Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Д. В. Борисенко
Графический вектор развития профессиональных компетенций инженера-дизайнера
Присутствие отставания уровня сформированных у выпускников умений и навыков от уровня реальной практической профессиональной среды ведет к необходимости пересмотру и трансформации образовательного комплекса. Современная профессиональная подготовка будущих специалистов характеризуется обновлением методологического аппарата и внедрением инновационных технических и программных средств, использования передовых технологий, методик и форм обучения. Еще одним важным элементом образовательных новаций становится пересмотр блока профессиональных компетенций и изменение их содержательного компонента.
В данной работе на примере подготовки будущих инженеров-дизайнеров рассмотрена интенсификация учебно-методического обеспечения и формирования графического вектора развития профессиональных компетенций будущего специалиста. Особая роль уделена развитию графической компетенции как ответ на современные темпы совершенствования программного и технического обеспечения профессиональной подготовки, внедрения новых информационно-коммуникативных учебных средств и потребности профессиональной сферы в высококвалифицированных специалистах.
Ключевые слова: графическая компетенция, инженер-дизайнер, инновация, дизайн-продукт, графический объект, информационно-коммуникативные средства, педагогическая технология
Perspectives of Science & Education. 2015. 2 (14)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Accepted: 3 April 2015 No. 2 (14). pp. 100-103.
D. V. BORiSEN KO
Graphic vector of development of professional competences of the engineer-designer
Presence of lag of level of the skills created at graduates from the level of the real practical professional environment conducts to need to revision and transformation of an educational complex. Modern vocational training of future experts is characterized by updating of the methodological device and introduction innovative technical and software, use of advanced technologies, techniques and forms of education. Revision of the block of professional competences and change of their substantial component becomes one more important element of educational innovations.
In this work on the example of training of future engineers-designers the intensification of educational and methodical providing and formation of a graphic vector of development of professional competences of future expert is considered. The special role is given to development of graphic competence as the answer to modern rates of improvement of program and technical ensuring vocational training, introduction of new information and communicative educational means and need of the professional sphere for highly qualified specialists.
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Дата публикации: 1.05.2015 № 2 (14). С. 100-103. УДК 378.14
Keywords: graphic competence, engineer-designer, innovation, design product, graphic object, information and communicative means, pedagogical technology
ИррёЩрдня ш^щеСТЯрет Широкий спектр педагогических новациИ для включения в учебную среду подготовки будущих специалистов. Информационно-коммуникативные средства является альтернативным выходом при взаимодействии с большим объемом информации [3]. Они обеспечивают современное перспективное становление образовательного плацдарма, предоставления будущим специалистам новых условий для развития и профессионального инструмента для разра-ротки, создания, внедрения и реализации инновационных методик и технологий, повышения визуализации и раскрытия особенностей проектной творческой деятельности, которая является важным критерием подготовки инженера-дизайнера [1].
Современные условия развития образовательного процесса характеризуются внедрением инновационных учебно-методических комплексов и унифицированных педагогических моделей. Отдельное направление занимает внедрение коммуникационной модели — дистанционной формы обучения. Оно характеризуется разветвленным развитием лекционного курса теоретического представления учебного материала и модульным выполнением учебных заданий. Эти системы пока еще имеют ограниченные приложения и принципиально не позволяют их полноценной реализации при подготовке будущего инженера-дизайнера. Но при этом существует значительный комплекс уже существующих информационно-коммуникативных средств, особенно программного характера — программные продукты для создания графических объектов, разработки дизайн-идей, дизайн-проектов и дизайн-продуктов. При этом овладение данными инновационными средствами является важной особенностью профессиональной компетенции
именение современных передовых технологий и средств информационно-коммуникативного обеспечения
Применение новых художественных техник, методик, средств и материалов, ознакомление с новой
методологией выполнения дизайн-проектирования
Графическая компетенция инженера-дизайнера
йайн-айн-
иайян- п
Разработка графических систем, модельных ряда, презентационного комплекса дизайн-продукта и др.
V
Рис. 1. Модель графической компетенции инженера-дизайнера
будущего специалиста, его активному использованию новаций и современных технологий в профессиональной деятельности.
Затрагивая вектор формирования новых компетенций будущего специалиста необходимо акцентировать внимание на постоянный рост информационного профессионального контента, который не возможно полноценно «вписать» в уже существующие рамки набора компетенцией учебной подготовки [4]. Выходом из данной ситуации является формирование новых компетенций и их активный вектор развития за счет внедрения инновационных методик профессиональной подготовки. Каждая новая компетенция стает важным критерием конкурентоспособности на рынке труда будущего выпускника и возможностью профессионального роста в широких условиях профессиональной среды.
Профессиональные компетенции, которыми должен овладеть выпускник высшего учебного заведения, характеризуются двухкомпонентным обобщенным представлением:
• универсальный спектр профессиональных компетенций (овладение обобщенными теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками);
• специальные профессиональные компетенции (овладения особенным спектром профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с отраслью применения).
Именно в спектре профессиональных компетенций проявляется наибольший прирост и расширение границ взаимодействия будущего специалиста с профессиональной средой. Среди специальных профессиональных компетенций возможно выделить формирование графической компетенции при подготовки будущего инженера-дизайнера. Она направлена на формирование у студентов профессиональных умений в области разработки графических объектов, моделей дизайн-продуктов и освоения художественных техник, методик и средств (см. рис.1).
При современ-
ных условиях процесса организации учебно-методического и материально-технического обеспечения графический вектор развития профессиональных компетенций приобретает инновационных характеристик трансформационного становления. Это происходит в результате применения современных информа-цирнно -¡кйммёуЙЙМЖи в -
Практические умения передавать особенности
будущего дизайн-продукта графическими средствами, инновационными средствами виртуальной и веб-поддержки
101 2307-2447
Perspectives of Science and Education. 2015. 2 (14)
КНрРРеяЯЯ и Технологий в првЦеСсезеоЗДания графических объектов. Они позволяют расширить имеющийся спектр возможностей будущего инженера-дизайнера, открывают виртуальные пути разработки графического объекта.
В ходе освоения студентами инновационных программных продуктов и технических средств формируется в комплексе и другие профессиональные компетенции, среди которых коммуникационная, виртуального уровня развития, наладка новых форм профессионального взаимодействия студентов между собой в учебной группе и преподавателем в процессе выполнения учебного задания. Более детально рассмотрим использование современного спектра программных пакетов в ходе подготовки будущего инженера-дизайнера и формирования графической компетенции.
В процессе разработки графического ряда моделей будущего дизайн-продукта студент может применять помимо традиционного «инструментария» и более широкий инновационный профессиональный функционал. Он характеризуется внедрением и использованием инновационных технических и программных средств, виртуальной поддержки учебного процесса и графической деятельности [2].
Освоение информационно-коммуникативных средств в основном осуществляется за счет привлечения, в первую очередь, универсального программного пакета, который имеет широкий уровень применения среди пользователей. К ним относятся не полноценно специализированные программные продукты, среди которых графические редакторы «начального уровня», но с большим функциональным набором. Они характеризуются:
• понятным традиционным интерфейсом;
• быстрым уровнем освоения;
• незначительным объемом использования оперативной памяти аппаратного оборудования (компьютера), что также является немаловажным параметром и обеспечения мобильности учебного процесса;
• быстрым процессом полной установки или использования портативных версий программ;
• широкими функциональными возможностями, чем текстовый редактор и другие представители офисного пакета;
• возможностью создавать качественные графические объекты;
• возможностью работать в векторной и растровой графике;
• некоторые программные продукты имеют, кроме того, веб-приложения и версии для ознакомления;
• возможностью сохранения разработанных графических объектов в различных распространенных форматах;
• возможностью взаимодействовать с другими программными продуктами и офисным пакетом и прочее.
Графически^^редактор^Щданногб^уровня оИ
ваиваются и применяются студентами в ходе практических и лабораторных работ для разработки собственного модельного ряда предложений, создания фор-эскизов и зарисовок, проработки общей формы и конструкции. Создание студенческих моделей-предложений происходит на базе анализа оформленного модельного ряда аналогов в офисном пакете, который может быть (модельный ряд) дополнительно доработан графическими редакторами. При данном графическом анализе происходит внесение дополнений: дополнительных конструктивных линий, выделение акцентов, главных направлений развития формы, силуэта, средств и приемов гармонизации композиции, построение обобщенной базовой модели и тому подобное. Все это еще больше позволит студенту выявить главные особенности при формообразовании дизайн-продукта и разработать дизайн-идею, дизайн-концепт на создание собственных предложений.
Графические программные пакеты являются наиболее востребованными в ходе профессиональной подготовки по графическим специальностям. Также наличие опыта их владения отмечается в большинстве профилированных анкет при трудоустройстве будущих выпускников. Они позволяют создавать высокого качества графические разработки и имеют широкий спектр инструментальных возможностей, опций и параметров. Каждый из них представляет собой целую систему, которая позволяет применять различный спектр рабочих форматов и рабочих участков, графических материалов, автофигур, вставок, текста, колористического решения отдельных объектов, фона и др. При этом, в процессе их освоения выстраивается еще одна последовательность постепенного овладения функциональными возможностями от простого к сложному, от создания простых фигур к разработке сложного графического объекта с эффектами, послойного наращивания и другими специфическими особенностями.
Использование инновационных информационно-коммуникативных средств может реализовать не только на этапе разработки графических эскизов дизайн-моделей, но и на других этапах проектирования [2]:
• на этапе изучения условий проектного задания и требований (со стороны преподавателя осуществляется новый подход к теоретическому изложению учебного материала, демонстрации и практической презентации уже имеющихся примеров работ и т.д., а для студентов освоения маркетинговых особенностей, «промоушен» будущих разработок);
• на этапе разработки общей формы объекта (наибольшая концентрация практической реализации программных продуктов для разработки графических объектов);
pnojournal.wordpress.com
• нрэшцррмировш гипотезы решения, уточнения замысла (использование высшего порядка графических разработок — переход к 3^-редакторам и 3^-моделированию [5]).
Быстрая смена уже существующих новинок увеличивает необходимость их внедрения для предоставления процессу приближенных рамок практического соответствия с нынешними темпами развития, формирующей компетенции и дидактическими требованиями. Появление инновационных стратегии развития не становится уже критическим взглядом и принимает форму «целенаправленных изменений, которые вносят в педагогическую систему новые, относительно стабильные элементы» [5]. Главным критерием остается «стабильность», которая становится важным фактором предотвращения хаоса использования различных технологий, потери целевых учебно-воспитательных ориентиров и, самое главное, отсутствия конечной цели — учебного результата — выпуска компетентных специалистов, которые должны приспособиться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
В современных условиях развития техносферы педагог находится в среде развития передовых учебных технологий, реализовать в своей профессиональной практике только максимальные учебные мощности, формировать содержательную мотивацию студентов и быть «выше» их осведомленности в компьютерных разработках по профессиональной направленности. Он также должен отслеживать новые поступления в области интерактивных учебных разработок и
дистанционных курсов, расширять границы взаимодействия со студентами, а не ограничиваться только аудиторных занятий с моделью «лицом к лицу», наращивать виртуальную учебную сеть и активно привлекать Интернет-технологии.
Современный учебный процесс также не должен исключать важной роли студента в организационной структуре учебного взаимодействия, оказывать ему расширенную область для манипулирования, личного выбора темпа восприятия и объема учебного материала для качественного освоения. Так, при изучении будущими инженерами-дизайнерами специальных дисциплин, педагогом должны активно привлекаться различные формы взаимодействия преподавателя со студентами, создания возможности дистанционного освоения учебного материала или проведения дополнительных консультаций по выполнению самостоятельных, контрольных и модульных работ студентами, предоставление более широкого учебного материала и альтернативных источников информации.
Модернизация и освоение новых ступенвй информационно-коммуникативного окружения студентом становится важным фактором при формировании профессиональных компетенций, среди которых и графическая компетенция. Будущий инженер-дизайнер вынужден овладевать новыми профессиональными навыками, практически использовать существующий спектр инновационных средств и осуществлять саморазвитие для усовершенствования взаимодействия в учебном коллективе.
ЛИТЕРАТУРА
Кодратенко О. А. Инфографика в вузе: формируем визуальную компетенцию [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2014. №2(8). URL: http://pnojournal.files.wordpress.com/2014/02/1402pno1.pdf (дата обращения: 25.05.14).
Марченко М. Н. Графическая деятельность и компьютерные технологии в профессиональной подготовке будущих дизайнеров // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 5(21). С.115-118.
Нагаева И. А. Моделирование универсального набора электронных учебно-методических ресурсов на основе информационных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2014. №4(10). URL: http://pnojournal.files.wordpress.com/2014/04/pdf_140405.pdf (дата обращения: 31.12.14).
Трембач В. М. Применение интеллектуальных технологий к формированию компетенций обучающихся // Искусственный интеллект и принятие решений. 2008. №. 2. С. 34-54.
Федотова Н. В. Трехмерное моделирование в преподавании графических дисциплин // Фундаментальные исследования. 2011. №. 12 ч 1. С. 68-70.
REFERENCES
Kodratenko O. A. Infographics in high school: generated visual competence. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.2 (8). Available at: http://pnojournal.files.wordpress.com/2014/02/1402pno1.pdf (accessed 25 May 2014).
Marchenko M. N. Graphic activities and computer technologies in professional training of future designers. Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl' - Historical and social and educational thought, 2013, no. 5(21), pp. 115-118 (in Russian). Nagaeva I. A. Modeling of the universal set of electronic educational-methodical resources on the basis of information and educational resources. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.4 (10). Available at: http:// pnojournal.files. wordpress.com/2014/04/pdf_140405.pdf (accessed 31 December 2014).
Trembach V. M. Application of intellectual technologies to formation of competences trained. Iskusstvennyi intellekt i priniatie reshenii - Artificial intelligence and decision-making, 2008, no 2, pp. 34-54 (in Russian).
Fedotova N. V. Three-dimensional modeling in teaching graphic disciplines Fundamentalnye issledovaniia. - Basic researches, 2011, no. 12, P. 1., pp. 68-70 (in Russian).
Информация об авторе
Борисенко Денис Владимирович
(Украина, Харьков) Аспирант, ассистент кафедры «Технологий и дизайна» Украинская инженерно-педагогическая академия E-mail: myknowledges@mail.ru
Information about the author
Borisenko Denis Vladimirovich
(Ukraine, Kharkiv) Graduate student, Assistant of the Department
"Technology and Design" Ukrainian Engineering Pedagogics Academy E-mail: myknowledges@mail.ru
103 ISSN 2307-2447