УДрЩТЦЯЦ
Д. В. Борисенко
Реализация инновационно-коммуникативного спектра технологий в процессе изучения специальных дисциплин при профессиональной подготовке инженера-дизайнера
Инновационные технологии расширяют возможности использования новых технических и методологических разработок в учебном процессе. Особая роль в кардинальных образовательных изменениях принадлежит именно современным информационно-коммуникативным технологиям. Они открывают новые потенциалы и путь к виртуальному образовательному развитию. В статье рассмотрен конкретный пример использования информационно-коммуникативного компонента при изучении специальных дисциплин в подготовке инженера-дизайнера. Представляется инновационная комбинаторная учебно-методическая модель с информационно-коммуникативной поддержкой и ее возможности перспективного внедрения.
Показано, что новые образовательные технологии эффективны по многим направлениям: дают возможность преподавателям совершенствовать монотонное изложение лекций; переводят основную активность с преподавателя на студента; способствуют "включению" субъекта образовательного процесса в решение учебных задач; вносят дополнительный методический эффект при разработке преподавателем новых образовательных элементов и комплексов; повышают содержательный компонент и формы взаимодействия субъектов учебного процесса.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, виртуальные технологии, комбинаторная учебно-методическая модель, инновации, информационно-коммуникативный компонент, контент, инженер-дизайнер
D. V. Вoгisenko
Realization of innovative and communicative range of technologies in studying of special disci plines at vocational training of the engineer-designer
Innovative technologies expand possibilities of use of new technical and methodological development in educational process. The special role in cardinal educational changes belongs to modern information and communicative technologies. They open new potentials and a way to virtual educational development. In article a concrete example of use of an information and communicative component is reviewed when studying special disciplines in training of the engineer-designer. The innovative combinatory educational and methodical model with information and communicative support and its possibilities of perspective introduction is represented.
It is shown that the new educational technology is effective in many ways: give teachers the opportunity to improve monotonous lectures; translate the main activity from the teacher to the student; promote "inclusion" of the subject of the educational process in the solution of educational problems; contribute additional methodological effect during the development of the new teacher education elements and systems; increase meaningful component and forms of interaction of subjects of the educational process.
Keywords: information and communicative technologies, virtual technologies, combinatory educational and methodical model,innovations,information and communicative component, content, engineer-designer
"нфорМаЦиопно-кОиМунИкативные Ртх^ нологии являются на сегодня наиболее популярным инновационным средством среди педагогов и методистов [1]. Они с каждым годом все больше расширяют свое многообразие и понижают уровень технической доступности для открытия пути больше-¡му использованию. Большинство из них имеют, конечно, коммерческий характер, но это не мешает их широко использовать в образовательном пространстве на бесплатной основе, популяризации продукции больших корпораций и включение современных достижений в учебный процесс.
Каждая технология имеет первоначальную четкую сферу использования, но эта граница в современных информационных и коммуникационных условиях может постепенно расширяться, в том числе и до образовательного пространства. Информационно-коммуникативные учебные комплексы являются неоценимым помощником педагогов в формировании нового учебно-методического обеспечения. Они могут объединять в себе несколько простых информационно-коммуникативных привычных средств современного компьютерного пользователя. Таким образом, каждый преподаватель может под конкретную учебную ситуацию создавать авторские комбинаторные инновационные учебно-методические решения с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
В современном образовательном пространстве осуществляются многовекторные изменения, одним из которых является формирование новой парадигмы образования, «инструмента социального благополучия» [2, с. 3]. Она должна решить проблематичность существующей образовательной системы, которая находится на «переломе» традиционной и новой учебно-методических моделей. Безусловно, традиционное техническое обеспечение не может в полной мере обеспечивать современный информационный учебный поток, который дополняется новыми виртуальными возможностями программных продуктов и аппаратного обеспечения [5].
Уже становится закономерным приход новой стадии информационно-коммуникативного перевооружения образовательного плацдарма для выпуска современных профессионалов после широкомасштабного компьютерного обеспечения, компьютеризации учебных аудиторий или создания отдельных специализированных ¡учебных аудиторий. Это позволило уже сегодня активно внедрять новые разработки в образовании, в то числе в профессиональной подготовке студентов в высших учебных заведениях. Именно высшие учебные заведения являются первыми в осуществлении информационно-коммуникативного инновационного внедрения и использования учебно-методических вариатив-
ных интерактивных комплексов и расширения роли дистанционного обучения. Преподавателями данных учебных заведений развиваются авторские интенсивные пути привлечения инновационных образовательных технологий, на базе имеющегося обновленного технического обеспечения учебных аудиторий. Уже учебные презентации стают привычным динамичным «заменителем» традиционных статичных плакатов. Они представляют более обширную информационную составляющую об изучающемся процессе, явлении, ситуации, действии или конкретном предмете.
Особые информационно-коммуникативные технологии требуют наиболее важный цикл учебных дисциплин — специальные дисциплины. Они имеют наибольшую предметную специфику и объемный профессиональный содержательный компонент, формируют необходимые профессиональные умения и навыки, дают исчерпывающие технические и методологические знания. Но, как и во многих учебных планаЩ дисциплин, в ходе учебных курсов постоянно не хватает учебного времени для рассмотрения проблемных моментов, связанных с неполным аудиторным рассмотрением учебных тем и заданий. Дополнительно необходимо также учитывать субъективный фактор восприятия учебной информации, темп изложения, постоянная корректировка педагогом в ходе учебного курса для полного обхвата заложенного содержательного компонента, в рамках выделенного для этого учебного времени. Поэтому, учебный процесс педагогом рассматривается как постоянный «образовательный вектор» для достижения поставленных целей, изложения всего объема учебной информации в ходе четкой логичной поэтапной процедуры учебного процесса с запланированными средствами и методами.
Новые образовательные технологии на базе информационно-коммуникативного обеспечения дают иную, более расширенную образовательную структуру. Она характеризуется открытостью, доступностью, технологичностью, а также информативностью и предоставлением новых условий учебной коммуникации. Можно, конечно, разрабатывать более новые технологии, но это не первоочередная задача педагога. Во-первых, каждая новая технология — это новая стадия технического развития, которая должна реализоваться педагогом совместно с компьютерными специалистами, либо полностью осуществляться последними по разработанной и предложенной теоретической методологической модели осуществления инновационного образовательного процесса. Во-вторых, на сегодня уже существует многообразие технологий и технических решений, которые легко возможно педагогом реализовать в образовательном пространстве. Именно второму альтернативному пути в основном и посвящена данная статья.
Для ^боЛвшеи' 'конкретности реЗлйЗ'йЦии образовательных инноваций будет рассмотрено на рримере подготовки инженеров-дизайнеров, ¡специалистов одновременно в двух профессиональных направлениях — техническом (как инженер) и творческом (как дизайнер).
Инженерная подготовка включает в себя очень сложный и нагруженный учебный процесс, с множеством учебных дисциплин, как общего цикла подготовки, так и специальных дисциплин. Именно на специальный цикл возлагается базовая составляющая профессиональной подготовки, формирование важных компетенций современного специалиста. Подготовка инженера-дизайнера имеет еще более сложную образовательную структуру, в которой переплетаются два выше уже упомянутых направления — технического и творческого. Они взаимосвязаны между собой и требуют более тщательного педагогического подхода в обеспечении учебного процесса, выбора инновационных методологических и технических решений [3].
В процессе изучения специальных дисциплин «Основы формообразования» и «Компьютерный дизайн» в профессиональном цикле подготовки инженера-дизайнера в ходе научно-исследовательской работы преподавателей кафедры «Технологий и дизайна» Украинской инженерно-педагогической академии было реализована инновационная экспериментальная образовательная стратегия. С использованием существующей методологии изложения данных специальных дисциплин дополнительно вводились новые коммуникационные дистанционные средства взаимосвязи со студентами, самостоятельная практическая работа внеаудиторное время, привлечение студентов к факультативу для более полного рассмотрения содержательного компонента изучаемых учебных дисциплин, решение новых задач комплексно в учебном коллективе. Также активно включалось использование нового технического обеспечения, выполнение практических и лабораторных заданий в современных целевых программных продуктах.
Главной особенностью экспериментального внедрения образовательной инновации в ходе курса специальных дисциплин было постепенное наращивание информационно-коммуникативного комплекса обеспечения учебного процесса и переход к дистанционной самостоятельной работе студентов. Среди основных задач стояло создание совершенной и современной для конкретной учебной группы образовательной коммуникации. Она включала как привлечение активных аудиторного взаимодействия, создания повышенного влияния на учебную организацию студента и контроль его успеваемости преподавателем, предоставление возможности дополнительного ознакомления и выполнения учебных заданий, участвуя в плодотворной деятельности специально организованного факультатива.
При изложении учебного материала и проведения лабораторных и практических работ, которые занимают большую часть выделенного учебного времени на изучение, использовались привычные средства современной коммуникации — средства Интернет-технологий, среди которых: почтовый ящик и осуществление веб-пересылки, создание образовательных и факультативных блогов преподавателя, проведения вебинаров и много другое. Постепенно осуществлялся переход от простых и широко распространенных средств к более специальным, для образовательного контента. Они содержат, как унифицированные традиционные параметры взаимосвязи, создания возможности учебного обмена информационным потоком, представление презентаций, учебных видеороликов, так и специальные возможности авторского внесения в веб-режим образовательного процесса. Последний параметр включает реализацию методологической компоненты с техническим обеспечением и работой педагога в тесной взаимосвязи с компьютерными специалистами, программистами и разработчиками веб-приложений.
Кроме инженерной подготовки, которая, безусловно, требует формирования современного информационного контента, технического наращивания, использования нового оборудования, технологий и методологий изготовления промышленного продукта, существенные преобразования выдвигаются и к творческой составляющей подготовки инженера-дизайнера. Именно она формирует у каждого студента индивидуальную особенность осуществления проектной деятельности, своего будущего профессионального подхода к дизайнерской деятельности и созданию дизайн-проектов и дизайн-продуктов.
За короткое время обучения в высшем учебном заведении преподавателю необходимо стараться передать важный «багаж» знаний, осуществить формирование у студентов профессиональных умений и навыков. Но это на сегодня отходит на вторую позицию в достижении образовательных целей, а первое место занимает передача «механизма приспособления» к реальным условиям профессиональной деятельности», которая постоянно меняется, повышая уровень технического, программного, информационного блока и др. Студент должен получить способ для самостоятельного нахождения необходимой информации с профессиональной точки зрения. Уже нет возможности полностью охватить весь информационный поток, а акцент переводится на комплексные визуальные и коммуникативные структуры.
Для инженера-дизайнера на сегодня это возможно за счет современных информационных и коммуникативных технологий, которые открывают доступ для более широкой и открытой системы знаний, уже существующих методик
и технологий, проектов, а также дает возможность интернационального общения с исследователями, разработчиками, профессионалами в проектной деятельности. Международный обмен опытом стает важной составляющей современного образовательного пространства и представляет новую уже доступную сферу профессиональной подготовки. Он также вносит огромный вклад в творческую реализацию студенческих проектов, возможного осуществления совместных проектов в дистанционном режиме. Но это пока менее широко распространяется, чем дистанционная внутривузовская организация учебного процесса, которая все больше расширяется с привлечением все новых средств обеспечения.
Дистанционная учебная коммуникация стает незаменимым средством в организации лабораторных и практических работ, выполнение которых может переноситься с аудиторного времени на дополнительную свободную самостоятельную работу студентов в домашних условиях. За счет удаленного помощника, которым выступает преподаватель, данная активная форма ни чем не уступает традиционным формам и даже имеет более прогрессивные векторы творческого саморазвития [4]. Коллективная деятельность в аудитории при выполнении заданий в творческом векторе имеет ряд, как позитивных, так и негативных моментов. Так, среди позитивных: быстрота нахождения решения, альтернативных вариантов, создание творческих групп, в которых распределяются роли при генерации новых идей, разработке и технической обработке, простота составления документации и др. Среди негативных можно выделить: неравномерную нагрузку на всех студентах, выполнение большинства работы незначительной частью группы студентов. Таким образом, получаем: одна часть студентов, которые активно принимаю участие в выполнении учебных заданий, имеет сформированные профессиональные умения и навыки, а другая — имеет «пробелы» в общей структуре выполнения задач и операций. Все это возможно предотвратить, используя современные информационно-коммуникативные технологии, но не исключает традиционные аудиторные формы взаимодействия преподавателя со студентами как главного элемента структурной образовательной модели. Новые инновационные технологии стают дополнением, а не замещением уже сформированной образовательной системы. Они должны стать головным помощником преподавателя по вхождению в современное информационное пространство.
Новые образовательные технологии приносят возможность обновления преподавателем простого монотонного изложения, которое не воспринимается студентами на достаточном уровне. Также предоставляет перевод основной активности с преподавателя, который в традиционной системе осуществляет колоссальные затраты на донесение учебного материала, организацию, методическую и документальную часть, на студента. Студент стает «включенным» субъектом образовательного процесса, который почти на равных находится с преподавателем в осуществлении учебных задач, выборе средств и др.
Творческий учебный процесс перестает иметь лишь теоретический характер воплощения и может практически реализоваться на конкретных примерах, реализоваться в большем спектре. Информационно-коммуникативные технологии вносят дополнительный методический эффект при разработке преподавателем новых образовательных элементов и комплексов. Это, в свою очередь, характеризуется обновлением традиционного учебно-методического обеспечения учебного процесса подготовки инженера-дизайнера.
Для будущего инженера-дизайнера важно постоянно находится в потенциальной активности информационного и коммуникативного процессов, появления новых технологий и методик, способ решения творческих задач. Все это возможно за счет включения инновационных образовательных технологий, повышающих содержательный компонент и формы взаимодействия субъектов учебного процесса. Актуализация теоретического блока, алгоритмизация производственных действий и операций, использование новых программных продуктов и обеспечения для большинства этапов проектирования становится современной тенденцией развития инженерных специальностей.
Педагог на сегодня владеет огромными возможностями существующей методологии и образовательных технических средств, форм взаимодействия со студентами для формирования нового современного учебного процесса в высшем учебном заведении. Формирование новой образовательной парадигмы затрагивает кардинальные переориентирование на информационно-коммуникативные технологии и создания виртуальных порталов. Они стают более совершенной открытой учебной базой, опорой и виртуальным плацдармом для студентов и желающих к саморазвитию, самообразованию за счет Интернет-технологий и компьютерного обеспечения.
ЛИТЕРАТУРА
Baldwin L.P. Editorial [Электронный ресурс] // Active Learning in Higher Education, 2012. №13(1). URL: http://alh.sagepub. com/content/13/1/3.citation (дата обращения 23.03.2014).
Голенков В.В., Емельянов В.В., Тарасов В.Б. Виртуальные кафедры и интеллектуальные обучающие системы // Новости! искусственного интеллекта. 2001. №. 4. С. 3-13.
Даськова Ю.В. Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Анализ содержания!
¡рУче0Н'ой*дйоцЙплины^Осн01м произвЩстаё'нного МастерсТвЖ' //'Перспективы науки и образования. 2014."№2!! (8). URL: http:/fpnojournal.nIes.wordpress.com/2014/02/1402pno1.pdr(gaTa обращения: 25.05'т4).
4. Еронченко Л.В., Лукьянова Е.А., Чубик С.А. Влияние новых информационных технологий на развитие творческих способностей // Информационно-коммуникационные технологии в сфере культуры и образования: сборник научных трудов по итогам международной научно-методической конференции. Саратов, 2012. С.7-10.
5. Кодратенко О.А. Инфографика в вузе: формируем визуальную компетенцию // Перспективы науки и образования. 2014. № 2 (8). URL: http://pnojournal.files.wordpress.com/2014/02/1402pno1.pdf (дата обращения: 25.05.14).
1. Baldwin L.P. Editorial [Электронный ресурс] // Active Learning in Higher Education, 2012. №13(1). URL: http://alh.sagepub. com/content/13/1/3.citation (дата обращения 23.03.2014).
2. Golenkov V.V., Emel'ianov V.V., Tarasov V.B. Virtual chair and intelligent learning system. Novosti iskusstvennogo intellekta - News of artificial intelligence, 2001, no. 4, pp. 3-13 (in Russian).
3. Das'kova Iu.V. Formation and development of creative independence students-designers. The analysis of the content of the discipline "Fundamentals of production skill". Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. ' 2 (8). Available at: http://pnojournal.files.wordpress.com/2014/02/1402pno1.pdf (accessed 1 November 2014).
4. Eronchenko L.V., Luk'ianova E.A., Chubik S.A. Vliianie novykh informatsionnykh tekhnologii na razvitie tvorcheskikh sposobnostei [Influence of new information technologies on the development of creative abilities]. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v sfere kul'tury i obrazovaniia: sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii [Information-communication technologies in the sphere of culture and education: proceedings of the international scientific-methodical conference]. Saratov, 2012. pp.7-10.
5. Kodratenko O.A Infographics in high school: formation visual competence. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 2 (8). Available at: http://pnojournal.files.wordpress.com/2014/02/1402pno1.pdf (accessed 1 November 2014).
REFERENCES
Информация об авторе
Борисенко Денис Владимирович
(Украина, Харьков) Аспирант, ассистент кафедры «Технологий и дизайна» Украинская инженерно-педагогическая академия E-mail: myknowledges@mail.ru
Information about the author
Borisenko Denis Vladimirovich
(Ukraine, Kharkiv) Postgraduate student, Assistant of the Department "Technology and Design" Ukrainian Engineering-Pedagogical Academy E-mail: myknowledges@mail.ru