребенку моделей интеграции. В нашем учреждении воспитываются нормально развивающиеся дети и дети с ЗПР (группа комбинированной направленности), а также дети с нарушениями речи (группа компенсирующей направленности).

Опыт работы в группах комбинированной направленности ДОУ свидетельствует о многочисленных проблемах, возникающих в процессе общения детей между собой, — недостаточной эмоциональной чувствительности, отсутствии интереса к сверстнику, неумении сотрудничать с партнером, негативных поведенческих проявлениях во взаимоотношениях с окружающими и др.

В настоящей статье представлен практический опыт диагностики и коррекции агрессивных форм поведения детей, воспитывающихся в группе комбинированной направленности МДОУ № 36. Данная работа осуществляется в рамках проекта «Формирование социальной компетентности старших дошкольников в условиях ин-тегративной среды ДОУ» под руководством доктора психологических наук, профессора Е. Е. Дмитриевой.

Агрессивность в любом ее проявлении изначально является сложным деструктивным компонентом в межличностных отношениях дошкольников. Особенно она влияет на общение детей с разными уровнями психического развития (нормальным и с ЗПР), воспитывающихся в одной группе. Высокий уровень агрессивных проявлений создает постоянную тревожность в детском коллективе, снижает эмоциональный комфорт и не позволяет организовать необходимые условия для реали-

Агрессивность в любом ее проявлении изначально является сложным деструктивным компонентом в межличностных отношениях дошкольников, особенно влияя на общение детей с разными уровнями психического развития (нормальным и с ЗПР), воспитывающихся в одной группе.

зации успешного педагогического процесса. Как эффективно скорректировать агрессивно-поведенческие отклонения у детей, не причиняя им психологического вреда и эмоционального дискомфорта? Как помочь им стать дружелюбными, отзывчивыми и общительными? Ответами на эти вопросы могут стать результаты проведенной нами работы, включающей в себя диагностику и коррекцию агрессивно-поведенческих нарушений у детей группы комбинированной направленности.

На первом этапе работы мы конкретизировали проблему и определили основные причины ее возникновения. Отдельные эпизоды, единичные случаи проявления агрессивного поведения при грамотной реакции педагога не так страшны. Конкретный проступок можно подать как отрицательный пример, акцентируя внимание на его последствиях и внешней реакции окружающих, не вызывая субъективного отношения к «автору». Как показывает практика, этого бывает достаточно для воспитательного воздействия и сохранения статуса ребенка в детском коллективе. Однако систематические эмоционально-поведенческие нарушения могут значительно влиять на психологический климат в группе и нуждаются в комплексном педагогическом воздействии.

Реальную картину межличностных отношений позволяет увидеть комплексная диагностика, проведенная нами по двум направлениям — выявление объективной картины межличностных отношений внутри группы исследуемых детей и изучение субъективных аспектов отношений одного ребенка к другому [6]. Диагностические методы и инструментальные методики представлены в таблице 1 на с. 47.

Количественные результаты обработки данных (доли, проценты) в настоящей статье приводить нецелесообразно, так как процесс диагностики очень длительный и представляет собой труд всей нашей творческой группы. В результате проведенной работы был установлен факт наличия ведущего агрессивно ориентированного типа

Таблица 1

Методы диагностики межличностных отношений старших дошкольников

Межличностные отношения Методы диагностики Направление (объект) исследования Методики, используемые при проведении диагностики

Объективные 3 Социометрия 3 Метод наблюдений 3 Метод проблемных ситуаций 3 Выявление статуса ребенка в группе (степень популярности или отверженности) и избирательных предпочтений детей 3 Оценка реальной картины взаимоотношений детей в деятельности различных видов 3 Оценка действий ребенка в реальных и искусственно созданных ситуациях выбора 3 «Капитан корабля», «Два домика», метод вербальных выборов 3 Непосредственные наблюдения за ребенком в условиях повседневной жизни 3 Метод М. Э. Вайнера, «Строитель», «Мозаика»

Субъективные 3 Социальный интеллект 3 Эмотивность 3 Оценка действий ребенка в проблемной ситуации в проективной форме, его общая ориентация в социальной действительности 3 Оценка отзывчивости и чувствительности ребенка к окружающему миру, переживаниям других людей 3 Субтест Д. Векслера «Понятливость» 3 Проективная методика «Картинки», беседы 3 Тест Розенцвейга, наблюдение за эмоциональными реакциями детей при чтении художественной литературы

поведения. Полученные данные определили задачи дальнейшей работы:

3 формирование доброжелательных отношений в группе;

3 коррекция агрессивности в межличностном общении;

3 преодоление барьеров в общении, снятие психологического напряжения, создание возможностей для самовыражения;

3 овладение невербальными средствами общения.

Исходя из результатов диагностики, бесед с детьми, опросов родителей, личных наблюдений в процессе работы, мы определили предполагаемые основные причины повышенной агрессивности исследуемой группы детей. Самыми значимыми, на наш взгляд, являются следующие.

3 Недостаточная двигательная активность. Данному возрасту свойственна высокая физическая активность. Разумно удовлетворить ее возможно посредством правильной физической нагрузки — организованных подвижных, спортивных игр и т. д. Однако нередко стремление к двигательной активности не поддержива-

ется или ограничивается взрослыми. Ее недостаток или ограничение приводит к периодическому выбросу накопившейся энергии посредством агрессии.

3 Особенности семейного воспитания. В результате диагностики, которую проводил педагог-психолог, опросов и анкетирования, личных бесед выяснилось, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей, не могут объективно оценить проблемы своего ребенка. Некоторые родители считают, что их дети не испытывают особых проблем, других не интересует, чем с ребенком занимаются педагоги. В ряде семей требования к ребенку завышены, его постоянно сравнивают с другими, более «успешными» детьми.

3 Состояние депривации и фрустрации. Наблюдения за поведением детей, беседы с ними показали их готовность проявлять агрессию в состоянии растерянности и тревожности.

3 Наличие образцов агрессивного поведения. Дети нередко используют в речи агрессивные формы, позаимствованные с

Таблица 2

экранов телевизоров либо у старших детей: «За слова ответишь!», «Не гони волну!»; копируют в играх действия отрицательных героев (монстров, трансформе-ров, мумий), выбирают агрессивные темы для сюжетно-ролевых игр («стрелялки», аварии, разрушения); подражают отрицательным поступкам своих сверстников, пользующихся авторитетом.

3 Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков. Наблюдения за поведением детей в конфликтных ситуациях показывают их неумение самостоя-

тельно разрешать споры и конфликты. Отметим низкий уровень развития отзывчивости, взаимопонимания, способности к эмпатии. Недостаточные знания об окружающем мире замещены малоценными сведениями из телепередач и низконравственных мультфильмов. Эта причина детской агрессивности показалась нам наиболее проблематичной и объемной в плане коррекции.

Разработанный нами комплекс методов и форм коррекции агрессивного поведения приводится в виде таблицы 2.

Система коррекции агрессивного поведения старших дошкольников

Причины агрессивного поведения Задачи коррекции Методы и формы коррекции

Недостаток двигательной активности 3 Снятие мышечной усталости и эмоционального напряжения 3 Обеспечение достаточной двигательной и физической нагрузки 3 Динамические разминки или физкультминутки во время занятий 3 Тренировка отдельных групп мышц тела («Сосулька», «Шалтай-Болтай» и др.) 3 Подвижные игры без элементов силовых контактов («Поймай дракона за хвост», «Иголка и нитка», «Ловишки» и др.) 3 Эстафеты с элементами спортивных игр на общий командный результат 3 Трудотерапия 3 Музыкотерапия

Особенности семейного воспитания 3 Выявление особенностей семейного воспитания 3 Оказание помощи родителям в проблемных вопросах взаимоотношений с детьми 3 Проведение консультаций специалистов (психологов, дефектологов) с целью разъяснения особенностей развития детской психики 3 Подбор для родителей психолого-педагогической популярной литературы по интересующим вопросам 3 Проведение с детьми сюжетно-ролевых игр по тематике «Семья» 3 Организация акции «доброй помощи» младшим детям 3 Осуществление разнообразных совместных мероприятий с участием детей и родителей: чаепития, посиделки, походы в театры и т. д. 3 Организация выставок семейных работ (рисунков, поделок) 3 Изготовление подарков родителям по какому-либо поводу или без него

Повышенная тревожность и состояние растерянности (состояние депривации и фрустрации) 3 Выявление источников депривации и фрустрации 3 Снижение степени тревожности и устранение источников фрустрации 3 Тесты-рисунки и беседы с детьми 3 Этюды на выражение страхов и тревожности («Страшная маска») 3 Упражнение «Посадим гадкое и неприятное в клетку» (изотерапия) 3 Смехотерапия (придание источнику тревожности смешного образа) 3 Игры и задания с заведомо успешным результатом для повышения самооценки 3 Психогимнастика для тренировки психической произвольности (развитие самоощущений, самопонимания) 3 Задания для снижения гипертрофированной самооценки (решение задач повышенной сложности, требующих совместных действий и помощи окружающих)

Наличие образцов агрессивного поведения 3 Нейтрализация образцов агрессивного поведения 3 Формирование по- 3 Беседы с родителями о предпочтениях детей (телевизор, компьютер, литература, игрушки); консультации с родителями 3 Психогимнастика с целью формирования позитивной модели поведения и осознания отрицательных проявлений в своем поведении

Окончание табл. 2

Причины агрессивного поведения Задачи коррекции Методы и формы коррекции

Наличие образцов агрессивного поведения нятий о правильном поведении 3 Создание «антиагрессивной» среды в группе 3 Арт-терапия (драматические сценки с ролями позитивной силовой характеристики) 3 Чтение художественных произведений с обсуждением моральных качеств героев

Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков 3 Развитие и коррекция познавательной сферы психики 3 Обогащение игрового опыта 3 Развитие навыков общения и позитивного отношения к окружающим 3 Дидактические и развивающие игры для улучшения сенсорного восприятия 3 Коммуникативные игры и задания («Лего», «Строитель», совместные рисунки) 3 Игры на мимическое и пантомимическое самовыражение («Глухая бабушка», «Вот он какой» и т. д.) 3 Психогимнастика на произвольное переключение эмоциональных ощущений 3 Обучение приемам саморасслабления и релаксации; пальчиковая гимнастика и самомассаж 3 Обучение приемам выхода из состояния внутреннего напряжения («Мешочек для крика», «Подушка для битья» и др.) 3 Сотрудничество и взаимопомощь воспитанников в различных видах деятельности 3 Система занятий по развитию навыков общения, преодолению барьеров в общении и совершенствованию психических процессов (памяти, внимания и др.)

Коррекцию агрессивности необходимо осуществлять в течение всего дня как в ситуациях свободной деятельности, так и посредством специально организованных занятий. Методика и структура проведения занятий ориентированы на решение задач развития и коррекции эмоционально-личностной и познавательной сфер психики, а также обучение приемам мышечной и эмоциональной релаксации (переключение с активных процессов на процессы торможения и расслабления) [6]. Продолжительность занятий гибко варьируется педагогом в зависимости от состояния детей. Если уровень внимания, интереса высок, сохраняется целевая направленность занятия, то его продолжительность может быть увеличена с 15—20 до 40 минут.

От проводящего занятие педагога (психолога или воспитателя) требуются артистичность и эмоциональность. Его позитивное настроение заряжает детей и настраивает их на занятие. Ведущий наравне с

детьми выполняет все движения, демонстрируя навыки контроля за двигательной и эмоциональной активностью, позволяя детям посредством подражательного повторения всех действий испытать разнообразные мышечные ощущения и научиться различать и сравнивать их. Одновременно педагог осуществляет наблюдательные и режиссирующие функции, с помощью комментариев активизируя фантазию детей, помогая вербальному осознанию эмоционально-мышечных ощущений. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми [7]. Наблюдения детей за игровым поведением педагога помогают им запомнить и правильно локализовать свои ощущения.

Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми предполагает фронтальное (групповое) занятие один раз в неделю и подгрупповые занятия два раза

в неделю. При этом количество детей в группе — не более восьми человек, в подгруппе — два-четыре ребенка.

Структура занятия имеет две части. Сначала проводится разминка, цель которой — вызвать интерес к предстоящей работе, активизировать мыслительные процессы и мышечный тонус ребенка. В качестве разминки используются упражнения и игры малой подвижности: «Запретное движение», «Летает — не летает», «Четыре стихии», «Повтори ритм» и т. д. Начиная с разминки, действует запрет на речевое общение. Вербальными остаются только указания воспитателя.

Следующая часть занятия направлена на эмоционально-мышечное развитие. При

ЛИТЕРАТУРА _

подборе игр и заданий учитывается тенденция к усложнению задач — от мимических этюдов до коммуникативных игр с установкой на общий результат, требующих совместного слаженного взаимодействия. В занятия включаются задания на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, логического мышления.

Эффективность коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей, воспитывающихся в интегрированной группе, осуществляемой в рамках реализации проекта «Формирование социальной компетентности старших дошкольников в условиях интегра-тивной среды ДОУ», подтверждается промежуточной диагностикой, проведенной по указанным выше методикам.

1. Аралова, М. А. Справочник психолога ДОУ / М. А. Аралова. — М. : ТЦ «Сфера», 2007.

2. Бенилова, С. Ю. Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 1.

3. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативное развитие детей с задержкой психического развития: диагностика и коррекция / Е. Е. Дмитриева. — Н. Новгород, 2004.

4. Дмитриева, Е. Е. Проблемные дети. Развитие через общение : пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей / Е. Е. Дмитриева. — М. : АРКТИ, 2005.

5. Попова, О. М. Технология коррекции отклонений в эмоционально-нравственном развитии дошкольников / О. М. Попова, Т. В. Семеновских, Ю. М. Едиханова. — Шадринск, 2008.

6. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М., 2003.

7. Шорохова, О. А. Играем в сказку / О. А. Шорохова. — М., 2007.

С ~I ^

В 2010 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышла в свет книга:

Развитие системы профессионального образования Нижегородской области: современная практика / Научные редакторы: Л. Н. Казакова, Л. Н. Шилова

В сборник включены материалы «Методического вестника» — научно-методического издания факультета профессионального образования ГОУ ДПО НИРО, издаваемого кафедрой теории и методики профессионального образования, а также статьи и материалы сотрудников факультета профессионального образования, специалистов и руководителей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, экспериментальных площадок факультета. Материалы отражают актуальные проблемы развития системы профессионального образования, представляют передовой педагогический опыт. Сборник статей адресован руководителям и специалистам учреждений начального и среднего профессионального образования.

Ч___У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.