УДК 340.512 ББК Х.400.32
DOI: 10.14529/law200414
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЕ
Т. В. Пашнина
Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Челябинск
Предпринята попытка анализа гарантирующей роли библиотечной информации для реализации информационных прав несовершеннолетних граждан в контексте создания в Российской Федерации общества знаний. Проанализирована проблема, связанная с феноменом «клиповой культуры», получившая широкое распространение в российском социуме. Акцентировано внимание на положениях стратегических документов информационной сферы, ставящих целью трансформацию российского общества в общество знаний на основе достоверной, безопасной и качественной информации, призванной содействовать всестороннему развитию личности, и в конечном итоге служить базой для инновационного развития страны в целом.
Утверждается, что важнейшим информационным институтом, способным внести значительный вклад в достижение данной цели, является институт библиотеки, поскольку библиотеки выполняют не только информационные, но и культурные, просветительские функции, что нашло отражение в положениях базового закона библиотечной сферы. Отмечено, что право на информацию, а точнее - право на доступ к информации, возникающее у граждан в библиотечной сфере, реализуется посредством закрепленного в ст. 5 и 7 Закона о библиотечном деле права на библиотечное обслуживание, включающего право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек. Констатировано существование специальных нормативных гарантий для особых категорий граждан, нуждающихся в повышенном внимании и заботе со стороны общества и государства. Особое внимание уделено праву несовершеннолетних граждан нашей страны на доступ к информации, в том числе через институт библиотеки. Отмечено, что это согласуется с поправками к Конституции РФ, провозгласившими детей важнейшим приоритетом государственной политики России. По материалам зарубежной периодической печати приводятся основные положения концепции права детей на информацию, базирующейся на положениях Конвенции ООН о правах ребенка. Утверждается, что информация играет важнейшую роль для становления ребенка как личности, и библиотека выступает важнейшим гарантом ее предоставления. Отмечено, что подобный зарубежный опыт способен стать основой для дальнейших теоретических исследований права детей на информацию с позиции российского правовой науки. По результатам исследования констатирована необходимость теоретического осмысления специфики реализации информационных прав несовершеннолетних граждан и разработки комплексной государственной программы, направленной на поддержку системы детских и юношеских библиотек с учетом возможностей сквозных цифровых технологий.
Ключевые слова: информация, стратегические документы, библиотека, правовое регулирование библиотечного дела, пользователи библиотек, несовершеннолетние, право на информацию, право детей на информацию.
Информация играет огромную роль в жизни современного человека, общества, государства. При этом основой инновационного развития страны согласно положениям Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая
2017 г. № 203, должно стать общество знаний, в котором преобладающее значение имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
В свете вышеизложенного, актуализиру-
Пашнина Т. В.
Реализация информационных прав несовершеннолетних граждан на доступ к информации в библиотечной сфере
ется роль таких информационных институтов, как институт библиотеки. Еще в 90-х гг. ХХ века библиотекам прогнозировалось исчезновение в связи с появлением персональных компьютеров и эйфорией от возможностей сети Интернет. Однако Интернет не стал панацеей, поскольку в нем практически отсутствует воспитательный и культурный аспект, да и задача обеспечения граждан качественной информацией, соответствующей высоким стандартам, трудновыполнима вследствие многих причин, прежде всего транснационального характера данной сети.
В Стратегии развития информационного общества отмечается: на сегодняшний день в российском социуме восторжествовало так называемое «клиповое мышление», характеризующееся поверхностным, некритичным, подверженным чужому влиянию восприятием информации, выступающее одним из главных препятствий в создании условий для формирования общества знаний. Это вновь возвращает к мысли о возможностях библиотеки, являющейся не только информационной, но и культурной, просветительской организацией.
Право на информацию, а точнее - право на доступ к информации, возникающее у граждан в библиотечной сфере, реализуется посредством закрепленного в ст. 5 и 7 Закона о библиотечном деле права на библиотечное обслуживание, включающего право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек, и конкретизирующегося через широкий перечень прав пользователей общедоступных библиотек, реализуемых бесплатно и без ограничений (получать полную информацию о составе библиотечных фондов, консультационную помощь в поиске и выборе источников информациии др.)
Гуманистическая направленность права на информацию проявляется в выделении в библиотечной сфере особых категорий пользователей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны российского общества и государства, к которым Закон о библиотечном деле относит представителей национальных меньшинств, инвалидов, в том числе слепых и слабовидящих, пользователей, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, а также пользователей детского и юношеского возраста.
В свете последних поправок к Конституции Российской Федерации особое внимание
государство придает последней категории. В соответствии с ч. 4 ст. 67.1 дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей.
Согласно ст. 8 Закона о библиотечном деле к особым правам пользователей детского и юношеского возраста относится возможность реализовать свое право на библиотечное обслуживание как в общедоступных библиотеках, так и посредством системы специализированных детских и юношеских библиотек, а также библиотек образовательных организаций.
В библиотечной сфере права читателей детского и юношеского возраста закреплены в ряде международных и национальных правовых документов, основными среди которых являются Декларация прав ребенка ООН (1959 г.), Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Манифест школьных библиотек ИФЛА / ЮНЕСКО (2000 г.), Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества (1996 г.), Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи ИФЛА (2003 г.), распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р «Об утверждении концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» и др.
При предоставлении библиотечных услуг несовершеннолетним пользователям библиотеки в обязательном порядке руководствуются требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Однако на теоретическом уровне специфика реализации права на информацию несовершеннолетними гражданами в российской правовой науке исследована недостаточно. В этой связи особый интерес представляет исследование Koren Marian, обосновывающей специфику права ребенка на информацию в библиотечной сфере [1].
Исследователь справедливо утверждает, что информация влияет на физическое, эмоциональное, когнитивное и социальное развитие ребенка. Пока ребенок маленький, родители являются для него основным источником информации. Поскольку и вербальное, и не-
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2020. Т. 20, № 4, С. 80-84
вербальное поведение родителей имитируется малышом, то пример, подаваемый ими, нельзя недооценивать, поскольку именно он имеет решающее значение для развития ребенка, а те общечеловеческие ценности, которые разделяют и демонстрируют родители, формируют базовые ориентиры для ребенка в развитии его взглядов на мир и на самого себя.
Новые источники информации становятся доступны ребенку, когда он вступает в контакт с другими людьми вне семейного окружения. К ним относятся сверстники и взрослые в школе, в клубах или на улице.
В свете права ребенка на информацию информационный процесс следует воспринимать в его активной форме поиска информации. В сущности ребенок - это искатель информации. Право на информацию, рассматриваемое в свете развития человеческого потенциала, требует более широкого освещения и защиты с точки зрения ребенка - искателя или получателя информации.
Конвенция ООН о правах ребенка - это каталог прав человека, связанных с детьми. С точки зрения права на информацию в Конвенции содержатся четкие формулировки права ребенка на свободу слова, самовыражение и его право на доступ к информации.
Скрытые формулировки права на информацию и поддержку развития личности ребенка содержатся в положениях о его личности, праве свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, касающимся собственной жизни, свободе мысли, совести и религии, а также уважении к его личной жизни. Другие неявные формулировки, связанные с правом ребенка на информацию, связаны с его участием в социальной жизни. Эти формулировки включают в себя его свободу ассоциаций, возможности ребенка участвовать в жизни общества, в культурной жизни, его доступ к образованию, его право знать о своих правах.
Все это - права человека, которые реализуются или должны реализовываться в библиотечных службах. Конвенция признает эволюционирующие способности ребенка, которые дают ему все больше возможностей для развития. Участие в дискуссиях, общественных мероприятиях и процессах принятия решений - это другие аспекты развития ребенка, признанные Конвенцией. Все эти права предполагают информационную составляющую, и теряют смысл, если не включают в себя право ребенка на информацию.
Порядок осуществления права на инфор-
мацию может быть структурирован таким образом, чтобы в основе лежал следующий принцип: данной категории лиц должна быть предоставлена высшая форма правовой защиты в ситуациях, в которых отсутствие информации в наибольшей степени угрожает человеческому достоинству ребенка. Другими словами, в отношении информации, имеющей решающее значение для способности ребенка жить как человеческому существу, его право на информацию должно быть приоритетным.
В качестве примера гарантирования права детей на информацию государственными учреждениями можно привести деятельность публичной библиотеки. Идеологическая цель библиотеки и ее ответственность перед обществом создают надлежащие условия осуществления права ребенка на информацию [1, примеч.: текст приводится в переводе автора].
Без сомнения зарубежный опыт заслуживает самого пристального внимания, поскольку способен стать основой для дальнейших теоретических исследований как специфики реализации права детей на информацию в целом, так и в сфере библиотечного дела в частности.
Попыткой осмысления роли института библиотеки в реализации информационных прав несовершеннолетних граждан нашей страны можно считать положения Концепции библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг., в которой признается, что дети являются приоритетной группой, имеющей право на информационное и библиотечное обслуживание, и утверждается, что «дети - будущее страны, ее главный человеческий капитал ... В настоящее время библиотеки для детей повсеместно - практически единственные специализированные доступные бесплатные учреждения культуры.».
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что предназначение, выполняемые функции и имеющийся информационный потенциал позволяют библиотекам выступать в качестве эффективной гарантии реализации информационных прав несовершеннолетних граждан, и в конечном итоге, содействовать достижению заявленной в Стратегии развития информационного общества цели - формированию общества знаний, поскольку именно с детьми связано будущее Российского государства. При этом данный процесс неотделим от цифровизации всех сфер жизнедеятельности российского общества и использования в них новейших цифровых технологий, в том
Пашнина Т. В.
Реализация информационных прав несовершеннолетних граждан на доступ к информации в библиотечной сфере
числе в сфере библиотечного дела, выступающей гарантом для их бесплатного предоставления несовершеннолетним гражданам. На сегодняшний день возможности сквозных цифровых технологий и формы их использования в библиотечной сфере исследованы недостаточно.
Для того чтобы библиотека могла выполнять данную задачу, на наш взгляд, необходимо предпринять ряд мер.
1. Осмысление на теоретическом уровне специфики реализации несовершеннолетними права на информацию в его взаимосвязи со всесторонне развитой личностью, способной реализовать свой потенциал в стремительно развивающейся цифровой реальности.
2. Теоретическое осмысление сквозных цифровых технологий, которые должны применяться в библиотечной сфере для удовле-
творения информационных потребностей и реализации информационных прав несовершеннолетних граждан в их связи с инновационной трансформацией всех сфер жизнедеятельности на основе цифровых данных и формированием в Российской Федерации общества знаний.
3. Разработка комплексной государственной программы, направленной на поддержку детских и юношеских библиотек с обязательным учетом возможностей предоставления информационных услуг при помощи сквозных цифровых технологий.
Литература
1. Koren, Marian. The Right to Information: a human right of children / Marian Koren. URL: https://www.ifla.org/files/assets/faife/lectures-papers/koren.pdf.
Пашнина Татьяна Викторовна - преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Челябинск. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 29 июня 2020 г.
DOI: 10.14529/law200414
REALIZATION OF INFORMATION RIGHTS OF MINORS TO ACCESS INFORMATION IN THE LIBRARY SPHERE
T. V. Pashnina
Ural branch of the Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russian Federation
An attempt has been made to analyze the guaranteeing role of library information for the implementation of information rights of minors in the context of the creation of a knowledge society in the Russian Federation. The article analyzes the problem associated with the phenomenon of "clip culture", which has become widespread in the Russian society. Attention is focused on the provisions of strategic documents in the information sphere, which aim at transforming Russian society into a knowledge society based on reliable, safe and high-quality information, designed to contribute to the comprehensive development of the individual, and ultimately serve as the basis for the innovative development of the country as a whole.
It is argued that the most important information institution capable of making a significant contribution to the achievement of this goal is the institution of the library, since libraries perform not only informational, but also cultural, educational functions, which is reflected in the provisions of the basic law of the library sphere. It is noted that the right to information, or rather the right to access to information arising fro m citizens in the library sphere, is realized through the means enshrined in Art. 5 and 7 of the Law on Librarian-ship, the right to library services, which includes the right to access libraries and the right to freely choose libraries.
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2020. Т. 20, № 4, С. 80-84
The existence of special regulatory guarantees for special categories of citizens in need of increased attention and care from society and the state was stated. Particular attention is paid to the right of minor citizens of our country to access information, including through the library institute. It is noted that this is consistent with the amendments to the Constitution of the Russian Federation, which proclaimed children the most important priority of Russian state policy. Based on the materials of foreign periodicals, the main provisions of the concept of children's right to information, based on the provisions of the UN Convention on the Rights of the Child, are given. It is argued that information plays an essential role for the development of a child as a person, and the library is the most important guarantor of its provision. It is noted that such foreign experience can become the basis for further theoretical studies of children's right to information from the standpoint of Russian legal science. Based on the results of the study, the need for a theoretical understanding of the specifics of the implementation of the information rights of mino rs and the development of a comprehensive state program aimed at supporting the system of children's and youth libraries, taking into account the possibilities of end-to-end digital technologies, was stated.
Keywords: information, strategic documents, library, legal regulation of librari-anship, library users, minors, right to information, children's right to information.
References
1. Koren, Marian. The Right to Information: a human right of children / Marian Koren. Available at: https://www.ifla.org/fi les/assets/faife/lectures-papers/koren.pdf.
Tatyana Viktorovna Pashnina - lecturer of State legal disciplines of Ural branch of the Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Received 29 June 2020.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Пашнина, Т. В. Реализация информационных прав несовершеннолетних граждан на доступ к информации в библиотечной с фере / Т. В. Пашнина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2020. - Т. 20, № 4. - С. 80-84. DOI: 10.14529/^200414.
FOR CITATION
Pashnina T. V. Realization of information rights of minors to access information in the library sphere. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2020, vol. 20, no. 4, pp. 80-84. (in Russ.) DOI: 10.14529/law200414.